9999
Комментарии
Новосибирская область
Новосибирская область
Решение Новосибирского УФАС России от № Б\Н

Решение по жалобе ИП Петункиной О.Ю. на действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области

  1. РЕШЕНИЕ
  2. 05 октября 2017г. г. Новосибирск
  3. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
  4. Волохина И.В. – заместитель руководителя управления- начальник, председатель Комиссии;
  5. Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
  6. Иванов С.А. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;
  7. рассмотрев жалобу ИП Петункиной О.Ю. на действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области при проведении конкурса № 3- УОПП/2017 на право заключения договора об организации пассажирских перевозок по регулируемым маршрутам, в присутствии представителя Минтранса НСО- Сокол Лидии Георгиевны (по доверенности), в отсутствие ИП Петункиной О.Ю. (уведомлена о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом),
  8. Установила:

  9. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ИП Петункиной О.Ю. (вх. 5001э от 27.09.2017г.) на действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области при проведении конкурса № 3- УОПП/2017 на право заключения договора об организации пассажирских перевозок по регулируемым маршрутам.
  10. Заявитель сообщает следующее.
  11. 13.09.2017 г. Министром транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области была утверждена конкурсная документация на проведение конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по межмуниципальным пригородным маршрутам регулярных перевозок, регистрационный № 3 - УОПП/201 7 (далее- КД) и совместно с Извещением была размещена на официальном сайте Минтранса НСО.
  12. 25.09.2017 г. - были утверждены изменения в конкурсную документацию, регистрационный № 3 - УОПП/2017.
  13. Конкурсная документация на проведение конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по межмуниципальным пригородным маршрутам регулярных перевозок № 3-УОПП/2017 от 13.09.2017 г. недействительна в связи с несоответствием действующему законодательству РФ, Новосибирской области и ущемлением прав и законных интересов перевозчиков.
  14. По мнению заявителя, указанный конкурс регистрационный № 3 - УОПП/2017 должен быть признан недействительным и отменен на основании следующих доводов.
  15. Отсутствует Положение о конкурсе на право заключения договора об организации пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по межмуниципальным пригородным маршрутам регулярных перевозок. Никаким нормативным документом порядок проведения данного конкурса не определен, надлежащим приказом Минтранса не утвержден, не проведена антикоррупционная экспертиза и не определено регулирующее воздействие на предпринимателей, что является нарушением действующего законодательства и законных прав предпринимательского сообщества.
  16. Пункт 1.1 КД содержит ссылки на нормативные акты, согласно которым проводится данный конкурс, однако согласно Положению о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, утвержденному постановлением Правительства Новосибирской области от 19.10.2015 N 382-п, у Минтранса нет полномочий по проведению конкурсов на право заключения договоров об организации пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по межмуниципальным пригородным маршрутам регулярных перевозок, а именно:
  17. Согласно п. 16 Положения: проводит открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальном маршрутам регулярных перевозок:
  18. Согласно п. 15 Положения: заключает государственный контракт в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг бля обеспечения государственных и муниципальных нужд на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок;
  19. Ни один из этих пунктов, а также ни одно из прочих положений нормативного акта, не дает права Минтрансу проводить конкурсы на право заключения договоров об организации пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по межмуниципальным пригородным маршрутам регулярных перевозок. Либо конкурс на получение свидетельства (для перевозок по нерегулируемым тарифам), либо государственный контракт в соответствии с 44-ФЗ (в случае регулирования тарифов, как в Конкурсе № 3-УОПП/2017).
  20. В пункте 1.1 КД содержится ссылка на нормы ст. 39 Федерального закона 220-ФЗ. П. 9 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015г. (далее - Федеральный закон 220-ФЗ) «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает некий пятилетний «переходный период», в течение которого регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования Федерального закона 220-ФЗ. Переход должен осуществляться в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок.
  21. С целью реализации указанных норм Минтранс НСО Приказом от 06.10.2016г. №1 89 утвердил Порядок проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Новосибирской области, а также признал утратившим силу приказ от 18.10.2013 № 196 "Об утверждении положения о конкурсе на право заключения договоров об организации пассажирских перевозок по пригородным и межмуниципальным маршрутам регулярного сообщения на территории Новосибирской области" со всеми изменениями.
  22. Однако никакого регламентирующего документа о проведении конкурсов на право заключения договоров об организации пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по межмуниципальным пригородным маршрутам регулярных перевозок не принято по настоящее время.
  23. Постановлением Правительства Новосибирской области от 15.02.2017 № 57-п был утвержден Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Новосибирской области (далее - Документ планирования), в п.6 раздела III которого перечислен исчерпывающий перечень задач со сроком их выполнения в текущем году, а так же в 2018-2019 годах, а именно:
  24. № п/п Наименование мероприятия Срок исполнения 4 Проведение открытых конкурсов на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам В случае наличия оснований для проведения конкурса, предусмотренных Федеральным законом № 220-ФЗ 7 Заключение государственных контрактов об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок на территории Новосибирской области по регулируемым тарифам СIII квартала 2019 года по мере необходимости в соответствии с Федеральным законом № 220-ФЗ в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  25. Раздел IV. Документа планирования определяет сроки проведения конкурсных процедур в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, график заключения государственных контрактов в отношении регулярных перевозок по регулируемым тарифам, а именно:
  26. Проведение конкурсных процедур в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Новосибирской области по нерегулируемым тарифам предусматривается в случаях наличия оснований для проведения конкурса, предусмотренных Федеральным законом № 220-ФЗ.
  27. График заключения государственных контрактов, связанных с осуществлением перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок на территории Новосибирской области по регулируемым тарифам на период 2018-2019 годов представлен в приложении к настоящему Документу планирования.
  28. Согласно утверждённому Графику заключения государственных контрактов, связанных с осуществлением перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок на территории Новосибирской области по регулируемым тарифам на период 2018-2019 годов, проведение конкурса по маршруту №139 предусмотрено в следующие сроки
  29. № п/п № маршрута Наименование маршрута регулярных перевозок Вид сообщения Дата, не позднее которой должен быть заключен государственный контракт 24 139 Цветной проезд (г. Новосибирск) - ГНЦВБ Вектор (р.п. Кольцово) П 31.12.2019
  30. Из представленных документов следует, что согласно действующим нормативным актам Новосибирской области, проведение конкурсов на право заключения договоров об организации пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по межмуниципальным пригородным маршрутам регулярных перевозок не должно быть до 01.10.2019 года. В период с 01.10.2019 по 31.12.2019 года относительно маршрута №1 39 Цветной проезд (г. Новосибирск) - ГНЦВБ Вектор (р.п. Кольцово) должны быть проведены торги в соответствии с требованиями 220-ФЗ и 44-ФЗ.
  31. Проведение конкурса до указанного периода - нормативными актами не предусмотрено, в связи с этим конкурс должен быть отменен. Организация перевозок по маршрутам с регулируемым тарифом должна производиться на основании временных договоров в соответствии с Приказом Минтранса НСО № 158 от 10.12.2014 (в действующей редакции).
  32. Вопреки утвержденным нормам, п. 2.1 КД устанавливает срок действия договора - 10 лет, в то время как Документ планирования определяет иные предельные сроки для конкретного маршрута, выставленного на конкурс. Требования абзаца 1 пункта 2.6 КД противоречит положениям п.п. 2 п.1 ст.23 Федерального закона 220-ФЗ.
  33. Требования абзаца 2 пункта 2.6 КД ограничивают срок использования транспортных средств 7 годами, что не соответствует действующим законам и никакими нормативными актами не ограничивается. Соответственно опять же необоснованно ущемляет права предпринимателей.
  34. Включая в состав одного лота все выходы автобусов на маршруте, Минтранс НСО ограничивает конкуренцию на рынке пассажирских перевозок, поскольку перевозчики с малым количеством подвижного состава не допущены на конкурс. Участвовать смогут только обеспеченные перевозчики, которые имеют возможность купить новые автобусы на сумму почти 11млн. рублей (стоимость автобуса ПАЗ – 1 млн. 400 тыс. рублей). Тем самым нарушается ч.1 ст. 15. ч. 1,2 ст. 17 Федерального закона № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
  35. Согласно п. 1 ст. 448 ГК РФ, в открытом конкурсе может участвовать любое лицо. Минтранс НСО, допуская к участию в конкурсе только крупных перевозчиков, которые вкладывают большие материальные ресурсы, исходит из того, что только эти перевозчики могут осуществлять безопасную и качественную услугу по перевозке пассажиров.
  36. Предположение Минтранса НСО о том, что хозяйствующий субъект, обладающий большим количеством транспортных средств окажет более качественную услугу перевозки необоснованно. Поскольку перевозчик с меньшим количеством транспортных средств также может использовать новый качественный подвижной состав, иметь в подчинении высокопрофессиональных водителей, предприниматель может обладать большим опытом работы в пассажирских перевозках. Что позволяет ему оказывать услугу по перевозке пассажиров того же уровня.
  37. Следовательно, Минтранс НСО, не допуская мелких перевозчиков только по одной причине малого количества у них транспортных средств, создавая преимущественные права определенным участникам торгов, нарушает принцип равенства участников гражданских отношений и ущемляет права представителей малого бизнеса, не имеющих значительных финансовых активов.
  38. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, ч. 1 ст. 8, гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. И в соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.
  39. Ни в одном нормативном акте не указано, что если маршрут выиграют несколько перевозчиков, то впоследствии они не смогут объединиться в товарищество, в соответствии с нормами 220-ФЗ.
  40. По мнению заявителя, чтобы в объявленных конкурсах приняли участие все желающие, необходимо, согласно законодательству РФ каждый выход на маршруте признать отдельным лотом. И лоты должны формироваться с учетом требований антимонопольного законодательства. Минтранс НСО, выступающий в качестве организатора торгов, не вправе вводить не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
  41. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам. Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
  42. Система отношений между потенциальными перевозчиками на маршрутах пассажирского транспорта и Минтрансом НСО, порядок оформления этих отношений, устанавливаются нормативными актами и не должны противоречить Конституции Российской Федерации и другим Федеральным и областным законам и нормам.
  43. Перевозчики с небольшим количеством транспортных средств поставлены в дискриминационные условия, в отличие от крупных перевозчиков, которые в состоянии приобрести автобусы на сумму более 11 млн. рублей. Анализ конкурсной документации конкурса показывает, что данная документация разработана под определенного перевозчика и учитывает только его возможности. Система оценки тоже применена под него. Это сделано с целью недопущения других перевозчиков до участия в конкурсе.
  44. Согласно п.8. ст. 4 ФЗ № 135 - ФЗ «О защите конкуренции»: п. 8 дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами
  45. Конкурсная документация содержит требования, которые читаются неоднозначно, что противоречит нормам действующего законодательства. Закона о защите конкуренции. Отсутствует приказ о формировании конкурсной комиссии по проведению конкурсов на право заключения договоров об организации пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по межмуниципальным пригородным маршрутам регулярных перевозок, отсутствует Положение об организации работы указанной комиссии.
  46. Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.
  47. Министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области представлены следующие пояснения по существу рассматриваемой жалобы (вх. № 5169 от 05.10.2017г.).
  48. 13.07.2015г. года был опубликован Федеральный закон № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), который согласно статье 42 вступил в силу с момента его опубликования, кроме статей указанных в части 2 и 3 указанной статьи.
  49. Статья 39 Федерального закона № 220-ФЗ вступила в силу с момента опубликования вышеуказанного закона. Частью 9 статьи 39 предусмотрено, что «Регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт».
  50. Постановлением Правительства Новосибирской области от 15.02.2017 № 57 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории новосибирской области» установлено, что по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам № 139 процедура заключения государственного контракта будет проводится в 3 квартале 2019 года.
  51. Таким образом, до момента заключения государственного контракта по маршруту 139 регулярные перевозки должны осуществляться в порядке, действовавшем до дня официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ.
  52. Порядок, действовавший до 13 июля 2015 года (день опубликования Федерального закона № 220-ФЗ), предусмотрен статьей 12 Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 112-03 «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области». Данной статьей было предусмотрено 2 порядка заключения договоров об организации пассажирских перевозок:
  53. 1) пунктом 1 части 1 - проведение конкурса в установленных статьей случаях,
  54. 2) пунктом 2 части 1 - заключение договоров на временных условиях на срок до 1 года, основания также предусмотрены в статье.
  55. Порядок проведения конкурса был утвержден приказом Минтранса Новосибирской области от 18.10.2014 № 196, данный приказ был признан утратившим силу приказом № 189. Однако, фактически на основании части 9 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ - данный Порядок является действующим - это указано в самой статье.
  56. Таким образом, Минтранс Новосибирской области в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ имеет право применять ранее действующий Порядок заключения договоров, в том числе в результате конкурса.
  57. Довод заявителя о том, что Порядок является не действующим в силу признания его утратившим силу в данном случае не обоснован.
  58. Кроме того, в связи с тем, что ранее заключенный по конкурсу в 2014 году с ИП Сандомирской А.Ю. договор об организации пассажирских перевозок по маршруту № 139 был расторгнут в одностороннем порядке министерством. Арбитражный суд Новосибирской области признал расторжение законным, Минтрансом Новосибирской области был заключен договор об организации пассажирских перевозок по данному маршруту на временных условиях на срок 1 год.
  59. Продлять ежегодно данный договор оснований Минтранс Новосибирской области не имеет, действующее законодательство и закон Новосибирской области №112-03 такую возможность не предусматривает. В связи с этим Минтрансом Новосибирской области было принято решение о проведении конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок по маршруту № 139.
  60. Условия и критерии проводимого конкурса фактически не отличаются от условий и критерий конкурсов ранее проводимых Минтрансом Новосибирской области. Заключение договора ежегодно на временных условиях может быть расценено контролирующими органами как нарушение Федерального закона «О защите конкуренции».
  61. Срок действия договоров ранее действующим законодательством не был предусмотрен, и не ограничивался. Ранее проводимые конкурсы на право заключения договора об организации пассажирских перевозок также содержали срок действия договоров - на 10 лет.
  62. Кроме того, установление данного срока не противоречит Федеральному закону № 220-ФЗ и Документу планирования, утвержденному постановлением Правительства Новосибирской области № 57-п.
  63. Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ - «Регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт. Указанный срок не может превышать пять лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, а в отношении регулярных перевозок, осуществляемых государственными унитарными предприятиями или государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы. Санкт-Петербурга и Севастополя, - десять лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.».
  64. Таким образом, на какой бы срок не заключался договор об организации пассажирских перевозок по ранее действующему законодательству - через пять лет со дня официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ - с 15 июля 2020 года - этот договор прекратит свое действие. Что также произойдет с ранее заключенными договорами на другие маршруты, у которых срок действия также установлен 10 лет (до 2024 года). Данное положение считаем нарушением прав предпринимателей и юридических лиц, но данное положение установлено Федеральным законом, поэтому подлежит неукоснительному применению.
  65. Это утверждение Минтранса Новосибирской области подтверждается Документом планирования, утвержденным постановлением Правительства новосибирской области № 57-п, где указаны сроки заключения государственных контрактов по данным видам договоров. На основании вышеизложенного Минтранс Новосибирской области считает, что заключение договора по маршруту № 139 на 10 лет не противоречит действующему законодательству.
  66. Своевременная замена подвижного состава перевозчиками не осуществляется сейчас даже после истечения амортизационного срока, установленного в постановлении Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Проводимый капитальный ремонт зачастую касается только основных узлов транспортного средства - двигателя, рулевого управления и т.д. Однако подчас у транспортного средства не работает отопительная система, сидения для пассажиров отсутствуют частично или находятся в неудовлетворительном состоянии. Все это приводило к постоянным жалобам пассажиров на отсутствие условий комфортности, наличия грязных транспортных средств и т.д. Причем, перевозчики, которым направлялись жалобы для ознакомления никак не реагировали на эти жалобы, замена транспортных средств происходила крайне редко.
  67. Условие о своевременной замене транспортных средств удовлетворяет потребностям пассажиров в комфортной перевозке, требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и безопасности перевозок пассажиров. Установленные сроки в зависимости от класса автобуса были взяты из постановления Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», крайний срок эксплуатации автобусов особо малых и малых до 7.5м по 1-11 классу установлен до 5 лет. Минтранс Новосибирской области фактически опустило данную планку - установил срок максимальной эксплуатации 7 лет.
  68. Ссылка заявителя на то, что действующим законодательством не предусмотрены сроки эксплуатации транспортных средств, поэтому они могут ездить транспортными средствами любого года изготовления не совсем верна.
  69. Согласно действующему законодательству перевозчики, осуществляющие перевозку пассажиров на регулярной основе, проходят технический осмотр транспортных средств раз в 6 месяцев, им выдается диагностическая карта. Однако, и сейчас это признают даже на федеральном уровне, профессионализм проведения технического осмотра снизился до минимума. Известны факты, когда страховые организации при оформлении страховых полисов сразу же выдавали заполненные диагностические карты без фактического прохождения технического осмотра.
  70. В свою очередь Минтранс Новосибирской области неоднократно обращался в Минтранс РФ с письмами об ужесточении проведения технического осмотра транспортных средств, особенно, осуществляющих перевозку пассажиров. И поддерживал законодательные инициативы об этом других субъектов.
  71. На территории Российской Федерации периодически возникают случаи совершаемых ДТП автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки, со смертельным исходом, по результатам разбора которых выясняется, что транспортные средства фактически не проходили технический осмотр или диагностическая карта ими была просто куплена.
  72. По результатам проводимых Минтрансом Новосибирской области совместно с У ГИБДД по НСО и Сибирским управлением автодорожного надзора по Сибирскому округу проверкам неоднократно с маршрутов снимаются автобусы в связи с обнаружением технических неисправностей, причем при наличии диагностической карты, подтверждающей прохождение технического осмотра.
  73. От срока эксплуатации транспортного средства зависит безопасность не только дорожного движения, но и безопасность перевозки пассажиров. Поэтому данное условие было включено в конкурсную документацию и проект договора. После включения данного условия в договор в 2013 году парк транспортных средств, работающих на пригородных маршрутах регулярного сообщения, обновился на 70%.
  74. Вопрос включения определенных условий в Конкурсную документацию, в том числе срока эксплуатации транспортного средства и его замены, был рассмотрен в арбитражном суде. В постановлении апелляционной инстанции по делу № А45-12526/2014 было указано, что Конкурсная документация не устанавливает, не изменяет и не прекращает прав и обязанностей физических и юридических лиц, не определяет какую-либо меру ответственности, а носит информационный характер, является стадией процесса отбора, цель которого заключение договора (копия прилагается).
  75. В 2014-2015 годах в УФАС по Новосибирской области уже рассматривались аналогичные заявления перевозчиков, по результатам рассмотрения которых УФАС по НСО не находило нарушения Федерального закона «О защите конкуренции».
  76. В связи с отсутствием в ранее действующем федеральном законодательстве, регулирующем порядок привлечения перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, в Новосибирской области данные отношения регулировались Законом Новосибирской области от 07.06.2007 № 112-03 «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области».
  77. Согласно части 2 статьи 12 Закона Новосибирской области № 112-03 порядок привлечения перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок по результатам конкурса на право заключения договоров об организации пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения либо на условиях временной работы, порядок проведения конкурса определяются уполномоченным органом.
  78. Согласно статье 8 Закона Новосибирской области № 112-03 Минтранс Новосибирской области является уполномоченным органом в сфере организации транспортного обслуживания населения по пригородным и межмуниципальным маршрутам регулярного сообщения.
  79. На основании статьи 12 Закона Новосибирской области № 1 12-03 Минтранс Новосибирской области утвердил порядок привлечения перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок по результатам конкурса на право заключения договоров об организации пассажирских перевозок по пригородным и межмуниципальным маршрутам регулярного сообщения - приказ от 18.10.2013 № 196 в редакции приказа от 15.09.2014 № 119.
  80. Положением о конкурсе предусмотрена возможность проводить конкурс по лотам, выходам маршрутов и смешанный вариант (по лотам и выходам). Приказ в свое время в соответствии с действующим законодательством был размещен на сайте Правительства Новосибирской области и Минтранса Новосибирской области.
  81. Как было указано ранее Положение о конкурсе, утвержденное приказом № 196. применяется при организации пассажирских перевозок до заключения государственных контрактов в сроки, указанные в Документе планирования - 3 квартал 2019 года.
  82. На основании вышеизложенного Минтранс Новосибирской области считает, что как уполномоченный орган имеет право формировать конкурсную документацию по своему усмотрению для обеспечения защиты прав граждан на передвижение и предоставление качественных транспортных услуг.
  83. Утверждение заявителя о необходимости проведения конкурса или заключения договора без конкурса, но по выходам отдельно на каждую машину, и возможности потом организовать товарищество не соответствует действующему законодательству.
  84. Применение ранее действующего законодательства не дает возможности объединения перевозчиков в простое товарищество при осуществлении перевозки пассажиров. Такая возможность появилась только с вступлением в силу Федерального закона № 220-ФЗ с 15 июля 2015 года и распространяется только на организацию маршрутов по нерегулируемым тарифам в настоящее время и при проведении закупки для государственных нужд при заключении государственных контрактов - то есть с 3 квартала 2019 года.
  85. Кроме того, заявитель указывает, что объединение в единый лот маршрута приводит к ограничению конкуренции, так как перевозчику необходимо затратить 11 млн. рублей на покупку автобусов.
  86. Данное утверждение заявителя не соответствует положениям Конкурсной документации. Согласно пункту 2.6, абзацу 5 п.3.2 Конкурсной документации: Претендент на участие в конкурсе должен - «иметь на момент подачи заявки транспортные средства соответствующего типа на правах собственности, аренды или на ином законном основании, отвечающие установленным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения и организации пассажирских перевозок в соответствии с действующими правовыми актами;». Таким образом, участники конкурса могут иметь транспортные средства не только на праве собственности (купить или использовать уже имеющиеся), но и взять их в аренду или в пользование, в том числе безвозмездное, с приложением соответствующих подтверждающих документов.
  87. Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
  88. 13.09.2017г. на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (далее- Минтранс НСО) - http://www.mintrans.nso.ru были опубликованы извещение и конкурсная документация открытого конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок по регулируемым маршрутам (№ извещения 3- УОПП/2017).
  89. В соответствии с вышеуказанным извещением, предметом конкурса является право заключения договора об организации пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по межмуниципальным пригородным маршрутам регулярных перевозок на территории Новосибирской области (лот № 1 маршрут № 139 «Цветной проезд (г. Новосибирск)- ГНЦВБ «Вектор» (р.п. Колывань)).
  90. Срок подачи заявок- до 16.10.2017 г. Таким образом, на момент рассмотрения жалобы итоги рассматриваемых торгов не подведены, договор не заключен.
  91. Давая оценку доводам заявителя о ненадлежащей форме, а также нормативно-правовым основаниям проведения торгов Комиссия Новосибирского УФАС России исходит из следующих обстоятельств.
  92. В соответствии с п. 1.1 закупочной документации, конкурсная документация рассматриваемых торгов учитывает требования Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, Закона Новосибирской области от 05.05.2016г. № 55-ОЗ «Об отдельных вопросах организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области».
  93. Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ).
  94. Статья 39 Федерального закона № 220-ФЗ вступила в силу с момента опубликования вышеуказанного закона. Частью 9 статьи 39 предусмотрено, что «Регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт».
  95. Постановлением Правительства Новосибирской области от 15.02.2017 № 57 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории новосибирской области» установлено, что по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по регулируемым тарифам № 139 процедура заключения государственного контракта будет проводится в 3 квартале 2019 года.
  96. Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России принимает во внимание довод Минтранса НСО о том, что до момента заключения государственного контракта по маршруту 139 регулярные перевозки должны осуществляться в порядке, действовавшем до дня официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ.
  97. В частности, Порядок, действовавший до 13 июля 2015 года (день опубликования Федерального закона № 220-ФЗ), был предусмотрен статьей 12 Закона Новосибирской области от 07.06.2007 № 112-03 «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области». Данной статьей было предусмотрено 2 порядка заключения договоров об организации пассажирских перевозок:
  98. 1) пунктом 1 части 1 - проведение конкурса в установленных статьей случаях,
  99. 2) пунктом 2 части 1 - заключение договоров на временных условиях на срок до 1 года, основания также предусмотрены в статье.
  100. Таким образом, Минтранс Новосибирской области в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ имеет право применять ранее действующий Порядок заключения договоров, в том числе в результате конкурса.
  101. Давая оценку доводам заявителя о правомерности установления срока заключаемого договора Комиссия Новосибирского УФАС России исходит из следующих обстоятельств.
  102. Вышеуказанной статьей 39 Федерального закона № 220-ФЗ, регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт. Указанный срок не может превышать пять лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, а в отношении регулярных перевозок, осуществляемых государственными унитарными предприятиями или государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы. Санкт-Петербурга и Севастополя, - десять лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
  103. Таким образом, по истечении 5 лет со дня принятия Федерального закона № 220-ФЗ договоры, заключенные ранее окончания упомянутого пятилетнего срока фактически будут признаны ничтожными. Таким образом, установление срока, превышающего 5 лет на состояние конкуренции не влияет, так как фактически договор, заключенный по результатам рассматриваемого конкурса будет действовать в срок, установленный Федеральным законом.
  104. Довод заявителя о неправомерном установлении срока использования транспортных средств (7 лет) Комиссией Новосибирского УФАС России не принимается по следующим основаниям.
  105. Минтранс НСО, выступая в роли заказчика и организатора рассматриваемых торгов в форме открытого конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок по регулируемым маршрутам (№ извещения 3- УОПП/2017) обязан руководствоваться не только Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», но и иными нормами права, регулирующими правоотношения на рассматриваемом товарном рынке (пассажирские перевозки). Комиссией Новосибирского УФАС России принимаются доводы организатора торгов, о том, что от срока эксплуатации транспортного средства зависит безопасность не только дорожного движения, но и безопасность перевозки пассажиров.
  106. Кроме того, указанное требования является оценочным критерием, а не критерием допуска к участию в торгах. На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводам об обоснованности установления указанного критерия оценки.
  107. Давая оценку доводам заявителя об установлении предмета лота- «маршрут», а не «выход», Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
  108. Приказом Минтранса НСО № 196 от 18.10.2013г. утвержден порядок привлечения перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок по результатам конкурса на право заключения договоров об организации пассажирских перевозок по пригородным и межмуниципальным маршрутам регулярного сообщения (вместе с Положением о проведении конкурса).
  109. Положение о конкурсе, утвержденное приказом № 196. применяется при организации пассажирских перевозок до заключения государственных контрактов в сроки, указанные в Документе планирования - 3 квартал 2019 года.
  110. Согласно Конкурсной документации, претендент на участие в конкурсе должен иметь на момент подачи заявки транспортные средства соответствующего типа на правах собственности, аренды или на ином законном основании, отвечающие установленным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения и организации пассажирских перевозок в соответствии с действующими правовыми актами.
  111. Таким образом, участники конкурса могут иметь транспортные средства не только на праве собственности (купить или использовать уже имеющиеся), но и взять их в аренду или в пользование, в том числе безвозмездное, с приложением соответствующих подтверждающих документов.
  112. Включение автобусного маршрута в отдельный лот не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства, что подтверждается судебной практикой (Постановление Седьмого Арбитражного суда Северо-Западного округа № А05-15206/2014 от 02.10.2015).
  113. Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России
  114. Решила:

  115. Признать жалобу ИП Петункиной О.Ю. на действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области при проведении конкурса № 3- УОПП/2017 на право заключения договора об организации пассажирских перевозок по регулируемым маршрутам необоснованной.

Печать

Печатать