9999
Комментарии
Приложение
к Распоряжению от № 128-РП
Рекомендация

Методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения магаданской области услугами организаций культуры

  1. 1. Настоящие Методические рекомендации разработаны с учетом климатических, географических, демографических и транспортных особенностей Магаданской области в целях обеспечения доступности организаций культуры путем оптимального размещения сети организаций культуры с учетом норм минимально необходимых видов организаций культуры и нормативов обеспеченности населения Магаданской области организациями культуры, где "норма" - это минимально допустимое количество сетевых единиц, а "норматив" - это составляющие нормы, указывающие на объем сети (в единицах) и минимальное значение количества населения, для которого установлены данные нормы, а также время, затраченное на доступ к организациям культуры.
  2. Под "сетевой единицей" понимается организация культуры независимо от формы собственности, оказывающая услуги в пределах одного здания (помещения), а также ее филиалы либо отделы, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов.
  3. 2. Расчет нормативной потребности Магаданской области в объектах культуры предусматривает:
  4. - вид объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;
  5. - нормативное значение (количество) сетевых единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг;
  6. - нормативное значение (количество) населения, для которого должны быть обеспечены услуги организаций культуры;
  7. - показатель территориальной доступности (время в пути до объекта).
  8. 3. Условия оптимального размещения объектов культуры учитывают:
  9. - существующую обеспеченность населения объектами культуры;
  10. - функциональное многообразие организаций культуры;
  11. - специфику территории, в том числе: культурно-исторические особенности; численность и плотность состава населения; природно-климатические условия; транспортную инфраструктуру и социально-экономические особенности развития Магаданской области;
  12. - прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности Магаданской области;
  13. - критерии доступности услуг организаций культуры для населения.
  14. Критериями доступности услуг организаций культуры являются:
  15. - возможность выбора организаций культуры;
  16. - развитие выездных, электронных, дистанционных и иных форм предоставления услуг;
  17. - возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот;
  18. - сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством;
  19. - полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;
  20. - наличие организаций культуры для детей;
  21. - наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
  22. II. нормы и нормативы размещения библиотек

  23. 4. В соответствии с законодательством Российской Федерации в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками.
  24. Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ, а также сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек.
  25. Орган исполнительной власти Магаданской области, на который возложено государственное регулирование в области культуры на территории Магаданской области (далее - уполномоченный орган), обеспечивает:
  26. - финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов государственных библиотек;
  27. - реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;
  28. - условия доступности для инвалидов библиотек Магаданской области.
  29. Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек:
  30. (Таблица N 1)
  31. Административно-территориальные уровни обеспечения услуг Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта Обеспеченность (тыс. чел.) Единица измерения (сетевая единица) Доступность
    1 2 3 4 5
    Магаданская область Универсальная библиотека с отделением для инвалидов по зрению административный центр с населением до 150 тыс. человек 1 транспортная доступность для жителей административного центра 1 час; для жителей муниципальных образований в течение 2 дней
    Детская библиотека 1
    Юношеская библиотека 1
    Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам в каждой областной библиотеке
    Городской округ Общедоступная библиотека население от 10 тыс. человек 1 на 10 тыс. человек транспортная доступность 30-40 минут
    Детская библиотека 1 на 10 тыс. детей
    Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам 1 (независимо от количества населения)
    Городской округ Общедоступная библиотека население от 5 тыс. человек до 10 тыс. человек 1 на 2 тыс. человек транспортная доступность 30-40 минут
    Детская библиотека 1 на 1 тыс. детей
    Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам 1 (независимо от количества населения)
    Городской округ Общедоступная библиотека население до 5 тыс. человек 1 на 1 тыс. человек транспортная доступность 30-40 минут
    Детская библиотека 1 на 500 детей
    Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам 1 (независимо от количества населения)
  32. 5. В целях реализации прав граждан на библиотечное обслуживание создаются государственные библиотеки, обеспечивающие потребность в доступе к информации и знаниям на базе универсального комплектования библиотечных фондов, в том числе на основе обязательного экземпляра документов, в соответствии с полномочиями уполномоченного органа.
  33. 6. Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках. В целях обеспечения доступности библиотечных услуг для инвалидов по зрению предусматриваются зоны обслуживания в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, лечебных и реабилитационных учреждениях.
  34. 7. Пользователям библиотек, независимо от места проживания, должен быть обеспечен доступ к культурным ценностям на основе цифровых коммуникационных технологий, для чего на базе универсальной, детской и юношеской библиотек Магаданской области организовывается точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам.
  35. Для организации точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам в библиотеке оборудуется место с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и предоставлением доступа к оцифрованным полнотекстовым информационным ресурсам, на право пользования которыми библиотека заключает договоры (соглашения) с собственниками этих ресурсов.
  36. К полнотекстовым информационным ресурсам, доступ к которым библиотека получает бесплатно, относятся:
  37. - фонды Национальной электронной библиотеки, которая объединяет фонды публичных библиотек Российской Федерации федерального, регионального, муниципального уровней, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей. Национальная электронная библиотека включает: каталог всех хранящихся в фондах российских библиотек изданий; централизованный, ежедневно пополняемый архив оцифрованных изданий, как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом;
  38. - фонды Президентской библиотеки.
  39. III. нормы и нормативы размещения музеев

  40. 8. Нормы и нормативы размещения музеев устанавливаются в зависимости от наличия предметов и коллекций, которые отнесены (или могут быть отнесены) к государственной или негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации в целях хранения, сохранности и популяризации культурного наследия.
  41. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения музеев:
  42. (Таблица N 2)
  43. Административно-территориальные уровни обеспечения услуг Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта Обеспеченность (тыс. чел.) Единица измерения (сетевая единица) Доступность
    1 2 3 4 5
    Магаданская область Краеведческий музей административный центр с населением до 150 тыс. человек 1 транспортная доступность для жителей административного центра один час; для жителей муниципальных образований в течение 2 дней
    Тематический музей 1
    1
    Городской округ Краеведческий музей независимо от количества населения 1 транспортная доступность 30-40 минут
    Тематический музей 1
  44. 9. За сетевую единицу принимаются музеи, являющиеся юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев независимо от формы собственности (ведомственные, частные) при условии, если их фонды вошли в государственную или негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации.
  45. Объектом деятельности краеведческих музеев является документация и презентация исторического, природного и культурного развития Магаданской области. Основным фондом музея являются связанные с историей Магаданской области экспонаты, в числе которых: археологические находки, произведения искусства и ремесла, документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события местности; предметы быта; мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие экономическое и техническое развитие региона.
  46. Тематические музеи могут быть любой профильной группы: политехнический, мемориальный, военно-исторический, историко-бытовой, археологический, этнографический, литературный, музыкальный, музей науки, техники, кино, архитектуры, боевой (трудовой) славы.
  47. 10. Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных музеев, находящихся в ведении Магаданской области, определяется Правительством Магаданской области.
  48. Решения об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в государственной собственности Магаданской области, принимаются уполномоченным органом.
  49. 11. Органы местного самоуправления имеют право на создание музеев.
  50. В муниципальном образовании музеи создаются при наличии музейных предметов и коллекций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации независимо от количества населения.
  51. При условии наличия музейного фонда и достаточности местного бюджета по решению органа местного самоуправления может быть создан краеведческий музей, а также тематические музеи, посвященные памятным историческим событиям, мемориальные музеи, технические музеи, музеи народной культуры.
  52. В муниципальных образованиях, в целях оптимизации затрат на содержание административно-управленческого аппарата и персонала научных работников, могут быть созданы филиалы, или структурные подразделения государственных музеев, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов, либо в помещениях иных населенных пунктов, которые должны учитываться в качестве сетевой единицы муниципального образования, так как они обслуживают местное население.
  53. 12. Определение предельно допустимых антропогенных нагрузок на объекты культурного наследия, в которых размещены музеи, осуществляется на основе разработанных Министерством культуры Российской Федерации Методических рекомендаций по разработке нормативов посещаемости музеев-заповедников в зависимости от их возможностей по приему посетителей, направленных на повышение эффективности работы по обеспечению сохранения и презентации культурного и природного наследия.
  54. IV. нормы размещения театров

  55. 13. Нормы и нормативы размещения театров устанавливаются с учетом потребностей населения в жанрах театрального искусства, в том числе возрастных особенностей зрительской аудитории.
  56. В соответствии с Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р "О Концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года", театр - это организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства, предусматривающего расширение доступности театрального искусства для различных групп населения.
  57. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения театров:
  58. (Таблица N 3)
  59. Административно-территориальные уровни обеспечения услуг Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта Обеспеченность тыс. чел. Единица измерения (сетевая единица) Доступность
    1 2 3 4 5
    Магаданская область Драматический/музыкальный театр Административный центр с населением до 150 тыс. человек 1 транспортная доступность для жителей административного центра один час; для жителей муниципальных образований в течение 2 дней
    Театр кукол 1
  60. 14. За сетевую единицу принимаются театры (театры-студии), являющиеся юридическими лицами, либо филиалы театров.
  61. Учитывается в качестве одной сетевой единицы театр, в котором действует нескольких театральных трупп (имеющих самостоятельный репертуар), объединенных общей администрацией и представляющих единый баланс.
  62. Если на одной театральной площадке работают театры различной жанровой направленности, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, то каждый из них учитывается в качестве самостоятельной сетевой единицы.
  63. 15. Минимальный перечень подвидов театров составляют театры драмы, музыкальные театры, театры кукол.
  64. 16. В зависимости от демографических особенностей территории и кадрового потенциала могут создаваться, как драматические театры отдельных видов (драмы, комедии), так и объединенные по жанрам драматические театры.
  65. В муниципальных образованиях органы местного самоуправления имеют право использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания театров в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования.
  66. V. нормы и нормативы размещения концертных организаций

  67. 17. В соответствии с Концепций развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации до 2025 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 2395-р "О Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации до 2025 года", формирование и развитие общественных потребностей в академическом музыкальном искусстве, расширение аудитории концертов академической музыки для различных категорий и групп населения должно осуществляться путем создания концертных организаций и концертных коллективов академической направленности.
  68. Нормы и нормативы размещения концертных организаций устанавливаются в соответствии с потребностями населения в области академической музыки.
  69. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения концертных организаций:
  70. (Таблица N 4)
  71. Административно-территориальные уровни обеспечения услуг Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта Обеспеченность (тыс. чел.) Единица измерения (сетевая единица) Доступность
    1 2 3 4 5
    Магаданская область Концертный зал административный центр с населением до 150 тыс. человек 1 транспортная доступность для жителей административного центра один час; для жителей муниципальных образований в течение 2 дней
    Филармония 1
    Концертный творческий коллектив 2
    Городской округ Концертный зал независимо от количества населения 1 транспортная доступность 30-40 минут
    Концертный творческий коллектив 1
  72. 18. Концертная организация - это организация, осуществляющая создание, показ (публичное исполнение) и (или) организацию показа концертных программ.
  73. К концертным организациям относятся:
  74. - филармонии - основной вид концертной организации в области академической музыки, имеющей в своем распоряжении один или несколько филармонических концертных залов и (или) творческих коллективов, и организующей гастроли иных творческих коллективов филармонической направленности (оркестры, хоры, ансамбли);
  75. - филармонический концертный зал - специальная площадка, отвечающая акустическим стандартам исполнения академической музыки, или вид концертной организации, выполняющей функции формирования и удовлетворения общественных потребностей в академическом музыкальном искусстве;
  76. - самостоятельные концертные коллективы, являющиеся юридическими лицами. К концертным коллективам относятся симфонические оркестры, оркестры народных, духовых инструментов, хоровые капеллы, народные хоры, хореографические и фольклорные ансамбли и т.п.
  77. 19. К расчету сетевых единиц принимаются организации всех форм собственности.
  78. В качестве сетевой единицы концертного зала могут учитываться площадки, отвечающие акустическим стандартам, которые входят в состав иных организаций культуры (филармоний, культурно-досуговых учреждений, специализированных учебных заведений).
  79. 20. В целях удовлетворения потребности населения в академической музыке концертные организации осуществляют гастроли.
  80. В соответствии с Концепцией развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации до 2025 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 2395-р "О Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации до 2025 года", понятие "гастроли" включает в себя показ концертных программ вне места постоянной концертной деятельности исполнителя, в том числе в населенных пунктах собственного региона.
  81. VI. нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа

  82. 21. В соответствии с полномочиями Магаданской области по организации и поддержке учреждений культуры и искусства, и на основании полномочий органов местного самоуправления по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры, и по созданию условий для развития народного художественного творчества, создаются учреждения клубного типа, которые действуют на основании Примерного положения, утвержденного решением Коллегии Минкультуры России от 29 мая 2002 г. N 10 с изменениями, внесенными в Положение письмом Министра культуры Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. N 43-01-39/01.
  83. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения учреждений культуры клубного типа:
  84. (Таблица N 5)
  85. Административно-территориальные уровни обеспечения услуг Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта Обеспеченность (тыс. чел.) Единица измерения (сетевая единица) Доступность
    1 2 3 4 5
    Магаданская область Дом (центр) народного творчества административный центр независимо от количества населения 1 транспортная доступность для жителей административного центра один час; для жителей муниципальных образований в течение 2 дней
    Дворец культуры 1
    Городской округ Дом культуры население от 15 тыс. человек 1 на 15 тыс. человек транспортная доступность 30-40 минут
    население от 9 тыс. человек до 15 тыс. человек 5
    население от 7 тыс. человек до 9 тыс. человек 4
    население от 3 тыс. человек до 7 тыс. человек 3
    население до 3 тыс. человек 2
  86. 22. Под учреждением клубного типа понимается организация, основной деятельностью которой является создание условий для занятий любительским художественным творчеством, предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского и досугового характера.
  87. За сетевую единицу принимаются учреждения культуры клубного типа всех форм собственности.
  88. Минимальный перечень подвидов учреждений культуры клубного типа составляют:
  89. - областной Дом (Центр) народного творчества, который обеспечивает координацию деятельности учреждений культуры клубного типа, действующих на территории Магаданской области, по развитию и сохранению народной культуры. Дом (Центр) народного творчества может иметь филиалы в муниципальных образованиях, являющихся центром бытования особых видов народной культуры;
  90. - областные, муниципальные научно-методические центры, национально-культурные центры, Дома (Центры) культуры.
  91. 23. Нормы и нормативы размещения учреждений клубного типа на уровне Магаданской области предусматривает наличие Дома (Центра) народного творчества.
  92. 24. Нормы и нормативы размещения учреждений клубного типа в городских округах зависят от количества населения в муниципальном образовании.
  93. 25. С учетом плотности населения, функциональных задач и технической оснащенности учреждения культуры клубного типа в пределах одного муниципального образования могут различаться по мощностным характеристикам.
  94. 26. В территориях с низкой плотностью населения и отсутствием регулярного транспортного сообщения в течение дня Дома культуры (или их филиалы) могут быть созданы в каждом населенном пункте с количеством жителей от 200 чел.
  95. VII. нормы и нормативы размещения муниципальных парков культуры и отдыха

  96. 27. Органы местного самоуправления, в целях реализации полномочий по созданию условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения создают парки культуры и отдыха.
  97. 28. Парк культуры - это объект ландшафтной архитектуры, структура которого предусматривает рекреационную зону, зону аттракционов и зону сервиса.
  98. За сетевую единицу принимаются парки культуры и отдыха всех форм собственности.
  99. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения парков культуры и отдыха:
  100. (Таблица N 6)
  101. Административно-территориальные уровни обеспечения услуг Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта Обеспеченность (тыс. чел.) Единица измерения (сетевая единица) Доступность
    1 2 3 4 5
    Городской округ Парк культуры и отдыха на 30 тыс. человек 1 транспортная доступность 30-40 минут
  102. 29. Мощность парка по площади определяется в зависимости от объемов, предусмотренных для данного объекта в составе зоны рекреационного назначения в документах территориального планирования. Площадь планировочной структуры парка определяется в соответствии с концепцией развития парковой территории, утвержденной органом местного самоуправления.
  103. VIII. нормы и нормативы размещения кинотеатров и кинозалов

  104. 30. В целях обеспечения доступности для населения киноискусства, на основании полномочий по созданию условий для организации досуга населения, органы местного самоуправления создают условия для организации кинозалов.
  105. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения кинотеатров и кинозалов:
  106. (Таблица N 7)
  107. Административно-территориальные уровни обеспечения услуг Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта Обеспеченность (тыс. чел.) Единица измерения (сетевая единица) Доступность
    1 2 3 4 5
    Городской округ Кинозал население от 15 тыс. человек 1 на 15 тыс. человек
    население от 5 тыс. человек до 15 тыс. человек 2
    население до 5 тыс. человек 1
  108. 31. За сетевую единицу принимаются площадки кинопоказа всех форм собственности, а именно кинотеатры и кинозалы, расположенные в специализированном кинотеатре.
  109. При наличии в кинотеатре нескольких кинозалов, к учету принимается каждый кинозал как сетевая единица. Также к расчету принимаются залы, расположенные в культурно-досуговых учреждениях или учреждениях культуры иных функциональных видов, на базе которых осуществляется кинопоказ, а также кинозалы, расположенные в коммерческой организации.

Печать

Печатать