9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение от

По делу № 2а-39/2017
  1. Гаджиевский гарнизонный военный суд под председательством судьи Михайлюка А.С., при секретаре судебного заседания Венгерак А.А., с участием представителя административного истца - Соловьёва С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-39/2017 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой (…) мичмана Юрченкова Александра Владимировича об оспаривании действий начальника федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Северрегионжильё») и командира войсковой части (…), связанных с отказом в исключении из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС),
  2. Установил:

  3. Юрченков А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом последующих уточнений просит обязать командира войсковой части (…) направить в ФГКУ «Северрегионжильё» установленным порядком документы для исключения его из указанного реестра, а начальника ФГКУ «Северрегионжильё» - включить его в сводный список военнослужащих для исключения из реестра участников НИС и направить этот список в регистрирующий орган.
  4. Как указывает Юрченков А.В. в обоснование административного иска, в гг. он по своему заявлению был включен в состав участников НИС. При этом денежными средствами, находящимися на именном накопительном счёте он не воспользовался, целевой жилищный заём ему также не предоставлялся. В мм.гг. он обратился к начальнику ФГКУ «Северрегионжильё» с просьбой об исключении его из реестра участников НИС и направлении документов в регистрирующий орган для принятия решения о закрытии именного накопительного счёта, однако в удовлетворении его просьбы было отказано, что, по мнению административного истца, является неправомерным.
  5. В судебном заседании представитель административного истца Соловьёв С.С. заявленные требования поддержал по изложенным основаниям и, пояснил, что мм.гг. Юрченков А.В. также обратился к командиру войсковой части (…) по месту прохождения военной службы с просьбой о подготовке документов для направления в уполномоченный орган для дальнейшего включения его в сводный список военнослужащих для исключения из реестра участников НИС, однако командир воинской части отказал в удовлетворении просьбы, что также, по мнению Соловьёва С.С., является незаконным.
  6. Административный истец Юрченков А.В., административные ответчики командир войсковой части (…), начальник ФГКУ «Северрегионжильё» и начальник филиала ФКУ «Объединённое стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» (г. Североморск), привлечённый к участию в деле для решения вопроса о распределении судебных расходов, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом и своевременно, просили рассмотреть дело без их участия.
  7. В письменных возражениях относительно административного иска командир войсковой части (…) и представитель начальника ФГКУ «Северрегионжильё» К., каждый в отдельности, просят отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что установленный законодательством перечень оснований для исключения военнослужащего из реестра участников НИС является исчерпывающим и не предусматривает в качестве такого основания заявление военнослужащего.
  8. Заслушав объяснения представителя административного истца Соловьева С.С., исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
  9. Согласно материалам дела Юрченков А.В. в мм.гг. заключил с Министерством обороны РФ первый контракт о прохождении военной службы, а в гг. ему присвоено воинское звание «мичман». Дд.мм.гг. на основании поданного на имя командира войсковой части 34357 рапорта он включен в реестр участников НИС. Дд.мм и дд.мм.гг. им поданы заявление и рапорт на имя начальника ФГКУ «Северрегионжильё» и командира войсковой части (…) – по новому месту службы, соответственно, об исключении из данного реестра, в чём ему было отказано.
  10. Приведённые обстоятельства подтверждаются копиями послужного списка, контракта, заявления от дд.мм.гг., рапорта от дд.мм.гг., уведомления начальника ФГКУ «Северрегионжильё» от дд.мм.гг. и решения командира войсковой части (…) от дд.мм.гг.
  11. Проверяя законность указанных действий должностных лиц, суд исходит из следующего.
  12. Правоотношения, связанные с формированием, особенностями инвестирования и использования средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, регламентируются Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
  13. Этим законом определены категории военнослужащих, которые подлежат включению в НИС либо могут стать её участниками, в зависимости от состава, времени поступления на военную службу по контракту и общей продолжительности военной службы.
  14. В частности, к таким военнослужащим относятся прапорщики и мичманы, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до дд.мм.гг. и общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на дд.мм.гг. составляла не более трех лет, изъявившие такое желание (п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона).
  15. Гражданский кодекс РФ, определяя в качестве основного принципа гражданских правоотношений диспозитивность правомочий субъектов этих правоотношений, предоставляет свободу усмотрения по приобретению и реализации гражданами своих прав. Данный принцип отражён в ст. 9 Кодекса, в соответствии с которой субъекты по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права, отказ от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.
  16. Согласно п. 1 и п. 16 ст. 15Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», выделение денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» является одной из форм реализации военнослужащими права на жилище.
  17. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа; выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник НИС в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
  18. Таким образом, показателями исполнения государством своих обязательств в рамках указанной выше формы жилищного обеспечения являются получение военнослужащим денежных средств или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника НИС средств целевого жилищного займа на предусмотренные п.2 ч.1 ст.14 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» цели (ч. 3 ст. 11 указанного закона).
  19. Как установлено по делу, Юрченков А.В. относящийся к указанной категории военнослужащих, был включен в состав участников НИС в заявительном порядке. Будучи участником НИС, деньгами, находящимися на его именном накопительном счёте, он не воспользовался, целевой жилищный заём ему также не предоставлялся.
  20. Согласно ст. 5 и ч. 4 ст. 13 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», накопления для жилищного обеспечения военнослужащих являются собственностью Российской Федерации. Они складываются из накопительных взносов, которые учитываются на именном накопительном счете участника НИС. Прекращение участнику НИС права на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном названным законом, сопровождается закрытием обозначенного счета и возвращением в федеральный бюджет накопительных взносов, а также иных учтенных на нем поступлений.
  21. В соответствии с п. 28 и 29 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных силах Российской Федерации, утверждённых приказом Министра обороны России от 24 апреля 2017 г. N 245, список участников НИС для исключения их из реестра направляется в соответствующее региональное управление жилищного обеспечения в порядке, которое при получении списка участников НИС для исключения их из реестра проверяет его на соответствие требованиям настоящего Порядка и формирует сводный список участников НИС для исключения их из реестра и направляет его в регистрирующий орган.
  22. Таким образом, применительно к настоящему делу, административный истец, поставив вопрос об исключении его из соответствующего реестра, то есть, однозначно заявив о нежелании реализовать своё право на жилище в порядке, установленном названным выше законом, действовал в рамках своих правомочий.
  23. Поскольку такое волеизъявление не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает чьи-либо права и законные интересы, в том числе публичные, оснований не реализовывать данное волеизъявление не имелось. Тем более что условия, с которыми закон связывает выполнение государством обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих (получение денежных средств или предоставление целевого жилищного займа) в отношении административного истца не наступили.
  24. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административный истец имеет право на исключение из реестра НИС по собственному желанию, в связи с чем удовлетворяет административное исковое заявление Юрченкова А.В.
  25. Исходя из этого суд возлагает на административного ответчика командира войсковой части (…) обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца путём направления в ФГКУ «Северрегионжильё» установленным порядком документов для исключения Юрченкова А.В. из реестра участников НИС, а начальника ФГКУ «Северрегионжильё» по формированию сводного списка участников НИС для исключения Юрченкова А.В. из реестра и направлению его в регистрирующий орган.
  26. Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, связанных с уплатой административным истцом государственной пошлины при обращении в суд, составляющей согласно квитанции (…) рублей, суд учитывает требования ст. 111 КАС РФ, предусматривающей, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны, в данном случае финансового органа, все понесенные по делу судебные расходы.
  27. Руководствуясь ст. 175 – 180 и 227 КАС РФ, гарнизонный военный суд
  28. Решил:

  29. Административное исковое заявление Юрченкова Александра Владимировича – удовлетворить.
  30. Признать действия командира войсковой части (…), связанные с отказом в направлении документов для исключения Юрченкова А.В. из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
  31. Обязать командира войсковой части (…) направить установленным порядком в федеральное государственное казённое учреждение «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации документы для исключения Юрченкова А.В. из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
  32. Признать решение начальника федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанное с отказом во включении Юрченкова А.В. в сводный список участников для исключения его из реестра участников накопительно-ипотечной системы, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
  33. Обязать начальника федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации включить Юрченкова А.В. в сводный список военнослужащих для исключения из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и направить его в регистрирующий орган.
  34. Административным ответчикам необходимо сообщить в суд и административному истцу о выполнении возложенных на них обязанностей: командиру войсковой части (…) – в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, начальнику федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – в течение 20 рабочих дней со дня поступления из войсковой части (…) документов, необходимых для принятия решения, включить Юрченкова А.В. в сводный список военнослужащих для исключения из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и направить его в регистрирующий орган.
  35. Взыскать с федерального казённого учреждения «Объединённое стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» (г. Североморск) в пользу Юрченкова Александра Владимировича (…) рублей в счёт возмещения судебных расходов.
  36. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Гаджиевский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия.
  37. Председательствующий по делу
  38. А.С. Михайлюк

Печать

Печатать