9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Письмо Минобрнауки РФ от № 05-15120

Об изменениях нормативного правового регулирования организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования

  1. Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России информирует об издании приказа Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. N 301 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" (зарегистрирован Минюстом России 14 июля 2017 г., регистрационный N 47415) (далее - Приказ), вступающего в силу с 1 сентября 2017 г. Одновременно с этим утрачивает силу приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. N 1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31402).
  2. Приказом утвержден новый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее - Порядок).
  3. Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее соответственно - организации, образовательные программы), за исключением федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам и находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
  4. Порядком определено, что образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией.
  5. Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Иные компоненты включаются в состав образовательной программы по решению организации.
  6. Образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатываются организацией в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (при наличии) в соответствие с требованиями, установленными Порядком.
  7. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы на основе таких образовательных стандартов.
  8. При организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам необходимо учесть, что организации вправе устанавливать величину зачетной единицы в пределах от 25 до 30 астрономических часов, либо устанавливать ее в академических часах (при величине академического часа 40 или 45 минут) при пересчете которых в астрономические часы их величина укладывалась бы в интервал от 25 до 30. Целесообразным представляется, что при пересчете академических часов в астрономические и обратно значения таких величин должны быть целочисленными.
  9. При этом обращаем внимание на то, что Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. N 1367 (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31402) установлено, что зачетная единица для образовательных программ, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, эквивалентна 36 академическим часам (при продолжительности академического часа 45 минут) или 27 астрономическим часам, а при реализации образовательных программ, разработанных в соответствии с образовательными стандартами, утвержденными организацией, зачетная единица составляет не менее 25 и не более 30 астрономических часов. Таким образом, образовательные программы, разработанные до вступления в силу Порядка, не подлежат обязательному изменению в части установления величин зачетных единиц в астрономических часах, если выполняется требование, указанное в предыдущем абзаце.
  10. Порядком установлено, что образовательный процесс по образовательным программам организуется по периодам обучения - учебным годам (курсам), а также по периодам обучения, выделяемым в рамках курсов (семестрам и (или) триместрам) (далее - периоды обучения в рамках курсов), и (или) периодам освоения модулей, выделяемым в рамках срока получения высшего образования по образовательной программе (далее - периоды освоения модулей).
  11. Выделение периодов обучения в рамках курсов, а также периодов освоения модулей организация определяет самостоятельно.
  12. При организации образовательного процесса по семестрам или триместрам в рамках каждого курса выделяется 2 семестра или 3 триместра (в рамках курса, продолжительность которого менее 39 недель, может выделяться 1 семестр либо 1 или 2 триместра).
  13. Следует обратить внимание на то, что федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения высшего образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. Сроки получения высшего образования не подлежат изменению. При этом нерабочие праздничные дни входят в срок получения высшего образования.
  14. В срок получения высшего образования по образовательной программе не включается время нахождения обучающегося в академическом отпуске, в отпуске по беременности и родам, а также нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в случае, если обучающийся не продолжает в этот период обучение.
  15. Общая продолжительность каникул в течение учебного года, если иное не установлено федеральным государственным образовательным стандартом, составляет:
  16. при продолжительности обучения в течение учебного года более 39 недель - не менее 7 недель и не более 10 недель;
  17. при продолжительности обучения в течение учебного года не менее 12 недель и не более 39 недель - не менее 3 недель и не более 7 недель;
  18. при продолжительности обучения в течение учебного года менее 12 недель - не более 2 недель.
  19. Расчет продолжительности обучения и каникул необходимо осуществлять исходя из того, что длительность недели составляет 7 дней. При этом нерабочие праздничные дни не учитываются. Осуществление образовательной деятельности по образовательной программе в нерабочие праздничные дни не проводится.
  20. При осуществлении образовательной деятельности по образовательной программе организация обеспечивает:
  21. реализацию дисциплин (модулей) посредством проведения учебных занятий (включая проведение текущего контроля успеваемости) и промежуточной аттестации обучающихся;
  22. проведение практик (включая проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся);
  23. проведение итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.
  24. Образовательная деятельность по образовательной программе проводится:
  25. в форме контактной работы обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях (далее - контактная работа);
  26. в форме самостоятельной работы обучающихся;
  27. в иных формах, определяемых организацией.
  28. Объем контактной работы определяется образовательной программой организации.
  29. Учебные занятия по дисциплинам (модулям), промежуточная аттестация обучающихся и итоговая (государственная итоговая) аттестация обучающихся проводятся в форме контактной работы и в форме самостоятельной работы обучающихся, практика - в форме контактной работы и в иных формах, определяемых организацией.
  30. Организация в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком до начала периода обучения по образовательной программе обязана сформировать расписание учебных занятий на соответствующий период обучения, проводимых в форме контактной работы.
  31. При составлении расписаний учебных занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени обучающихся с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между занятиями.
  32. Продолжительность учебного занятия в форме контактной работы не может превышать 90 минут. При этом организация предусматривает перерывы между учебными занятиями не менее 5 минут.
  33. Для проведения занятий лекционного типа учебные группы могут объединяться в учебные потоки. При необходимости возможно объединение в один учебный поток учебных групп по различным специальностям и (или) направлениям подготовки.
  34. Для проведения занятий семинарского типа формируются учебные группы обучающихся численностью не более 30 человек из числа обучающихся по одной специальности или направлению подготовки. Занятия семинарского типа проводятся для одной учебной группы. При необходимости возможно объединение в одну учебную группу обучающихся по различным специальностям и (или) направлениям подготовки.
  35. При проведении лабораторных работ и иных видов практических занятий учебная группа может разделяться на подгруппы.
  36. Для проведения практических занятий по физической культуре и спорту (физической подготовке) формируются учебные группы численностью не более 20 человек с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся.
  37. При освоении образовательной программы обучающимся, который имеет среднее профессиональное, высшее или дополнительное образование и (или) обучается (обучался) по образовательной программе среднего профессионального, высшего или дополнительного образования, и (или) имеет способности и (или) уровень развития, позволяющие освоить образовательную программу в более короткий срок по сравнению со сроком получения высшего образования по образовательной программе, установленным организацией в соответствии с образовательным стандартом, по решению организации осуществляется ускоренное обучение такого обучающегося по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном локальным нормативным актом организации.
  38. Решение об ускоренном обучении обучающегося принимается организацией на основании его личного заявления.
  39. При ускоренном обучении сокращение срока получения высшего образования по образовательной программе реализуется путем зачета результатов обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и (или) отдельным практикам, освоенным (пройденным) обучающимся при получении среднего профессионального образования и (или) высшего образования, а также дополнительного образования (при наличии), и (или) путем повышения темпа освоения образовательной программы.
  40. Повышение темпа освоения образовательной программы осуществляется для лиц, имеющих соответствующие способности и (или) уровень развития.
  41. При реализации образовательных программ текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин (модулей) и прохождения практик, промежуточная аттестация обучающихся (далее - промежуточная аттестация) - оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и прохождения практик (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
  42. Формы промежуточной аттестации, ее периодичность и порядок ее проведения, а также порядок и сроки ликвидации академической задолженности устанавливаются локальными нормативными актами организации.
  43. Порядок проведения промежуточной аттестации включает в себя систему оценивания результатов промежуточной аттестации и критерии выставления оценок. Если указанная система оценивания отличается от системы оценок "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно", "зачтено", "не зачтено" (далее - пятибалльная система), то организация устанавливает правила перевода оценок, предусмотренных системой оценивания, установленной организацией, в пятибалльную систему.
  44. Обучающийся имеет право на зачет результатов обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и (или) отдельным практикам, освоенным (пройденным) обучающимся при получении среднего профессионального образования и (или) высшего образования, а также дополнительного образования (при наличии) (далее - зачет результатов обучения). Зачтенные результаты обучения учитываются в качестве результатов промежуточной аттестации. Зачет результатов обучения осуществляется в порядке и формах, установленных организацией самостоятельно, посредством сопоставления планируемых результатов обучения по каждой дисциплине (модулю) и (или) практике, определенных образовательной программой, с результатами обучения по каждой дисциплине (модулю) и (или) практике, определенными образовательной программой, по которой обучающийся проходил обучение, при представлении обучающимся документов, подтверждающих пройденное им обучение и предусмотренных Порядком.
  45. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одной или нескольким дисциплинам (модулям), практике образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
  46. Организация устанавливает для обучающихся, имеющих академическую задолженность, сроки повторной промежуточной аттестации по каждой дисциплине (модулю), практике. Если обучающийся не ликвидировал академическую задолженность при прохождении повторной промежуточной аттестации в первый раз (далее - первая повторная промежуточная аттестация), ему предоставляется возможность пройти повторную промежуточную аттестацию во второй раз (далее - вторая повторная промежуточная аттестация) с проведением указанной аттестации комиссией, созданной организацией.
  47. Повторная промежуточная аттестация проводится не позднее истечения периода времени, составляющего один год после образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
  48. Организация может проводить первую повторную промежуточную аттестацию и (или) вторую повторную промежуточную аттестацию в период каникул. В этом случае организация устанавливает несколько сроков для проведения соответствующей повторной промежуточной аттестации как в период каникул, так и в период реализации дисциплин (модулей).
  49. Повторная промежуточная аттестация не может проводиться в период проведения практики, а также в период проведения промежуточной аттестации, за исключением периода проведения промежуточной аттестации при реализации образовательной программы в заочной форме обучения.
  50. Время проведения повторной промежуточной аттестации не должно совпадать со временем проведения учебных занятий в форме контактной работы.
  51. Порядком не установлено ограничений на проведение повторной промежуточной аттестации в период времени, выделяемый на подготовку к государственной итоговой аттестации. При этом в соответствии со статьей 59 Федерального закона к государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями.
  52. Особого внимания заслуживает то, что в соответствии с Порядком документ об образовании, предоставленный при поступлении в организацию, выдается из личного дела лицу, окончившему обучение в организации, выбывшему до окончания обучения из организации, а также обучающемуся по его заявлению. При этом в личном деле остается заверенная организацией копия документа об образовании.
  53. Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 664 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. N 558 (зарегистрирован Минюстом России 8 сентября 2010 г., регистрационный N 18380), документы государственного образца об образовании относятся к виду "подлинные личные документы" со сроком хранения в организации "до востребования", а в случае, если указанные документы не были востребованы - 75 лет.
  54. С целью контроля за соблюдением правил организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования Минобрнауки России в сентябре - октябре 2017 года проведет мониторинг реализации Порядка.
  55. Директор Департамента
  56. А.Б.СОБОЛЕВ

Печать

Печатать