9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение от

По делу № 2-423/2016,2-9274/2015
  1. Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе:
  2. председательствующего судьи О.М. Князевой
  3. при секретаре судебного заседания Ю.В. Зениной,
  4. с участием представителя истца Семеновой Н.А., представителя ответчика Плюсниной О.Н.,
  5. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бойченко И.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Оренбурге о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, обязании назначить досрочную трудовую пенсию,
  6. Установил:

  7. И.В. Бойченко обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Оренбурге (далее по тексту УПФР в г. Оренбурге), указав в обоснование, что обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную деятельность. Однако ... в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого стажа. Ответчиком засчитан стаж, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в размере 20 лет 03 месяца 16 дней. Истец считает, что она имеет необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии и просит суд с учетом уточнений исковых требований признать решение N от ... незаконным, установить тождественность структурного подразделения ООО "КПМ" ("поликлиника N 1") со структурным подразделением ООО "Клиника Промышленной медицины" (амбулаторно-поликлиническое), обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, следующие периоды:
  8. с ... по ... - отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за детьми в льготном исчислении как один год за один год и три месяца,
  9. с ... по ... - в должности медицинской сестры анестезиолого-реанимационного отделения ММУЗ ГКБ СПП N 1, в календарном исчислении в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев,
  10. с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ... - курсы повышения квалификации в льготном исчислении,
  11. с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ... в должности медицинской сестры-анестезиста амбулаторно-поликлинического отделения ООО "Клиника промышленной медицины" в календарном исчислении,
  12. и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ....
  13. В судебное заседание истец И.В. Бойченко не явилась, извещена надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
  14. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
  15. Представитель истца Н.А. Семенова, действующая по ордеру от ..., исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
  16. Представитель ответчика О.Н. Плюснина, действующая на основании доверенности от ..., против удовлетворения иска возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
  17. Заслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части.
  18. Как следует из материалов дела, истец ... обратилась в УПФР в г. Оренбурге с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  19. Решением начальника УПФР в г. Оренбурге N от ... истцу было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, составила 20 лет 03 месяца 16 дней, требуется 30 лет.
  20. В указанный стаж не были засчитаны следующие периоды, оспариваемые истцом: с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ... в должности медицинской сестры-анестезиста амбулаторно-поликлинического отделения ООО "Клиника промышленной медицины".
  21. Основанием для отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанных периодов работы послужило то обстоятельство, что ООО «Клиника промышленной медицины» не является по своей организационно-правовой форме учреждением, т.к. является обществом с ограниченной ответственностью; работа на соответствующих видах работ сведениями в системе персонифицированного учета не подтверждена. Кроме того, «амбулаторно-поликлиническое отделение» как структурное подразделение не поименовано в Правилах (утв. Постановлением Правительства от 29.10.2002г. №781).
  22. Однако суд с указанной позицией не соглашается, по следующим основаниям.
  23. В силу ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.), статьи 17 (часть 1), статьи 39 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту…
  24. В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
  25. Списки соответствующих должностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
  26. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения..., а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
  27. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (то есть зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения конституционного требования равноправия применительно к правам, гарантированным ст. 39 Конституции Российской Федерации. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает, помимо прочего, запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях. До установления надлежащего правового регулирования периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности (п. 2, 3.3, 3.4 мотивировочной части Постановления).
  28. Закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
  29. В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с под. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
  30. Таким образом, в настоящее время также действует правило о включении в специальный стаж периодов работы исключительно в учреждениях здравоохранения, к которым общества как коммерческие организации не относятся.
  31. Вместе с тем, согласно пункту 6 вышеуказанных Правил в стаж работы засчитываются на общих основаниях работа в должностях, указанных в Списке, в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
  32. Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность включения в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения для назначения пенсии на льготных основаниях работу в качестве медицинских сестер, осуществляющих лечебную деятельность, не только в учреждениях здравоохранения, но и в поликлиниках, являющихся структурными подразделениями любых иных организаций.
  33. Кроме того, согласно разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей и других), не поименованных в Списке. Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
  34. Истец в оспариваемый период работала в должности медицинской сестры-анестезиста, которая предусмотрена Постановлением Правительства от 29.10.2002 № 781.
  35. Указанные обстоятельства также подтверждаются приказом о приеме на работу от ... N, и ответчиком при рассмотрении дела не оспаривались.
  36. Из записей в трудовой книжке истца также следует, что с ... истец принята на должность медсестры-анестезиста в амбулаторно-поликлиническое отделение ООО «Клиника Промышленной медицины», с ... структурное подразделение «Амбулаторно-поликлиническое отделение» переименовано в «Поликлинику №1».
  37. Трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовую деятельность; достоверность внесённых записей не оспаривается сторонами и не ставится под сомнение судом, поскольку записи удостоверены подписями должностных лиц и печатью работодателя и не содержат каких-либо изменений.
  38. Согласно приказу о реструктуризации от ... N ООО «Клиника промышленной медицины», структурное подразделение «Амбулаторно-поликлиническое» переименовано в структурное подразделение «Поликлиника №1».
  39. Организационная структура управления ООО «Клиника промышленной медицины» состоит из главного врача, административно-управленческого персонала, медицинской части, которая включает в себя «Поликлинику №1».
  40. Истец в обоснование заявленных требований представила уставы ООО «Клиника промышленной медицины» (утв. ..., от ..., от ...), из которых следует, что основными видами деятельности ООО «Клиника промышленной медицины» являются: медицинская и фармацевтическая деятельность общества, в том числе: стационарная медицинская помощь населению, первичная (доврачебная) медико-санитарная помощь, амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь, семейная медицина и другое.
  41. Кроме того, представлены лицензии, подтверждающие право на осуществление медицинской деятельности и протоколы к лицензиям.
  42. Из классификатора должностей, руководителей, специалистов, служащих и профессий рабочих ООО «Клиника промышленной медицины», являющийся приложением к Положению об оплате труда работников ООО «Клиника промышленной медицины», следует, что в составе работников Врачебного персонала Поликлиники N, входят, врачи специалисты, медицинские сестры.
  43. Согласно выписки из штатных расписаний за период с ... ар ... И.В. Бойченко значится как медицинская сестра-анестезистка первой квалификационной категории в Амбулаторно-поликлиническом отделении.
  44. Согласно штатному расписанию ООО «Клиника промышленной медицины» (утв. от ....), в состав ООО «Клиника промышленной медицины» входило амбулаторно-поликлиническое отделение, которое в своем штате имело ряд специалистов узкой специализации, таких как, врач-лор, врач-гинеколог, врач-эндокринолог, невропатолог, кроме того, были предусмотрены должности медицинских сестер.
  45. Из исследованного штатного расписания ООО «Клиника промышленной медицины» (утв. от ....), после переименования Амбулаторно-поликлинического отделения на Поликлинику №1, следует, что штат Общества не изменился, в состав Поликлиники № 1, также входили врачи-специалисты узкой специализации и медицинские сестры.
  46. Таким образом, суд проанализировав представленные штатные расписания, приходит к выводу, что после переименования амбулаторно-поликлинического отделения, фактических изменений в штате ООО «Клиника промышленной медицины» не произошло.
  47. Кроме того, истцом представлены должностные инструкции: медицинской сестры-анестезиста (утв. ...), медицинской сестры-анестезиста (утв. ...).
  48. Согласно должностной инструкции медицинской сестры-анестезиста (утв. ...), в должностные обязанности в числе прочих входит, подготавливать подготавливать необходимые медикаментозные средства и средства для наркоза и учитывать их расход во время проведения наркоза в наркозной карте; осуществлять деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; выписывать требования на медикаменты и перевязочный материал и получать их у главной медицинской сестры поликлиники; осуществлять по окончании приема обработку и уборку инструментария, приведении в порядок медицинской документации, рабочих мест; вести утвержденную медицинскую учетно-отчетную документацию.
  49. Аналогичные должностные обязанности указаны и в должностных инструкциях, утвержденных позднее.
  50. Суд, оценив представленные должностные инструкции, приходит к выводу, что фактически должностные обязанности на протяжении всего периода трудовой деятельности истца не изменялись.
  51. Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что ООО «Клиника промышленной медицины» является организацией, которая имеет в своем структурном подразделении поликлинику, осуществляющую медицинскую деятельность.
  52. Также в подтверждение факта льготной работы, истцом представлена справка от ... N, выданная ООО «Клиника промышленной медицины» из которой следует, что И.В. Бойченко работала в ООО «Клиника промышленной медицины» в амбулаторно-поликлиническом отделении в должности медицинской сестры-анестезиста с ... по ... на 1,0 ставку, в поликлинике № 1 в должности медицинской сестры-анестезиста с ... и по настоящее время на 1,0 ставку. Представленной справкой сам работодатель подтверждает факт льготной работы истца, указывая, что данная работа дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
  53. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в период работы в должности медицинской сестры-анестезиста истец осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья граждан - работала в Амбулаторно-поликлиническом отделении ООО «Клиника промышленной медицины» медицинской сестрой-анестезистом. При этом рабочее место истца после изменения наименования осталось прежним, ее функциональные обязанности также не изменились. Доказательств в опровержение этой позиции, ответчик не представил.
  54. Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проанализировав установленные по делу обстоятельства, суд полагает, что решение об исключения спорных периодов работы из специального стажа ответчиком является незаконным, поскольку представленные документы свидетельствуют о том, что истица в спорный период времени выполняла работы в должности медицинской сестры-анестезиста в поликлинике, функционирующей как структурное подразделение ООО «Клиника промышленной медицины».
  55. Суд учитывает и то обстоятельство, что приказом о реструктуризации произошло лишь переименование Амбулаторно-поликлинического отделения на Поликлинику № 1, в котором истец осуществляла трудовую деятельность, при этом ее функциональные обязанности не изменились, основные цели и виды деятельности также остались неизменными – оказание медицинской помощи.
  56. При принятии решения суд исходит из того, что амбулаторно-поликлиническое не поименовано в Списке, утвержденном Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002г.
  57. Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
  58. Вопрос о тождественности наименований структурных подразделений судом разрешен быть не может, поэтому в этой части исковые требования не подлежат удовлетворению.
  59. При разрешении вопроса о тождественности выполняемых истицей работ в спорные периоды времени тем работам, которые дают право на льготное исчисление специального стажа, суд приходит к выводу о том, что должностные обязанности медицинской сестры-анестезиста амбулаторно-поликлинического отделения и поликлиники являются идентичными, доказательств обратного не представлено.
  60. Весь спорный период времени и до настоящего времени истица выполняет аналогические трудовые функции.
  61. Доводы ответчика о том, что истица работала не в учреждении здравоохранения, поскольку организационно-правовая форма является общество с ограниченной ответственностью, несостоятельна, поскольку факт осуществления истицей медицинской деятельности в поликлинике как в структурном подразделении организации подтверждается материалами дела.
  62. Кроме того, суд полагает, что возникновение права истца на назначение пенсии не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что при отчислении необходимых взносов, работодатель не поставил код льготы и не сообщил иные сведения в УПФР в г. Оренбурге. Сам по себе факт отсутствия данных персонифицированного учета, при наличии записи в трудовой книжке, отсутствии сведений в пенсионном фонде о наличии рабочих мест в организации, дающих право на досрочное назначение пенсии, не может служить основанием для лишения истца права на досрочное назначение пенсии.
  63. Учитывая изложенное, суд полагает возможным удовлетворить требования истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., признать решение УПФР в г. Оренбурге в данной части незаконным и включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанные периоды трудовой деятельности, что составляет 09 лет 01 месяц 05 дней.
  64. Разрешая требования истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ... в льготном исчилении, суд приходит к следующему.
  65. Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства от 11.07.2002 N 516 в стаж засчитываются периоды работы, дающие право на досрочное назначение пенсии, которые выполнялись постоянно в течение полного рабочего дня. В данных Правилах имеется исчерпывающий перечень периодов, которые подлежат зачету в стаж помимо работы: периоды получения пособия во время временной нетрудоспособности, периоды ежегодных оплачиваемых отпусков.
  66. В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
  67. В соответствии со ст. 112 КЗоТ РФ, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
  68. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
  69. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
  70. Повышение квалификации для медицинских работников является необходимым условием работы, это обязанность работников, которая установлена трудовым законодательством и непосредственно связана с трудовой деятельностью.
  71. В соответствии со ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-I право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация).
  72. На указанные периоды за работником сохраняется рабочее место и средний заработок, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа. Согласно ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
  73. В судебном заседании установлено, что истец неоднократно направлялась работодателем на курсы повышения квалификации, при этом за ней сохранялась средняя заработная плата, на которую были начислены и уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
  74. Учитывая, что прохождение курсов повышения квалификации, является обязательной частью трудовой деятельности истца, периоды работы включены ответчиком в льготном исчислении и судом в календарном исчислении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, суд полагает возможным исковые требования в этой части подлежащими удовлетворению в части. Как следствие подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ... по ..., с ... по ..., с ... по ... в календарном исчислении, период с ... по ... подлежит включению в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, что составляет 06 месяцев 15 дней.
  75. В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
  76. В соответствии со ст. 255 Трудового кодекса Российской Федерации женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
  77. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
  78. Аналогичная статья содержалась и в ранее действовавшем КЗоТ РСФСР (ст. 165).
  79. Кроме того, в совместном Информационном письме Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 04.11.2002 N 7392- ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 "О зачете в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода нахождения женщины в отпуске по беременности и родам" разъяснено, что период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  80. Указанная позиция подтверждена п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11.12.2012 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", из которого следует, что с учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
  81. Период работы истца, в течение которого протекал период отпуска по беременности и родам и отпуск по уходу за детьми зачтен ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца.
  82. До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
  83. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
  84. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
  85. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; при этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
  86. С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
  87. Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
  88. Указанная позиция подтверждена п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", из которого следует, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
  89. Принимая во внимание, что отпуск по уходу за детьми наступил до ..., то есть до внесения изменений в закон, требование истицы о включении периода нахождения в отпусках о беременности и родам, по уходу за детьми является обоснованным и подлежит удовлетворению.
  90. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении, как один год работы за один год и три месяца, период нахождения в отпуске по беременности и родам и по уходу за детьми с ... по ..., что составляет 01 год 01 месяц 15 дней.
  91. По требованиям о включении периода работы с ... по ... в должности медицинской сестры анестезиолого-реанимационного отделения ММУЗ ГКБ СП N 1 в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев суд приходит к следующему.
  92. Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений предусматривают наличие врачей-анестезиологов-реаниматологов (врачи-анестезиологи-реаниматоры), в том числе заведующие; медицинские сестры палатные, в том числе старшие; медицинские сестры-анестезисты.
  93. По справке N от ... установлено, что И.В. Бойченко с ... по ... работала в "Муниципальной 1-ой городской клинической больнице скорой помощи в анестезиолого-реанимационном отделении в должности медицинской сестры.
  94. Положением об отделении анестезиологии-реаниматологии N 1 ГБУЗ "ГКБ N 1" г. Оренбурга, в структуру отделения входят, в том числе, кабинет для медицинских сестер.
  95. Согласно штатному расписанию от ... Муниципальной городской клинической больницы скорой помощи N 1, анестезиолого-реанимационное отделение предусматривает наличие врача анестезиолога-реаниматолога и медсестры анестезиолога-реаниматора. По штатному расписанию от ... предусмотрена медицинская сестра-анестезист.
  96. Кроме того, в ММУЗ Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 1 г. Оренбурга предусмотрена должностная инструкция медицинской сестры палат реанимации и интенсивной терапии анестезиолого-реанимационного отделения N 1 стационара от ....
  97. На основе анализа указанных документов суд приходит к выводу, что И.В. Бойченко работала в должности медицинской сестры, которая не соответствует указанному Перечню, поэтому требования о включении периода работы с ... по ... в льготном исчислении удовлетворению не подлежат.
  98. В соответствии с требованиями п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
  99. С учетом спорных периодов продолжительностью 10 лет 09 месяцев 05 дней, а также периодов работы, зачтенных ответчиком в специальный стаж истца продолжительностью 20 лет 03 месяца 16 дней, специальный стаж истца по состоянию на день ее обращения в УПФР в г. Оренбурге (...) достигает продолжительности 31 год 21 день, что превышает требуемую продолжительность специального стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
  100. При таких обстоятельствах, суд находит правомерным возложение на УПФР в г. Оренбурге обязанности по назначении пенсии с ..., то есть с момента возникновения у истца на нее права, реализация которого могла быть осуществлена с указанной даты при условии включения УПФР в г. Оренбурге данных периодов в льготном исчислении в добровольном порядке при назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
  101. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
  102. Решил:

  103. исковые требования Бойченко И.В. удовлетворить в части.
  104. Признать решение начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге от ... N об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости – незаконным в части невключения в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, следующие периоды:
  105. с ... по ... - отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за детьми в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца,
  106. с ... по ... - курсы повышения квалификации в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев,
  107. с ... по ..., с ... по ..., с ... по ... - курсы повышения квалификации в календарном исчислении,
  108. с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ... в должности медицинской сестры-анестезиста амбулаторно-поликлинического отделения ООО "Клиника промышленной медицины" в календарном исчислении.
  109. Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге включить в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности:
  110. с ... по ... - отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за детьми в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца,
  111. с ... по ... - курсы повышения квалификации в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев,
  112. с ... по ..., с ... по ..., с ... по ... - курсы повышения квалификации в календарном исчислении,
  113. с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ... в должности медицинской сестры-анестезиста амбулаторно-поликлинического отделения ООО "Клиника промышленной медицины" в календарном исчислении.
  114. Обязать Управление Пенсионного Фонда в РФ (государственное учреждение) в г. Оренбурге назначить Бойченко И.В. досрочную трудовую пенсию по старости с ....
  115. В удовлетворении остальной части исковых требований Бойченко Ирине Владиславовне отказать.
  116. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
  117. Судья О.М. Князева
  118. Решение суда в окончательной форме принято 05.02.2016.
  119. Судья О.М. Князева

Печать

Печатать