9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Арбитражный суд Пермского края

Решение от

По делу № А50-27115/2016
  1. Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2017 года.
  2. Полный текст решения изготовлен 11 августа 2017 года.
  3. Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Гилязетдиновой А.Р. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Субботиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамента земельных отношений администрации города Перми (ОГРН 1065902057594; ИНН 5902293379) к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю, третьи лица: Министерство по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края и открытое акционерное общество "МРСК Урала", об оспаривании бездействия,
  4. при участии:
  5. от заинтересованных лиц – Спицина А.С., доверенность от 09.08.2017, Спиридонова Е.И., доверенность от 09.01.2017,
  6. Установил:

  7. Департамент земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") о признании незаконным бездействия по неустановлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:0810375:1 (л.д. 6-10).
  8. В обоснование заявленных требований Департамент, ссылаясь на положения ст.ст. 24.12, 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности" (далее – Закон № 135-ФЗ) и разъяснения Минэкономразвития России от 15.12.2011 "Разъяснения Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости", указал, что поскольку в Пермском крае закон, возлагающий на орган местного самоуправления обязанность проводить государственную кадастровую оценку земель не принят, государственная кадастровая оценка земель проводится по решению Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (далее – Министерство). Поскольку последний раз государственная кадастровая оценка земель проводилась в 2013 г., то следующая государственная кадастровая оценка земель должна быть проведена в 2016 г. Между тем, информация о проведении государственной кадастровой оценки земель у Департамента отсутствует. Считает, что кадастровая стоимость земельного участка не может быть определена на основании проведенной государственной кадастровой оценки. При невозможности определения кадастровой стоимости методами массовой оценки, кадастровая стоимость должна быть определена индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Полагает, что Управление Росреестра, а также ФГБУ "ФКП Росреестра" должны были провести мероприятия, направленные на установление кадастровой стоимости ранее не учтенного объекта недвижимости, а именно земельного участка с кадастровым номером 59:01:0810375:1 в Орджоникидзевском районе г. Перми, равной его рыночной стоимости. Выводы, содержащиеся в ответе Управления Росреестра от 09.09.2016 не основаны на фактических обстоятельствах дела. Оспариваемым бездействием нарушены его права, как лица, осуществляющего полномочия собственника спорного земельного участка, а также открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее – ОАО "МРСК Урала"), являющегося собственником объектов, расположенных на указанном земельном участке (л.д. 6-10).
  9. ФГБУ "ФКП Росреестра" возражает против удовлетворения требований, позицию изложил в отзыве (л.д. 50-52). Полагает, что он не наделен правом определять кадастровую стоимость в спорной ситуации при отсутствии утвержденных средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земли по кадастровому кварталу.
  10. Управление Росреестра с требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 86-88), указывает, что оно не наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости, Закон № 135-ФЗ такой обязанности не предусматривает. Также считает, что кадастровую стоимость спорного земельного участка невозможно определить в порядке, установленном Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития № 222 от 12.08.2006 (далее – Методические указания № 222), поскольку для кадастрового квартала, в котором находится спорный земельный участок средние значения удельных показателей кадастровой стоимости не определены и не утверждены.
  11. Представители заинтересованных лиц в судебном заседании доводы, изложенные в отзывах, поддержали, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
  12. ОАО "МРСК Урала" позицию по заявленным требованиям изложило в отзыве от 08.08.2017, поддерживает позицию заявителя.
  13. Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (далее – Министерство), отзыв на заявление не представило.
  14. Заявитель и третьи лица в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте его проведения в порядке, определенном ст.ст. 122-124 АПК РФ, в том числе публично в сети Интернет, извещены, что в силу ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела. От ОАО "МРСК Урала" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
  15. Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей заинтересованных лиц
  16. Арбитражный суд
  17. Установил:

  18. 12.07.2016 в Департамент поступило заявление о предоставлении ОАО "МРСК Урала" в аренду на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 59:01:0810375:1 площадью 28 кв.м в Орджоникидзевском районе г. Перми под опоры АЛ 110кВ ТЭЦ-13-Кудымкар ц. № 1,2, входящие в состав ЭСК "Кривец" (л.д. 15-16).
  19. Департаментом вынесено распоряжение от 18.05.2016 № 1011 о предварительном согласовании ОАО "МРСК Урала" предоставления земельного участка в Орджоникидзевском районе. Данным распоряжением предусмотрено утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером 10375-1,яжение N 2378 (л.д. 39-41).
  20. В государственный кадастр недвижимости 09.06.2016 внесены сведения о земельном участке площадью 28 кв.м с кадастровым номером 59:01:0810375:1, номер кадастрового квартала 59:01:0810375 по адресу: Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, ВЛ 110 кВ ТЭЦ-13-Кудымкар ц. № 1,2, разрешенное использование – под опоры ВЛ, кадастровая стоимость не указана (л.д. 29).
  21. В целях подготовки проекта договора земельного участка Департамент обратился в Управление Росреестра с запросом (исх. № И-21-01-09-13748 от 11.08.2016) о разъяснении причин отсутствия кадастровой стоимости и вариантов их устранения (л.д. 14).
  22. Управление Росреестра письмом от 09.09.2016 № 274-з-65-13 сообщило Департаменту, что в связи с отсутствием среднего значения удельной кадастровой стоимости для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок, кадастровая стоимость не может быть определена. С учетом минимальных сроков принятия решения о проведении очередной государственной кадастровой оценки, очередная оценка может быть проведена в 2016 г. (л.д. 12-13).
  23. Полагая, что заинтересованными лицами допущено незаконное бездействие по неустановлению кадастровой стоимости земельного участка, нарушающее права Департамента, осуществляющего полномочия собственника земельного участка, Департамент обратился в суд с настоящим заявлением.
  24. Оценив представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
  25. В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
  26. В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили действие (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
  27. В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
  28. Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (ред. от 03.07.2016) (далее – Закон № 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
  29. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости (п. 11 ст. 7 Закона № 221-ФЗ).
  30. В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
  31. В силу ст. 24.11 Закона № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
  32. При осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (ст. 24.19 Закона № 135-ФЗ).
  33. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
  34. Согласно п. 2 указанных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
  35. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
  36. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 вышеуказанных Правил).
  37. Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" (далее - Методические указания).
  38. Как указано в п. 1.2 Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
  39. В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (абзац первый п. 2.1.3 Методических указаний).
  40. Согласно п. 2.4. Методических указаний в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
  41. Кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно п.п. 2.1.1-2.1.16 Методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков.
  42. В случаях, определенных настоящим пунктом, кадастровая стоимость земельного участка определяется на дату определения кадастровой стоимости земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки земель (п. 2.5. Методических указаний).
  43. Спорный земельный участок не вошел в перечень объектов оценки, сформированный по состоянию на 01.01.2013. Значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, не установлено.
  44. Отсутствие удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта не должно было являться препятствием для определения кадастровой стоимости земельного участка.
  45. В соответствии с п. 5 ст. 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
  46. В силу ст. 24.12 Закона № 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
  47. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
  48. Статьей 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 30.11.2016) действие ст.ст. 24.12-24.17 Закона № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" приостановлено с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
  49. Таким образом, проведение государственной кадастровой оценки спорного земельного участка по решению Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края невозможно в силу объективных причин.
  50. Вместе с тем, наличие сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости представляется необходимым для целей вовлечения земельного участка в хозяйственный оборот, отсутствие указанных сведений препятствует Департаменту осуществить действия по распоряжению земельным участком путем представления его в аренду ОАО "МРСК Урала".
  51. Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в п. 1.2 Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
  52. В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 25, ст. 3052; 2010, № 26, ст. 3350; № 45, ст. 5860; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 15, ст. 2125), таким органом является Росреестр.
  53. Приказом Росреестра от 12.05.2015 N П/210 федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
  54. Абзацем вторым п. 2.1.3 Методических указаний предусмотрен порядок определения кадастровой стоимости в случае перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории, в этом случае его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае если кадастровый квартал, в котором расположен земельный участок, граничит более чем с одним кадастровым кварталом населенного пункта, то для определения кадастровой стоимости земельного участка используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для граничащих кадастровых кварталов.
  55. Исходя из фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о невозможности определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствии с порядком, прописанным в абзаце первом п. 2.1.3 Методических указаний, заинтересованным лицам надлежало определить его кадастровую стоимость в порядке, предусмотренном для случаев перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории по аналогии.
  56. Оспариваемое бездействие заинтересованных лиц является незаконным и нарушает права и интересы заявителя, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
  57. В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
  58. Заинтересованному лицу надлежит устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения действий по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:0810375:1 в Орджоникидзевском районе г. Перми.
  59. Поскольку в силу п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель и заинтересованное лицо освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.
  60. Руководствуясь ст.ст. 168-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края
  61. Решил:

  62. Заявленные требования удовлетворить.
  63. Признать незаконным бездействие Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю по неустановлению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:0810375:1 в Орджоникидзевском районе г. Перми.
  64. Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:0810375:1 в Орджоникидзевском районе г. Перми.
  65. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного произ­водства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через арбитражный суд Пермского края.
  66. Судья А.Р. Гилязетдинова

Печать

Печатать