9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Письмо Росавиации от № ИСХ-16401/02

Информация по безопасности полетов N 8

  1. Федеральным законом от 13.07.2015 N 254-ФЗ в Воздушный кодекс Российской Федерации были внесены изменения, которыми введен термин "наземное обслуживание гражданского воздушного судна".
  2. В соответствии с частью 5 статьи 37.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, наземное обслуживание гражданского воздушного судна - комплекс работ по обеспечению прибытия воздушного судна на аэродром и его вылета с аэродрома, за исключением обслуживания воздушного движения. Наземное обслуживание гражданского воздушного судна не включает в себя его техническое обслуживание.
  3. По результатам расследований авиационных происшествий, инцидентов и производственных происшествий, связанных с наземным обслуживанием, отмечается, что специалисты, привлекаемые к указанному виду обеспечения полетов, как правило, не имеют авиационного образования или обладают незначительным опытом работы в гражданской авиации.
  4. При этом на специалистов организаций по наземному обслуживанию возлагается выполнение ответственных технологических операций, к числу которых относятся противообледенительная обработка, буксировка воздушного судна, обеспечение запуска двигателей и безопасного заруливания на место стоянки. На организации, предоставляющие услуги по наземному обслуживанию (не входящие в состав эксплуатанта ВС, организации по техническому обслуживанию или оператора аэродрома), впрямую не распространены требования по формированию систем управления безопасностью полетов, что повышает риски для безопасности полетов.
  5. По результатам расследований отмечаются следующие факторы опасности, связанные с наземным обслуживанием:
  6. неупорядоченность взаимодействия процессов системы обеспечения безопасности и качества поставщика услуг по наземному обслуживанию и системы управления безопасностью полетов эксплуатанта воздушных судов, организации по техническому обслуживанию и оператора аэродрома, приводит к тому, что мероприятия по безопасности полетов не достигают ожидаемых результатов;
  7. программы подготовки специалистов по наземному обслуживанию не делают акцент на разъяснении сущности (назначения, цели) выполняемых на воздушном судне технологических операций и их влиянии на безопасность полетов;
  8. отсутствие взаимоконтроля и несогласованность технологий наземного обслуживания воздушного судна между эксплуатантом и организацией, предоставляющей услуги по наземному обслуживанию;
  9. низкая культура труда, включая технологическую и личную дисциплину;
  10. неучет особенностей условий труда специалистов по наземному обслуживанию, что способствует ошибкам, спешке и рассеянности внимания при проведении операций по обслуживанию.
  11. В связи с этим следует обратить внимание на то, что недостатки в организации и проведении наземного обслуживания привели в катастрофе самолета ATR-72-201 VP-BYZ, происшедшей 02.04.2012 после взлета в аэропорту Тюмень (Рощино). Авиационному происшествию способствовали нарушения при подготовке самолета к полету, вследствие чего взлет производился с неустраненными последствиями наземного обледенения (приказ Росавиации от 19.08.2013 N 504 "Об авиационном происшествии с самолетом ATR-72-201 VP-BYZ"; размещен в АМРИПП Росавиации, категории RAMP, ICE).
  12. Примеры других событий, связанных с наземным обслуживанием воздушных судов и ссылки на результаты их расследований приведены в приложении к настоящей информации по безопасности полетов.
  13. Предлагаю:
  14. 1. Руководителям территориальных органов Росавиации довести настоящую информацию до организаций гражданской авиации, включая организации, предоставляющие услуги по наземному обслуживанию воздушных судов в аэропортах подконтрольного региона.
  15. 2. Руководителям организаций:
  16. 2.1. Изучить настоящую информацию со специалистами по наземному обслуживанию воздушных судов, летным и инженерно-техническим персоналом;
  17. 2.2. при проведении анализа связанных с наземным обслуживанием факторов опасности и оценки рисков в соответствии с пунктом 5 Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2014 N 1215, учитывать сведения, приведенные в настоящей информации по безопасности полетов, а также результаты расследований инцидентов и производственных происшествий и другие информационные материалы по безопасности полетов (размещаются в АМРИПП Росавиации, категория RAMP);
  18. 2.3. обратить внимание персонала по наземному обслуживанию, летного и инженерно-технического состава на технологию взаимодействия в процессе наземного обслуживания, в том числе фразеологию радиосвязи (при буксировке воздушного судна и запуске двигателей) и сигналы, регулирующие движение воздушных судов на земле (подаваемые сигнальщиком командиру воздушного судна);
  19. 2.4. рассмотреть необходимость:
  20. установления требований к организации, предоставляющий услуги по наземному обслуживанию, в части наличия у нее системы обеспечения безопасности и качества с учетом рекомендаций пункта 5.3.24 Руководства по управлению безопасностью полетов (документ ИКАО N 9859, издание 3), предусматривающей на постоянной основе выявление опасных факторов и контроль рисков; разработку и внедрение корректирующих мероприятий по результатам расследований, инспекций или анализов; контроль сроков и эффективности реализации мероприятий;
  21. назначения ответственного лица организации по наземному обслуживанию ВС для обеспечения взаимодействия с соответствующими подразделениями эксплуатанта воздушного судна, оператора аэродрома или организации по техническому обслуживанию, ответственными за функционирование системы управления безопасностью полетов;
  22. введения процедуры регулярного аудита деятельности организаций, предоставляющих услуги по наземному обслуживанию воздушных судов, по вопросам системы обеспечения безопасности и качества наземного обслуживания, а также реализации мероприятий по обеспечению безопасности полетов;
  23. дополнения программ подготовки и повышения квалификации специалистов по наземному обслуживанию, с целью повышения уровня их компетенции при проведении наиболее ответственных операций по обслуживанию воздушного судна;
  24. внесения изменений в технологические графики и правила проведения наземного обслуживания с целью исключения спешки при выполнении работ на воздушном судне;
  25. изменения правил контроля соблюдения специалистами по наземному обслуживанию технологической и личной дисциплины, в том числе для исключения возможности выполнения должностных обязанностей в состоянии алкогольного опьянения или под влиянием любых психоактивных веществ.
  26. Начальник Управления инспекции
  27. по безопасности полетов
  28. С.С.МАСТЕРОВ

Печать

Печатать