9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Арбитражный суд Хабаровского края

Решение от

По делу № А73-8456/2017
  1. Резолютивная часть судебного акта от 07.08.2017 года.
  2. Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Левинталь О.М.
  3. рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295 ИНН 7708503727; 107174, г.Москва, ул.Н.Басманная, 2)
  4. к обществу с ограниченной ответственностью «Трансбункер-Ванино» (ОГРН 1052700068233, ИНН 2709010901; 682860, Хабаровский край, п.Ванино, ул.Одесская, 1А)
  5. о взыскании 1 298 руб.
  6. Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Трансбункер-Ванино» о взыскании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в размере 1 298 руб.
  7. Исковое заявление открытого акционерного общества «Российские железные дороги» определением суда принято к производству в порядке упрощенного производства.
  8. ООО «Трансбункер-Ванино» в отзыве на исковое заявление просило в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на отсутствие надлежащих уведомлений о готовности подачи вагонов на железнодорожные пути необщего пользования (формы ГУ-2) согласно условиям договора, а также ненадлежащее оформление и направление в адрес грузополучателя актов общей формы по факту простоя вагонов.
  9. Резолютивная часть решения принята 07.08.2017 года.
  10. Истец 08.08.2017 года обратился с заявлением о составлении мотивированного решения.
  11. Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
  12. Установил:

  13. Как следует из материалов дела, между ОАО «РЖД» (перевозчик) и ООО «Трансбункер-Ванино» (далее - владелец) заключен договор № 512 от 04.05.2011 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по Железнодорожной станции Ванино, в соответствии с пунктом 5 которого подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования Владельца производится круглосуточно по уведомлению Перевозчика. Уведомление о предстоящей подаче вагонов Перевозчик передает Владельцу по телефону.
  14. 19.05.2016 на железнодорожную станцию Ванино прибывали вагоны в адрес ООО «Трансбункер-Ванино»
  15. Согласно п.5 договора и ст.20 УФТ РФ перевозчик уведомил грузоотправителя о предстоящей подаче вагонов, что зафиксировано в выписках из Книги ГУ-2.
  16. Вагоны простаивали на путях общего пользования станции, вследствие невозможности их подачи под грузовую операцию по причинам, зависящим от грузополучателя – в связи с занятостью фронтов выгрузки грузополучателя.
  17. По факту простоя вагонов на путях общего пользования перевозчиком составлены акты общей формы, накопительная ведомость. Акты общей формы представителем ООО «Трансбункер-Ванино» подписаны с возражениями, памятки приёмосдатчика были подписаны без разногласий.
  18. По расчетам ОАО «РЖД» плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования составила 1 298 руб.
  19. В целях досудебного урегулирования спора ОАО «РЖД» в адрес ответчика направлена претензия от 02.03.2017 № 175 с указанием накопительной ведомости с просьбой рассмотреть вопрос добровольного удовлетворения требований перевозчика.
  20. Претензия оставлена без удовлетворения.
  21. Ссылаясь на то, что по вине ответчика, как грузополучателя ожидающие приема вагоны длительное время находились на путях общего пользования, ОАО «РЖД» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском о взыскании платы за использование инфраструктуры железной дороги сверх установленного срока.
  22. Отказывая в удовлетворении исковых требований ОАО «РЖД», арбитражный суд руководствуется следующим.
  23. В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
  24. - ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
  25. - нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
  26. - задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
  27. - задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
  28. Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
  29. При этом, согласно части 12 статьи 39 УЖТ РФ оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
  30. По смыслу положений части 11 статьи 39 УЖТ РФ плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования уплачивается грузополучателем в указанных в данной части статьи случаях, при условии, что вагоны находились на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам.
  31. Пунктами 5, 6 договора от 15.12.2010 предусмотрено, что подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление передается маневровым диспетчером парка Ванино по телефону № 5-79-92, № 5-10-00 сменному диспетчеру по железнодорожным операциям.
  32. В соответствии с пунктами 7, 8 указанного договора количество вагонов одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 17 вагонов. Вместимость мест погрузки, выгрузки: место погрузки-выгрузки №1: нафта, топливо дизельное - 9 вагонов, нефть сырая, конденсат газовый – 8 вагонов, автобензин – 2 вагона; место погрузки-выгрузки №2: разные грузы (в полувагонах, крытых, платформах) - 1 вагон; место погрузки-выгрузки №3: нафта, топливо дизельное - 8 вагонов, нефть сырая, конденсат газовый – 8 вагонов, место погрузки-выгрузки №4: разные грузы (в полувагонах, крытых, платформах) - 2 вагона.
  33. Согласно пункту 14 договора от 15.12.2010 на железнодорожном пути необщего пользования владельца устанавливаются технологические нормы на погрузку, выгрузку: нефть сырая, нефтепродукты – 2,0 часа на одновременно поданную группу вагонов на одно из мест погрузки, выгрузки с грузом одного наименования.
  34. В силу статьи 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
  35. В пункте 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС № 26 от 18.06.2003, предусмотрено, что на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
  36. В соответствии с пунктом 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 № 45 (далее – Правила №45) при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях, в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
  37. Согласно пункту 3.4. Правил №45 в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, - указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
  38. В пункте 3.5. Правил №45 указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
  39. Таким образом, акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя.
  40. ОАО «РЖД» в подтверждение обстоятельств простоя и причин задержки вагонов на путях общего пользования, послуживших основанием для начисления платы, представил акты общей формы ГУ-23. В актах перечислены номера вагонов, прибывших в адрес грузополучателя с поименованным грузом, указана причина задержки (занятость путей необщего пользования в связи с невыполнением грузополучателем норм на выгрузку вагонов); отражено время начала и окончания задержки (время подачи вагонов и время их приема).
  41. Акты подписаны представителями ОАО «РЖД» и представителем ООО «Трансбункер-Ванино» Шитиковой Т.Н. с возражениями.
  42. Акты общей формы, в которых зафиксированы обстоятельства простоя, время начала и окончание простоя вагонов направлены в адрес ООО «Трансбункер-Ванино» после окончания указанного в них периода простоя вагонов и подписаны представителем ответчика с возражениями по причине того, что соответствующих уведомлений о предстоящей подаче вагонов ООО «Трансбункер-Ванино» не получал.
  43. В соответствии с пунктом 3.5. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 № 26, для записи уведомлений перевозчиком ведется книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку.
  44. В подтверждение факта уведомления грузополучателя о готовности подачи вагонов, прибывших в его адрес, на пути необщего пользования перевозчиком представлены выписки из книги ГУ-2-ВЦ. В тоже время, ответчик в отзыве указывает на то, что перевозчиком обязанность, предусмотренная пунктом 6 договора от 15.12.2010, уведомить грузополучателя о готовности подачи вагонов, не выполнялась.
  45. Суд оценивает представленные сторонами доказательства в совокупности с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, по правилам статьи 71 АПК РФ.
  46. Представленные ОАО «РЖД» книги уведомлений ГУ-2-ВЦ не могут являться надлежащим доказательством уведомления ООО «Трансбункер-Ванино» в виду следующего.
  47. Из представленных ответчиком сведений о входящих звонках на телефон с №5-10-00 за спорный период (справка ООО «Ростелеком-Розничные системы»), следует, что уведомления о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку (фрагменты Книги ГУ-2-ВЦ) фактически ответчику перевозчиком не передавались.
  48. Кроме того, в соответствии с пунктами 4.10. п. 3.1. Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках общества "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р, в графе 9 ГУ-2-ВЦ при невозможности подачи вагона в указанные в уведомлении сроки по вине владельца указывается номер акта общей формы на задержку подачи. Представленные истцом выписки из книги ГУ-2-ВЦ не содержат указание на номер соответствующего акта общей формы на задержку подачи вагонов по вине ответчика.
  49. В представленных истцом фрагментах книги ГУ-2-ВЦ в нарушение пунктов 3, 3.1. Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках общества "РЖД" сквозная нумерация отсутствует.
  50. Судом также признаны обоснованными доводы ответчика о том, что составление перевозчиком актов общей формы по факту простоя, учитывая их дату и время, носило формальный характер, без их реального предъявления на подпись уполномоченному представителю грузополучателя. Так, согласно соглашению от 01.01.2010 к трудовому договору от 01.01.2006 №362, а также табелям учета рабочего времени общества, Т.Н. Шитикова является дневным работником (рабочий день с 09-00 до 17-22 местного времени) с пятидневной рабочей неделей, т.е. в момент составления спорных актов общей формы она не исполняла обязанности представителя ООО «Трансбункер-Ванино» по соответствующим железнодорожным операциям.
  51. На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что акты общей формы по факту простоя вагонов на путях общего пользования не были предъявлены ответчику на подпись. Акты общей формы направлены в адрес грузополучателя только через несколько дней после окончания простоя последних вагонов, указанных в них, что лишило ООО «Трансбункер-Ванино» возможности своевременно представить возражения по указанным в них обстоятельствам.
  52. Более того, из представленных ответчиком документов, следует, что ООО «Трансбункер-Ванино» в заявленный истцом период обладало технической и технологической возможностью обеспечить прием вагонов на пути необщего пользования. Соответственно, основания для взыскания с ответчика платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции Ванино в силу статьи 39 УЖТ РФ отсутствуют.
  53. Учитывая, что основанием для начисления платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в силу положений статьи 784 ГК РФ, статей 39, 119 УЖТ РФ, Правил №45, являются акты общей формы, составленные по факту простоя, суд не может признать надлежащим образом доказанным факт простоя спорных вагонов по заявленным перевозчиком основаниям - занятость путей необщего пользования в связи с невыполнением грузополучателем ООО «Трансбункер-Ванино» норм на выгрузку вагонов, как по причине, зависящей от ответчика, поскольку истцом документы, подтверждающие наличие указанной в актах причины простоя вагонов, а также обосновывающие продолжительность простоя, в суд не представлены.
  54. Соответственно, основания для взыскания с ответчика платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции Ванино в силу статьи 39 УЖТ РФ в размере 1 298 руб. отсутствуют.
  55. В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине подлежат возложению на ответчика.
  56. Руководствуясь статьями 110, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
  57. Решил:

  58. В удовлетворении исковых требований отказать.
  59. Арбитражный суд составляет мотивированное решение по заявлению лица, участвующего в деле, которое может быть подано в течение пяти дней со дня размещения резолютивной части решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  60. Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения арбитражного суда решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
  61. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней с даты принятия решения, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.
  62. Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
  63. Судья О.М.Левинталь

Печать

Печатать