9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа

Решение от

По делу № А75-6781/2017
  1. Резолютивная часть решения оглашена 13 июля 2017 г.
  2. Решение изготовлено в полном объёме 17 июля 2017 г.
  3. Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Федорова А.Е., при ведении протокола заседания секретарем Ощепковой И.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Управляющая компания № 1» (ОГРН 1098603002024, ИНН 8603162969, место нахождения: 628606, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Омская, 12А) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1048603861360, ИНН 8617011328, место нахождения: 628402, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Республики 73, 1) о признании решения недействительным,
  4. без участия представителей сторон,
  5. Установил:

  6. открытое акционерное общество «Управляющая компания № 1» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании незаконным решение регистрирующего органа об исключение общества с ограниченной ответственностью «Сделки с имуществом» (ОГРН 1078603005920, ИНН 8603145794) из Единого государственного реестра юридических лиц, а также о возложении обязанности исключить сведения о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «Сделки с имуществом» в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
  7. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Сделки с имуществом» (далее - ООО «Сделки с имуществом»).
  8. Лица, участвующие в деле, явку представителей в суд не обеспечили.
  9. До начала судебного заседания от заинтересованного лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
  10. В соответствии с частью 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 06.07.2017 был объявлен перерыв до 08 часов 30 минут 13.07.2017.
  11. После перерыва судебное заседание продолжено.
  12. Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
  13. Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Сделки с имуществом» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре 02.07.2007.
  14. По сведениям, предоставленным налоговым органом - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ООО «Сделки с имуществом» предусмотренную действующим законодательством отчетность не предоставляло, в связи с чем, в соответствии со статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации было вынесено предписание о приостановлении операций по счету путем электронного направления в ПАО КБ «ПРИОБЬЕ».
  15. В связи с непредставлением отчетности ООО «Сделки с имуществом» Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ сформирована справка от 23.05.2016 № 7758-0 о непредставлении ООО «Сделки с имуществом» отчетности, предусмотренной законодательством.
  16. Согласно предоставленным кредитным учреждением ПАО КБ «ПРИОБЬЕ» ответам об операциях на снегах налогоплательщика № 3403 от 25.11.2015, № 4655 от 28.03.2016, № 5732 от 18.08.2016, ООО «Сделки с имуществом» имеет расчетный счет 40702810300000002767, движения денежных средств и операции по которому за периоды 01.07.2015-30.09.2015, 01.10.2015-31.12.2015, 01.01.2016-31.03.2016, 01.04.2016-30.06.2016, отсутствуют.
  17. В связи с отсутствием движений денежных средств по имеющемуся расчетному счету 40702810300000002767, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре 23.05.2016 сформирована справка об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов № 7758-С.
  18. Ввиду наличия всех признаков недействующего юридического лица, на основании вышеуказанных справок, регистрирующим органом принято решение № 1883 от 27.05.2016 о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) недействующего юридического лица ООО «Сделки с имуществом».
  19. В связи с тем, что в течение трех месяцев с момента опубликования решения № 1883 от 27.05.2016 по дату истечения срока предоставления заявления заинтересованными лицами (с 01.06.2016 по 19.09,2016) в регистрирующий орган не были представлены заявления от лиц, чьи права могли быть нарушены при исключении юридического лица, инспекцией 19.09.2016 внесена запись об исключении ООО «Сделки с имуществом» из ЕГРЮЛ (ГРП 2168617489434).
  20. Заявитель, не согласившись с принятым инспекцией решением о внесении записи об исключении ООО «Сделки с имуществом» из ЕГРЮЛ, обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры.
  21. В силу положений пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2011 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц, Закон № 129-ФЗ) споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
  22. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
  23. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
  24. В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  25. При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому обязанность доказывания обоснованности принятия оспариваемого акта лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
  26. В силу пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
  27. Согласно статье 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо). Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
  28. Согласно пункту 6 статьи 22 Закона о государственной регистрации юридических лиц ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
  29. Статьей 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном этим Законом (пункт 1).
  30. При наличии одновременно всех названных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (пункт 2).
  31. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3).
  32. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чём три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4).
  33. Пунктом 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации юридических лиц предусмотрено, что исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
  34. Согласно пункту 1 приказа Федеральной налоговой службы России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» (в редакции, действовавшей на момент опубликования решения регистрирующего органа) сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».
  35. В письме Федеральной налоговой службы России от 09.08.2005 № ЧД-6-09/668@ «О реализации регистрирующими (налоговыми) органами положений Федерального закона от 02.07.2005 № 83-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что исключение недействующих юридических лиц из государственного реестра представляет собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, фактически прекратившего деятельность, по решению регистрирующего (налогового) органа, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.
  36. В этих целях Федеральной налоговой службой России разработаны Методические рекомендации по организации работы регистрирующих (налоговых) органов по реализации положений Федерального закона от 02.07.2005 № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Методические рекомендации).
  37. В соответствии с названными Методическими рекомендациями доказательством, свидетельствующим о фактическом неосуществлении юридическим лицом деятельности, является одновременное наличие в регистрирующем (налоговом) органе:
  38. - документа соответствующего структурного подразделения налогового органа по месту нахождения юридического лица, подтверждающего факт непредставления юридическим лицом в течение последних двенадцати месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, а также
  39. - документа банка, в котором открыт счет недействующего юридического лица, подтверждающего отсутствие операций по банковскому счету, или документа налогового органа по месту нахождения юридического лица, подтверждающего факт отсутствия в налоговом органе информации о наличии у юридического лица открытых банковских счетов (пункт 1.1).
  40. После определения (выявления) фактически прекратившего деятельность юридического лица на основании имеющихся в регистрирующем (налоговом) органе документов, регистрирующий (налоговый) орган принимает решение (пункт 2.1).
  41. Сведения о принятом решении вносятся сотрудником регистрирующего (налогового) органа в Журнал учета решений о предстоящем исключении.
  42. Принятие указанного решения не сопровождается внесением записи в ЕГРЮЛ, присвоением государственного регистрационного номера (пункт 2.2).
  43. Регистрирующий (налоговый) орган не позднее дня, следующего за днем принятия Решения, направляет сведения об указанном решении в печатный орган, публикующий сведения о государственной регистрации юридических лиц - журнал «Вестник государственной регистрации».
  44. Для соблюдения трехдневного срока публикации решений регистрирующий (налоговый) орган не позднее 12 часов пятницы направляет сведения о решении в редакцию журнала «Вестник государственной регистрации». Указанные сведения публикуются в номере журнала «Вестник государственной регистрации», выходящем в среду следующей недели (пункт 3.1).
  45. В случае если в течение трех месяцев со дня опубликования решения в регистрирующий (налоговый) орган поступило(и) заявление(я) от юридического лица, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении, и (или) от его кредиторов, иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из государственного реестра, такое юридическое лицо не подлежит исключению из ЕГРЮЛ и может быть ликвидировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 3.4).
  46. В случае не направления в течение трех месяцев со дня опубликования решения в регистрирующий (налоговый) орган заявления регистрирующий (налоговый) орган осуществляет внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра (пункт 3.5).
  47. По истечении 15 дней со дня окончания трехмесячного срока с момента опубликования решения в журнале «Вестник государственной регистрации» регистрирующий (налоговый) орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ (пункт 4.1).
  48. Исключение недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется путем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ на основании документов, указанных в пункте 1.1 настоящих Методических рекомендаций, а также сведений о публикации решения в печатном органе, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц (пункт 4.2).
  49. Как следует из материалов дела, решение № 1883 от 27.05.2016 о предстоящем исключении инспекцией, в целях информирования заинтересованных лиц, опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 № 21 (584) от 01.06.2016/25854.
  50. Факт не направления заявления о наличии возражений по исключению ООО «Сделки с имуществом» из ЕГРЮЛ в период с 27.05.2016 по 09.09.2016 заявителем не оспаривается, доказательства обратного в материалы дела не представлены.
  51. Таким образом, инспекцией не нарушен порядок исключения общества из ЕГРЮЛ, предусмотренный статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ.
  52. Наличие задолженности само по себе не является препятствием для применения процедуры исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц при наличии оснований, перечисленных в пункте 1 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц.
  53. Учитывая открытость и общедоступность сведений и информации, содержащейся в государственных реестрах, а также информации размещенной в журнале «Вестник государственной регистрации» с учетом сроков, установленных статьей 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц, суд приходит к выводу о том, что в случае разумного осуществления своих прав заявитель должен был узнать о предстоящем исключении недействующего юридического лица своевременно.
  54. Необходимо учитывать, что кредитор недействующей организации, осуществляющий добросовестно свои права, предоставленные ему Законом о государственной регистрации юридических лиц, не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении должника как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законную интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица их ЕГРЮЛ.
  55. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Соответственно, оно рассчитано на применение в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или непроведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация действующей.
  56. Таким образом, действующее законодательство для признания юридического лица прекратившим свою деятельность, помимо вышеуказанной совокупности критериев, не устанавливает иных условий, а также обязанностей регистрирующего органа каким-либо иным образом (способом) удостовериться в фактическом неосуществлении хозяйственной деятельности исключаемой из реестра организацией.
  57. В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
  58. Учитывая изложенное, заявление общества не подлежит удовлетворению.
  59. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на заявителя.
  60. Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
  61. Решил:

  62. в удовлетворении заявления отказать полностью.
  63. Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
  64. Судья А.Е. Федоров

Печать

Печатать