Налоговый кодекс Российской Федерации

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Законодательство об административных правонарушениях включает КОАП и принимаемые в соответствии с ним законодательные акты. Кодекс об административных правонарушениях базируется на главном Законе государства – Конституции Российской Федерации, а также на принципах и нормах международного права, являющегося, по сути, главенствующим правовым институтом.

Для того, чтобы более детально уяснить, достижению каких целей, выполнению каких задач служит Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, желательно в общих чертах ознакомиться с азами административного права, как юридической науки и одного из основных правовых институтов.

Итак, административное право – это самостоятельная отрасль права, которая регулирует отношения в сфере управленческой деятельности гос. органов и должностных лиц по исполнению публичных функций как государства, так и муниципальных образований.

Что является предметом административного права?

Предметом АП выступает совокупность общественных правоотношений, которые складываются в процессе организации и деятельности системы исполнительной власти. По сути, предмет административного права включает 2 группы общественных отношений: первая – непосредственно связанных с реализацией функций, задач исполнительной власти; вторая – отношений внутриорганизационных, возникающих в процессе практической деятельности других структур и организаций.

Методы административного права

При осуществлении процессуальных действий в области АП, применяются соответствующие методы.

Метод предписания.

Предполагает установление чёткого порядка действий надлежащим образом и в соответствии с определёнными административно-правовыми нормами. Несоблюдение очерёдности и порядка действий влечёт за собой юридические последствия.

Метод запрета.

Суть данного метода заключается в запрещении определённых действий, вплоть до применения юридических средств воздействия (к примеру, дисциплинарной ответственности) за нарушение установленных законом и КОАП запретов.

Метод дозволения.

В административном праве этот метод предоставляет возможность выбора одной из дозволенных моделей поведения, предусмотренной административно-правовыми нормами.

Каковы задачи административного права?

Статья 1 КОАП РФ непосредственно указывает на задачи, к которым относят: защиту личности, охрану прав и свобод, здоровья граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, защиту общественной нравственности, охрану окружающей среды.

К первостепенным, базисным задачам относят и охрану общественного порядка (безопасности), имущественной собственности, защиту экономических интересов государства и общества, физических (граждан) и юридических лиц (организаций, предприятий) от административных правонарушений.

Как и любая другая юридическая наука, административное право, в общем, и Кодекс об административных правонарушениях РФ, в частности, основаны на принципах, которые должны неукоснительно соблюдаться.

Принципы административного права

Равенство перед законом.

Означает, что все лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. В отношении физических лиц следует отметить, что они несут ответственность в соответствии с серьёзностью совершённого правонарушения, вне зависимости от пола, расы, религиозной принадлежности, а юридические лица – вне зависимости от организационно-правовых форм, места нахождения. К некоторым государственным служащим (судьям, прокурорам, депутатам) могут применяться особые условия рассмотрения дела, прописанные в Конституции РФ.

Презумпция невиновности.

Суть этого принципа заключается в том, что лицо подлежит административной ответственности только за то правонарушение, в отношении которого в судебном порядке установлена его вина. Причём лицо считается невиновным до тех пор, пока его вина в совершённом противоправном деянии не будет доказана. Физическое или юридическое лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать в суде свою невиновность.

Все сомнения, которые возникают у судьи в ходе разбирательства по делу толкуются в сторону обвиняемого лица или ответчика.

Обеспечение законности, в связи с применением мер административного принуждения.

К лицу, привлечённому к административной ответственности, могут быть применены меры административного принуждения только в соответствии с установленных законом и КОАП РФ порядком. Любые другие действия в отношения такого лица будут являться незаконными.

Ни в коем случае не допускается унижение чести и достоинства человека.

Текст кодекса об административных правонарушениях базируется в том числе на основополагающих принципах.

Какие функции выполняет административное право?

Правоисполнительную: АП – юридическая форма реализации исполнительной власти.

Правотворческую, выражающуюся в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.

Организационную, проистекающую из организационного характера государственно-управленческой деятельности. Данная функция поддерживается нормами АП.

Координационную, имеющую целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов сферы государственного управления, регулируемой административным правом, в общем, и Кодексом об административных правонарушениях, в частности.

Правоохранительную, обеспечивающую как соблюдение установленных в сфере государственного управления правовых режимов, так и защиту законных прав/интересов всех участников управленческих отношений.

Как применяется административное законодательство во времени и пространстве?

Во времени:

производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего на момент производства по делу. Лицо, которое совершило правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательного акта (чаще всего КОАП), действующего во время совершения противоправного деяния.

В пространстве:

лица (в том числе иностранные граждане), совершившие преступления на территории Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, за исключением случаев, прописанных в международных договорах.

Итак, что же представляет собой административное правонарушение?

Текст КОАП информирует о том, что административное правонарушение – это противоправное виновное действие (а иногда и бездействие) физического либо юридического лица, в отношении которого КОАП РФ предусмотрена административная ответственность.

В каких случаях административная ответственность не наступает?

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает и случаи освобождения от административной ответственности. Статьи КОАП 2.7-2.9 подробно указывают на них.

Крайняя необходимость.

Не считается административным правонарушением причинение лицом вреда кому-либо (чему-либо) в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей правам как данного лица, так и интересам общества, государства.

Невменяемость.

Так же административной ответственности не подлежит лицо, которое на момент совершения противоправного деяния не осознавало его характера, не могло руководить своими действиями, вследствие психических расстройств или иных болезненных состояний психики. Зачастую в судебной практике выявляются случаи временной невменяемости, так называемого состояния аффекта. Состояние аффекта подразумевает сильные эмоциональные переживания, вследствие которых лицо не может контролировать собственные поступки, совершаемые под воздействием эмоций.

Малозначительность административного правонарушения.

Иногда суд, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, может ограничиться устным замечанием, а не прибегать к более жёстким методам воздействия.

Какие формы вины существуют в административном праве?

Умышленно совершённое правонарушение.

Характеризуется тем, что лицо, его совершившее, осознавало противоправность своих действий, предвидело последствия и желало их наступления.

Правонарушение, совершённое по неосторожности.

Данная форма вины означает, что лицо, совершившее правонарушение, не предвидело наступление негативных последствий, либо, в случае их наступления, самонадеянно и без достаточных на то оснований рассчитывало на предотвращение последствий.

С какого возраста наступает административная ответственность?

Пункт 3 второй статьи Кодекса об административных правонарушениях указывает на то, что по общему правилу, административная ответственность наступает по достижению 16-летнего возраста, на момент совершения противоправного деяния. Иногда, с учётом специфических обстоятельств, по решению комиссии по делам несовершеннолетних, лицо от 16-ти до 18-ти лет может быть освобождено от административной ответственности, с применением, однако, мер воспитательного воздействия. Такой мерой может быть, к примеру, профилактическая беседа.

Что представляет собой административное наказание?

Административное наказание – это установленная судом мера ответственности за совершённое правонарушение. Оно применяется с целью предупреждения совершения новых противоправных деяний правонарушителем.

Важно отметить, что административное наказание не может иметь целью унижение чести, достоинства физического лица или нанесение ущерба деловой репутации юридического.

Какие виды административных наказаний существуют?

Предупреждение; конфискация орудия совершения правонарушения; административный штраф или арест; лишение специальных прав, предоставленных физическому лицу; выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; административное приостановление хозяйственной деятельности физических или юридических лиц; дисквалификация.

Примечательно, что текст КОАП РФ (статьи КОАП 4.2, 4.3) предусматривает как смягчающие, так и отягчающие вину обстоятельства.

Структура Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Настоящий Кодекс состоит из 5 разделов. Общие положения (первый раздел) были подробно рассмотрены выше. Особенная часть (второй раздел) посвящена разновидностям административных правонарушений (к примеру, правонарушения в области таможенного дела, в области связи и информации, в области дорожного движения).

Третий раздел содержит положения о судьях, органах и должностных лицах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Четвёртый – регламентирует производство по делам об административных правонарушениях.

Пятый, заключительный, – отвечает за исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Сам по себе, КОАП – объёмный и сложный к восприятию правовой акт. Поэтому, для упрощения понимания сути статей и глав, были введены комментарии к Кодексу об административных правонарушениях, которые носят научно-аналитический характер. Дело в том, что многие статьи можно трактовать по-разному с юридической точки зрения.

Кодекс об административных правонарушениях с комментариями направлен на разъяснение спорных, не очевидных моментов. Именно поэтому в обычной практике судьи, правоведы, адвокаты ежедневно им пользуются.

Примечательно, что изменения в Кодексе об административных правонарушениях – привычная практика законодателей. Некоторые статьи удаляются, некоторые дополняются, всё изменяется в соответствии с юридическими тенденциями, нормами российского и в особенности международного права. Законодательная административная база постоянно совершенствуется и оптимизируется, что логично.

Кодекс об административных правонарушениях онлайн очень удобен как для ознакомления, так и для повседневной работы практикующих юристов.

Основные документы:

Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Кодекс от № 195-ФЗ

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

  1. Статья 1.1.

    Законодательство об административных правонарушениях

  2. 1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
  3. 2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.
  4. Статья 1.2.

    Задачи законодательства об административных правонарушениях

  5. Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
  6. Статья 1.3.

    Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

  7. 1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
  8. 1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
  9. 2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;
  10. 3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  11. 4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
  12. 5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
  13. 2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.
  14. 3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  15. 4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.
  16. 5. В соответствии с задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  17. Статья 1.3.1.

    Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

  18. 1. К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:
  19. 1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
  20. 2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
  21. 3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;
  22. 4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  23. 5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;
  24. 6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
  25. 6.1) определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 настоящего Кодекса;
  26. 7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.
  27. 2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.
  28. 3. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.
  29. 4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.
  30. 5. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.
  31. Статья 1.4.

    Принцип равенства перед законом

  32. 1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
  33. 2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
  34. 3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее - их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.
  35. Статья 1.5.

    Презумпция невиновности

  36. 1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
  37. 2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
  38. 3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
  39. 4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
  40. Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
  41. Статья 1.6.

    Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением

  42. 1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
  43. 2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
  44. 3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
  45. Статья 1.7.

    Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

  46. 1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
  47. 2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
  48. 2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
  49. 3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
  50. Статья 1.8.

    Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве

  51. 1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
  52. 2. Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
  53. 3. Юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 настоящего Кодекса, за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случае, если указанное административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если указанное юридическое лицо не было привлечено за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.

Печать

Печатать

  • Скопировать в буфер
  • Добавить в закладки
  • Редакции абзаца
  • Редакции абзаца
    • В редакции федерального закона от

    • В редакции федерального закона от