9999
Комментарии
Республика Мордовия
Республика Мордовия
Постановление от № 435

О внесении изменений в Государственную программу научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013 — 2019 годы

  1. Правительство Республики Мордовия постановляет:
  2. 1. Внести в Государственную программу научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013 - 2019 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 20 мая 2013 г. N 183 "Об утверждении Государственной программы научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013 - 2019 годы" , изменения, изложив ее в следующей редакции:
  3. "Утверждена
    постановлением Правительства
    Республики Мордовия
    от 20 мая 2013 г. N 183

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
    НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
    НА 2013 - 2020 ГОДЫ
    Паспорт
    Государственной программы научно-инновационного развития
    Республики Мордовия на 2013 - 2020 годы







    Ответственный исполнитель ПрограммыМинистерство промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия
    Соисполнители ПрограммыАУ "Технопарк-Мордовия"; АУ "Агентство инновационного развития Республики Мордовия"
    Подпрограммы Программы отсутствуют
    Программно-целевые инструменты Программы отсутствуют
    Цели Программы создание эффективной региональной научно-инновационной системы, направленной на повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение устойчивого социально-экономического развития Республики Мордовия, на основе формирования развитой республиканской инновационной инфраструктуры, сбалансированного и эффективного использования ресурсов, научно-технического и образовательного потенциалов республики
    Задачи Программы подготовка квалифицированных кадров и повышение уровня культуры в научно-инновационной сфере; создание новых научных инновационно активных предприятий, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики; эффективное использование научно-инновационного потенциала научных организаций, вузов, предприятий, бизнеса, стимулирование коммерциализации результатов их интеллектуальной деятельности; организация участия субъектов научно-инновационной деятельности Республики Мордовия в региональных, общероссийских и международных выставках, форумах, конференциях; реализация экономически эффективных научно-инновационных проектов в интересах социально-экономического развития республики; формирование финансово-экономических механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности, совершенствования системы государственного заказа на научно-техническую и инновационную продукцию в интересах развития республики; формирование целостной системы организационных, экономических, правовых ресурсов и их сосредоточение на приоритетных направлениях развития научно-инновационной сферы; создание и дальнейшее развитие республиканской инновационной инфраструктуры; реализация комплексного инвестиционного проекта по развитию инновационного территориального кластера
    Целевые индикаторы и показатели Программы удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг - 33%%; затраты на научные исследования и разработки (всех организаций региона) - 1200000,0 тыс. руб.; доля затрат на научные исследования и разработки в ВРП - 1,06%%; доля организаций, осуществляющих технологические, организационные, маркетинговые инновации в общем числе организаций - 30%%; удельный вес занятых в экономике с высшим профессиональным образованием - 40%%; удельный вес работников, выполнявших научные исследования и разработки, в среднегодовой численности занятых в экономике - 0,3%%; число малых инновационных предприятий - 122 ед.; бюджетная эффективность проекта создания технопарка в сфере высоких технологий - 60%%; доля загрузки построенных и введенных в эксплуатацию площадей объектов инфраструктуры Технопарка в сфере высоких технологий Республики Мордовия - 94%%; рост выработки на предприятиях-участниках инновационного кластера - 102,4%% в 2020 году к 2012 году
    Этапы и сроки реализации Программы реализация мероприятий Программы рассчитана на 2013 - 2020 годы: первый этап - с 2013 по 2015 год - реализации Программы предполагает: создание нормативной правовой основы функционирования региональной научно-инновационной системы; разработку перспективных направлений развития научно-инновационной деятельности; формирование необходимых организационных, финансовых, материальных и технологических условий данного развития; второй этап - с 2016 по 2020 год - реализации Программы предполагает: продолжение формирования необходимых организационных, финансовых, материальных и технологических условий научно-инновационного развития; активизацию научно-инновационной деятельности организаций Республики Мордовия; увеличение числа научно-инновационных проектов, результатов научных исследований и внедренных инноваций; решение поставленных задач и достижение цели Программы
    Объемы финансирования Программы общий объем финансирования за счет всех источников составляет 2128103,3 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 190500,0 тыс. рублей; в 2014 году - 370958,6 тыс. рублей; в 2015 году - 645631,3 тыс. рублей; в 2016 году - 332653,4 тыс. рублей; в 2017 году - 328042,2 тыс. рублей; в 2018 году - 130972,2 тыс. рублей; в 2019 году - 129345,6 тыс. рублей; в 2020 году - 0,0 тыс. рублей; из них средства: федерального бюджета - 209961,8 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 2000,0 тыс. рублей; в 2014 году - 20728,6 тыс. рублей; в 2015 году - 126702,2 тыс. рублей; в 2016 году - 56531,0 тыс. рублей; в 2017 году - 4000,0 тыс. рублей; в 2018 году - 0,0 тыс. рублей; в 2019 году - 0,0 тыс. рублей; в 2020 году - 0,0 тыс. рублей; республиканского бюджета Республики Мордовия - 1918141,5 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 188500,0 тыс. рублей; в 2014 году - 350230,0 тыс. рублей; в 2015 году - 518929,1 тыс. рублей; в 2016 году - 276122,4 тыс. рублей; в 2017 году - 324042,2 тыс. рублей; в 2018 году - 130972,2 тыс. рублей; в 2019 году - 129345,6 тыс. рублей; в 2020 году - 0,0 тыс. рублей. Объем финансирования Программы подлежит ежегодному уточнению, исходя из реальных возможностей бюджетов всех уровней";
    Ожидаемые результаты реализации Программы в результате реализации Программы ожидается: создание и обеспечение функционирования целостной системы экономических, правовых, организационных и иных форм стимулирования, государственной поддержки и регулирования научно-инновационной деятельности; создание и дальнейшее развитие республиканской научно-инновационной инфраструктуры, способной обеспечивать организационное, научно-техническое, финансовое, информационное, патентно-правовое, консалтинговое сопровождение инновационной деятельности в Республике Мордовия; оказание на постоянной основе мер экономической поддержки организаций различных форм собственности, осуществляющих научно-инновационную деятельность; реализация приоритетных для экономики Республики Мордовия научно-технических инновационных проектов; ежегодный прирост объема выпуска инновационной продукции предприятий Республики Мордовия - не менее 20%%; ежегодный прирост количества инновационно активных предприятий в Республике Мордовия - не менее 15%%; развитие инфраструктуры территории базирования кластера, повышение инновационного и производственного потенциала его участников
  4. Раздел 1. общая характеристика сферы реализации государственной программы

  5. Ключевым моментом достижения высоких темпов социально-экономического роста в Республике Мордовия является повсеместное распространение инноваций, а также ускоренное развитие науки, технологий и высокотехнологичных производств с привлечением имеющегося интеллектуального потенциала научных учреждений, учебных заведений, малого и среднего бизнеса.
  6. Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 г., утвержденная Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года", основной целью определяет повышение конкурентоспособности региона за счет инновационного сектора экономики и улучшения качества жизни его населения. Инновационное развитие Республики Мордовия в соответствии со Стратегией характеризуется преобразованием базовых секторов специализации региона и формированием условий для появления новых секторов, усилением роли перерабатывающих отраслей и рынков услуг, сменой технологий, повышением инновационного потенциала, а также инновационной активности хозяйствующих субъектов и региональной экономики в целом.
  7. Инновационное развитие экономики входит в число главных приоритетов социально-экономического развития региона. Республика Мордовия динамично развивается благодаря реализуемой активной политике модернизации действующих и создания качественно новых производств. Сделав ставку на реализацию крупных инновационных проектов, модернизацию производства, по темпам промышленного роста она опередила многие регионы Российской Федерации. Мордовия находится в числе лидеров в России по доле инноваций в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, которая по итогам 2015 года составила 27 процентов.
  8. Достижения науки и техники выступают ключевым фактором улучшения качества продукции и услуг, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. От этого в конечном счете непосредственно зависит конкурентоспособность как производителей (предприятий и организаций) и выпускаемой ими продукции на рынках, так и региона в целом. Продукция ведущих предприятий республики прочно заняла новые ниши на российском и международном рынках.
  9. Важнейшими направлениями развития экономики Республики Мордовия являются активизация научно-инновационной деятельности организаций, рост объемов производства, прежде всего наукоемкой продукции, насыщение рынка современными конкурентоспособными товарами, повышение научно-технического потенциала организаций, создание экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств, укрепление материально-технической базы всех отраслей хозяйственного комплекса.
  10. В целях развития инновационных процессов в Республике Мордовия за последние годы подготовлено и принято свыше 10 нормативных правовых актов, в том числе Закон Республики Мордовия от 24 августа 2011 г. N 43-З "О технопарке в сфере высоких технологий в Республике Мордовия", Закон Республики Мордовия от 19 июня 2017 г. N 47-З "Об инновационной деятельности в Республике Мордовия", постановления Правительства Республики Мордовия от 9 августа 2010 г. N 324 "О предоставлении финансовой поддержки научно-технической деятельности и разработке инновационных проектов в Республике Мордовия", от 4 июля 2011 г. N 236 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим разработку и внедрение инновационной продукции", от 10 декабря 2012 г. N 443 "Об утверждении Положения о проведении Республиканского конкурса научных работ и инновационных идей" и др.
  11. В современной экономике высокая конкурентоспособность территории держится на сильных позициях отдельных кластеров, которые представляют собой сообщество сконцентрированных по географическому принципу фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.
  12. Научно-инновационные компании в республике объединены 4 крупными кластерами: 1) энергосберегающая светотехника и силовая преобразовательная техника; 2) кабельное и оптико-волоконное производство; 3) машиностроение, в том числе вагоностроение; 4) информационные технологии.
  13. Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева от 28 августа 2012 г. N ДМ-П8-5060 отобраны 25 инновационных кластеров, которым был присвоен статус пилотных. В их число вошел инновационный кластер Республики Мордовия "Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением".
  14. В соответствии с Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров" разработаны Порядок отбора мероприятий, подлежащих включению в общую заявку от Республики Мордовия на получение субсидии из федерального бюджета, и Порядок предоставления организациям-заявителям субсидий на реализацию мероприятий Республиканской программы поддержки развития инновационного территориального кластера Республики Мордовия "Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением" на 2013 - 2015 годы (далее - Порядки), утвержденной распоряжением Правительства Республики Мордовия от 6 сентября 2013 г. N 511-Р. Порядки утверждены постановлением Правительства Республики Мордовия от 30 сентября 2014 г. N 468.
  15. В 2016 году инновационный кластер Республики Мордовия "Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением" значительно расширил свои границы. Кроме светотехнических предприятий в обновленное объединение вошли предприятия приборостроительного и оптоволоконного направления.
  16. Расширенный кластер получил новое название "Светотехника и оптоэлектронное приборостроение" ("BRIGHT CITY"). Кластер сформирован на базе ряда признанных республиканских инициатив:
  17. инновационного территориального кластера Республики Мордовия "Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением",
  18. кластера Республики Мордовия "Волоконная оптика и оптоэлектроника", включенного в реестр промышленных кластеров России;
  19. комплекса предприятий приборостроения.
  20. В октябре 2016 г. в Москве в рамках участия в приоритетном проекте Минэкономразвития России "Развитие инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня" была успешно осуществлена защита проекта - Инновационный кластер Республики Мордовия "Светотехника и оптоэлектронное приборостроение" (Bright City). Всего в рамках конкурса было отобрано 11 кластеров из 11 субъектов России, которым будет обеспечено содействие в использовании различных мер поддержки со стороны Министерства экономического развития Российской Федерации, других ведомств и институтов развития для обеспечения опережающих темпов роста на основе достижения мирового уровня инвестиционной привлекательности, развития механизмов поддержки предпринимательской деятельности и встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости.
  21. Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 27 июля 2009 г. N 310-Р создано автономное учреждение "Технопарк-Мордовия" (далее - Технопарк) в целях реализации государственной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. N 328-р. Он объединяет существующую инфраструктуру и предприятия в единый механизм, создает дополнительные стимулы для модернизации экономики. Технопарк призван обеспечить перспективное научно-техническое развитие Республики Мордовия по следующим направлениям: электронное приборостроение, оптоэлектроника и волоконная оптика, энергосберегающая светотехника, информационные технологии, нанотехнологии и композиционные материалы. Наличие в Республике Мордовия Технопарка в сфере высоких технологий позволит создать качественно иной уровень жизни в республике, будет способствовать привлечению перспективных проектов, ускорению коммерциализации рыночно ориентированных разработок и проектов, выходу на рынок наукоемкой продукции, а также интеграции инновационного бизнеса и научных исследований. Введены в эксплуатацию: Информационно-вычислительный комплекс с DATA-центром, являющийся структурой для размещения компаний, занимающихся преимущественно разработкой программного обеспечения, а также тех организаций, чья деятельность связана с информационной средой, созданием информационных ресурсов и баз данных с применением современных технологий; объекты Инновационно-производственного комплекса - Центр нанотехнологий и наноматериалов, предоставляющий исследовательскую и опытно-конструкторскую инфраструктуру для реализации проектов в области нанотехнологий и наноматериалов; Центр энергосберегающей светотехники, располагающий исследовательской и производственной базами, позволяющими проводить исследования всех современных источников света, а также производить и отрабатывать собственные изделия; Центр экспериментального производства, предназначенный для производства опытных партий инновационной продукции; IT-акселератор, деятельность которого направлена на отбор и поддержку инновационных проектов в области информационных технологий.
  22. Инновационно-производственный комплекс, где размещаются компании, реализующие проекты, связанные преимущественно с исследованиями и разработкой материалов и элементов электронного приборостроения, оптоэлектроники, волоконной оптики, энергосберегающей светотехники, продуктами, ориентированными на промышленный сектор, претерпевает развитие и появление новых научно-производственных объектов.
  23. Реализация инновационной политики в республике опирается на созданную инновационную инфраструктуру, которая включает Технопарк, ГБУ "Республиканский лицей - Центр для одаренных детей", три инновационно ориентированных региональных вуза (ФГБОУ ВО "МГУ им. Н.П.Огарева", ФГБОУ ВО "МГПИ им. М.Е.Евсевьева", Саранский кооперативный институт (филиал) АНО ВО Центросоюза Российской Федерации "Российский университет кооперации"), региональные институты развития (АУ "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия", Республиканский фонд поддержки социально-экономических программ "Созидание"), 2 инвестиционных фонда (ЗПИФ "Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия", ЗПИФ смешанных инвестиций "Региональный фонд инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия"), ГКУ "Бизнес-инкубатор Республики Мордовия", Центр трансфера технологий при Мордовском государственном университете им. Н.П.Огарева, а также научно-инновационные компании и другие организации.
  24. В мае 2011 г. подписано соглашение о сотрудничестве Республики Мордовия и Ассоциации государственных научных центров России "Наука". Ассоциация объединяет 50 ведущих научных центров страны. Технопарк в Мордовии станет площадкой для внедрения в производство их совместных проектов.
  25. В Мордовии осуществляется подготовка собственной научной базы и инновационных кадров. Одним из ключевых элементов развития инновационной инфраструктуры является Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева, имеющий статус Национального исследовательского университета, который включает в себя 11 факультетов, 7 институтов. Он не только дает классическое образование, но и осуществляет научные исследования, в частности в таких направлениях, как приборостроение, свето- и электротехника, физика, химия, материаловедение, биотехнологии. В целях активизации и повышения эффективности инновационной деятельности в структуре университета создан Инновационно-технологический комплекс, в состав которого входят центр трансфера технологий со службами информационно-маркетинговой и конструкторско-технологической поддержки, отдел управления интеллектуальной собственностью, бизнес-инкубатор малых инновационных предприятий, офисы коммерциализации на факультетах и в институтах, центр метрологического обеспечения, студенческие внедренческие бюро. С целью интеграции научного, образовательного и производственного процессов в университете функционируют 16 научно-образовательных центров, 4 центра коллективного пользования, 42 научно-исследовательские лаборатории, информационно-ресурсный центр наследия финно-угорских народов, центр новых информационных технологий. В целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности созданы малые инновационные предприятия.
  26. Потенциал университета, его инновационная инфраструктура, устойчивые связи с научными и образовательными российскими и зарубежными партнерами, а также Технопарк позволят вузу участвовать в реализации ряда приоритетных направлений развития республики. Программа развития университета предусматривает совместную работу с Технопарком по подготовке для него высококвалифицированных специалистов.
  27. Крупнейшие научно-образовательные учреждения республики - Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева и Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева ведут широкий спектр фундаментальных и прикладных исследований. В институте реализуется программа развития инновационной инфраструктуры "Центр коллективного пользования "Мордовский базовый центр педагогического образования", которая способствует повышению уровня научных исследований, улучшению качества образования, существенной модернизации инфраструктуры вуза и совершенствованию материально-технической базы. За последние годы значительно возросла активность участия преподавателей и сотрудников института в проектах научно-исследовательских работ, проводимых на федеральном и региональном уровнях.
  28. Важным элементом создаваемой республиканской поэтапной системы подготовки высококвалифицированных креативных кадров для инновационных производств является республиканский центр для одаренных детей, предусматривающий отбор и обучение детей по ступеням "школа - университет - технопарк".
  29. В Мордовии действует система льгот и преференций для инновационных предприятий, сформирован механизм государственной поддержки инновационной деятельности и инноваторов. Предусмотрены отсрочка или рассрочка по уплате региональных налогов на срок до трех лет и инвестиционного налогового кредита по региональным налогам на срок до пяти лет, субсидирование части процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам и лизинговым платежам, использование имущества республиканской казны в качестве залогового обеспечения под привлекаемые кредиты и др.
  30. Помимо налоговых льгот в Мордовии широко используются инструменты госзаказа и субсидирования научно-технических и инновационных проектов.
  31. В целях стимулирования инновационной активности в регионе ежегодно проводятся Республиканский конкурс научных работ и инновационных идей, конкурсы "Инженер года Республики Мордовия", "Лучшие товары Мордовии", назначаются специальные стипендии Главы Республики Мордовия талантливым студентам высших учебных заведений республики, обучающимся по приоритетным направлениям развития науки, а также ежемесячные надбавки к стипендиям докторантов.
  32. Республика Мордовия входит в Ассоциацию инновационных регионов России, в рамках которой на основе совместных инициатив создается уникальная система научно-технического, образовательного и информационного взаимодействия членов - участников Ассоциации.
  33. Региональный инновационный комплекс на основе соглашений поддерживается такими крупнейшими федеральными институтами развития, как ОАО "Роснано", Государственная корпорация "Ростехнологии", ММВБ, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и рядом крупнейших компаний и научных организаций.
  34. Мордовия не обладает богатыми запасами природных ресурсов и значительно уступает многим регионам по развитию стратегических отраслей промышленности. В этой связи одной из основ успешного стратегического развития региона должно стать повышение эффективности использования современных наукоемких технологий, призванных сформировать потенциал перспективного роста отраслей экономики и, как следствие, положительную динамику уровня жизни населения Республики Мордовия.
  35. Эффективное использование результатов научно-технической деятельности в реализуемых инновационных проектах зависит от многих факторов. Одним из основных является координация деятельности субъектов научно-технической и инновационной деятельности. На уровне регионов подобная задача решается посредством формирования региональной инновационной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие между всеми субъектами инновационной деятельности - научными и проектно-конструкторскими организациями, предприятиями реального сектора экономики, высшими учебными заведениями, инновационными компаниями, в том числе субъектами малого и среднего бизнеса.
  36. В то же время создание региональной инновационной системы требует комплекса мероприятий, структурированных и взаимоувязанных по видам работ, срокам их выполнения, ресурсному обеспечению, составу исполнителей в соответствии с поставленными целями. Организация подобного комплекса возможна только с использованием программно-целевого метода, в данном случае посредством разработки государственной программы научно-инновационного развития на среднесрочную перспективу.
  37. Программа предусматривает комплекс мер по созданию и развитию научно-инновационной инфраструктуры, включающей производственно-технологическую, информационную и финансовую составляющие. Скоординированные усилия органов государственной власти Республики Мордовия, научных, инновационных и финансовых структур по созданию условий и механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ позволят создать региональную инновационную систему, которая обеспечит переход экономики Республики Мордовия на инновационный путь развития.
  38. Особое внимание в республике уделено развитию светотехнического инновационного кластера "Энергосберегающая светотехника и интеллектуальные системы управления освещением". Светотехнический кластер в Мордовии фактически сформирован в 1964 году, когда было создано Саранское производственное объединение "Светотехника", в состав которого вошли 15 предприятий. Правопреемники тех предприятий являются основой современного светотехнического кластера республики. Светотехнический инновационный кластер включает свыше 10 крупных и средних компаний с ежегодным оборотом свыше 6,5 млрд. руб., в том числе Научно-исследовательский институт источников света имени А.Н.Лодыгина, в стенах которого разработано более 90%% источников света, выпускаемых отечественными предприятиями.
  39. Предприятия кластера выпускают свыше 30%% всей производимой в России светотехнической продукции, занимая при этом около 10%% российского рынка.
  40. Также в Саранске находится головной офис Ассоциации производителей светотехнических изделий "Российский свет". Ассоциация, помимо мордовских светотехников, объединяет в своем составе более 40 светотехнических предприятий из России и стран ближнего зарубежья и является важнейшим органом по координации деятельности предприятий отрасли.
  41. Национальным исследовательским Мордовским государственным университетом имени Н.П.Огарева, в структуре которого действует единственный в стране Светотехнический факультет, за 35 лет было подготовлено более 5 тысяч высококвалифицированных специалистов для светотехнических предприятий.
  42. Раздел 2. ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ЕЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, А ТАКЖЕ СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

  43. Основные приоритеты Государственной программы определены в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года. Государственная программа носит системный характер и направлена на решение задач, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 - 606, Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Послании Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия.
  44. Приоритетными направлениями реализации Государственной программы выступают:
  45. 1) формирование эффективной и конкурентоспособной экономики высоких технологий, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики;
  46. 2) построение целостной региональной системы управления и регулирования научно-инновационной деятельности, оказание на постоянной основе мер экономической поддержки организаций различных форм собственности, осуществляющих научно-инновационную деятельность;
  47. 3) создание и дальнейшее развитие республиканской научно-инновационной инфраструктуры, способной обеспечивать организационное, научно-техническое, финансовое, информационное, патентно-правовое, консалтинговое сопровождение инновационной деятельности в Республике Мордовия;
  48. 4) поддержка и реализация приоритетных для экономики Республики Мордовия научно-технических инновационных проектов;
  49. 5) поддержка реализации комплексного инвестиционного проекта по развитию инновационного территориального кластера.
  50. Целью Государственной программы является создание эффективной региональной научно-инновационной системы, направленной на повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение устойчивого социально-экономического развития Республики Мордовия, на основе формирования развитой республиканской инновационной инфраструктуры, сбалансированного и эффективного использования ресурсов, научно-технического и образовательного потенциалов республики.
  51. Государственная программа направлена на решение следующих основных задач:
  52. формирование целостной системы организационных, экономических, правовых ресурсов и их сосредоточение на приоритетных направлениях развития научно-инновационной сферы;
  53. создание и дальнейшее развитие республиканской научно-инновационной инфраструктуры;
  54. формирование финансово-экономических механизмов поддержки и стимулирования научно-инновационной деятельности, совершенствования системы государственного заказа на научно-техническую и инновационную продукцию в интересах развития республики;
  55. эффективное использование инновационного потенциала научных организаций, вузов, предприятий, бизнеса, стимулирование коммерциализации результатов их интеллектуальной деятельности;
  56. создание новых инновационно активных организаций, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики;
  57. реализация экономически эффективных научных инновационных проектов в интересах социально-экономического развития республики;
  58. организация участия субъектов инновационной деятельности Республики Мордовия в региональных, общероссийских и международных выставках, форумах, конференциях;
  59. подготовка квалифицированных кадров и повышение уровня культуры в инновационной сфере.
  60. Реализация Государственной программы позволит достичь следующих результатов:
  61. создание и обеспечение функционирования целостной системы экономических, правовых, организационных и иных форм стимулирования, государственной поддержки и регулирования научно-инновационной деятельности;
  62. создание и дальнейшее развитие республиканской научно-инновационной инфраструктуры, способной обеспечивать организационное, научно-техническое, финансовое, информационное, патентно-правовое, консалтинговое сопровождение инновационной деятельности в Республике Мордовия;
  63. оказание на постоянной основе мер экономической поддержки организаций различных форм собственности, осуществляющих научно-инновационную деятельность;
  64. реализация приоритетных для экономики Республики Мордовия научно-технических инновационных проектов;
  65. ежегодный прирост объема выпуска инновационной продукции предприятий Республики Мордовия - не менее 20%%;
  66. ежегодный прирост количества инновационно активных предприятий в Республике Мордовия - не менее 15%%;
  67. обеспечение финансирования мероприятий по реализации комплексного инвестиционного проекта по развитию территориального инновационного кластера.
  68. Оценка результатов реализации Государственной программы будет проводиться на основе системы индикаторов реализации мероприятий Государственной программы за анализируемый период. Перечень показателей и индикаторов Государственной программы и их значений представлен в приложении 1 к Государственной программе.
  69. Основными показателями (индикаторами) реализации Государственной программы являются:
  70. достижение в 2020 году:
  71. удельного веса инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг - 33%%;
  72. затрат на научные исследования и разработки (всех организаций региона) - 1200000,0 тыс. рублей;
  73. доли затрат на научные исследования и разработки в ВРП - 1,06%%;
  74. доли организаций, осуществляющих технологические, организационные, маркетинговые инновации в общем числе организаций - 30%%;
  75. удельного веса занятых в экономике с высшим профессиональным образованием - 40%%;
  76. удельного веса работников, выполнявших научные исследования и разработки, в среднегодовой численности занятых в экономике - 0,3%%;
  77. числа малых инновационных предприятий - 122 ед.;
  78. бюджетной эффективности проекта создания технопарка в сфере высоких технологий - 60,0%%;
  79. доли загрузки построенных и введенных в эксплуатацию площадей объектов инфраструктуры Технопарка в сфере высоких технологий Республики Мордовия - 94,0%%;
  80. рост выработки на предприятиях-участниках инновационного кластера - 102,4%% в 2020 году к 2012 году.
  81. Реализация мероприятий Государственной программы рассчитана на 2013 - 2020 годы.
  82. Первый этап - с 2013 по 2015 год - реализации Государственной программы предполагает:
  83. создание нормативной правовой основы функционирования региональной научно - инновационной системы;
  84. разработку перспективных направлений развития научно - инновационной деятельности;
  85. формирование необходимых организационных, финансовых, материальных и технологических условий данного развития.
  86. Второй этап - с 2016 по 2020 год - реализации Государственной программы предполагает:
  87. продолжение формирования необходимых организационных, финансовых, материальных и технологических условий научно-инновационного развития;
  88. активизацию научно-инновационной деятельности организаций Республики Мордовия;
  89. увеличение числа научно-инновационных проектов;
  90. решение поставленных задач и достижение цели Государственной программы.
  91. Раздел 3. общая характеристика основных мероприятий государственной программы

  92. Программные мероприятия направлены на создание эффективной региональной научно-инновационной системы, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие Республики Мордовия.
  93. Перечень основных программных мероприятий приведен в приложении 2 к Государственной программе.
  94. 3.1. Развитие региональной научно-инновационной системы Республики Мордовия.
  95. В рамках данного направления предусматривается решение ряда вопросов организации и государственного регулирования процесса функционирования региональной научно-инновационной системы.
  96. 3.1.1. В целях развития творческой инициативы в научно-инновационной сфере республики предполагаются следующие мероприятия:
  97. 1) проведение конкурса на предоставление субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим на территории Республики Мордовия содействие деятельности в сфере образования, просвещения, науки;
  98. 2) проведение Республиканского конкурса научных работ и инновационных идей;
  99. 3) проведение Республиканского конкурса "Инженер года Республики Мордовия";
  100. 4) выплата специальных стипендий Главы Республики Мордовия студентам государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в Республике Мордовия, проявившим особые способности к творческому освоению профессиональных знаний и активно занимающимся научно-исследовательской работой;
  101. 5) выплата ежегодной надбавки к стипендии докторантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в Республике Мордовия.
  102. 3.1.2. Создание и обеспечение деятельности учреждений в области научно-инновационной сферы:
  103. 1) создание и обеспечение деятельности АУ "Агентство инновационного развития Республики Мордовия" (далее - Агентство) в целях содействия в реализации государственной научно-технической политики Республики Мордовия, увеличения числа инновационных разработок, инновационных проектов и инновационных предприятий, роста объема производства инновационной продукции и привлечения инвестиций в инновационные проекты на территории Республики Мордовия. Агентство будет оказывать содействие в инициировании, продвижении и реализации инновационных и научно-технических проектов и программ и трансфере технологий на территории республики.
  104. Предметом деятельности Агентства является разработка и реализация инновационных и научно-технических программ и проектов, а также оказание содействия в их разработке и реализации организациям и органам государственной власти в Республике Мордовия;
  105. 2) обеспечение деятельности АУ "Технопарк-Мордовия". В качестве основного объекта технико-организационной поддержки научно-инновационных проектов региона создан Технопарк. Основными направлениями его деятельности являются разработки в области: энергосберегающей светотехники; электронного приборостроения; оптоэлектроники и волоконной оптики; информационных технологий; нанотехнологий и композиционных материалов. Технопарк призван создать необходимые условия для реализации инновационного потенциала и коммерциализации научно-инновационных проектов российских и международных компаний в сфере оптических, электронных технологий и информатизации и формирования инновационно-технологического узла межрегионального электротехнического кластера.
  106. В целях стимулирования и ускорения процессов разработки новых приборов компаниями - субъектами малого и среднего предпринимательства на базе АУ "Технопарк-Мордовия" создается Центр прототипирования.
  107. Актуальность проекта связана с необходимостью изготовления прототипов приборов и их комплектующих субъектами МСП, возрастающей потребностью резидентов АУ "Технопарк-Мордовия" в услугах прототипирования;
  108. 3) обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений Республики Мордовия. Проведение мониторинга социально-экономических процессов, происходящих в Республике Мордовия, осуществляет ГКУ Республики Мордовия "Научный центр социально-экономического мониторинга".
  109. Наличие оперативной и релевантной информации о социально-экономических процессах, происходящих в Республике Мордовия, и существующих при этом проблемах поможет обеспечить принятие эффективных управленческих решений. Этой цели способствует проведение мониторинга социально-экономических процессов.
  110. 3.2. Развитие инновационных центров в Республике Мордовия.
  111. 3.2.1. Оказание содействия в развитии научно-технической и инновационной деятельности на территории Республики Мордовия.
  112. В целях поддержки инновационного развития Республики Мордовия, стимулирования разработки научно-технических и инновационных проектов, внедрения высокоэффективных результатов научных исследований и экспериментальных достижений в экономическую и социальную сферы деятельности Республики Мордовия реализуется постановление Правительства Республики Мордовия от 9 августа 2010 г. N 324 "О предоставлении финансовой поддержки научно-технической деятельности и разработке инновационных проектов в Республике Мордовия".
  113. Проведение конкурса на предоставление субсидий на оплату патентных, государственных и иных пошлин за совершение действий, связанных с правовой охраной, поддержанием в силе, защитой прав и распоряжением исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации позволяет формировать условия для создания интеллектуальной собственности, обеспечения ее охраны, поддержания и защиты прав на нее, механизмы вовлечения в хозяйственный оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности.
  114. Развитию научно-технической и инновационной деятельности на территории Республики Мордовия способствует проведение мероприятий по подготовке и переподготовке кадров организаций научно-технической и производственной сферы с целью повышения конкурентоспособности в ведущих отечественных и зарубежных научных и учебных центрах.
  115. 3.2.2. Обеспечение деятельности инжиниринговых центров, входящих в состав территориальных кластеров.
  116. В рамках мероприятия планируется развитие инжиниринговых центров, входящих в состав территориальных кластеров.
  117. Развитие инжинирингового центра волоконной оптики (ИЦВО). ИЦВО - единственный в России проект, который реализует комплексный подход коммерциализации разработок в области специальных волоконных световодов. При реализации проекта ИЦВО концентрируются компетенции представителей передовых научных школ России в области волоконной оптики и оптоэлектроники.
  118. Инжиниринговой центр энергосберегающей светотехники (ИЦЭС) позволит сформировать условия и компетенции для развития собственных технологий производства энергоэффективных источников света и систем управления освещением, повысить кооперацию в сфере исследований и разработок как среди участников кластера, так и за его пределами, осуществить трансфер и коммерциализацию инновационных технологий. В результате реализации мероприятия в 2017 году будет полностью сформирована инфраструктура и укомплектован персонал с необходимыми компетенциями для выхода ИЦЭС на самоокупаемость в максимально короткие сроки. Кроме того, создание и развитие ИЦЭС позволит участникам кластера снизить свои расходы на разработку и испытания инновационной светотехнической продукции, повысить конкурентоспособность компаний за счет увеличения качества продукции, будет способствовать объединению научно-конструкторских идей и компетенций для достижения общих целей и привлечению новых участников в кластер.
  119. 3.2.3. Создание и развитие инновационных центров АУ "Агентство инновационного развития Республики Мордовия":
  120. 1) создание и развитие Регионального интегрированного центра. Основной целью создания и развития Регионального интегрированного центра является вовлечение российских субъектов малого и среднего предпринимательства в технологическую кооперацию с использованием информационно-консультационной системы европейской сети поддержки предпринимательства;
  121. 2) создание Инновационного бизнес-инкубатора "Молодежный" (Coworking центр) как ресурсной базы для фрилансеров, так и тренировочной площадки для молодых предпринимателей. Центр будет являться "испытательным полигоном" для проверки своих идей, для анализа результатов, даст возможность использовать не только собственный опыт, но и опыт сотоварищей, участие в крупных заказах.
  122. Главными целями данного центра являются:
  123. - объединение молодых специалистов, фрилансеров, начинающих предпринимателей,
  124. - создание творческой команды, временных коллективов для работы над крупными проектами,
  125. - поиск партнеров и заказчиков для развития и реализации потенциала коворкеров,
  126. - помощь начинающим предпринимателям в поиске своего дела, организации бизнеса,
  127. - консультации по вопросам права, бухгалтерского учета, встречи с экспертами,
  128. - проведение обучающих тренингов, семинаров, мастер-классов, мозговых штурмов,
  129. - организация выставок и презентации работ.
  130. Являясь частью большого российско-европейского проекта по поддержке малого и среднего бизнеса, в задачи Агентства входит осуществление активной деятельности по формированию благоприятных условий для успешного ведения предпринимателями деятельности в сфере интернационализации бизнеса, развития региональной инфраструктуры, а также оказания содействия в поиске деловых, технологических и научно-исследовательских партнеров путем участия предприятий в межрегиональных и международных бизнес-миссиях, семинарах, деловых встречах, конференциях и иных мероприятиях. Для выполнения данной задачи на базе Агентства создан Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
  131. 3.2.4. Развитие инновационного кластера Республики Мордовия "Светотехника и оптоэлектронное приборостроение"
  132. Для решения задач и создания заделов в области инновационного развития и повышения конкурентоспособности светотехнической отрасли на республиканском уровне реализуется комплексный проект по созданию и развитию инновационного светотехнического кластера.
  133. Внедрение энергоэффективных систем освещения (на светодиодах или современных газоразрядных источниках света), создаваемых организациями кластера, является наиболее быстрым (проекты по внедрению таких систем окупаются в зависимости от приложения в среднем за 2 - 4 года) и относительно недорогим способом реализации положений нового закона об энергосбережении, а также позволяет существенно снизить издержки производства, что является необходимым условием повышения конкурентоспособности продукции.
  134. В целях формирования инновационной инфраструктуры светотехнического кластера и поддержки деятельности специализированной организации, осуществляющей его оперативное управление, предусматривается ежегодное участие в конкурсе Министерства экономического развития Российской Федерации на получение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров.
  135. 3.3. Государственная поддержка научно-инновационных проектов.
  136. 3.3.1. Оказание финансовой поддержки перспективным научно-инновационным проектам за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия с целью развития научных исследований и высокотехнологичных проектов в приоритетных для республики направлениях.
  137. Финансовая поддержка предоставляется в виде государственного заказа Республики Мордовия, субсидий юридическим лицам на финансовую поддержку научно-технических и инновационных проектов.
  138. Государственные заказы формируются Министерством промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия на основе предложений на разработку научно-технических и инновационных проектов, проведения научных и научно-практических мероприятий и издания научных трудов. Государственные заказы размещаются путем проведения торгов в форме конкурса.
  139. Субсидии юридическим лицам на финансовую поддержку научно-технических и инновационных проектов предоставляются на разработку научно-технических и инновационных проектов в объеме не менее 90%% от общей стоимости проекта.
  140. 3.3.2. Оказание финансовой поддержки для активизации научной деятельности, в том числе поддержка проведения научных мероприятий и издания научных трудов.
  141. Финансовая поддержка (гранты) для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований предполагается за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия на долевых началах с ФГБУ "Российский фонд фундаментальных исследований", ФГБУ "Российский гуманитарный научный фонд". Будет осуществляться поддержка прошедших по конкурсу инициативных научно-исследовательских проектов, проектов проведения республиканских, российских и международных научных мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов), проектов участия ученых республики в научных мероприятиях за рубежом, проектов издания научных трудов.
  142. На основании соглашений в Республике Мордовия будет проводиться региональный конкурс проектов фундаментальных исследований, гуманитарных и общественных наук совместно с ФГБУ "Российский фонд фундаментальных исследований".
  143. 3.3.3. Государственная поддержка научно-инновационных проектов АУ "Агентство инновационного развития Республики Мордовия".
  144. Программой, направленной на создание условий для активного вовлечения молодежи в технологическое предпринимательство, является "Эврика" - это система коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в Республике Мордовия. В программу входит проведение образовательных мероприятий, направленных на развитие предпринимательской и научно-технической среды.
  145. Продвижению научно-технических разработок будет способствовать создание сети поддержки проектов студентов (Demola), создание новых компаний (Protomo), выход на международный уровень (Accelerator) и оценка разработанных продуктов и услуг (Suuntaamo) на основе опыта разработок компании "NewFactory" (Финляндия).
  146. Системы направлены на решение следующих задач:
  147. создание элементов инновационной экосистемы Республики Мордовия;
  148. продвижение и пропаганда инновационного и технологического предпринимательства;
  149. создание условий роста числа компаний, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью;
  150. удержание талантливой молодежи посредством создания высокооплачиваемых рабочих мест;
  151. трансфер и коммерциализация технологий высших учебных заведений.
  152. 3.4. Обеспечение деятельности Министерства промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия.
  153. Мероприятия по реализации государственных функций, связанных с общегосударственным управлением, направлены на обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в научно-инновационной сфере (в сфере реализации Государственной программы).
  154. Раздел 4. обобщенная характеристика правового регулирования

  155. Основные меры правового регулирования в сфере реализации Государственной программы приведены в приложении 3 к Государственной программе.
  156. Государственная программа предусматривает следующие основные меры по совершенствованию правового регулирования.
  157. Предусматривается разработка и утверждение постановлением Правительства Республики Мордовия приоритетных направлений развития науки, техники и технологий Республики Мордовия.
  158. В целях законодательной проработки механизма регулирования отношений между субъектами инновационной деятельности, определения основы формирования и реализации инновационной политики Республики Мордовия был принят Закон Республики Мордовия от 19 июня 2017 г. N 47-З "Об инновационной деятельности в Республике Мордовия".
  159. Закон устанавливает основы инновационной деятельности в Республике Мордовия, регулирует правовые и экономические отношения между субъектами инновационной деятельности, определяет основы формирования и реализации региональной инновационной политики, направленной на ускорение развития и повышение конкурентоспособности экономики республики. В законе широко представлен категориальный аппарат инновационной системы.
  160. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 2 февраля 2015 г. был утвержден Порядок предоставления субсидий на оплату патентных, государственных и иных пошлин за совершение действий, связанных с правовой охраной, поддержанием в силе, защитой прав и распоряжением исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Согласно утвержденному постановлению субсидии предоставляются физическим и юридическим лицам (далее - Заявители), зарегистрированным на территории Республики Мордовия, на оплату патентных, государственных и иных пошлин за совершение действий, связанных с правовой охраной, поддержанием в силе, защитой прав и распоряжением исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
  161. В 2017 году предусматривается разработка и утверждение постановления Правительства Республики Мордовия "О республиканском реестре инновационной продукции". В целях реализации положений предлагаемого законопроекта необходимо создание централизованной системы учета приоритетных инновационных продуктов.
  162. Раздел 5. обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы

  163. Финансирование Государственной программы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Мордовия.
  164. Общий объем финансирования Государственной программы в 2013 - 2020 годах за счет всех источников составляет 2128103,3 тыс. рублей, в том числе:
  165. в 2013 году - 190500,0 тыс. рублей;
  166. в 2014 году - 370958,6 тыс. рублей;
  167. в 2015 году - 645631,3 тыс. рублей;
  168. в 2016 году - 332653,4 тыс. рублей;
  169. в 2017 году - 328042,2 тыс. рублей;
  170. в 2018 году - 130972,2 тыс. рублей;
  171. в 2019 году - 129345,6 тыс. рублей;
  172. в 2020 году - 0,0 тыс. рублей;
  173. из них средства:
  174. федерального бюджета - 209961,8 тыс. рублей, в том числе:
  175. в 2013 году - 2000,0 тыс. рублей;
  176. в 2014 году - 20728,6 тыс. рублей;
  177. в 2015 году - 126702,2 тыс. рублей;
  178. в 2016 году - 56531,0 тыс. рублей;
  179. в 2017 году - 4000,0 тыс. рублей;
  180. в 2018 году - 0,0 тыс. рублей;
  181. в 2019 году - 0,0 тыс. рублей;
  182. в 2020 году - 0,0 тыс. рублей;
  183. республиканского бюджета Республики Мордовия - 1918141,5 тыс. рублей, в том числе:
  184. в 2013 году - 188500,0 тыс. рублей;
  185. в 2014 году - 350230,0 тыс. рублей;
  186. в 2015 году - 518929,1 тыс. рублей;
  187. в 2016 году - 276122,4 тыс. рублей;
  188. в 2017 году - 324042,2 тыс. рублей;
  189. в 2018 году - 130972,2 тыс. рублей;
  190. в 2019 году - 129345,6 тыс. рублей;
  191. в 2020 году - 0,0 тыс. рублей.
  192. Объем финансирования Государственной программы подлежит ежегодному уточнению, исходя из реальных возможностей бюджетов всех уровней.
  193. Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия по годам ее реализации в разрезе мероприятий представлено в приложении 5 к Государственной программе.
  194. Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Мордовия на реализацию целей Государственной программы приводятся в приложении 6 к Государственной программе.
  195. Раздел 6. АНАЛИЗ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ОПИСАНИЕ МЕР УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ С ЦЕЛЬЮ МИНИМИЗАЦИИ ИХ ВЛИЯНИЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

  196. В ходе реализации Государственной программы необходимо учитывать потенциально возможные макроэкономические, финансовые, кадровые, инфраструктурные, производственные, организационные и информационные риски.
  197. Макроэкономические риски связаны с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста национальной экономики, уровня инвестиционной активности и ростом конкуренции на рынках высокотехнологичной продукции. Они способны привести к затруднению реализации дополнительных объемов продукции, сырья и продовольствия местного производства и существенно ограничить внедрение инноваций в экономику.
  198. Финансовые риски связаны с возможным снижением объемов финансирования государственной программы ввиду возникновения дефицита республиканского бюджета и сокращением объемов финансирования из внебюджетных источников. Реализация данных рисков может повлечь срыв программных мероприятий, что существенно понизит уровень инновационной активности и снизит уровень конкурентоспособности регионального инновационного сектора на российской и международной арене.
  199. Кадровые риски связаны с несоответствием квалификации работников потребностям инновационной экономики и оттоком квалифицированных кадров в другие регионы.
  200. Инфраструктурные риски связаны с дефицитом площадок, обустроенных современными инженерными коммуникациями для размещения производственных и офисных помещений и дефицитом инженерных мощностей и стабильно функционирующих инженерных коммуникаций.
  201. Производственные риски связаны с недостатком компетенций у стартующих участников инновационного процесса по созданию и развитию малых инновационных компаний, недостатком технологического оборудования для прототипирования и создания опытных образцов и малых серий продукции и отсутствием доступа к ключевым рынкам, информации о ключевых рынках.
  202. Организационные риски связаны с ошибками управления реализацией Государственной программы и отсутствием согласованной и экономически обоснованной политики по предоставлению ряда государственных и муниципальных услуг, необходимых для развития региональной инновационной системы. Реализация данного риска способна привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий подпрограмм или задержке в их выполнении.
  203. Информационные риски связаны с отсутствием или частичной недостаточностью исходной отчетной и прогнозной информации, которая используется на этапе проектирования мероприятий Государственной программы и при ее реализации.
  204. Непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике Республики Мордовия, а также с природными и техногенными катастрофами, могут привести к концентрации бюджетных средств на преодоление последствий таких катаклизмов.
  205. Для минимизации указанных рисков целесообразным является реализация мероприятий по улучшению инвестиционного климата, создание инновационной инфраструктуры для развития новых отраслей, поддержка существующих высокотехнологичных отраслей, выявление конкурентоспособных рыночных ниш, создание условий для повышения инновационной предпринимательской активности и развития малого и среднего предпринимательства, снижение административных барьеров, препятствующих развитию инновационного бизнеса и совершенствование методов прогнозирования инновационного развития региона.
  206. Управление рисками должно осуществляться посредством создания эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности исполнителей Государственной программы, мониторинга и оценки исполнения целевых показателей (индикаторов) Государственной программы, ежегодного уточнения финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограмм, в зависимости от достигнутых результатов, определения приоритетов для первоочередного финансирования, привлечения внебюджетных источников финансирования.
  207. Раздел 7. механизм реализации государственной программы

  208. Формы и методы организации управления реализацией Государственной программы определяются ее заказчиком (Министерством промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия) и обеспечивают эффективное целевое использование выделяемых средств на реализацию Государственной программы.
  209. Заказчик Государственной программы:
  210. обеспечивает ее реализацию в соответствии с планом мероприятий Государственной программы;
  211. заключает в соответствии с законодательством государственные контракты либо иные гражданско-правовые договоры, связанные с реализацией Государственной программы;
  212. осуществляет координацию и контроль действий исполнителей Государственной программы.
  213. Важнейшим элементом механизма реализации Государственной программы является связь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки целевых показателей, мероприятий Государственной программы и ресурсов для их реализации. В связи с этим государственным заказчиком формируется план мероприятий по реализации Государственной программы. Государственный заказчик направляет ежегодно в срок до 1 февраля в Министерство финансов Республики Мордовия информацию о ходе финансирования Государственной программы, эффективности использования финансовых средств и доклад о ходе работ по Государственной программе, в срок до 1 марта в Правительство Республики Мордовия доклад о ходе реализации Государственной программы.
  214. Оценка результатов реализации Государственной программы производится ежегодно, с их учетом могут быть уточнены целевые показатели, объем финансирования программных мероприятий, механизм реализации Государственной программы и состав исполнителей.
  215. Неотъемлемой составляющей механизма реализации Государственной программы является использование современной системы экспертизы на всех стадиях реализации Государственной программы, позволяющей отбирать наиболее перспективные инновационные проекты для финансирования, проводить независимую экспертизу конкурсных заявок с целью выявления исполнителей, предложивших лучшие условия исполнения контрактов либо иных гражданско-правовых договоров, и осуществлять эффективную экспертную проверку качества полученных результатов. Экспертиза и отбор проектов основываются на принципах объективности, компетентности и независимости.
  216. Таким образом, Министерство промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия в рамках координации хода реализации Государственной программы осуществляет следующие функции:
  217. подготавливает и представляет в установленном порядке в Министерство финансов Республики Мордовия пояснительную записку, бюджетную заявку на финансирование за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия мероприятий Государственной программы на очередной финансовый год;
  218. ежегодно распределяет средства, выделяемые на реализацию Государственной программы, по программным мероприятиям, уточняет потребности в финансировании на очередной финансовый год;
  219. согласовывает механизм реализации Государственной программы, состав исполнителей;
  220. готовит предложения, в случае необходимости, по внесению изменений в нормативно-правовые акты Республики Мордовия, в соответствии с которыми реализуется Государственной программа;
  221. направляет ежегодно в срок до 1 марта в Правительство Республики Мордовия доклад о ходе реализации Государственной программы и до 1 февраля в Министерство финансов Республики Мордовия информацию о ходе финансирования Государственной программы, эффективности использования финансовых средств и доклад о ходе работ по Государственной программе;
  222. разрабатывает ежегодные планы реализации мероприятий Государственной программы;
  223. при необходимости корректирует целевые индикаторы и показатели для мониторинга реализации программных мероприятий;
  224. организует публикацию в официальных средствах массовой информации и размещение в сети Интернет общих сведений о реализации Государственной программы, включая информацию о ходе реализации программных мероприятий, фактическом финансировании, заключенных государственных контрактах, объемах их финансирования и исполнителях, конкурсах на участие в реализации Государственной программы, оценке достижения целевых показателей.
  225. Государственная программа реализуется по следующим принципам:
  226. цель Государственной программы достигается за счет выполнения мероприятий, состав которых формируется на основе рекомендаций Министерства промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия;
  227. реализация Государственной программы предусматривает взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Мордовия, исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления, исполнителей мероприятий Программы и других заинтересованных организаций;
  228. финансирование Государственной программы осуществляется за счет средств федерального, республиканского бюджета Республики Мордовия и внебюджетных источников.
  229. Стратегическое управление и контроль за реализацией Государственной программы осуществляется Министерством промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия.
  230. Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет Министерство финансов Республики Мордовия и другие контролирующие органы в соответствии с действующим законодательством.
  231. Раздел 8. методика оценки эффективности государственной программы

  232. Оценка эффективности реализации Государственной программы проводится на основе:
  233. 1) оценки степени достижения целей и решения задач Государственной программы в целом путем сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов Государственной программы и их плановых значений, приведенных в приложении 1, по формуле:
  234. С Д = З Ф / З П x 100%%,
  235. где:
  236. С Д - степень достижения целей (решения задач);
  237. З Ф - фактическое значение индикатора (показателя) Государственной программы;
  238. З П - плановое значение индикатора (показателя) Государственной программы (для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является рост значений) или
  239. С Д = З Ф / З П x 100%%, (для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений);
  240. 2) степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств республиканского бюджета и иных источников ресурсного обеспечения Государственной программы путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования Государственной программы в целом и ее мероприятий, по формуле:
  241. У Ф = Ф Ф / Ф П x 100%%,
  242. где:
  243. У Ф - уровень финансирования реализации основных мероприятий Государственной программы;
  244. Ф Ф - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий Государственной программы;
  245. Ф П - плановый объем финансовых ресурсов на реализацию Государственной программы на соответствующий отчетный период;
  246. 3) степени реализации мероприятий Государственной программы (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) на основе сопоставления ожидаемых и фактически полученных непосредственных результатов реализации основных мероприятий программы по годам на основе ежегодных планов реализации Государственной программы.
  247. До начала очередного года реализации Государственной программы ответственный исполнитель по каждому показателю (индикатору) Государственной программы определяет интервалы значений показателя (индикатора), при которых реализация Государственной программы характеризуется:
  248. высоким уровнем эффективности;
  249. удовлетворительным уровнем эффективности;
  250. неудовлетворительным уровнем эффективности.
  251. Нижняя граница интервала значений показателя (индикатора) для целей отнесения Государственной программы к высокому уровню эффективности определяется значением, соответствующим 95-процентному плановому приросту показателя (индикатора) на соответствующий год; нижняя граница интервала значений показателя для целей отнесения Государственной программы к удовлетворительному уровню эффективности не может быть ниже, чем значение, соответствующее 75-процентному плановому приросту значения показателя на соответствующий год.
  252. Оценка эффективности реализации Государственной программы проводится ответственным исполнителем ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным.
  253. Государственная программа считается реализуемой с высоким уровнем эффективности, если:
  254. значения 95%% и более показателей Государственной программы соответствуют установленным интервалам значений для целей отнесения Государственной программы к высокому уровню эффективности;
  255. уровень финансирования реализации основных мероприятий Государственной программы (У Ф) составил не менее 95%%, уровень финансирования реализации основных мероприятий всех подпрограмм Государственной программы составил не менее 90%%;
  256. не менее 95%% мероприятий, запланированных на отчетный год, выполнены в полном объеме.
  257. Государственная программа считается реализуемой с удовлетворительным уровнем эффективности, если:
  258. значения 80%% и более показателей Государственной программы соответствуют установленным интервалам значений для целей отнесения Государственной программы к высокому уровню эффективности;
  259. уровень финансирования реализации основных мероприятий Государственной программы (У Ф) составил не менее 70%%;
  260. не менее 80%% мероприятий, запланированных на отчетный год, выполнены в полном объеме.
  261. Если реализация Государственной программы не отвечает приведенным выше критериям, уровень эффективности ее реализации признается неудовлетворительным.

Печать

Печатать