Налоговый кодекс Российской Федерации

Лесной кодекс Российской Федерации

Лесное право – это одна из подотраслей экологического права, представляет собой систему правовых норм, которые регулируют общественные правоотношения в области использования и охраны лесных ресурсов.

Главный источник лесного права – Лесной кодекс Российской Федерации. Основной объект лесного права – лесной фонд, который по определению представляет собой совокупность всей древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на территории России.

Каковы цели и задачи лесного законодательства?

К основным целям и задачам причисляют обеспечение рационального и неистощительного пользования лесами и лесными ресурсами, охрану, защиту и воспроизводство лесов, исходя из принципов устойчивого управления ими. Сохранение биологического разнообразия флоры и фауны, повышение экологического и ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей общества в лесах и ресурсах, – также первостепенные цели и задачи.

Одновременно с тем, многие статьи Лесного кодекса посвящены именно охране лесов. А именно: использование леса или природного ресурса должно быть бережным и безопасным для окружающей среде и здоровья человека.

Методы в лесном праве

В лесном праве используется преимущественно императивный метод, предусматривающий установление запретов, ограничений, выдачу конкретных разрешений, применение мер юридической ответственности за нарушение лесного законодательства. Императивный метод отражает активную, главенствующую роль государства в обеспечении рационального использования, охраны леса и ресурсов на его территории.

Одновременно с тем, в связи с развитием рыночных отношений, получил широкое распространение диспозитивный метод, выражающийся во включении в новый Лесной кодекс конкурсных институтов: аукционов, договоров аренды, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда, в качестве оснований возникновения права лесопользования. Третий метод, применяющийся в лесном праве, – метод гарантии. (К примеру, некоторые статьи ЛК РФ гарантируют права лесопользователей).

Лесной кодекс и подотчётные ему нормативно-правовые акты, регулирующие лесные отношения, базируются на принципах.

Основные принципы лесного законодательства (Статья ЛК № 1)

Устойчивое управление лесами, сохранение их биологического разнообразия, а также повышение потенциала.

Сохранение полезных функций лесов (санитарно-гигиенических, защитных, охранных, оздоровительных) в интересах обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду.

Пользование лесами с учётом их глобального экологического значения, длительности выращивания и других природных свойств.

Обеспечение многоцелевого, непрерывного, рационального и бережного использования лесов для удовлетворения потребностей населения в лесах и лесных ресурсах.

Воспроизводство лесов, повышение их продуктивности и улучшение качества.

Обеспечение охраны и защиты лесов и лесных ресурсов.

Участие общественных объединений и граждан в подготовке решений, реализация которых оказывает воздействие на леса при их эксплуатации, охране, защите и воспроизводстве, в установленных ЛК РФ порядке и формах.

Пользование лесами способами, не наносящими ущерба здоровью человека и состоянию окружающей среды.

Разделение лесов на виды по целевому предназначению, установление категории защитных лесов, исходя из выполняемых ими функций.

Недопустимость эксплуатации лесов органами государственной власти и местного самоуправления.

Платность пользования лесами. Принцип означает, что использование лесов на территории РФ является платным (статьи Лесного кодекса № 94, 95). Оценка лесных участков и имущественных прав осуществляется в соответствии с законодательством.

Какого рода отношения регулируются ЛК? (Статья ЛК № 3)

Естественно, Лесной кодекс Российской Федерации регулирует лесные правоотношения.

Примечательно, что имущественные отношения, непосредственно связанные с оборотом лесных участков и лесонасаждений, регулируются в основном Гражданским и Земельным кодексами РФ. То есть, по сути, лесное право тесно взаимосвязано с гражданским и земельным.

Разрешение споров в области пользования лесами, осуществляется в судебном порядке. Участники лесных правоотношений в ходе судебного разбирательства именуются истцом и ответчиком.

Кто является участниками лесных отношений? (Статья ЛК № 4)

Участники лесных правоотношений – это Российская Федерация, её субъекты, муниципальные образования, а также физические (граждане) и юридические лица. Следует пояснить, что от имени РФ в лесных правоотношениях участвуют органы государственной власти, в пределах компетенции, которую устанавливает Лесной кодекс РФ.

Что же понимается под понятием «лес» в лесном праве? (Статья ЛК № 5)

Итак, использование, охрана, защита и воспроизводство леса осуществляются, исходя из понятия о нём как об экологической системе или природном ресурсе.

На каких землях располагаются леса?

В основном, леса располагаются на землях лесного фонда. Их использование, охрана, защита и воспроизводство осуществляются в соответствии с целевым предназначением земель, на которых леса расположены. Границы земель лесного фонда определяются в соответствии с земельным и лесным законодательством, а также в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Каким образом подразделяются леса по целевому назначению?

Существуют защитные, эксплуатационные и резервные леса. Леса, располагающиеся на землях других категорий, могут быть причислены к защитным, при наличии на то оснований.

Правила пребывания граждан в лесах.

Их права и обязанности. (Текст ЛК статьи № 11)

Граждане имеют право свободно и бесплатно бывать в лесах, для собственных нужд осуществлять сбор дикорастущих пищевых лесных ресурсов (грибов, ягод, орехов, грибов).

Граждане, пребывая в лесах, обязаны соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности, а также правила лесовосстановления и ухода за лесами.

Важно подчеркнуть, что несоблюдение вышеперечисленных обязанностей, пренебрежительное отношение к лесам и лесным ресурсам, повлекшее вред для экосистемы, влёчёт за собой административную или даже уголовную ответственность.

Гражданам запрещается осуществлять сбор дикорастущих растений, ягод и грибов, занесённых в Красную книгу как Российской Федерации, так и в Красные книги субъектов государства (областей, краёв). Грибы, ягоды и дикорастущие растения, которые в соответствии с законом и ЛК РФ признаны наркотическими средствами, так же собирать запрещено.

Пребывание граждан в лесах может быть ограничено или запрещено, если данные леса расположены на землях обороны и безопасности, на особо охраняемых природных территориях (к примеру, в заповедниках).

Пребывание граждан в лесах ограничивается в ряде случаев в целях обеспечения:

- пожарной и санитарной безопасности;

- безопасности граждан при выполнении определённых работ.

Пребывание граждан в лесах с целью охоты, регулируется законодательством в области охраны и сохранения охотничьих ресурсов.

Лица, которым предоставлены лесные участки в пользование, не вправе ограничивать доступ других граждан на них, с целью сбора пищевых или недревесных лесных ресурсов. Граждане и юридические лица могут оградить лесной участок только в случаях, предусмотренных ЛК РФ.

Каким образом и в каких целях осуществляется освоение лесов?

Освоение осуществляется для обеспечения многоцелевого и рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, а также с целью развития лесной промышленности. Освоение лесов в обязательном порядке должно производиться с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Леса, признанные эксплуатационными, подлежат освоению ради устойчивого и эффективного получения качественной древесины, иных лесных ресурсов, продуктов их переработки, с сохранением, однако, полезных функций лесных массивов.

Леса, отнесённые к категории защитных, подлежат освоению с целью сохранения полезных функций (оздоровительных, санитарно-гигиенических, водоохранных), с одновременной эксплуатацией, но только при условии, если использование совместимо с целевым назначением таких лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Комплексный подход в освоении лесов предполагает:

- организацию грамотного использования лесов;

- создание и эксплуатацию объектов лесной и лесообрабатывающей инфраструктуры;

- организацию мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;

- мероприятия по охране, использованию водных объектов и объектов животного мира, находящихся на территории лесного фонда.

Какие леса считаются эксплуатационными?

Эксплуатационные леса – это леса, основное предназначение которых – получение высококачественной древесины и других продуктов переработки лесных ресурсов. Эксплуатационная деятельность в таких лесах должна осуществляться обдуманно и рационально, с учётом сохранения полезных свойств лесов.

Что такое резервные леса?

К резервным лесам причисляют леса, в которых на протяжении минимум 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В резервных лесах регулярно производятся авиационные работы, направленные на их охрану и защиту. Лесные участки, имеющие общую границу с населёнными пунктами или объектами инфраструктуры, подвергаются особому контролю в области пожарной безопасности. Тушение лесных пожаров на таких участках явление нередкое.

Какие леса относят к защитным?

В первую очередь, это леса, располагающиеся на особо охраняемых природных территориях и в водоохранных зонах. В защитных лесах и на особо охраняемых участках не допускается всякая деятельность, противоречащая их целевому назначению (к примеру, рубка лесонасаждений или сельскохозяйственная деятельность). Лес получает статус защитного, в соответствии с решением органов государственной власти или местного самоуправления. Они же устанавливают и границы защитного леса.

Что представляют собой лесничества и лесопарки?

Текст ЛК РФ статьи № 23 акцентирует внимание на том, что лесничества и лесопарки – это основные территориальные единицы управления в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Лесничества и лесопарки – неотъемлемая и крайне значимая составляющая лесного фонда.

Они могут находиться на землях обороны и безопасности, в населённых пунктах, на которых располагаются городские леса, на территории особо охраняемых объектов.

По отношению к лесничествам и лесопаркам производится лесоустройство, разрабатываются и утверждаются лесохозяйственные регламенты, ведётся государственный лесной реестр. Важно отметить, что количество лесничеств и лесопарков, а также их территориальные границы устанавливаются уполномоченными органами государственной власти.

Какую роль выполняют комментарии к Лесному кодексу?

Лесной кодекс с комментариями призван упростить смысловое восприятие статей ЛК. Текст Лесного кодекса изобилует тонкими правовыми нюансами, многие из которых без пояснений понять сложно человеку без юридического образования. Но пользуются комментариями в первую очередь юристы и правоведы. Почему? - Дело в том, что многие издержки из статей можно трактовать неоднозначно. Комментарии к Лесному кодексу носят аналитический характер и помогают трактовать ту или иную статью верно. Примечательно, что научные комментарии выходят под различными редакциями. Составители комментариев – опытные высококвалифицированные юристы, многие из которых имеют учёную степень. Во многом, Лесной кодекс с комментариями способствует анализу действующих статей и совершенствованию, оптимизации их в будущем.

С какой целью в Лесной кодекс вносятся изменения?

Заметно, что за последние несколько лет изменения в Лесном кодексе – привычная практика законодателей. Изменения связаны с прогрессом рыночных отношений в Российской Федерации. Со времён существования Советского Союза многое изменилось. Как упоминалось выше, в обиход был введён диспозитивный метод, по которому аукционы и договоры аренды, касающиеся лесного фонда, стали неотъемлемой частью рыночной экономики. Лесное законодательство перестало базироваться исключительно на императивном методе (запрета и ограничений). В этой связи возникла необходимость в реформировании ЛК РФ под нужды современного демократического общества.

Чем удобен Лесной кодекс онлайн?

Очевидно, что гораздо проще открыть электронный документ на одном из правовых порталов, чем приобретать его печатную версию. С появлением Интернета стали легкодоступны все кодексы, в том числе ЛК.

Основные документы:

Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Кодекс от № 200-ФЗ

Лесной кодекс Российской Федерации

  1. Статья 1.

    Основные принципы лесного законодательства

  2. Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
  3. 1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
  4. 2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
  5. 3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
  6. 4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
  7. 5) воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;
  8. 6) обеспечение охраны и защиты лесов;
  9. 7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;
  10. 8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;
  11. 9) подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;
  12. 10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  13. 11) платность использования лесов.
  14. Статья 2.

    Лесное законодательство

  15. 1. Лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
  16. 2. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.
  17. 3. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
  18. 4. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
  19. 5. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
  20. 6. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
  21. Статья 3.

    Отношения, регулируемые лесным законодательством

  22. 1. Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).
  23. 2. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
  24. Статья 4.

    Участники лесных отношений

  25. 1. Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
  26. 2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
  27. Статья 5.

    Понятие леса

  28. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
  29. Статья 6.

    Земли, на которых располагаются леса

  30. 1. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
  31. 2. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
  32. 3. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
  33. Статья 7.

    Лесной участок

  34. Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
  35. Статья 8.

    Право собственности на лесные участки

  36. 1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
  37. 2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
  38. Статья 9.

    Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками

  39. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
  40. Статья 10.

    Подразделение лесов по целевому назначению

  41. 1. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
  42. 2. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
  43. 3. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 настоящего Кодекса.
  44. Статья 11.

    Пребывание граждан в лесах

  45. 1. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
  46. 2. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
  47. 3. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
  48. 4. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
  49. 5. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:
  50. 1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
  51. 2) безопасности граждан при выполнении работ.
  52. 6. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.
  53. 7. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
  54. 8. Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
  55. Статья 12.

    Освоение лесов

  56. 1. Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
  57. 2. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
  58. 3. Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
  59. 4. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
  60. 5. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются:
  61. 1) организация использования лесов;
  62. 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;
  63. 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
  64. 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
  65. Статья 13.

    Лесная инфраструктура

  66. 1. В целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог.
  67. 2. Объекты лесной инфраструктуры должны содержаться в состоянии, обеспечивающем их эксплуатацию по назначению при условии сохранения полезных функций лесов.
  68. 3. Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации.
  69. 4. Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов.
  70. 5. Перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  71. Статья 14.

    Лесоперерабатывающая инфраструктура

  72. 1. Для переработки древесины и иных лесных ресурсов создается лесоперерабатывающая инфраструктура (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и другое).
  73. 2. Создание лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается в защитных лесах, а также в иных предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях.
  74. Статья 15.

    Районирование лесов

  75. 1. В зависимости от природно-климатических условий определяются лесорастительные зоны, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками (лесорастительное районирование).
  76. 2. На основе лесорастительного районирования осуществляется установление лесных районов с относительно сходными условиями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
  77. 3. Лесорастительные зоны и лесные районы в соответствии с научно обоснованной методологией определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  78. 4. Возрасты рубок лесных насаждений (возрасты лесных насаждений, устанавливаемые для заготовки древесины определенной товарной структуры), правила заготовки древесины и иных лесных ресурсов, правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами устанавливаются для каждого лесного района уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  79. Статья 16.

    Рубки лесных насаждений

  80. 1. Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
  81. 2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, для заготовки древесины на лесосеке (части площади лесного участка, лесотаксационного выдела, лесного квартала, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок:
  82. 1) спелых, перестойных лесных насаждений;
  83. 2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами;
  84. 3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 настоящего Кодекса.
  85. 3. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
  86. Статья 16.1.

    Лесосечные работы

  87. 1. Лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений.
  88. 2. Лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины или указанные в части 1 настоящей статьи мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.
  89. 3. После выполнения лесосечных работ проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт осмотра лесосеки.
  90. 4. Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, предельные (максимальные) размеры лесосек, форма технологической карты лесосечных работ, форма акта и порядок осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  91. Статья 17.

    Выборочные рубки и сплошные рубки лесных насаждений

  92. 1. Рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок.
  93. 2. Выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников.
  94. 3. Сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.
  95. 4. В защитных лесах сплошные рубки осуществляются в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.
  96. 5. Осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках.
  97. 6. Запрещаются сплошные рубки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
  98. Статья 18.

    Подсочка лесных насаждений

  99. 1. Подсочкой лесных насаждений является процесс нанесения на стволы деревьев хвойных пород, отдельных лиственных пород надрезов, а также процесс сбора живицы, древесных соков.
  100. 2. Допускается только подсочка лесных насаждений, расположенных на лесных участках, предоставленных для заготовки указанных в части 1 настоящей статьи лесных ресурсов.
  101. 3. Порядок проведения подсочки лесных насаждений определяется правилами заготовки живицы, а также правилами заготовки пищевых лесных ресурсов и правилами сбора лекарственных растений.
  102. Статья 19.

    Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов

  103. 1. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
  104. 2. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
  105. 3. При осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов государственными (муниципальными) учреждениями, указанными в части 2 настоящей статьи, одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с настоящим Кодексом.
  106. 4. В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.
  107. 5. При осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В этих целях в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов включаются условия о купле-продаже лесных насаждений.
  108. Статья 20.

    Право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы

  109. 1. Граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном статьей 25 настоящего Кодекса, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством.
  110. 2. Право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, принадлежит Российской Федерации.
  111. 3. Порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, устанавливается Правительством Российской Федерации.
  112. Статья 21.

    Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры

  113. 1. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для:
  114. 1) осуществления работ по геологическому изучению недр;
  115. 2) разработки месторождений полезных ископаемых;
  116. 3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
  117. 4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты);
  118. 5) переработки древесины и иных лесных ресурсов;
  119. 6) осуществления рекреационной деятельности;
  120. 7) осуществления религиозной деятельности.
  121. 2. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.
  122. 3. Объекты, связанные с осуществлением указанной в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи деятельности, по истечении сроков выполнения соответствующих работ подлежат консервации или ликвидации в соответствии с законодательством о недрах.
  123. 4. Гидротехнические сооружения подлежат консервации или ликвидации в соответствии с водным законодательством.
  124. 5. В целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
  125. 5.1. В защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  126. 6. Земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.
  127. 7. Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
  128. Статья 22.

    Инвестиционная деятельность в области освоения лесов

  129. 1. Инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
  130. 2. Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры.
  131. 3. Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  132. Статья 23.

    Лесничества и лесопарки

  133. 1. Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
  134. 2. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.
  135. 3. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях:
  136. 1) обороны и безопасности, на которых расположены леса;
  137. 2) населенных пунктов, на которых расположены городские леса;
  138. 3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
  139. 4. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.
  140. 5. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Печать

Печатать

  • Скопировать в буфер
  • Добавить в закладки
  • Редакции абзаца
  • Редакции абзаца
    • В редакции федерального закона от

    • В редакции федерального закона от