9999
Комментарии
Краснодарский край
Краснодарский край
Решение Краснодарского УФАС России от № Б\Н

РЕШЕНИЕ по делу № ЭА — 3137/2017 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

По делу № ЭА – 3137/2017
  1. РЕШЕНИЕ
  2. по делу № ЭА – 3137/2017 о нарушении
  3. законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  4. 04 октября 2017 года г. Краснодар
  5. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия)
  6. рассмотрев жалобу ООО «ДОР-СЕРВИС» (далее – Заявитель) на действия администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района (далее – Заказчик) при проведении администрацией МО Крымского района (далее – Уполномоченный орган) электронного аукциона: «Ремонт автомобильных дорог» (извещение № 0318300049917000115) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),
  7. Установила:

  8. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
  9. Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО «ДОР-СЕРВИС» указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) установлены избыточные требования к товару, значения показателей которого возможно определить только при наличии товара и проведения соответствующих испытаний (позиция 6 «Знак дорожный»); 2) в описании объекта закупки установлены требования к оборудованию, которым подрядчик будет выполнять работы, с необходимостью установки на данном оборудовании системы отслеживания спутниковыми приемниками GPS/ГЛОНАСС; 3) неправомерное включение оценочных показателей.
  10. Представителями Заказчика представлено извещение об осуществлении закупки, а документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласны и считают, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
  11. Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
  12. Уполномоченным органом – администрацией МО Крымского района проводился электронный аукцион: «Ремонт автомобильных дорог» (извещение № 0318300049917000115). Заказчик – администрация Нижнебаканского сельского поселения Крымского района.
  13. Начальная (максимальная) цена контракта – 5 797 221,00 рублей.
  14. В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
  15. На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
  16. Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
  17. 1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
  18. 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
  19. Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
  20. В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
  21. В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
  22. В Разделе «Сведения о товарах (материалах, оборудовании)
  23. используемых при выполнении работ «Ремонт ул. Красина от ул. Красноармейской до дома № 46; ул. Пионерской от ул. Ленина до ул. Лозовой; ул. Октябрьской от ул. Ленина до ул. Пушкина; ул. Таманской от дома № 3 до ул. Нагорной; Ремонт ул. Веселой от дома № 1В до дома №7 в ст-це Нижнебаканской» аукционной документации установлены следующие функциональные, технические, качественные характеристики товара, в частности:
  24. № п/п Наименование товара (материала, оборудования) Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки** (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) Наименование показателя, ед. изм. показателя Значение показателя 1 2 3 4 6 Знак дорожный по ГОСТ Р 52290-2004 ГОСТ Р 52290-2004 Материалы Требуется, чтобы все детали и сборочные единицы знаков были изготовлены из антикоррозионных материалов либо же должны иметь защитное покрытие. Материалы для изготовления знаков со световозвращающей поверхностью должны обеспечивать читаемость знаков в светлое и темное время. Для изготовления знаков должны применяться пленки с очень высокой интенсивностью световозвращения, имеющие оптическую систему из микропризм. Типы пленки должны быть: «А», «В». Все элементы световозвращающей поверхности знака должны изготовляться из пленки одного типа и иметь одинаковую оптическую систему. Пленка должна быть устойчива к статическому воздействию жидкостей: бензина, 3%-ного раствора NaCI, дистиллированной воды и минеральных масел.
  25. В соответствии с п. 6.3 ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования (с Изменениями № 1, 2)» пленка должна быть устойчива к статическому воздействию жидкостей: бензина, 3%-ного раствора NaCI, дистиллированной воды и минеральных масел, т.е. не допускать существенного растрескивания, шелушения, пузырения, сворачивания краев и других дефектов после испытаний по ГОСТ 9.403.
  26. ГОСТ 9.403-80 (СТ СЭВ 5260-85) «Единая система защиты от коррозии и старения (ЕСЗКС). Покрытия лакокрасочные. Методы испытаний на стойкость к статическому воздействию жидкостей (с Изменением № 1)» распространяется на лакокрасочные покрытия и материалы (далее - покрытия) и устанавливает три метода испытаний покрытий на стойкость к статическому воздействию воды, водных растворов солей, кислот, щелочей, минеральных масел, бензина и др. (далее - жидкостей):
  27. А - метод погружения, при котором образцы выдерживают в жидкости в течение заданного времени;
  28. Б - контактный, при котором на заданное время на отдельные участки образца помещают тампон, смоченный жидкостью;
  29. В - капельный, при котором на заданное время на образец наносят капли жидкости.
  30. Согласно п. 1.1 ГОСТ 9.403-80 сущность методов заключается в определении декоративных и защитных свойств покрытий после воздействия жидкостей в течение заданного времени.
  31. Таким образом, установленное Заказчиком требование к товару затрудняет возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели товара, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товара и проведения соответствующих испытаний.
  32. В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело №АКПИ16-1287) не отменен.
  33. Таким образом, установленные Заказчиком требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, свидетельствует о нарушении п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
  34. Кроме того, в описании объект закупки по позиции 6 «Знак дорожный» установлены требования, предъявляемые к материалу, из которого изготовлен товар, что свидетельствует о необъективном описании объекта закупки, поскольку ст. 33 Закона о контрактной системе не предусмотрено установление требований к материалам и компонентам, из которых изготавливается требуемый товар, кроме того, предметом аукциона является не производство конкретного товара, а выполнение работ.
  35. Соответствие товаров (материалов) общеобязательным нормативно установленным требованиям указанных стандартов определяет их качество на стадии изготовления, что подтверждается соответствующими актами (обязательными стандартами, сертификатами соответствия и т.д.). При этом законодательное регулирование отношений, связанных, в частности, с применением и исполнением обязательных требований к продукции, процессам производства, осуществляется отраслевыми нормативными актами и подпадает под сферу действия Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а не законодательства в сфере закупок. Следовательно, именно изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции (материалов) и гарантирующим их соответствие заданным требованиям.
  36. В Разделе «Требования к условиям выполнения работ» аукционной документации установлены следующие требования, в том числе:
  37. № Наименование категории Требование по категории 1 2 3 Устройство слоев оснований и асфальтобетонных покрытий автомобильной дороги. СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги (для оценки – «хорошо». Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85. 1 Укладка асфальтобетонной смеси. Асфальтоукладчик с применением локальной системы позиционирования(роботизированный тахеометр) или глобальной системой позиционирования (система отслеживания спутниковыми приемниками GPS/ГЛОНАСС) для обеспечения уклонов и ровности, подогрев плиты, трамбующий брус; Необходимо использовать нарезчик швов и разогреватель швов (в случае технологической необходимости). Для предотвращения температурной и фракционной сегрегации асфальтобетонной смеси необходимо использовать перегружателиасфальтобетонной смеси. 2 Основной розлив вяжущего при устройстве поверхностной обработки. Автогудронатор с компьютерной дозировкой расхода вяжущего. 3 Планировка слоев основания. Автогрейдер с применением локальной системы позиционирования(роботизированный тахеометр) или глобальной системой позиционирования (система отслеживания спутниковыми приемниками GPS/ГЛОНАСС). Устройство слоев оснований и асфальтобетонных покрытий при выполнении работ по обустройству и безопасности дорожного движения (устройство и замена посадочных площадок). СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги (для оценки – «хорошо». Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85. Устройство и планировка слоев основания. Автогрейдер с применением локальной системы позиционирования(роботизированный тахеометр) или глобальной системой позиционирования (система отслеживания спутниковыми приемниками GPS/ГЛОНАСС).
  38. В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
  39. Таким образом, установление требований к наличию оборудования для выполнения работы свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
  40. Аукционная документация в силу Закона о контрактной системе не может содержать критерии оценки заявок, следовательно, включение в требования к условиям выполнения работ оценочного показателя (для оценки – «хорошо») является неправомерным и может вводить участников закупки в заблуждение.
  41. Из пояснений Уполномоченного органа следует, что включение «для оценки – «хорошо» является опечаткой.
  42. На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
  43. Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15, 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
  44. Решила:

  45. 1. Признать жалобу ООО «ДОР-СЕРВИС» обоснованной.
  46. 2. Признать в действиях Заказчика – администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района нарушение п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
  47. 3. Заказчику – администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района, Уполномоченному органу – администрации МО Крымского района (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
  48. 4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
  49. Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
  50. ПРЕДПИСАНИЕ № 906
  51. по делу № ЭА-3137/2017 о нарушении
  52. законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  53. 04 октября 2017 года г. Краснодар
  54. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия)
  55. на основании своего решения от 04.10.2017 года по делу № ЭА-3137/2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «ДОР-СЕРВИС» на действия администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района при проведении администрацией МО Крымского района электронного аукциона: «Ремонт автомобильных дорог» (извещение № 0318300049917000115) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе) предписывает:
  56. 1. Заказчику – администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района, Уполномоченному органу – администрации МО Крымского района (единой комиссии) устранить нарушение п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу № ЭА-3137/2017 от 04.10.2017 г.
  57. 2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  58. 3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
  59. 4. В срок до 27.10.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
  60. Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
  61. В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Печать

Печатать