9999
Комментарии
Международная организация
Международная организация
Решение от № 5

Об основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2016 - 2017 годы

  1. Высший Евразийский экономический совет решил:
  2. 1. Утвердить прилагаемые основные ориентиры макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2016 - 2017 годы.
  3. 2. Рекомендовать правительствам государств - членов Евразийского экономического союза учитывать при проведении макроэкономической политики утвержденные настоящим Решением основные ориентиры макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2016 - 2017 годы.
  4. 3. Евразийской экономической комиссии проводить мониторинг мер, реализуемых государствами - членами Евразийского экономического союза в области макроэкономической политики, и оценивать соответствие таких мер утвержденным настоящим Решением основным ориентирам макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2016 - 2017 годы.
  5. Члены Высшего Евразийского экономического совета:
  6. От Республики Армения От Республики Беларусь От Республики Казахстан От Кыргызской Республики От Российской Федерации
  7. ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
  8. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ
  9. ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА 2016 - 2017 ГОДЫ
  10. Настоящий документ, разработанный в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и направленный на достижение целей, установленных Основными направлениями экономического развития Евразийского экономического союза, утвержденными Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. N 28, определяет наиболее важные для экономик государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) кратко- и среднесрочные задачи на 2016 - 2017 годы, а также содержит рекомендации по их решению.
  11. В 2015 году экономическое развитие государств-членов проходило в условиях нарастания негативных тенденций во внешнеэкономической конъюнктуре, что привело к углублению внутренних дисбалансов и усилению уязвимости национальных экономик.
  12. Снижение темпов роста мировой экономики на фоне сохранения объемов добычи сырьевых ресурсов усилило тенденцию к снижению цен на нефть и основные сырьевые товары, экспортируемые государствами-членами.
  13. В 2015 году произошло значительное снижение мировых цен на энергоносители, металлы и сельскохозяйственную продукцию, которое на фоне падения спроса на эти товары при сохранении высокой зависимости национальных экономик от импорта привело к значительному сокращению экспортных доходов и оказало негативное влияние на состояние платежных балансов государств-членов.
  14. Усилению негативного влияния способствовал и сохраняющийся отток капитала из государств-членов, связанный как с глобальной тенденцией переориентации инвестиционных потоков с развивающихся рынков на развитые рынки, так и с погашением компаниями внешних долговых обязательств.
  15. В то же время положительное влияние на платежные балансы государств-членов оказали значительные темпы снижения импорта, однако высокая открытость национальных экономик, в том числе зависимость национальных производств от импортной продукции, повышает уязвимость государств-членов в условиях влияния негативных внешних рисков.
  16. Переход государств-членов к более гибкому курсообразованию и последовавшее за этим ослабление курсов их национальных валют к резервным мировым валютам повысили ценовую конкурентоспособность товаров государств-членов на внешних рынках и сократили падение экспортных доходов бюджетов ряда государств-членов, а также способствовали снижению давления на их международные резервные активы. В то же время значительная волатильность курсов национальных валют государств-членов привела к повышению девальвационных и инфляционных ожиданий субъектов экономической деятельности, к ускорению роста цен на внутреннем рынке Союза на импортную и национальную продукцию и к снижению реальных доходов населения государств-членов.
  17. В совокупности со снижением темпов кредитования физических и юридических лиц данные факторы оказали влияние на сокращение потребительской и инвестиционной активности в государствах-членах и внутреннего спроса в целом.
  18. В Республике Армения и Кыргызской Республике негативное влияние на внутренний спрос оказало также сокращение объема денежных переводов граждан, осуществляющих трудовую деятельность в других государствах-членах.
  19. Экономическое развитие Республики Армения, Республики Казахстан и Кыргызской Республики в 2015 году по сравнению с 2014 годом характеризуется замедлением темпов экономического роста с 103,5 до 103,1 процента, с 104,4 до 101,2 процента и с 104,0 до 103,5 процента соответственно.
  20. В условиях влияния негативных внешних и внутренних факторов в Республике Беларусь и Российской Федерации наблюдается сокращение валового внутреннего продукта по итогам 2015 года до 96,1 процента и 96,3 процента соответственно.
  21. Принятые правительствами и национальными (центральными) банками государств-членов меры способствовали смягчению воздействия неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на национальные экономики.
  22. Начало функционирования Союза в 2015 году, являющееся основой углубления интеграционных процессов государств-членов и формирования условий для свободного движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы, создало новые возможности для активизации торгово-экономического сотрудничества государств-членов и способствовало увеличению удельного веса взаимной торговли в общем объеме торговли Союза.
  23. Дальнейшее развитие производственно-экономических связей между государствами-членами усиливает необходимость координации проведения государствами-членами согласованной макроэкономической политики.
  24. Ожидаемое ухудшение внешних условий на фоне отсутствия предпосылок для роста цен на основные экспортные товары государств-членов требует консолидации усилий государств-членов по принятию эффективных совместных мер на уровне Союза и на национальном уровне, которые будут направлены на повышение устойчивости экономик государств-членов и преодоление последствий сложившейся негативной экономической ситуации.
  25. В связи с этим основные ориентиры макроэкономической политики, реализуемой государствами-членами в 2016 - 2017 годах, будут направлены на обеспечение углубления взаимодействия и активизацию совместных усилий государств-членов по следующим направлениям:
  26. обеспечение макроэкономической устойчивости: принятие мер по стабилизации уровня инфляции, поддержание сбалансированности бюджетных систем государств-членов, обеспечение долговой устойчивости сектора государственного управления;
  27. создание условий для устойчивого развития и восстановления экономического роста: диверсификация экономик государств-членов, расширение источников финансовых средств и повышение доступности кредитных ресурсов с целью наращивания объемов инвестиций в основной капитал, активизация взаимной торговли и развитие внутреннего рынка Союза, развитие внешней торговли и диверсификация рынков сбыта.
  28. I. Обеспечение макроэкономической устойчивости

  29. В 2015 году усилилось дестабилизирующее влияние неблагоприятных внешнеэкономических факторов и внутренних макроэкономических дисбалансов на экономики государств-членов, что отразилось на ухудшении предусмотренных Договором макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития.
  30. Увеличение цен на импортную и национальную продукцию на рынках государств-членов в 2015 году в основном было обусловлено ослаблением курсов национальных валют, повышением валютных рисков и ростом инфляционных ожиданий субъектов экономической деятельности. Вклад в рост потребительских цен в ряде государств-членов также внесло увеличение тарифов на услуги субъектов естественных монополий.
  31. Под влиянием этих факторов Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией по итогам 2015 года превышено установленное статьей 63 Договора расчетное значение уровня инфляции (декабрь к декабрю предыдущего года) на 7,1 процентного пункта, 8,7 процентного пункта и 7,9 процентного пункта соответственно.
  32. Снижение спроса и цен на основные экспортные товары государств-членов на фоне замедления темпов роста экономик их основных торговых партнеров оказывает негативное влияние на темпы роста поступлений, формирующих доходную часть бюджетов государств-членов.
  33. Превышение темпов роста расходов консолидированного бюджета над темпами роста его доходов в связи с проведением контрциклической экономической политики способствовало нарастанию дисбалансов в бюджетной сфере государств-членов.
  34. Снижение курсов национальных валют государств-членов по отношению к резервным мировым валютам и наличие у государств-членов долговых обязательств в иностранной валюте способствовали увеличению суммы долга сектора государственного управления в национальных валютах государств-членов и расходов бюджетов по его обслуживанию. В условиях превышения расходной части бюджетов государств-членов над доходной некоторые из государств-членов вынуждены прибегать к использованию долговых инструментов для финансирования дефицита своих бюджетов.
  35. В 2015 году для всех государств-членов характерно увеличение долговой нагрузки. В Кыргызской Республике уровень долга сектора государственного управления достиг предельного количественного значения, установленного Договором.
  36. Таким образом, во всех государствах-членах наблюдаются признаки макроэкономической неустойчивости, что в свою очередь оказывает негативное влияние на экономическое развитие каждого государства-члена и Союза в целом.
  37. В связи с этим всем государствам-членам необходимо расширить набор применяемых инструментов и активизировать усилия по достижению и поддержанию макроэкономической устойчивости по следующим ключевым направлениям.
  38. Принятие мер по стабилизации уровня инфляции, включая:
  39. продолжение работы по переходу государств-членов к проведению денежно-кредитной политики в режиме таргетирования инфляции и созданию условий для перехода к данному режиму;
  40. выработку подходов к определению среднесрочных ориентиров по уровню инфляции;
  41. совершенствование механизмов и реализацию мер, направленных на недопущение значительного роста цен на социально значимые товары и услуги, а также актуализацию перечней таких товаров и услуг;
  42. выявление нарушений общих правил конкуренции и порядка государственного ценового регулирования;
  43. пресечение нарушений конкурентного (антимонопольного) законодательства государств-членов и общих правил конкуренции на территориях государств-членов;
  44. реализацию и развитие закупочных и товарных интервенций как инструмента снижения сезонных колебаний цен на социально значимые продовольственные товары;
  45. расширение инструментов розничной торговли (электронная торговля, склады-магазины, ярмарки и т.д.), обеспечивающих реализацию товаров по более низким ценам и повышающих доступность товаров для населения государств-членов;
  46. экономически обоснованное регулирование тарифов на услуги естественных монополий с учетом соблюдения баланса интересов их потребителей и производителей;
  47. анализ рынков государств-членов, находящихся в состоянии монополии, на предмет их оптимального регулирования и возможного формирования конкурентного рынка;
  48. создание условий для активизации использования национальных валют государств-членов в сфере взаимной торговли.
  49. Поддержание сбалансированности бюджетных систем государств-членов, включая:
  50. увеличение доходной части бюджетов государств-членов, в том числе путем совершенствования налоговой системы и повышения эффективности налогового администрирования;
  51. повышение качества и эффективности таможенного администрирования с целью увеличения поступления платежей, администрируемых таможенными органами, в бюджеты государств-членов;
  52. оптимизацию бюджетных расходов за счет концентрации ресурсов на стратегически приоритетных направлениях развития и секторах экономики;
  53. корректировку темпов прироста непроцентных расходов бюджета с учетом складывающегося дефицита (профицита) бюджета сектора государственного управления;
  54. оптимизацию операций с нефинансовыми активами с целью повышения сбалансированности бюджетных систем.
  55. Обеспечение долговой устойчивости сектора государственного управления, включая:
  56. разработку и реализацию стратегий по управлению долгом во избежание пиковых нагрузок в наиболее сложные для экономик государств-членов периоды с целью соблюдения установленного Договором количественного значения показателя долга сектора государственного управления;
  57. рассмотрение возможности финансирования приоритетных проектов путем использования механизмов, не увеличивающих долговую нагрузку на сектор государственного управления;
  58. обеспечение финансирования бюджетного дефицита за счет внутренних источников для минимизации рисков заимствований на внешнем рынке.
  59. принятие указанных мер будет способствовать обеспечению макроэкономической стабильности, являющейся основой для восстановления и наращивания темпов экономического роста государств-членов, а также повышению устойчивости их экономик к негативным внешним воздействиям.
  60. II. Создание условий для устойчивого развития и восстановления экономического Роста

  61. Усиление в 2015 году внешних дестабилизирующих факторов, а также внутренних макроэкономических дисбалансов оказало негативное влияние на перспективы устойчивого экономического развития государств-членов и привело к замедлению деловой активности в ключевых секторах экономик государств-членов.
  62. Традиционные источники экономического роста в условиях снижения внешнего спроса на основные экспортные товары государств-членов и цен на них не могут полностью обеспечивать текущие потребности национальных экономик и создавать благоприятные условия для экономического развития в средне- и долгосрочном периодах.
  63. В связи с этим чрезвычайно важной задачей для государств-членов является развитие внутренних источников экономического роста путем наращивания, диверсификации и реализации производственного потенциала государств-членов при максимальном использовании возможностей экономической интеграции в рамках Союза.
  64. В условиях ограниченности бюджетов государств-членов для наращивания объемов внутреннего производства и повышения производительности необходимо стимулировать приток инвестиций в реальный сектор экономики и диверсифицировать источники привлечения финансовых ресурсов, позволяющих предприятиям осуществлять вложения в создание и воспроизводство основных средств. Это создаст дополнительные возможности для переоснащения и модернизации производственных мощностей с целью снижения импортозависимости и выхода национальной продукции государств-членов с высокой добавленной стоимостью и продукции, произведенной на кооперационной основе, на внешние рынки.
  65. Расширение рынков сбыта продукции, производимой в Союзе, и содействие товарной и географической диверсификации торгово-экономических отношений государств-членов с третьими странами, а также совершенствование таможенного регулирования и развитие транзитных и смешанных перевозок будут способствовать реализации экспортного потенциала государств-членов и позволят государствам-членам не только увеличить объемы валютных поступлений, но и расширить возможности развития национального производства за счет более активного включения в глобальные производственно-сбытовые цепочки.
  66. Значительный стимул активизации экономической деятельности в государствах-членах могут придать развитие взаимной торговли и усиление взаимодействия в наиболее важных для государств-членов секторах экономики, в том числе за счет формирования и использования единого цифрового пространства. Развитию эффективного и взаимовыгодного сотрудничества в этом направлении будет способствовать использование интеграционных возможностей Союза, включая дальнейшее формирование общих и единых рынков в этих секторах экономики, а также выявление и устранение барьеров для взаимного доступа, изъятий и ограничений в отношении движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы государств-членов.
  67. Для решения поставленных задач в 2016 - 2017 годах государствам-членам необходимо реализовывать следующие совместные меры в рамках Союза и национальные меры.
  68. Диверсификация экономик государств-членов, включая:
  69. определение сфер экономики, обладающих интеграционным потенциалом;
  70. реализацию политики импортозамещения продукции третьих стран продукцией Союза, в том числе путем развития промышленных комплексов государств-членов;
  71. стимулирование инновационной активности и создание условий для внедрения инновационных технологий;
  72. разработку механизмов организации проведения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ государств-членов с целью стимулирования развития высокотехнологичных производств, в том числе в сфере агропромышленного комплекса;
  73. реализацию комплексных мер поддержки малого и среднего бизнеса;
  74. разработку и согласование принципов и подходов к оценке макроэкономических и отраслевых эффектов влияния интеграционных процессов на экономики государств-членов.
  75. Расширение источников финансовых средств и повышение доступности кредитных ресурсов с целью наращивания объемов инвестиций в основной капитал, включая:
  76. дальнейшее развитие эффективных механизмов целевого выделения финансовых средств под приоритетные проекты;
  77. совершенствование законодательства государств-членов, регламентирующего сферу применения механизмов государственно-частного партнерства, с учетом лучших международных практик, наиболее прогрессивных моделей государств-членов, наилучшего опыта третьих стран и интеграционных объединений;
  78. активизацию заимствований на внутренних рынках государств-членов, включая использование возможностей общего рынка капитала Союза;
  79. реализацию мер, обеспечивающих продвижение позиций государств-членов в рейтингах международных организаций, в том числе посредством обмена опытом по значимым в рамках интеграции вопросам, с целью повышения инвестиционной привлекательности экономик государств-членов;
  80. создание условий для долгосрочного банковского кредитования, в том числе путем повышения привлекательности долгосрочных сбережений в национальных валютах государств-членов;
  81. активизацию использования финансовых возможностей региональных институтов развития (Евразийский фонд стабилизации и развития, Евразийский банк развития).
  82. Активизация взаимной торговли и развитие внутреннего рынка Союза, включая:
  83. продолжение работы по выявлению и устранению препятствующих функционированию внутреннего рынка Союза барьеров для взаимного доступа, а также изъятий и ограничений в отношении движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
  84. продолжение работы по согласованию подходов по совершенствованию системы взимания косвенных налогов, направленных в том числе на предотвращение уклонения от их уплаты;
  85. выработку предложений по формированию цифрового пространства Евразийского экономического союза;
  86. подготовку совместного прогноза развития агропромышленного комплекса государств-членов;
  87. подготовку прогнозов спроса и предложения государств-членов по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
  88. завершение работы по определению мероприятий, направленных на формирование общего электроэнергетического рынка, а также начало их реализации;
  89. завершение работы по определению целей, принципов и задач формирования общего рынка газа Союза, общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
  90. определение мероприятий, направленных на формирование общего рынка газа Союза, общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
  91. разработку индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов Союза на основе принятой методологии.
  92. Развитие внешней торговли и диверсификация рынков сбыта, включая:
  93. развитие торгово-экономических отношений с третьими сторонами, направленных на продвижение интересов Союза на мировом рынке;
  94. продолжение переговоров по заключению соглашений о свободной торговле с третьими сторонами, а также совместной работы государств-членов и Евразийской экономической комиссии с торговыми партнерами государств-членов, направленной на изучение целесообразности заключения таких соглашений;
  95. развитие и реализацию механизмов кредитования, страхования и других видов поддержки экспорта продукции, произведенной на кооперационной основе;
  96. создание условий для организации информационного обмена с третьими сторонами, в том числе обмена информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Союза;
  97. развитие транзитных и смешанных перевозок с целью ускорения доставки грузов и улучшения качества транспортных услуг;
  98. создание условий для реализации совместных проектов государств-членов в сфере транспорта и инфраструктуры в рамках сопряжения процессов строительства Союза и Экономического пояса Шелкового пути с обеспечением приоритетности проектов, максимально доступных для государств-членов;
  99. совершенствование таможенного регулирования, направленное на улучшение условий ведения внешнеэкономической деятельности, оптимизацию порядка совершения таможенных операций, внедрение электронного документооборота, развитие транзитного потенциала государств-членов и Союза в целом;
  100. совершенствование в рамках Союза единых гарантийных механизмов при таможенном транзите;
  101. создание в государствах-членах административных, организационных и правовых условий для дальнейшего развития и сближения национальных механизмов "единого окна" государств-членов;
  102. реализацию мер, направленных на сокращение трудовых, временных и финансовых затрат на осуществление государственных процедур, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности, при повышении эффективности форм государственного контроля.
  103. Выполнение указанного комплекса мер будет способствовать возвращению экономик государств-членов на траекторию устойчивого экономического роста за счет активизации и диверсификации их внутренних возможностей и использования потенциала экономической интеграции Союза.

Печать

Печатать