9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Мордовия

Решение от

По делу № А39-5209/2017
  1. Город Саранск 12 сентября 2017 года
  2. Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2017 года.
  3. Решение в полном объеме изготовлено 12 сентября 2017 года.
  4. Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Юськаева Р.К.
  5. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
  6. Заместителя прокурора Республики Мордовия в защиту публичных интересов Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия
  7. к Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Явас",
  8. с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
  9. о признании недействительным договора аренды муниципального имущества и об обязании возвратить муниципальное имущество,
  10. при участии
  11. от истца: Каштановой Е.В., предъявлено удостоверение №176698 от 04.08.2015 г.,
  12. от ответчиков и третьего лица: не явились,
  13. Установил:

  14. заместитель прокурора Республики Мордовия обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с исковым заявлением в защиту публичных интересов (муниципального образования Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия) к Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, обществу с ограниченной ответственностью ""Жилищно-коммунальное хозяйство "Явас" о признании недействительным договора аренды муниципального имущества и об обязании возвратить муниципальное имущество.
  15. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия.
  16. В судебное заседание не явились представители Совета депутатов Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство "Явас", Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия. Дело рассмотрено при неявке представителей данных организаций на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  17. Ответчики письменного отзыва в материалы дела не направили, возражений, доказательств по существу иска не представили. Третье лицо указало на допущенные Администрацией нарушения при передаче в аренду муниципального имущества.
  18. Исковые требования заключаются в следующем: признать недействительным договор аренды муниципального имущества от 27 ноября 2015 г. №330, заключенный между Администрацией Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия и обществом с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Явас", обязать общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Явас"" в месячный срок со дня вступления решения в законную силу возвратить Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия здание бани общей площадью 238,5 кв.м., расположенное по адресу: Республики Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Ударный, ул.Центральная.
  19. Исходя из доказательств, представленных в материалы дела прокурором, усматривается следующее.
  20. На праве муниципальной собственности Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия находится здание бани общей площадью 238,5 кв.м., расположенное по адресу: Республики Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Ударный, ул.Центральная, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о праве собственности от 15.02.2014 г.
  21. Главой Администрации Зубово-Полянского района Республики Мордовия 13 октября 2015 г. утверждена конкурсная документация на право заключения договора аренды в отношении муниципального имущества: здание бани, назначение: нежилое, общей площадью 238,5 кв.м., расположенное по адресу: Республики Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Ударный, ул.Центральная, в состав которой входят: извещение о проведении конкурса, порядок организации и проведения конкурса, в том числе порядок заключения договора по результатам конкурса, форма заявки на участие в конкурсе, проект договора аренды муниципального имущества.
  22. Исходя из состава конкурсной документации следует, что начальная (минимальная) цена договора в размере ежегодного платежа за пользование муниципальным имуществом составляет 13697 руб. без НДС. Срок действия договора, заключаемого по результатам конкурса: 5 лет с момент заключения.
  23. В разделе конкурсной документации с наименованием «организатор конкурса» указан адрес официального сайта для размещения информации о проведении конкурса – http://zpolyana.e-mordovia.ru/.
  24. Как следует из сообщения Администрации Зубово-Полянского района Республики Мордовия от 29 мая 2017 г. №2241 информация и извещение о проведении торгов на право заключения спорного договора аренды размещена на сайте Администрации Зубово-Полянского района Республики Мордовия – http://zpolyana.e-mordovia.ru/. Также Администрация в данном сообщении указала, что на официальном сайте РФ www.torgi.gov.ru информация и извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды не размещалась по причине отсутствия соответствующей электронно-цифровой подписи.
  25. На основании протокола №2 от 20 ноября 2015 г. рассмотрения заявок на участие в конкурсе на право заключения договора аренды за пользование сооружениями, находящимися в собственности Зубово-Полянского района Республики Мордовия, Администрация заключила с обществом с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «Явас», как с единственным участником конкурса, спорный договор аренды имущества, находящегося в собственности Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.
  26. Предметом договора является передача органом местного самоуправления во временное владение и пользование обществу здания бани. Срок действия договора аренды установлен на 5 лет с 27.11.2015 г. по 27.11.2020 г. и считается заключенным с момента его подписания уполномоченными представителями сторон (пункты 1.3 договора). Государственная регистрация договора осуществлена 12.12.2016 г. Сведениями о расторжении указанного договора на момент разрешения дела суд не обладает.
  27. По акту приемки-передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности Зубово-Полянского муниципального района, имущество передано арендатору 27 ноября 2015 г.
  28. Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
  29. Право на обращение в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок и о применений последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований, закреплено за прокурором положениями статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  30. При этом прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца (часть 3 статьи 52 АПК РФ).
  31. В соответствии с Уставом Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия к вопросам местного значения относится вопрос владения, пользования, распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности района (статья 3).
  32. Представительным органом Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия является Совет депутатов Зубово-Полянского муниципального района, который определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (пункт 1 статьи 15, подпункт 5 пункта 1 статьи 17 Устава района).
  33. В полномочия Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия согласно Уставу района (подпункт 7 пункта 4 статьи 27) входит решение вопросов, связанных с владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью, в соответствии с действующим законодательством в порядке, установленном Советом депутатов муниципального образования.
  34. В силу положений части 1 статьи 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
  35. С 1 января 2011 года информация о проведении указанных конкурсов или аукционов на право заключения договоров размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 17.1. Федерального закона).
  36. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» для размещении информации о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации в качестве в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определен адрес сайта www.torgi.gov.ru.
  37. Необходимость использования официального сайта при размещении информации о проведении конкурсов и аукционов предусматривается также и пунктом 27 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.
  38. В данном случае, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, информация о проведении торгов на право заключения договора на сайте www.torgi.gov.ru не размещалась. Информация размещена лишь на официальном сайте муниципального образования.
  39. Статьей 17 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен при проведении торгов запрет для действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В частности, установлен запрет на координацию организаторами торгов деятельности их участников, на создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункты 1, 2 части 1 статьи 17).
  40. В силу положений пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
  41. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
  42. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
  43. Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях (пункты 3, 4 статьи 166 ГК РФ).
  44. В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
  45. Проведение конкурсных процедур по продаже права на заключение договора аренды имущества, находящегося в собственности публично-правового образования, позволяет привлечь максимальное количество потенциальных арендаторов имущества, что способно повысить доходную часть бюджета соответствующего уровня в виде дополнительного поступления арендной платы и достичь увеличение определенных качественных показателей эффективности использования муниципального имущества.
  46. Действуя разумно и добросовестно, в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов.
  47. Между тем, как следует из материалов дела, Администрация заключила договор аренды муниципального имущества в нарушение требований статьи 17.1. Федерального закона «О защите конкуренции», то есть без проведения надлежащим образом конкурсных процедур по определению победителя торгов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.
  48. Обосновывая свои исковые требования, прокурор представил в материалы дела объяснения руководителей ряда предприятий, которые изъявили желание участвовать в конкурсных процедурах по вопросу приобретения права на заключение договора аренды здания бани.
  49. Материалы дела свидетельствуют о том, что сделка по передаче во владение и пользование муниципального имущества затрагивает публичные интересы муниципального образования, нарушает права и законные интересы третьих лиц, поскольку отрицательным образом влияет на доходную часть бюджета муниципального образования, ограничивает права лиц на возможность приобретения права аренды на муниципальное имущество.
  50. Принимая во внимание вышеперечисленные обстоятельства, исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального суда Российской Федерации материалы дела, суд приходит к выводу о ничтожности договора аренды муниципального имущества от 27 ноября 2015 г. №330, заключенного между Администрацией Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия и обществом с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Явас", в том числе ввиду нарушения порядка его заключения, предусмотренного статьей 17.1. Федерального закона «О защите конкуренции».
  51. Положениями пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
  52. Прокурором заявлены требования о возложении обязанности на общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Явас" в месячный срок со дня вступления решения в законную силу возвратить Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия здание бани общей площадью 238,5 кв.м., расположенное по адресу: Республики Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Ударный, ул.Центральная, которые подлежат удовлетворению на основании вышеприведенной нормы гражданского законодательства в связи с тем, что материалы дела не содержат сведений об обратной передаче арендатором имущества арендодателю.
  53. В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
  54. Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
  55. Согласно положениям, предусмотренным частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими соответствующих процессуальных действий.
  56. Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с ответчиков (общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Явас", Администрация Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия) подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 6000 рублей с каждого.
  57. Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
  58. Решил:

  59. иск удовлетворить.
  60. Признать недействительным договор аренды муниципального имущества от 27 ноября 2015 г. №330, заключенный между Администрацией Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия (ОГРН 1021300660523, ИНН 1308049890) и обществом с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Явас" (ОГРН 1081308000025, ИНН 1308083308).
  61. Обязать общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Явас" (ОГРН 1081308000025, ИНН 1308083308) в месячный срок со дня вступления решения в законную силу возвратить Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия (ОГРН 1021300660523, ИНН 1308049890) здание бани общей площадью 238,5 кв.м., расположенное по адресу: Республики Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Ударный, ул.Центральная.
  62. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Явас" (ОГРН 1081308000025, ИНН 1308083308) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
  63. Взыскать с Администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия (ОГРН 1021300660523, ИНН 1308049890) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
  64. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения.
  65. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
  66. Судья Р.К. Юськаев

Печать

Печатать