Налоговый кодекс Российской Федерации

Воздушный кодекс Российской Федерации

Воздушное право представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие в области использования воздушного транспорта. Воздушное право включает в себя нормы национального и международного ВП, а его исходное положение – признание и очевидность исключительного и полного суверенитета государства в отношении собственного воздушного пространства. Современное российское воздушное право носит комплексный характер, включая нормы государственного (суверенитет воздушного пространства), гражданского права (авиаперевозки пассажиров, транспортировка грузов, ответственность владельца воздушного судна и перевозчика за нарушение воздушного законодательства). Воздушное право содержит в себе и нормы административного права (административная ответственность за правонарушения, совершённые в воздушном транспорте, строительство объектов на территории аэродромов), уголовного (особо тяжкие преступления, к примеру, угон воздушного судна).

Исходя из столь тесных взаимосвязей воздушного права и других правовых отраслей, законодатели объединили вышеперечисленные нормы (за исключением уголовных) в единые законодательные и подзаконные акты.

Предмет воздушного права

Какие отношения регулируются воздушным правом?

Предмет воздушного права составляют общественные отношения, которые возникают при эксплуатации воздушного пространства, при этом непосредственно связанные с деятельностью гражданской авиации. Другими словами, ВП регулируются отношения, связанные с осуществлением полётов в воздушном пространстве

Что понимают под термином «воздушное пространство»?

Воздушное пространство РФ – это воздушное пространство над всей территорией Российской Федерации, в том числе – над внутренними водами и территориальными морями. Статьи воздушного кодекса второй главы посвящены вопросам государственного регулирования воздушного пространства. Более детально изучить текст ВК вы можете, открыв Воздушный кодекс онлайн.

Что включает в себя структура воздушного пространства? (Статья ВК № 15)

Структура включает зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (к примеру, воздушные трассы и местные воздушные линии), районы аэроузлов и аэродромов, специальные, запретные, опасные зоны (районы осуществления взрывных работ, полигонов), зоны ограничений полётов воздушных судов.

Воздушный кодекс, как основной источник воздушного права

Основным источником национального воздушного права является Воздушный кодекс Российской Федерации. Согласно ВК, воздушные суда подлежат обязательной регистрации в Государственном реестре. Если воздушное судно пересекает государственные границы и границы других стран, то такой полёт именуется международным. Примечательно, что полёты иностранных воздушных судов могут осуществляться только по установленным воздушным трассам и в соответствии с заключёнными международными соглашениями о воздушном сообщении, либо посредствам получения специального разрешения на разовый полёт. Воздушный кодекс РФ (его нормы) регламентирует правовое положение воздушных судов, порядок функционирования аэродромов и аэропортов, устанавливает правила осуществления воздушных (в т.ч. международных) авиаперевозок пассажиров, грузов, багажа. Нормами ВК РФ также установлена ответственность перевозчика за нарушение воздушного законодательства.

Акцентируем внимание и на международном воздушном праве, так как оно тесно связано с российским.

К основным источникам международного воздушного права причисляют международные договоры и конвенции, в первую очередь Чикагскую конвенцию от 1944 года, согласно которой была учреждена Международная организация гражданской авиации. Многосторонние конвенции, заключенные между государствами, регулируют вопросы, затрагивающие ответственность перевозчиков при осуществлении международных перевозок, ответственность эксплуатанта воздушного судна перед третьими лицами, борьбу с попытками незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в том числе – с незаконным захватом воздушных судов и преступными действиями, направленными против безопасности пассажиров и гражданской авиации.

Периодически появляются изменения в Воздушном кодексе, цель которых – усовершенствовать законодательство, а именно упразднить неактуальные статьи и дополнить уже существующие. Комментарии к Воздушному кодексу призваны разъяснить новую правовые нюансы внесённых поправок. К слову, именно Воздушный кодекс с комментариями – основной акт, которым регулярно пользуются практикующие в области воздушного права юристы, ведь научно-практические и аналитические комментарии к статьям дают ответы на сложные и неоднозначные правовые вопросы.

Принципы воздушного права

Текст ВК РФ, в частности, указывает на принципы:

- исключительный суверенитет государства над собственным воздушным пространством. Государство самостоятельно устанавливает правовой режим использования воздушного пространства;

- свобода полётов в открытом воздушном пространстве, если это предусмотрено соответствующими международными договорами и конвенциями. Открытое или международное воздушное пространство – это воздушное пространство за пределами территориальных вод прибрежных стран;

- обеспечение безопасности международной гражданской авиации. Государства обязаны применять меры по должному обеспечению технической надёжности авиационной техники, аэропортов и воздушных трасс, а также вести борьбу с незаконным вмешательством в дела гражданской авиации.

Что такое авиационное имущество?

Кто может являться его собственником?

К имуществу гражданской и экспериментальной авиации относят: воздушные суда, аэропорты, аэродромы, технические средства, предназначенные для обеспечения полётов. Текст Воздушного кодекса акцентирует внимание на том, что авиационное имущество может находиться как в государственной и муниципальной собственности, так и в собственности физических и юридических лиц. Объекты же единой системы организации воздушного сообщения могут находиться лишь в федеральной собственности. Исключение – только имущество авиации МВД, которое может находиться в собственности субъектов РФ.

Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации (Статья ВК № 8)

Обязательной сертификации подлежат разработчики и изготовители воздушных судов; физические и юридические лица, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки; юридические лица, производящее техническое обслуживание авиационной техники и отвечающие за безопасность полётов воздушных судов. Аэродромы, аэропорты, образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов, оборудование воздушного судна (двигатели, винты, электросхемы) тоже подлежат обязательной сертификации.

Важно подчеркнуть, что осуществление процедуры сертификации происходит на возмездной основе. Обязательной же аттестации подлежит весь авиационный персонал.

Когда действие сертификатов приостанавливается или аннулируется?

Действие сертификатов приостанавливается в порядке, установленном федеральными авиационными правилами. Аннулирование сертификатов производится органами, их выдавшими, и также в соответствии с федеральными авиационными правилами.

В каких случаях производится лицензирование деятельности в области авиации (Статья ВК № 9)

Индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами могут осуществляться отдельные виды деятельности в области авиации, на основании лицензий. Порядок и правила выдачи лицензий регламентирует Воздушный кодекс Российской Федерации. Следует отметить, что выдача лицензий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, не имеющим сертификатов, запрещается.

На какие виды и подвиды подразделяется авиация? (Статьи ВК РФ № 20-23)

Различают гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.

Гражданская авиация используется в целях обеспечения потребностей граждан и экономики.

К коммерческой гражданской авиации относят авиацию, предназначенную для воздушных авиаперевозок пассажиров, багажа, грузов и почты, а также с целью выполнения авиационных работ.

Государственная авиация используется в целях осуществления функций государства, обеспечения решения государственных задач. К государственной военной авиации относят авиацию, используемую для решения задач в области обороны границ Российской Федерации Вооружёнными Силами. Государственная авиация специального назначения – это авиация, используемая в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны и защиты населения и прилегающих территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного либо природного характера.

Что понимается под термином «воздушное судно»?

Согласно ВК, воздушное судно – это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счёт взаимодействия с воздухом, отличающегося от взаимодействия с воздухом, отражённым от поверхности земли/воды. Простой пример воздушного судна – транспортный или грузовой самолёт.

Помимо прочего, выделяют лёгкие воздушные суда и сверхлёгкие. К лёгким относят воздушные суда, максимальный взлётный вес которых составляет менее 5700 кг., в т.ч. вертолёты, максимальный взлётный вес которых – менее 3100 кг. Сверхлёгкие воздушные суда – это воздушные суда, максимальный взлётный вес которых не превышает 495 кг., без учёта массы авиационных средств спасения.

Экипаж воздушного судна

Включает лётный экипаж (командира, его помощников) и кабинный экипаж (бортовых операторов, бортпроводников). К каждому конкретному типу воздушного судна состав экипажа подбирается в соответствии с требованиями к лётной эксплуатации данного воздушного судна. В состав лётных экипажей воздушных судов коммерческой гражданской авиации могут входить только граждане Российской Федерации.

Как классифицируются аэродромы и аэропорты?

Аэродром представляет собой участок земли, либо акваторию, с расположенными на них сооружениями и оборудованием, предназначенными для взлёта, посадки, управления и стоянки воздушных судов. Существуют гражданские аэродромы, аэродромы государственной и экспериментальной авиации.

Аэропорт же – это комплекс сооружений, который включает в себя аэродром, аэровокзал и другие здания, предназначенные для приёма/отправки воздушных судов, технического обслуживания авиаперевозок и имеющие на своей территории, для осуществления данных целей необходимое оборудование и авиационный персонал.

Международный аэропорт открыт для приёма/отправки воздушных судов, которые выполняют международные воздушные перевозки. В отличие от обычного аэропорта, в международном производятся процедуры пограничного и таможенного контроля.

Посадочная площадка (применительно к аэропортам и аэродромам) – представляет собой участок земли, льда, поверхности сооружения или акваторию, предназначенные для взлёта/посадки и стоянки воздушных судов. К посадочным площадкам федеральными авиационными правилами устанавливаются определённые технические требования.

На каких общих принципах ответственности базируется воздушное законодательство?

Перевозчики несут ответственность перед пассажирами воздушных судов или грузовладельцами, в соответствии с заключёнными сторонами договорами и ВК РФ. Эксплуатанты обязаны возместить вред, причинённый в процессе эксплуатации воздушного судна, если не докажут, что ущерб возник вследствие умысла потерпевшего или непреодолимой силы.

Перевозчик и пассажир, грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность (в том числе в соответствии с КОАП И УК РФ), за нарушение таможенных, валютных, санитарных и карантинных правил.

Основные документы:

Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Кодекс от № 60-ФЗ

Воздушный кодекс Российской Федерации

  1. Настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.
  2. Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
  3. Глава I. общие положения

  4. Статья 1.

    Суверенитет в отношении воздушного пространства Российской Федерации

  5. 1. Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации.
  6. 2. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.
  7. Статья 2.

    Воздушное законодательство Российской Федерации

  8. 1. Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
  9. 2. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
  10. Статья 3.

    Международные договоры Российской Федерации

  11. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.
  12. Статья 4.

    Ответственность за нарушение воздушного законодательства Российской Федерации

  13. Лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  14. Статья 5.

    Отношения, регулируемые воздушным законодательством Российской Федерации

  15. Воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
  16. Статья 6.

    Понятие уполномоченных органов

  17. В целях настоящего Кодекса под уполномоченными органами понимаются федеральные органы исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на которые возложена ответственность этого органа.
  18. Статья 7.

    Принадлежность имущества авиации

  19. Имущество гражданской и экспериментальной авиации - воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства - в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности физических лиц, юридических лиц, а то же имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения - только в федеральной собственности. Аэродромы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть отчуждены в собственность физических лиц, юридических лиц.
  20. Статья 8.

    Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации

  21. 1. Обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат:
  22. 1) аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов;
  23. 2) пилотируемые гражданские воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и бортовое авиационное оборудование гражданских воздушных судов, за исключением пилотируемых гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;
  24. 2.1) беспилотные авиационные системы и (или) их элементы, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее;
  25. 3) светосигнальное и метеорологическое оборудование, устанавливаемое на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, используемые для обслуживания воздушного движения.
  26. 2. Проведение обязательной сертификации осуществляется возмездно.
  27. 3. Юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
  28. 4. Специалисты авиационного персонала гражданской авиации подлежат обязательной аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  29. Статья 8.1.

    Обязательная аттестация авиационного персонала экспериментальной авиации

  30. 1. Специалисты авиационного персонала экспериментальной авиации подлежат обязательной аттестации.
  31. Обязательная аттестация специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации проводится уполномоченным органом в области оборонной промышленности с участием организаций экспериментальной авиации.
  32. 2. Порядок проведения обязательной аттестации авиационного персонала экспериментальной авиации устанавливается федеральными авиационными правилами.
  33. Статья 9.

    Лицензирование деятельности в области авиации

  34. 1. Отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  35. 2. Утратил силу
  36. 3. Выдача соответствующих лицензий индивидуальным предпринимателям и указанным в статье 8 настоящего Кодекса юридическим лицам при отсутствии сертификатов запрещается.
  37. 4. Выдача соответствующей лицензии юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю может быть обусловлена возложением на него в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанностей по выполнению социально значимых воздушных перевозок и (или) авиационных работ.
  38. 5 - 7. Утратили силу
  39. Статья 10.

    Приостановление действия сертификатов и их аннулирование

  40. 1. Действие сертификатов может быть приостановлено, а равно в их действие могут быть введены ограничения органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.
  41. 2. Сертификаты могут быть аннулированы органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.

Печать

Печатать

  • Скопировать в буфер
  • Добавить в закладки
  • Редакции абзаца
  • Редакции абзаца
    • В редакции федерального закона от

    • В редакции федерального закона от