9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Арбитражный суд Ярославской области

Решение от

По делу № А82-4388/2017
  1. Резолютивная часть решения оглашена 04 июля 2017 года.
  2. Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Яцко И.В.,
  3. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макиным М.Л.
  4. рассмотрев в судебном заседании исковое заявление некоммерческой организации "Костромской фонд энергосбережения" (ИНН 4443025805, ОГРН 1034408617935)
  5. к публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания № 2" (ИНН 7606053324, ОГРН 1057601091151)
  6. третье лицо: Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области
  7. о взыскании 7285677.52 руб.,
  8. при участии:
  9. от истца – Тарасова А.В. представитель по доверенности от 20.02.2017 и паспорту,
  10. от ответчика – не явились,
  11. от третьего лица – не явились,
  12. Установил:

  13. Некоммерческая организация "Костромской фонд энергосбережения" обратилась в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания № 2" о взыскании (с учетом уточнения) 7285677,52 руб. отчислений на мероприятия по энергосбережению за 8 месяцев 2016 года.
  14. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области.
  15. В ходе рассмотрения дела в связи с внесением изменений в ЕГРЮЛ, изменено наименование ответчика с открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания № 2" на публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания № 2".
  16. Ответчик не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания (уведомление в деле), отзыв на иск не представил, ходатайств либо возражений не заявил, в связи с чем несёт риск наступления последствий совершения или не совершения им процессуальных действий в соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ.
  17. Третье лицо не явилось, извещено о месте и времени судебного заседания (ст. 123 АПК РФ), ранее представило отзыв, в котором указало, что поддерживает заявленные исковые требования. Указало, что в рамках полномочий, возложенных постановлением администрации Костромской области от 31.07.2012 № 313-а "О департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области", постановлением департамента от 18 декабря 2015 года № 15/523 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации ОАО "Территориальная генерирующая компания № 2" на территории Костромской области, на 2016-2018 годы" для ОАО "ТГК-2" были установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию на 2016 -2018 годы. При установлении тарифов на тепловую энергию для ОАО "ТГК-2" на территории Костромской области на 2016 год департаментом учтены расходы на мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности по статье "Прочие расходы" в размере 12658,782 тыс.руб. (0,8% от плановой выручки на расчетный период регулирования). Исходя из статистической формы 46-ТЭ (полезный отпуск) "Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей" (помесячно), выручка ОАО "ТГК-2" на территории Костромской области от реализации тепловой энергии за 8 месяцев 2016 года составила 910709,69 тыс.руб., 0,8 % от указанной суммы составляет 7285677,52 руб.
  18. Дело рассмотрено судом в судебном заседании арбитражного суда первой и инстанции в отсутствие ответчика и третьего лица в порядке статьи 156 АПК РФ.
  19. Истец требования поддержал, представил дополнительные документы в дело.
  20. Исследовав письменные материалы дела
  21. Суд
  22. Установил:

  23. Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают помимо прочего из актов государственных органов, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а также вследствие иных действий юридических лиц.
  24. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, помещения в которых составляют жилищный фонд субъектов Российской Федерации, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подпункты 65 - 66 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации").
  25. Согласно статье 3 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 261-ФЗ) законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
  26. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов РФ (пункт 3 статьи 7 Закона № 261-ФЗ).
  27. В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 261-ФЗ региональные, программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий.
  28. В настоящее время в Костромской области действует государственная программа Костромской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Костромской области", утвержденная постановлением Администрации Костромской области № 175-а от 28 апреля 2014 года.
  29. Постановлением Администрации Костромской области № 275-а от 07 декабря 2007 года департаменту топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области при установлении тарифов на тепловую и электрическую энергию, природный и сжиженный газ на иные регулируемые виды деятельности предписано учитывать экономически обоснованные затраты потребителей на энергоснабжение в объеме 0,8% от тарифов, установленных для конечных потребителей.
  30. Порядок консолидации средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности утвержден постановлением Администрации Костромской области № 283-а от 22.07.2013 (далее Порядок консолидации средств). Согласно данному акту денежные средства, получаемые ресурсоснабжающими организациями за счет включения в тариф дополнительной надбавки, учитывающей экономически обоснованные затраты потребителей природных ресурсов на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности перечисляются ресурсоснабжающими организациями на счета специально привлеченной консолидирующей организации – НКО "Костромской фонд энергосбережения", который действует на основании соглашения о взаимодействии от 25 июля 2013 года.
  31. Пунктом 7 Порядка консолидации средств предусмотрено, что расчет сумм отчислений на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, осуществляется ресурсоснабжающими организациями самостоятельно, исходя из стоимости фактически отпущенного потребителям объема ресурсов.
  32. Пункт 7 Порядка консолидации средств оспаривался ответчиком в суде в рамках дела №3-33/2015 (в дело представлены решение Костромского районного суда от 30.07.2015 по делу №3-33/2015; определение Верховного суда РФ от 28.10.2015 № 87-АПГ15-9). Судом установлено, что пункт 7 Порядка консолидации средств не противоречит федеральному закону и другим нормативным правовым актам, соответствует положениям федерального и регионального законодательства.
  33. Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 18.12.2015 № 15/523 установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ответчиком, на 2016-2018 годы. Тарифы учитывали необходимость отчисления ресурсоснабжающей организацией 0,8% от плановой выручки на финансирование региональной программы энергоэффективности в соответствии с указанными выше нормативно-правовыми актами.
  34. Выручка ПАО "ТГК -2" за 8 месяцев 2016 года от своей деятельности по выработке тепловой энергии и ее фактическому полезному отпуску потребителям (исходя из данных статистического наблюдения по форме № 46-ТЭ) составила 910709690 руб.
  35. Данная выручка образовалась, в том числе за счет включения в тарифы ответчика дополнительной сбытовой надбавки на финансирование мероприятий по энергосбережению. Фактически тариф был увеличен на затраты, которые должны понести потребители на территории Костромской области, в том числе органы власти на проведение мероприятий по энергосбережению.
  36. Таким образом, отчисления на энергосбережение в соответствии с Порядком консолидации средств, подлежащие перечислению истцу составили за спорный период (с января по август 2016 года) 7285677,52 руб. (910709690*0,008).
  37. Согласно пункту 8 Порядка консолидации средств ресурсоснабжающие организации ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, перечисляют консолидирующей организации средства, предназначенные для целей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включенные в тарифы на тепловую и электрическую энергию, природный и сжиженный газ и иные регулируемые виды деятельности, исходя из объемов реализации в натуральных показателях.
  38. Необходимые отчисления ответчик в НКО "Костромской фонд энергосбережения" не произвел.
  39. В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
  40. Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу, что денежные средства в размере 0,8% от выручки ПАО "ТГК -2" удерживаются ответчиком без наличия законных оснований, являются неосновательным обогащением.
  41. Ответчик отзыв на иск не представил, возражений не заявил, доказательств отсутствия указанной задолженности или наличия ее в меньшем размере суду не представил, расчет долга не оспорил.
  42. В соответствии со статьями 65, 66 АПК РФ каждый участник процесса обязан предоставлять суду доказательства правомерности своей позиции. При разрешении спора суд оценивает имеющиеся в деле доказательства.
  43. Требования истца заявлены обоснованно, подтверждены материалами дела, подлежат удовлетворению в полном объеме.
  44. Расходы по уплате государственной пошлины суд в порядке статьи 110 АПК РФ относит на ответчика.
  45. Руководствуясь статьями 65, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
  46. Решил:

  47. Взыскать с публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания № 2" (ИНН 7606053324, ОГРН 1057601091151) в пользу некоммерческой организации "Костромской фонд энергосбережения" (ИНН 4443025805, ОГРН 1034408617935) 7285677,52 руб. отчислений на мероприятия по энергосбережению, а также 59428,39 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
  48. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
  49. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
  50. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
  51. Судья
  52. Яцко И.В.

Печать

Печатать