Налоговый кодекс Российской Федерации

Жилищный кодекс Российской Федерации

Жилищное право – несомненно, востребованная на практике подотрасль гражданского права, призванная регулировать отношения, касающиеся юридических аспектов владения, пользования и распоряжения жильём. Мы, как граждане Российской Федерации, являемся субъектами жилищного права. То есть, фактически, оно затрагивает каждого, кто имеет не только собственное жильё, но и съёмное или служебное. Ввиду широчайшей сферы применения жилищного законодательства, следует обратить внимание на его колоссальную социальную и юридическую роль.

Чтобы иметь представление о том, что такое Жилищный кодекс Российской Федерации, необходимо ознакомиться с азами жилищного права.

Напомним, что жилищное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в сфере использования и эксплуатации жилищного фонда.

Предмет жилищного права – общественные отношения, возникающие в связи с использованием и эксплуатацией жилого фонда.

Жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений вне зависимости от формы собственности, включая жилые дома, специализированные (к примеру, общежития), служебные жилые помещения, квартиры, предназначенные и пригодные для проживания.

Текст ЖК напрямую указывает, что к жилым помещениям относят жилые дома, квартиры и жилые комнаты. Законодатели выделяют частный, государственный, муниципальный и общественный жилищный фонд.

Примечательно, что собственниками жилья выступают физические (граждане, то есть мы с вами) или юридические (организации, государственные органы) лица. Собственники – это субъекты жилищного права.

Единственным же объектом жилищного права являются жилые помещения (жилые дома, квартиры, комнаты). В случаях, когда жилые помещения признаны в соответствии с санитарным законодательством РФ непригодными для проживания, заселение не допускается.

Существует ряд определенных требований к объектам, отраженных в жилищном законодательстве. В первую очередь, помещение должно быть жилым, то есть функционально предназначенным для круглогодичного проживания граждан.

Задачи жилищного права

- Реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права на жилище.

- Создание всех необходимых условий для надлежащего использования/эксплуатации жилья.

мУкрепление законности и создание правопорядка в сфере жилищных отношений.

Жилищное законодательство и, впоследствии, ЖК базируются на основополагающих принципах.

Принципы жилищного права

- Неприкосновенность жилья. Никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нём лиц.

- Недопустимость произвольного лишения жилья. Означает стабильность права пользования жилым помещением.

- Свобода выбора места жительства. Законно находящиеся на территории РФ лица имеют полное право выбора места проживания.

- Доступность пользования жилым фондом. Гражданин имеет право и возможность реализовать право на жилище, предусмотренными законом способами (например, по договору социального или коммерческого найма, путём приобретения жилья в собственность).

Необходимо акцентировать внимание на том, что целевое использование жилищного фонда направлено исключительно для проживания, а не для каких-либо других целей.

Основания возникновения жилищных правоотношений

Основаниями возникновения жилищных правоотношений выступают юридические факты (обстоятельства), с наличием которых законодательство связывает возникновение правоотношений в сфере использования и эксплуатации жилого фонда. Это:

- сделки (к примеру, договор найма);

- административные акты (решение местной администрации о предоставлении квартиры);

- решение суда (о признании права собственности на жильё);

- приобретательная давность;

- право наследования.

Чтобы более подробно разобраться в сфере жилищных правоотношений, необходимо обозначить их виды.

Виды жилищных правоотношений включают отношения:

- по использованию объектов жилого фонда (например, договор найма или в силу права собственности). В соответствии с законодательством, жилые помещения предназначены исключительно для проживания граждан;

- по обеспечению граждан жилыми помещениями. Субъекты данных отношений с одной стороны – граждане, обращающиеся с просьбой о предоставлении им жилья, с другой – органы местного самоуправления или иные субъекты, в ведении которых находится жилищный фонд;

- по управлению и эксплуатации жилого фонда;

- в сфере строительства и финансирования строительства объектов жилого фонда;

- в сфере ответственности за нарушение жилищного законодательства.

Стороны жилищных правоотношений

Сторонами жилищных организационных отношений выступают органы, уполномоченные вести учёт лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и граждане, имеющие право на получение жилья в данном жилищном фонде.

Сторонами жилищных имущественных отношений выступают только граждане и члены их семей. Тут имеют место быть свои тонкости и нюансы.

В отличие от семейного права, в жилищном понятие «семья» трактуется иначе. В данной ситуации семья представляет собой группу лиц или общность людей, основанную на браке, родстве, или совместном проживании в одном жилище и ведущую с нанимателем жилого помещения совместное хозяйство (например, общий бюджет). Однако жилищное законодательство построено таким образом, что семья, как общность людей, субъектом жилищных правоотношений не считается.

Что представляет собой Жилищный кодекс РФ

Жилищный кодекс – это кодифицированный нормативный акт, регулирующий отношения, связанные с жилыми помещениями, их использованием, жилищными правами граждан.

ЖК РФ в первую очередь регулирует жилищные правоотношения (управление и эксплуатация жилого фонда).

Жилищный кодекс является одним из основных источников жилищного права (Главный источник – Конституция). Несложно понять, что ЖК – первостепенный НПА, которым пользуются как рядовые граждане, так и практикующие юристы.

Зачем нужны изменения в Жилищном кодексе

Всё течёт, всё изменяется – этот закон можно применить и к ЖК. Правовая база постоянно совершенствуется, естественно, в лучшую сторону.

Следует отметить, что регулярные изменения в Жилищном кодексе – это привычная практика для законодателей. Изменения и дополнения вносятся с целью оптимизации и реформирования жилищного законодательства. Самым радикальным, но непременно нужным изменением можно считать устранение той или иной статьи, потерявшей свою актуальность и полезность. В Жилищный кодекс Российской Федерации регулярно вносятся поправки, на практике улучшающие и упрощающие применение законодательства. Ещё одна цель изменений – это максимальное соответствие нормам международного права.

Практическое применение Жилищного кодекса

Обширно. Оно затрагивает правоотношения в сферах владения, пользования и распоряжения жилыми площадями, регламентирует правила эксплуатации жилых помещений. При возникновении спорных вопросов, кодекс даёт ответы, как защитить права в судебном порядке.

Как и любой другой кодекс РФ, жилищный имеет свою структуру, включающую разделы, главы и статьи. Текст жилищного кодекса состоит из 8 разделов, 14 глав и 165 статей. Это довольно объёмный НПА, регулирующий множество вопросов.

Краткий обзор структуры ЖК РФ

Раздел 1. Общие положения

Статьи Жилищного кодекса данного раздела посвящены основным началам жилищного законодательства, обеспечению условий для обеспечения права на жильё, неприкосновенности жилища и недопустимости его произвольного лишения. Здесь прописано, кто может являться участником жилищных правоотношений, какие НПА включает жилищное законодательство, каким образом оно действует во временных интервалах. Акцентируется внимание на взаимосвязи жилищного законодательства РФ и норм международного права. Основания возникновения жилищных прав и обязанностей, вопросы защиты жилищных прав так же чётко прописаны в первом разделе. С полномочиями органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов РФ в области жилищных отношений можно ознакомиться более подробно, изучив жилищный кодекс онлайн.

Объекты жилищных прав и жилищный фонд

Что является объектами жилищных прав, какие виды жилых помещений выделяют, каково назначение жилого помещения и пределы его использования, – со всеми этими нюансами можно ознакомиться, открыв второй раздел ЖК. Государственная регистрация прав на жилые помещения, государственный жилищный надзор и страхование жилых помещений освящаются здесь. Пристальное внимание уделено и характеристике жилищного фонда.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение и наоборот.

Включает статьи ЖК, описывающие условия, порядок перевода жилого помещения в нежилое и нежилого в жилое. Здесь же указано, в каких случаях допускается отказ в переводе жилого помещения в нежилое и наоборот.

Переустройство и перепланировка жилого помещения

Отвечает на вопросы: какие виды переустройства и перепланировки жилого помещения выделяют; что является основаниями их проведения и перепланировки; когда допускается отказ в согласовании переустройства (перепланировки); каким документом подтверждается его завершение. В разделе прописаны и юридические последствия самовольного переустройства (перепланировки) жилого помещения.

Раздел 2. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения

Охарактеризованы права и обязанности собственника жилого помещения, а также граждан, проживающих совместно с ним.

Рассматривается обеспечение жилищных прав собственника при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; пользование жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу; пользование на основании договора пожизненного содержания с иждивением.

Здесь же прописаны основания для выселения гражданина, право пользования жильём которого прекращено или ограничено.

Текст ЖК РФ главы «Общее имущество собственников помещения в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников» объединяет в себе статьи ЖК, посвящённые юридическим подробностям этого вопроса.

Раздел 3. Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма

Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма

Здесь следует обратить внимание на статьи ЖК РФ, регламентирующие основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятие их на учёт. Представлена к изучению информация об учётной норме площади жилого помещения.

Социальный наём жилого помещения.

Расписаны правила пользования жилым помещением, права и обязанности нанимателя и наймодателя; ответственность, предусмотренная законом и кодексом, за неисполнение обязательств по договору социального найма.

Раздел 4. Специализированный жилищный фонд

Жилые помещения специализированного жилищного фонда. Указаны виды жилых помещений специализированного фонда (к примеру, общежития, служебные помещения), а также прямое функциональное назначение каждого из видов. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими.

Основания предоставления специализированных жилых помещений, правила пользования ими; заключение, расторжение и прекращение договора найма – вот на что следует обратить внимание в данной главе.

Раздел 5. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы

Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

Кто обладает правом на вступление в жилищные кооперативы, какие органы управляют жилищными кооперативами, каким образом осуществляется их (ре)организация и ликвидация, – на эти вопросы вы можете получить подробные ответы, изучив Жилищный кодекс онлайн.

Правовое положение членов жилищных коллективов

Включает предоставление жилого помещения в домах жилищного кооператива, выселение бывших их членов, положения о временных жильцах.

Раздел 6. Товарищество собственников жилья

Создание и деятельность товарищества собственников жилья

Создание, государственная регистрация, реорганизация и ликвидация товарищества собственников жилья, их объединение, а также права и обязанности подробно прописаны тут.

Правовое положение членов товарищества собственников жилья

Глава посвящена вопросам объединения товариществ, правления ими и хозяйственной деятельности в рамкам товарищества.

Раздел 7. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги

Содержит как общие, так и специфические аспекты и нюансы, включающие обязанности по внесению оплаты (её размеру) за жилое помещение и сопутствующие коммунальные услуги.

В разделе закреплены структура и порядок платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Расходам собственников помещения в многоквартирных домах, компенсации расходов на оплату, предоставлению субсидий так же уделено особое внимание.

Раздел 8. Управление многоквартирными домами

Кто может входить в совет многоквартирного дома, что представляет собой договор управления многоквартирным домом, какие требования предъявляются к деятельности по управлению многоквартирным домом – наиболее важные моменты, описанные в последнем разделе ЖК.

Для чего предназначен Жилищный кодекс с комментариями

Комментарии к Жилищному кодексу выполняют важнейшую роль, направлены на улучшение восприятия и понимания читателем текста. В основе комментария лежит сравнительный анализ норм ЖК РФ, а сам он носит научно-практический характер. Помимо прочего, в комментариях даётся объективная юридическая оценка и положительных, и отрицательных аспектов ЖК. Практические комментарии по трактовке и применению норм кодекса востребованы специалистами. В комментариях большое внимание уделяется подробному описанию прав и обязанностей собственников жилых помещений, а также конкретным объектам жилищных прав. Проводится скрупулёзный анализ деятельности субъектов жилищных правоотношений.

Кому адресованы комментарии к Жилищному кодексу

Всем гражданам: участникам жилищных правоотношений, работникам органов государственной власти, судьям, нотариусам, прокурорам, адвокатам, научным работникам и любознательным эрудитам. Дело в том, что многие статьи ЖК РФ можно трактовать по-разному. В комментарии подробно расписан правовой практический материал, а на сложные и неоднозначные вопросы даны содержательные и ясные ответы.

Основные документы:

Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Кодекс от № 188-ФЗ

Жилищный кодекс Российской Федерации

  1. Статья 1.

    Основные начала жилищного законодательства

  2. 1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
  3. 2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
  4. 3. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  5. 4. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
  6. 5. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.
  7. Статья 2.

    Обеспечение условий для осуществления права на жилище

  8. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
  9. 1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
  10. 2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
  11. 3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
  12. 4) стимулируют жилищное строительство;
  13. 5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
  14. 5.1) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах;
  15. 6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;
  16. 6.1) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования;
  17. 7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;
  18. 8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль;
  19. 9) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  20. Статья 3.

    Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения

  21. 1. Жилище неприкосновенно.
  22. 2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
  23. 3. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.
  24. 4. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
  25. Статья 4.

    Жилищные отношения. Участники жилищных отношений

  26. 1. Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:
  27. 1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;
  28. 2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;
  29. 3) пользования общим имуществом собственников помещений;
  30. 4) отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;
  31. 5) учета жилищного фонда;
  32. 6) содержания и ремонта жилых помещений;
  33. 7) переустройства и перепланировки жилых помещений;
  34. 8) управления многоквартирными домами;
  35. 9) создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;
  36. 10) предоставления коммунальных услуг;
  37. 11) внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее также - взнос на капитальный ремонт);
  38. 11.1) формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - фонд капитального ремонта);
  39. 12) контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
  40. 13) осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;
  41. 14) ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
  42. 2. Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
  43. 3. Положения настоящего Кодекса применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не установлено настоящим Кодексом или другим федеральным законом.
  44. Статья 5.

    Жилищное законодательство

  45. 1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
  46. 2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
  47. 3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.
  48. 4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
  49. 5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
  50. 6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
  51. 7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  52. 8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
  53. Статья 6.

    Действие жилищного законодательства во времени

  54. 1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
  55. 2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
  56. 3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
  57. 4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
  58. Статья 7.

    Применение жилищного законодательства по аналогии

  59. 1. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
  60. 2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
  61. Статья 8.

    Применение к жилищным отношениям иного законодательства

  62. К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
  63. Статья 9.

    Жилищное законодательство и нормы международного права

  64. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены жилищным законодательством, применяются правила международного договора.
  65. Статья 10.

    Основания возникновения жилищных прав и обязанностей

  66. Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
  67. 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
  68. 2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
  69. 3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
  70. 4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
  71. 5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
  72. 6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
  73. Статья 11.

    Защита жилищных прав

  74. 1. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
  75. 2. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.
  76. 3. Защита жилищных прав осуществляется путем:
  77. 1) признания жилищного права;
  78. 2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
  79. 3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
  80. 4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
  81. 5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;
  82. 6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
  83. Статья 12.

    Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений

  84. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:
  85. 1) определение порядка государственного учета жилищных фондов;
  86. 2) установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов;
  87. 3) определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
  88. 4) определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  89. 5) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации;
  90. 6) определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации;
  91. 6.1) определение оснований и порядка предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
  92. 7) определение оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
  93. 8) определение порядка организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, определение правового положения членов таких кооперативов, в том числе порядка предоставления им жилых помещений в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
  94. 9) определение порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, определение правового положения членов товариществ собственников жилья;
  95. 10) определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений;
  96. 10.1) методическое обеспечение установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
  97. 10.2) утратил силу
  98. 11) определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания;
  99. 12) признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации непригодными для проживания;
  100. 13) установление правил пользования жилыми помещениями;
  101. 14) определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений;
  102. 15) правовое регулирование отдельных видов сделок с жилыми помещениями;
  103. 16) установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы;
  104. 16.1) установление порядка осуществления государственного жилищного надзора;
  105. 16.2) осуществление координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор;
  106. 16.3) установление порядка лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - деятельность по управлению многоквартирными домами);
  107. 16.4) осуществление мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности;
  108. 16.5) методическое обеспечение деятельности специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), в том числе разработка методических рекомендаций по созданию региональных операторов и обеспечению их деятельности, рекомендуемых форм отчетности и порядка ее представления;
  109. 16.6) осуществление мониторинга выбора и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта;
  110. 16.7) установление порядка ведения сводного федерального реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, включающего в себя сведения о лицензиях на осуществление данной деятельности, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, а также иных предусмотренных частью 1 статьи 195 настоящего Кодекса реестров;
  111. 16.8) установление порядка осуществления контроля за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, требований настоящего Кодекса и Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами;
  112. 17) осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
  113. 17.1) установление порядка осуществления общественного жилищного контроля;
  114. 17.2) установление порядка согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор;
  115. 17.3) установление порядка назначения на должность и освобождения от должности главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации;
  116. 18) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
  117. Статья 13.

    Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений

  118. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:
  119. 1) государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
  120. 2) определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
  121. 3) установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  122. 3.1) установление порядка определения дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
  123. 3.2) определение порядка установления максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
  124. 4) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
  125. 5) определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
  126. 6) признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания;
  127. 7) определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
  128. 8) осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
  129. 8.1) осуществление регионального государственного жилищного надзора;
  130. 8.2) установление минимального размера взноса на капитальный ремонт;
  131. 8.3) определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
  132. 8.4) осуществление мониторинга применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;
  133. 8.5) осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами;
  134. 9) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
  135. Статья 14.

    Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений

  136. 1. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
  137. 1) учет муниципального жилищного фонда;
  138. 2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  139. 2.1) определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
  140. 2.2) установление максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
  141. 3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
  142. 3.1) ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
  143. 4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
  144. 5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  145. 6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
  146. 7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
  147. 8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
  148. 9) осуществление муниципального жилищного контроля;
  149. 9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;
  150. 10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
  151. 2. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.
  152. 3. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Печать

Печатать

  • Скопировать в буфер
  • Добавить в закладки
  • Редакции абзаца
  • Редакции абзаца
    • В редакции федерального закона от

    • В редакции федерального закона от