Налоговый кодекс Российской Федерации

Водный кодекс Российской Федерации

Водное право представляет собой систему правовых норм в области водопользования и охраны вод. Водное право – это подотрасль экологического права – объёмной правовой дисциплины. Основным документом, регулирующим правоотношения, возникающие в сфере водного права, выступает Водный кодекс Российской Федерации. Он же является и основным источником правовых норм в сфере водопользования.

Следует обратить внимание на то, что совокупность всех водных объектов, расположенных на территории Российской Федерации, принято именовать водным фондом.

Цели и задачи водного законодательства

Первоочередные цели – это достижение и поддержание экологически безопасного, экономически оптимального уровня водопользования, тщательной охраны водного фонда для сохранения и улучшения как жизненных условий граждан, так и благоприятного состояния окружающей среды.

К задачам относят:

- проведение грамотной гос. политики в области пользования и охраны водного фонда;

- должное правовое регулирование водных отношений;

- обеспечение правовой основы поддержки и развития устойчивого водопользования и охраны водных объектов;

- определение основных принципов и направлений использования водного фонда;

- управление отношениями в сфере изучения, рационального и комплексного использования водных ресурсов, водохозяйственных сооружений.

Методы регулирования в водном праве

Состоят из специфических способов, средств и приёмов воздействия на общественные правоотношения. Следует обозначить метод властных предписаний и метод предоставления субъектам отношений самостоятельности и равноправия.

Метод властных предписаний применяется при составлении административного акта о предоставлении водоёма в пользование, либо изъятия из пользования.

Второй метод применяется при заключении договора водопользования, который наделяет стороны правами и возможностью вносить в договор особые условия.

Принципы водного законодательства (Водный кодекс РФ: статья № 3)

Водное законодательство базируется на принципах, которые неукоснительно соблюдаются. Обозначим их:

- значимость водных объектов, как основы жизнедеятельности человека;

- приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Данный принцип означает, что пользование водными объектами не должно оказывать вредного воздействия на окружающую среду;

- сохранение особо охраняемых водных объектов, в отношении использования которых государством устанавливаются ограничения или запрет;

- использование водных объектов строго по назначению (для одной или нескольких целей);

- приоритет пользования водными объектами питьевого и хозяйственно-бытового назначения перед иными целями;

- активное участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, которые касаются прав на водные объекты, а также исполнение обязанностей в отношении их охраны;

- равный доступ как физических, так и юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами;

- регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (так называемый «бассейновый подход»);

- регулирование водных отношений в зависимости от их физико-географических особенностей;

- регулирование водных отношений, исходя из взаимосвязи гидротехнических сооружений и водных объектов, которые вместе образуют водохозяйственную систему;

- гласность осуществления водопользования. Информация о предоставлении водного объекта в пользование должна быть доступна любому лицу, за исключением информации, отнесённой законодательством и Кодексом к категории ограниченного доступа;

- комплексное использование водных объектов (может осуществляться одним или несколькими водопользователями);

- платность пользования водными объектами. При определении арендной платы за использование водных объектов учитываются расходы водопользователей на их охрану;

- экономическое стимулирование охраны водных объектов;

- осуществление традиционного пользования водными объектами в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Какого рода отношения регулируются ВК РФ?

Естественно, водные правоотношения, а также имущественные, связанные с оборотом водных объектов.

Характеристика водных объектов

Согласно статьи ВК № 5, существуют поверхностные и подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам причисляют моря, либо отдельные их части (к примеру, заливы или проливы); водотоки (каналы, ручьи и реки), водоёмы (ВДНХ, озёра, пруды); болота; ледники; природные источники подземных вод (родники и гейзеры).

Следует отметить, что поверхностные водные объекты включают поверхностные воды и покрытые ими земли в пределах береговой линии.

Береговые линии, то есть границы водных объектов, определяются для:

- морей – по постоянному уровню вод, а в случае его периодического изменения – по линии максимального отлива;

- рек, озёр, каналов и ручьёв – по средне-многолетнему уровню вод в периоды, когда они не покрыты льдом;

- прудов и ВДНХ — по нормальному подпорному уровню вод;

- болот – по границам залегания торфа на так называемой нулевой глубине.

К подземным водным объектам относят бассейны подземных вод, а также водоносные горизонты. Примечательно, что границы подземных водных объектов определяются не ВК, а законодательством о недрах.

Что относят к водным объектам общего пользования?

Какими правами обладают граждане по отношению к ним?

По общему правилу и согласно статьи ВК № 6, поверхностные водные объекты, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, – это водные объекты общего пользования, за исключением объектов, не причисляемых к таковым ВК.

Каждый гражданин РФ имеет право бесплатно пользоваться водными объектами общего пользования для личных и бытовых нужд. Пользование такими объектами определяется специальными правилами, которые устанавливают исполнительные органы власти или местного самоуправления.

Какие ограничения в пользовании могут устанавливаться?

На некоторых водных объектах могут быть запрещены забор воды для питьевых/хозяйственных нужд, купание, использование технических средств, предназначенных для отдыха (например, водных мотоциклов). Информацию о запретах или ограничениях граждане получают от органов местного самоуправления через СМИ. Также данного рода информация может быть донесена путём установки специальных предупредительных знаков, располагающихся вдоль береговой линии водного объекта.

От чего зависит ширина береговой полосы?

Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, рек и ручьёв, протяжённость которых от истока до устья не более 10 километров. В случае, если водный объект превышает данную протяжённость, то ширина береговой полосы составляет 5 метров.

Береговая полоса ледников, родников, гейзеров и болот федеральными законами и ВК РФ не определяется.

Кто выступает участниками (субъектами) водных правоотношений?

Текст Водного кодекса (а именно статья ВК № 7) указывает на то, что участники водных отношений – это, в первую очередь, Российская Федерация, её субъекты, муниципальные образования, физические (граждане) и юридические (организации, предприятия) лица. Здесь необходимо пояснить, что от имени РФ, её субъектов и муниципальных образований в водных правоотношениях принимают участие органы государственной власти и местного самоуправления, в пределах своей компетенции.

Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов также осуществляются ими.

Кто обладает правом собственности на водные объекты?

Текст ВК РФ содержит информацию о том, что собственником водных объектов выступает Российская Федерация, как субъект водных отношений. Однако, имеют место быть и другие варианты.

Какие же? – Пункт 2 статьи Водного кодекса № 8 указывает на то, что пруды и обводнённые каналы, находящиеся в границах земельного участка, владельцем которого является физическое или юридическое лицо, также их собственность.

Пользование водными объектами

Кто выступает в качестве сторон договора водопользования?

Физические и юридические лица могут приобрести право пользования поверхностными водными объектами. В данном случае заключается договор водопользования, которому посвящена целая глава ВК. Открыв Водный кодекс онлайн, вы сможете ознакомиться с правилами заключения, целями и задачами договора водопользования.

К слову, договор водопользования – это документ, по которому одна сторона – исполнительный орган гос. власти или местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне – водопользователю водный объект целиком или его часть за плату. Важно отметить, что к договору водопользования зачастую применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации. Договор водопользования считается вступившим в юридическую силу с момента его регистрации в государственном водном реестре.

Содержание договора водопользования (Статья ВК № 13).

В обязательном порядке данный документ должен содержать:

- подробные сведения о водном объекте, в т.ч. описание его границ, в пределах которых планируется осуществлять водопользование;

- цели, виды и условия пользования водным объектом;

- чётко прописанные сроки действия договора. Здесь существует важный нюанс: Водный кодекс определяет предельный срок предоставления водного объекта в пользование, который не может превышать 20 лет;

- размер арендной платы за использование водного объекта, а также условия и сроки её внесения;

- порядок прекращения пользования водным объектом;

- ответственность обеих сторон договора за нарушение либо невыполнение его условий;

- иные условия, предусмотренные соглашением сторон.

К договору водопользования прилагаются графические материалы (например, схемы расположения гидротехнических сооружений) и пояснительная записка к ним. Изменение или расторжение договора водопользования производится в соответствии с гражданским законодательством.

Какова ответственность за нарушение водного законодательства?

Ответственность может носить как административный, так и уголовный характер, на что указывает текст ВК статьи № 68. Уголовная ответственность, как правило, возникает за нанесение существенного вреда водным объектам. К примеру, умышленное засорение или нецелевое использование водного объекта, которое привело к непоправимым для окружающей среды последствиям.

Необходимо подчеркнуть, что привлечение к ответственности не освобождает виновное лицо от обязанности возместить материальный ущерб за причинённый вред или устранить допущенное нарушение. Вина в отношении лица, совершившего противоправное действие в отношении водного объекта, доказывается в судебном порядке. Лицо может быть признано как виновным, так и оправданным.

Какую роль выполняют комментарии к Водному кодексу?

Комментарий призван упростить восприятие читателем специфической информации, которой насыщены статьи Водного кодекса. Водный кодекс с комментариями также служит разъяснению многих спорных моментов, которые могут иметь место быть в юридической практике. Изменения в Водном кодексе вносятся регулярно, водное законодательство постоянно совершенствуется, с целью соответствия жизненным реалиям. Неактуальные статьи признаются утратившими силу, другие могут быть существенно дополнены. И в этом роде комментарии к Водному кодексу, носящие научно-практический характер, помогают понять цель изменений.

Очевидно, что Водный кодекс Российской Федерации – это основной нормативно-правовой акт, который регулярно используют в своей работе юристы, специализирующиеся на правоотношениях, возникающих в области водопользования, в частности, и водного права, в целом.

Основные документы:

Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Кодекс от № 74-ФЗ

Водный кодекс Российской Федерации

  1. Статья 1.

    Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

  2. В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
  3. 1) акватория - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ;
  4. 2) водное хозяйство - деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод;
  5. 3) водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;
  6. 4) водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;
  7. 5) водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте;
  8. 6) водный фонд - совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации;
  9. 7) утратил силу с 1 января 2013 года
  10. 8) водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом;
  11. 9) водопотребление - потребление воды из систем водоснабжения;
  12. 10) утратил силу с 1 января 2013 года
  13. 11) водохозяйственная система - комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений;
  14. 12) водохозяйственный участок - часть речного бассейна, имеющая характеристики, позволяющие установить лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и другие параметры использования водного объекта (водопользования);
  15. 12.1) грунт, извлеченный при проведении дноуглубительных, гидротехнических работ (далее - донный грунт), - грунт дна водного объекта, извлеченный при строительстве, реконструкции, эксплуатации гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, создании и содержании внутренних водных путей Российской Федерации, предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, поддержании надлежащего санитарного состояния водных объектов и благоприятного состояния окружающей среды;
  16. 13) дренажные воды - воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты;
  17. 14) использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц;
  18. 15) истощение вод - постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод;
  19. 16) негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты;
  20. 17) охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов;
  21. 18) речной бассейн - территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро;
  22. 19) сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
  23. Статья 2.

    Водное законодательство

  24. 1. Водное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
  25. 2. Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
  26. 3. Водные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.
  27. 4. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
  28. 5. Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
  29. 6. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.
  30. 7. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.
  31. Статья 3.

    Основные принципы водного законодательства

  32. Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
  33. 1) значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;
  34. 2) приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;
  35. 3) сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами;
  36. 4) целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей;
  37. 5) приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов;
  38. 6) участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов. Граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации;
  39. 7) равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством;
  40. 8) равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут находиться в собственности физических лиц или юридических лиц;
  41. 9) регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход);
  42. 10) регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей;
  43. 11) регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему;
  44. 12) гласность осуществления водопользования. Решения о предоставлении водных объектов в пользование и договоры водопользования должны быть доступны любому лицу, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа;
  45. 13) комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями;
  46. 14) платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
  47. 15) экономическое стимулирование охраны водных объектов. При определении платы за пользование водными объектами учитываются расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов;
  48. 16) использование водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления традиционного природопользования.
  49. Статья 4.

    Отношения, регулируемые водным законодательством

  50. 1. Водное законодательство регулирует водные отношения.
  51. 2. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Кодексом.
  52. Статья 5.

    Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты

  53. 1. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:
  54. 1) поверхностные водные объекты;
  55. 2) подземные водные объекты.
  56. 2. К поверхностным водным объектам относятся:
  57. 1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
  58. 2) водотоки (реки, ручьи, каналы);
  59. 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
  60. 4) болота;
  61. 5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
  62. 6) ледники, снежники.
  63. 3. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
  64. 4. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:
  65. 1) моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива;
  66. 2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;
  67. 3) пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды;
  68. 4) болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.
  69. 4.1. Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
  70. 5. К подземным водным объектам относятся:
  71. 1) бассейны подземных вод;
  72. 2) водоносные горизонты.
  73. 5.1. Классификация водоносных горизонтов (первый, второй и иные водоносные горизонты) утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
  74. 6. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.
  75. Статья 6.

    Водные объекты общего пользования

  76. 1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
  77. 2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
  78. 3. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
  79. 4. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
  80. 5. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.
  81. 6. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
  82. 7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.
  83. 8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
  84. Статья 7.

    Участники водных отношений

  85. 1. Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица.
  86. 2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
  87. Статья 7.1.

    Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов

  88. 1. Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.
  89. 2. Закупки работ на выполнение водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для обеспечения государственных и муниципальных нужд органами государственной власти, органами местного самоуправления осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых юридическими лицами и физическими лицами, не являющимися субъектами регулирования указанного законодательства.

Печать

Печатать

  • Скопировать в буфер
  • Добавить в закладки
  • Редакции абзаца
  • Редакции абзаца
    • В редакции федерального закона от

    • В редакции федерального закона от