9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Арбитражный суд г. Москвы

Решение от

По делу № А40-81969/2017
  1. Резолютивная часть объявлена 08 августа 2017 года
  2. Решение изготовлено в полном объеме 11 августа 2017 года
  3. Арбитражный суд в составе судьи Лапшиной В.В.
  4. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Подрезовым А.А.,
  5. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Строй-Сервис-Эксплуатация» (ОГРН 1027700286514)
  6. к Управе района Очаково-Матвеевское г.Москвы (ОГРН1027729012574), АО «ВК Комфорт» (ОГРН 1097746503106)
  7. о признании незаконным Решения об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, выраженного в письме от 17.04.2017 № НП/18159
  8. при участии:
  9. от заявителя – Чаус Р.В., доверенность от 20.06.2017 б/н;
  10. от Управы района Очаково-Матвеевское г.Москвы – Чиванова Е.Г., доверенность от 10.03.2017 № 15-Б-2017;
  11. от АО «ВК Комфорт» - Каргин С.П., доверенность от 23.12.2016 б/н;
  12. Установил:

  13. ООО «Строй-Сервис-Эксплуатация» (далее – Истец), с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ принятых судом, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Управе района Очаково-Матвеевское г.Москвы, АО «ВК Комфорт» с требованиями о признании незаконными действия Управы района Очаково-Матвеевское г.Москвы по организации и проведению открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирными домами на территории района Очаково-Матвеевское по адресу: г. Москва, Бол.Очаковская ул., дом 44; Бол.Очаковская ул., дом 44 корп.1; о признании недействительными результатов открытого конкурса от 24.04.2017 года на право заключения договора управления многоквартирными домами на территории района Очаково-Матвеевское по адресу: г. Москва, Бол.Очаковская ул., дом 44; Бол.Очаковская ул.., дом 44, корп.1; о признании незаконным и отмене протокола № 3 от 21.0.2017г.
  14. В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
  15. Представители ответчиков в судебном заседании по иску возражали по доводам отзывов.
  16. Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, основываясь на следующем.
  17. Как следует из материалов дела, 17.03.2017 года Ответчик разместил на официальном сайте торгов http://torgi.gov.ru Извещение о проведении конкурса №17317/2845612/01 на право заключения договора управления многоквартирными домами на территории района Очаково-Матвеевское по адресам: г. Москва, ул. Большая Очаковская, д. 44, и д.44, корп. 1.
  18. 21.04.2017г. были подведены итоги проведённого конкурса, победителем Конкурса было признано АО «ВК Комфорт».
  19. Не согласившись с действиями по организации и проведению открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирными домами на территории района Очаково-Матвеевское по адресу:: г. Москва, Бол.Очаковская ул., дом 44; Бол.Очаковская ул., дом 44 корп.1, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
  20. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «Эльба-Строй» в суд с настоящими требованиями.
  21. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали способ управления и не реализовали решение о выборе способа управления этим домом, в связи с чем Управа Тверского района города Москвы была вправе проводить конкурс на право заключения договора управления многоквартирным домом.
  22. Согласно части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в течение десяти рабочих дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данным домом.
  23. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила).
  24. В соответствии с пунктом 2 Правил организатор конкурса - орган местного самоуправления или органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные проводить конкурс.
  25. Согласно п. 2.1.20 Положения об Управе района города Москвы, утвержденного постановлением Правительства города Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП, управа района в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы, организует и проводит открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными и жилыми домами.
  26. Согласно пункту 3 Правил конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом проводится, если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано.
  27. Согласно Разрешению Мосгосстройнадзора на ввод объекта в эксплуатацию №77-176000-007294-2016 от 02.06.2016 застройщиком ОАО «ПРАЧЕЧНАЯ «ОЧАКОВО» завершено строительство объекта капитального строительства «Жилой квартал. 1-я очередь строительства в составе: Корпус 1-2х подъездный жилой дом и корпус 2-4х подъездный жилой дом, которые присвоены почтовые адреса: г. Москва, ул. Большая Очаковская, д. 44, и д.44, корп.1.
  28. Поскольку Ответчиком не был проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, 01.02.2017 года Государственной жилищной инспекцией города Москвы были выписаны Предписания № ОВ-О-3-00981/1, № ОВ-О-3-00982/1 согласно которым необходимо было осуществить проведение органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору Управляющей организации для управления многоквартирными домами. Срок выполнения предписаний был установлен 28.04.2017г.
  29. Также Прокуратурой Западного Административного органа г. Москвы выдано Представление об устранении нарушений законодательства при организации и проведении конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами № 07.02.-17/2536 от 30.03.2017 согласно которому потребовал принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений.
  30. Так, 17.03.2017 года Ответчик разместил на официальном сайте торгов http://torgi.gov.ru Извещение о проведении конкурса №17317/2845612/01 на право заключения договора управления многоквартирными домами на территории района Очаково-Матвеевское по адресам: г. Москва, ул. Большая Очаковская, д. 44, и д.44, корп. 1.
  31. Порядок отбора управляющих организаций, регламентные сроки проведения конкурсных процедур определены Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 (ред. от 04.03.2015) «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».
  32. 21.04.2017г. были подведены итоги проведённого конкурса, победителем Конкурса был признан АО «ВК Комфорт».
  33. Таким образом, Ответчик проводил открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом после ввода объекта в эксплуатацию на основании обязанности установленной в ч.13 ст. 161 ЖК РФ, Предписаний Государственной жилищной инспекцией города Москвы № ОВ-О-3-00981/1, № ОВ-О-3-00982/1, Представления прокурора № 07.02.-17/2536 от 30.03.2017.
  34. На основании пункта 39 упомянутых Правил, в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, то конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
  35. Согласно решению Верховного суда Российской Федерации от 10.08.2009 г. N ГКПИ09-830 признан недействующим абзац первый пункта 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 г. N 75 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 г. N 453), в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
  36. Таким образом, отказ от проведения открытого конкурса возможен только в случае, если выбранный собственниками помещений способ управления многоквартирным домом реализован ими, что в соответствии с п. 3 Правил предполагает заключение договоров управления большинством собственников помещений в доме.
  37. Истец обязан доказать, что собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления и факт реализации этого способа.
  38. Истец указывает, что управляет многоквартирными домами, расположенные по адресу г. Москва, ул. Большая Очаковская, д. 44 и г. Москва, ул. Большая Очаковская, д. 44 корп. 1 на основании Договора управления многоквартирным домом от 01.09.2016 года. Указанный договор был заключен на основании выбора способа управления Управляющей компанией на общем собрании собственников помещений, состоявшемся в форме очно-заочного голосования в период с 27 июля 2016г. по 19 августа 2016 года, итоги которого оформлены Протоколом от 25.08.2016г.
  39. В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и Правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
  40. В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и Правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
  41. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе, управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
  42. Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
  43. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 192 ЖК РФ).
  44. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
  45. В случае изменения перечня домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения расторжения договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
  46. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
  47. Согласно части 4 статьи 198 ЖК РФ при выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи.
  48. Истец не доказал реализацию избранного собственниками многоквартирных домов способа управления домов истцом, копии договоров на управление домом, заключенных с собственниками помещений, а также копии договоров с ресурсоснабжающими организациями истцом в нарушение п. 1 ст. 65 АПК РФ, не представлены.
  49. Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор».
  50. В силу ч.1.1. ст. 46 ЖК РФ управляющая организация в течение пяти дней с момента получения копий решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны направить копии указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.
  51. В соответствии с ч.2 ст. 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
  52. В силу ч.4 ст. 198 ЖК РФ управляющая организация имеет право управлять конкретными многоквартирными домами при условии заключения договора управления, выполнении требований о размещении указанных сведений в системе, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.
  53. Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации".
  54. При поступлении в орган государственного жилищного надзора обращения лицензиата о включении домов в реестр лицензий орган государственного жилищного надзора осуществляет проверку полноты и достоверности сведений содержащихся в заявлений и приложенных к нему документах.
  55. По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
  56. По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; о приостановлении рассмотрения заявления.
  57. Реестр лицензий г. Москвы по многоквартирным домам с указанием управляющих организаций является публичным и размещен на официальном портале ГИС ЖКХ: www.dom.gosuslugi.ru.
  58. Исходя из вышеуказанных норм, подтверждением реализации решения о выборе способа управления многоквартирным домом является внесение сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта РФ. Данные доводы также подтверждаются официальной позицией Минстроя России, отраженной в письме от 28.03.2017 №10254-00/04.
  59. Вместе с тем, согласно письму Мосжилинспекции Префекту ЗАО г. Москвы от 17.05.2017г. № МЖИ-20-08/1-57/17, в связи с нарушением требований порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015г. №938/пр, внесении изменении в реестр по обращениям ООО «Строй-Сити-Эксплуатация», в частности включения в него сведений о спорных многоквартирных домах, не произведено.
  60. При указанных обстоятельствах, а также учитывая предписание Мосжилинспекции и представление прокурора, которые не были оспорены в установленном порядке, на момент проведения конкурса у Управы отсутствовали правовые основания для отказа от проведения открытого конкурса по выбору управляющей компании.
  61. По итогам результатов открытого конкурса, АО «ВК Комфорт» во исполнение вышеуказанных норм обратилось с заявлением в Государственную жилищную инспекцию г. Москвы для внесения указанных многоквартирных домов в реестр лицензий. По итогам рассмотрения заявления было принято решение о внесении изменений в реестр, что подтверждается сведениями, размещенными на портале ГИС ЖКХ и Дома Москвы.
  62. В соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №731, договоры управления указанными многоквартирными домами размещены на федеральном сайте - reformagkh.ru.
  63. Таким образом, АО «ВК Комфорт» приняло в управление указанные многоквартирные дома на основании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (Протокол №3 от 21.04.2017 г.), договоров управления, заключенных с собственниками помещений, на условиях, утвержденных указанным конкурсом и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № 077000602 от 11.06.2015г., последним в материалы дела представлены договоры управления, заключенные с собственниками помещений.
  64. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
  65. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
  66. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, однако этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
  67. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.07.2009 N 739-О-О указал, что положение пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, направлено в системной связи с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что такое признание влечет недействительность договора, заключенного с выигравшим торги лицом, на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
  68. В рассматриваемой ситуации, требуя признания недействительными результатов открытого конкурса и решения о признании победителем АО «ВК «Комфорт», истец не представляет суду доказательства нарушения состоявшимися конкурсом его прав, которые будут восстановлены в случае удовлетворения требований в отсутствие доказательств реализации решение о выборе способа управления этим домом.
  69. При таких обстоятельствах удовлетворение исковых требований привело бы к принятию неисполнимого судебного акта, что означает, по существу, нарушение принципа правовой определенности. и не отвечает, в том числе, и интересам жителей дома, на обеспечение защиты которых было направлено проведение конкурса в целях выбора управляющей компании.
  70. При изложенных обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
  71. Расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  72. Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
  73. Решил:

  74. В удовлетворении требований ООО «Строй-Сервис-Эксплуатация» отказать полностью.
  75. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятии в Девятый арбитражный апелляционный суд.
  76. Судья:
  77. В.В.Лапшина

Печать

Печатать