9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение от

По делу № <Обезличен>
  1. Информация по делу №2-19/2014 ~ М-11/2014
  2. Дело №
  3. РЕШЕНИЕ
  4. именем Российской Федерации
  5. Чукотский районный суд Чукотского автономного округа в составе
  6. председательствующего судьи Красновой В.Ю., при секретаре Сергиенко О.В.,
  7. с участием помощника прокурора Коршуновой А.Ю.,
  8. рассмотрев в селе Лаврентия Чукотского района в открытом судебном заседании 17 февраля 2014 года гражданское дело по иску прокурора Чукотского района в интересах неопределенного круга лиц к ОУ о возложении солидарной обязанности по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа в учреждение: оборудовать лестницу, ведущую к центральному входу в здание муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр образования села Инчоун» пандусом и поручнями в соответствии со строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605 «Об утверждении свода правил»,
  9. Установил:

  10. Прокурор Чукотского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОУ об обязании солидарно в течение года со дня вступления в законную силу решения суда создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к входу в учреждение: оборудовать лестницу, ведущую к центральному входу в здание учреждения пандусом и поручнями в соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года № 605 «Об утверждении свода правил», указав в обоснование иска, что граждане-инвалиды, в силу своего состояния здоровья являются социально-незащищенной категорией граждан, в связи с чем, Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами предусмотрены меры социальной поддержки инвалидов.
  11. Федеральным законом №181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
  12. Согласно ст.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
  13. В соответствии с требованиями ч.1 ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресло-коляску и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно зрелищным и другим учреждениям).
  14. Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605 «Об утверждении свода правил», определены требования к зданиям, сооружениям и их участкам, обеспечивающие беспрепятственный доступ маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры. Данными СНиП предусмотрены обязательными к применению универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения, к которым относятся, в том числе лестницы и пандусы.
  15. В соответствии со ст.ст.4, 52 Градостроительного кодекса РФ нормы СНиП и СП являются обязательными к применению.
  16. В силу действия ст.2 Градостроительного кодекса РФ одним из принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности и, изданные в соответствии с ними, нормативные правовые акты, является принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
  17. В ходе проведения прокуратурой Чукотского района состояния доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной инфраструктуры установлено, что Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования села <адрес>» указанные требования законодательства не исполняются, беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры не обеспечен.
  18. В соответствии с информацией, предоставленной администрацией МО <адрес> по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – ОУ село от 30.10.2013 г. установлено, что данное учреждение пандусом и поручнями не оборудовано, что не обеспечивает беспрепятственный доступ инвалидов к учреждению.
  19. В соответствии с п. 1.5 Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования <адрес>» собственником имущества и учредителем Учреждения является муниципальное образование <адрес> и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
  20. Здание, занимаемое Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Центр образования села <адрес>», расположено по адресу: <адрес>.
  21. Собственником данного здания является МО <адрес>. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования села <адрес>» занимает данное здание на основании договора о закреплении имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГг.
  22. Как следует из пю. 5 ч. 1 ст. 22 Устава МО <адрес> управление социальной политики администрации муниципального образования <адрес> входит в структуру органов местного самоуправления МО <адрес>.
  23. Частью 1 ст. 39.3 Устава МО <адрес> определено, что Управление социальной политики администрации муниципального образования <адрес> – орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Чукотского автономного округа.
  24. Из п. 1.6 Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования <адрес>» следует, что функции и полномочия учредителя, собственника имущества Учреждения от имени МО Чукотский муниципальный район осуществляет Управление социальной политики администрации МО <адрес>.
  25. В силу п. 4.2 Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр образования села <адрес>» единоличным исполнительным органом учреждения является его руководитель – директор.
  26. Из п. 4.4 Устава следует, что руководитель Учреждения действует без доверенности от имени Учреждения, представляет его интересы в органах государственной власти и местного самоуправления.
  27. Несоблюдение требований закона о создании условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресло-коляску и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, является нарушением прав маломобильных групп населения.
  28. Вместе с тем, ст.2 Конституции РФ предусмотрено, что человек; его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
  29. Согласно ст.7 Конституции Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развитая система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия, иные гарантии социальной защиты.
  30. В силу ст.43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  31. В соответствии с положениями п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  32. Как следует из положений ч.4 ст.79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
  33. Отсутствие пандусов и поручней в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Центр образования села <адрес>» делает недоступным данное учреждение для граждан-инвалидов и, что в свою очередь делает невозможным получение образования гражданами-инвалидами в данном учреждении.
  34. Предъявленное настоящее заявление обусловлено необходимостью защитить права и интересы всех граждан-инвалидов. Конкретизировать круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, индивидуализировать, привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела, невозможно, т.к. беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры должен быть обеспечен не только для граждан-инвалидов, проживающих на территории <адрес>, но и для всех остальных граждан-инвалидов (независимо от территории проживания и места регистрации), желающих получить образование в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Центр образования села <адрес>».
  35. Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием.
  36. Просит суд обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования села <адрес>» и Управление социальной политики администрацию муниципального образования <адрес> солидарно в течение года со дня вступления в законную силу решения суда создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к входу учреждения: оборудовать лестницу, ведущую к центральному входу в здание у в здание Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования села <адрес> пандусом и поручнями в соответствии со Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года № 605 «Об утверждении свода правил».
  37. Участвующий в деле помощник прокурора района Коршунова А.Ю. заявленные требования поддержала в полном объеме, по изложенным в иске доводам.
  38. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования села <адрес> о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако в судебное заседание его представитель не явился, о причинах неявки суд в известность не поставил, о рассмотрении дела в своё отсутствие не ходатайствовал. Ответчик представил возражения по заявленным требованиям в которых указал, что МБОУ «Центр образования <адрес>» посещают 50 воспитанников, среди которых нет детей с ограниченными возможностями здоровья, обучаются в начальной школе 32 учащихся, из них 1 учащийся 1-го класса обучается индивидуально на дому, т.к. является инвалидом детства с нарушением опорно-двигательной системы. Из воспитанников, учащихся и их родителей (законных представителей) посещающих учреждение инвалидов нет. В сентябре 2013 года администрацией был разработан Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ), в котором обозначены все недостатки учреждения по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и иной категории граждан к учреждению. Требуются реконструкции и капитальные ремонты по адаптации объекта: территория, прилегающая к зданию (участок), вход (входы) в здание, санитарно-гигиенические помещения; текущие ремонты пути (путей) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации), системы информации на объекте (на всех зонах). Выявленные недостатки будут устранены по мере поступления денежных средств.
  39. Управление социальной политики администрации муниципального образования <адрес> о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, в заявлении суду просит дело рассмотреть в отсутствие представителя. Ответчик представил возражения по заявленным требованиям, в которых указал, что требования прокурора находит необоснованными по следующим основаниям. СНиП 35-1-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ № 605 от 27.12.2011 предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений доступных всем маломобильным группам населения. Капитальный ремонт, согласно п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса, включает в себя замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. Реконструкция, согласно п. 14.2-14.3 ст. 1 Градостроительного кодекса, подразумевает изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объёма), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов; реконструкция линейных объектов – изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъёмности и других), или при которой требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов. С учётом того, что реконструкции и капитального ремонта здания школы не производилось, данный СНиП не может распространять свое действие на помещение МБОУ «Центр образования <адрес>». Кроме этого, п. 7.2.1 СНиП предусматривает, что здания общеобразовательных учреждений рекомендуется проектировать доступными для всех категорий учащихся. Таким образом, требования раздела 7.2 СНиП носят не обязательный, а рекомендательный характер. Такой же вывод содержится и в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». В бюджете Управления социальной политики администрации Чукотского муниципального района за 2013 год и 2014 год отсутствуют статьи расходов по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры Чукотского муниципального района.
  40. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
  41. Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1); в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан (ч.2).
  42. В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
  43. В соответствии с ч.ч.1, 5 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
  44. Нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения заключается, в том числе, в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов.
  45. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах ("СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605).
  46. Согласно ст. 31 Закона РФ «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
  47. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
  48. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами РФ, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов..., создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.
  49. Устанавливая в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для ряда субъектов обязанность по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнёс к таким мерам обязанность, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
  50. При этом положения ч. 1 ст. 15 указанного Федерального законе не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствия таковой.
  51. Согласно СНиП 35-101-2001 (п. Б.21 приложение 5) пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность, предназначенную для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями указаны в строительных нормах и правилах.
  52. Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605).
  53. В соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, который, как правило, должен быть размещен на уровне входа, ближайшего к поверхности земли, либо продублирован пандусом, подъемной платформой, лифтом или другими приспособлениями для перемещения инвалидов, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
  54. Согласно п. 3.32 СНиП 35-01-2001 вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.
  55. Чукотской районной прокуратурой проведена проверка исполнения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
  56. В ходе проверки здания МБОУ «Центр образования села <адрес>» расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, выявлены нарушения требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а именно отсутствует пандус и поручни у лестниц.
  57. Согласно п. 1.5, 1.6 Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования села <адрес>» собственником имущества и учредителем учреждения является муниципальное образование Чукотский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя, собственника имущества учреждения от имени муниципального образования Чукотский муниципальный район осуществляет Управление социальной политики администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район.
  58. Как усматривается из материалов дела, нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, является собственностью муниципального образования Чукотский муниципальный район и передано МБОУ «Центр образования <адрес>» по договору о закреплении имущества от 1 ноября 2008 года в оперативное управление (п.п. 1.1, 1.2 указанного договора).
  59. Согласно ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имущество, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
  60. Исходя из смысла п. 1 ст. 296 ГК РФ следует, что лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, осуществляет полномочия собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом, и в соответствии со ст. 216 ГК РФ право оперативного управления является вещным правом и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и согласно ст. 210 ГК РФ возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
  61. В силу пунктов 2.1, 3.1.2 означенного договора МБОУ «Центр образования <адрес>» обязано обеспечить проведение текущего и капитального ремонта переданного по договору имущества, нести расходы по его содержанию, в том числе по его капитальному и текущему ремонту.
  62. Таким образом, МБОУ «Центр образования <адрес>», владеющее нежилым помещением в <адрес> <адрес> по договору о закреплении имущества на праве оперативного управления от 1 ноября 2008 года, и использующий эти помещения под объект социальной инфраструктуры, в который имеется один вход, расположенный на возвышении, обязан создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в данное помещения для получения ими услуг, связанных с образовательной деятельностью учреждения.
  63. Наличие утвержденной Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 28.09.2012 № 440 (ред. от 27.09.2013) "Об утверждении долгосрочной региональной целевой программы "Доступная среда в Чукотском автономном округе на 2012 - 2015 годы", целью которой является формирование к 2016 году в Чукотском автономном округе комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности в целях повышения уровня и качества их жизни, свидетельствует об обоснованности требований прокурора, поскольку на день рассмотрения судом настоящего дела по существу заявленные прокурором требования добровольно не исполнены и имеет место длительное неисполнение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", действующего со 2 декабря 1995 года.
  64. Анализируя исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Центр образования села Инчоун» об обязании создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры основаны на законе и подлежат удовлетворению.
  65. Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
  66. По данному делу прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц (инвалидов), следователь, он пользуется всеми процессуальными правами и несёт все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
  67. Согласно подп. 9 п. 1 ст. 333.33 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
  68. В п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по вопросу применения части 1 статьи 103 ГПК РФ указано, что если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
  69. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц – 200 рублей; для организаций – 4000 рублей.
  70. Поскольку прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга физических лиц – инвалидов, им было заявлено одно требование и оно было судом удовлетворено, с ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования села Инчоун» подлежит взыскать государственную пошлину в размере 200 рублей.
  71. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК, суд
  72. Решил:

  73. Исковые требования прокурора Чукотского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Центр образования села <адрес>», Управлению социальной политики администрации муниципального образования <адрес> о возложении солидарной обязанности по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа в учреждение: оборудовать лестницу, ведущую к центральному входу в здание муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр образования села <адрес>» пандусом и поручнями в соответствии со строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605 «Об утверждении свода правил» – удовлетворить частично.
  74. Обязать Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Центр образования села <адрес> в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа в учреждение: оборудовать лестницу, ведущую к центральному входу в здание учреждения пандусом и поручнями в соответствии со строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605 «Об утверждении свода правил».
  75. Отказать прокурору Чукотского района в требовании об обязании Управления социальной политики администрации муниципального образования <адрес> солидарно с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования села <адрес>» создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа в учреждение: оборудовать лестницу, ведущую к центральному входу в здание муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр образования села <адрес> пандусом и поручнями в соответствии со строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605 «Об утверждении свода правил».
  76. Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования села <адрес>» в доход бюджета муниципального образования Чукотский <адрес> государственную пошлину в размере 200 рублей.
  77. На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Чукотского автономного округа через Чукотский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
  78. Судья Коршунова А.Ю.

Печать

Печатать