О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Комментарии
-
Глава 2. создание, открытие и закрытие морского порта
-
Статья 6.
Создание морского порта
- 1. Создание морского порта осуществляется на основании схемы территориального планирования Российской Федерации в области развития федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения.
- 2. Решение о создании морского порта принимается Правительством Российской Федерации.
- 3. В решении о создании морского порта могут предусматриваться мероприятия, связанные с образованием земельных участков, созданием искусственных земельных участков, строительством объектов капитального строительства, относящихся к объектам инфраструктуры морского порта, и другие мероприятия.
- 4. Порядок подготовки и принятия решения о создании морского порта утверждается Правительством Российской Федерации.
-
Статья 7.
Открытие морского порта и закрытие морского порта для оказания услуг
- 1. После завершения строительства объектов капитального строительства, относящихся к объектам инфраструктуры морского порта, морской порт подлежит открытию для оказания услуг на основании решения федерального органа исполнительной власти в области транспорта с внесением соответствующих сведений в Реестр морских портов Российской Федерации.
- 2. Закрытие морского порта для оказания услуг, за исключением случаев, установленных частями 2.1 и 3 настоящей статьи, осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации не ранее чем через год со дня принятия такого решения. О принятии решения о закрытии морского порта для оказания услуг портовые власти обязаны уведомить в письменной форме операторов морских терминалов и иных владельцев объектов инфраструктуры морского порта не позднее чем в течение месяца со дня принятия такого решения.
- 2.1. Морской порт может быть закрыт для оказания услуг на основании решения Правительства Российской Федерации, предусматривающего изменение границ территории морского порта.
- 3. При возникновении явлений стихийного характера, крушений судов, аварий, иных ситуаций, при которых оказание услуг в морском порту или морском терминале невозможно в связи с угрозой жизни или здоровью человека, повреждения и (или) уничтожения имущества, в том числе грузов, портовыми властями может быть принято решение о временном закрытии морского порта или морского терминала для оказания услуг. О таком решении портовые власти немедленно уведомляют федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, который устанавливает срок действия такого решения.
- 4. Информация об открытии или о закрытии морского порта, морского терминала для оказания услуг опубликовывается в "Извещениях мореплавателям".
-
Глава 3. государственное регулирование деятельности в морском порту
-
Статья 8.
Основы государственного регулирования деятельности в морском порту
- 1. Государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется в целях обеспечения:
- 1) безопасности мореплавания, жизни и здоровья граждан;
- 2) обороны и безопасности государства;
- 3) транспортной безопасности;
- 4) безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта;
- 5) комплексного развития морского порта;
- 6) эффективного использования объектов инфраструктуры морского порта, находящихся в государственной собственности;
- 7) равных условий для осуществления деятельности в морском порту;
- 8) равного доступа к услугам в морском порту;
- 9) предотвращения загрязнения окружающей среды, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов;
- 10) конкурентоспособности морского порта;
- 11) утратил силу с 1 августа 2011 года
- 2. Государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется посредством:
- 1) издания нормативных правовых актов по вопросам, связанным с осуществлением и развитием деятельности в морском порту, эксплуатацией объектов инфраструктуры морского порта;
- 2) лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых в морском порту;
- 3) технического регулирования в морском порту;
- 4) установления ставок портовых сборов и тарифов на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий;
- 5) установления порядка сдачи в аренду имущества в морском порту, находящегося в государственной собственности;
- 6) открытия и закрытия морского порта для оказания услуг;
- 7) возложения обязанностей по оказанию отдельных видов услуг или наложения запрета на оказание отдельных видов услуг на операторов морских терминалов, иных владельцев объектов инфраструктуры морского порта в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;
- 8) осуществление в морском порту государственного контроля (надзора);
- 9) создания условий для равного доступа операторов морских терминалов и перевозчиков к объектам инфраструктуры морского порта;
- 10) осуществления навигационно-гидрографического обеспечения на подходах к морскому порту и в морском порту;
- 11) установления порядка сбора, накопления и анализа информации о деятельности в морском порту;
- 12) организации мобилизационной подготовки, проведения мобилизации и осуществления мероприятий по гражданской обороне в морском порту;
- 13) проведения государственной экспертизы проектной документации для строительства и реконструкции объектов инфраструктуры морских портов;
- 14) утратил силу с 1 августа 2011 года
- 14.1) обеспечения возможности приема отходов с судна, образующихся в процессе эксплуатации судна, в результате осуществления операций с грузами и подлежащих сбору в морском порту;
- 15) выполнения иных предусмотренных законодательством Российской Федерации функций.
- 3 - 5. Утратили силу с 1 августа 2011 года
-
Статья 8.1.
Государственный контроль (надзор), осуществляемый в морском порту
- 1. В целях обеспечения соблюдения в морском порту требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области торгового мореплавания, транспортной безопасности, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений, охраны труда и безопасности гидротехнических сооружений морских портов, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и капитанами морских портов (далее - органы государственного контроля (надзора) осуществляется государственный контроль (надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- 2. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в морском порту, проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в морском порту, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок указанных лиц, установленных законодательством Российской Федерации.
- 3. Содержание, средства и методы контроля, порядок его осуществления в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в морском порту устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Время работы пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации в морском порту устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и иных осуществляющих деятельность в морском порту хозяйствующих субъектов.
- 4. Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица не вправе создавать препятствия для осуществления не запрещенной законом деятельности в морском порту или возлагать на лиц, осуществляющих такую деятельность, исполнение каких-либо обязанностей, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- 5. Государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении портовых гидротехнических сооружений осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении федерального государственного транспортного надзора.
-
Статья 9.
Реестр морских портов Российской Федерации
- 1. Морские порты подлежат государственной регистрации в Реестре морских портов Российской Федерации.
- 2. Ведение Реестра морских портов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
- 3. В Реестр морских портов Российской Федерации вносятся следующие сведения:
- 1) порядковый регистрационный номер морского порта;
- 2) наименование морского порта;
- 3) местонахождение морского порта;
- 4) дата и номер решения об открытии морского порта для оказания услуг;
- 5) перечень операторов морских терминалов, а также услуг, оказание которых осуществляется операторами морских терминалов;
- 6) основные технические характеристики морского порта, в том числе его возможности по перевалке грузов, обслуживанию судов и (или) обслуживанию пассажиров;
- 7) период навигации;
- 8) наименование и адрес администрации морских портов;
- 9) основание и дата исключения морского порта из Реестра морских портов Российской Федерации.
- 4. В случае изменения сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, соответствующие изменения вносятся в Реестр морских портов Российской Федерации.
- 5. Исключение морского порта из Реестра морских портов Российской Федерации осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации о закрытии морского порта для оказания услуг не ранее чем через год со дня принятия такого решения.
-
Статья 10.
Капитан морского порта
- 1. Капитан морского порта осуществляет возложенные на него настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации административно-властные полномочия в морском порту.
- 2. Капитан морского порта является должностным лицом, возглавляет службу капитана морского порта, входящую в состав администрации морских портов, непосредственно подчиняется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, и действует на основании положения о капитане морского порта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Функции капитана морского порта осуществляются капитаном морского порта или по его поручению должностными лицами службы капитана морского порта.
- 3. Обязательным требованием к капитану морского порта является наличие высшего образования в области морского судовождения и стажа плавания не менее чем двадцать четыре месяца в должности капитана морского судна валовой вместимостью три тысячи и более. Иные требования к капитану морского порта (его знаниям и навыкам, профессиональному обучению, дополнительному профессиональному образованию, порядку его назначения на должность) устанавливаются положением о капитане морского порта, указанным в части 2 настоящей статьи.
-
Статья 11.
Функции капитана морского порта
- Капитан морского порта осуществляет следующие функции:
- 1) обеспечивает безопасность плавания и стоянки судов в акватории морского порта и на подходах к нему;
- 2) обеспечивает транспортную безопасность акватории морского порта, в том числе принимает меры по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта;
- 3) информирует уполномоченные в области транспортной безопасности федеральные органы исполнительной власти об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту;
- 4) взаимодействует с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам осуществления таможенного, пограничного, иммиграционного, санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного, экологического и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов государственного контроля (надзора);
- 5) руководит мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами и ликвидации последствий такого загрязнения;
- 6) предпринимает меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций в морском порту, участвует в организации работ по ликвидации таких ситуаций;
- 7) организует спасание людей, судов в акватории морского порта, ликвидацию пожаров на судах, находящихся в морском порту;
- 8) выдает разрешения на проведение дноуглубительных работ на акватории морского порта;
- 9) проводит мероприятия по обеспечению мобилизационной подготовки в морском порту;
- 10) осуществляет государственный портовый контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации о торговом мореплавании;
- 11) выполняет иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
-
Статья 12.
Акты капитана морского порта
- 1. В целях осуществления функций, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, капитан морского порта в порядке, установленном положением о капитане морского порта, указанным в части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, издает акты ненормативного характера, подлежащие исполнению капитанами судов и лицами, которые находятся и (или) осуществляют деятельность в морском порту и которым указанные акты адресованы.
- 2. Акты капитана морского порта не должны противоречить Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
-
Статья 12.1.
Администрация морских портов
- 1. Администрация морских портов создается в отношении двух и более морских портов в Российской Федерации в форме федерального государственного бюджетного учреждения и действует в соответствии с положением об администрации морских портов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Перечень морских портов, входящих в соответствующую администрацию морских портов, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
- 2. Администрацию морских портов возглавляет руководитель администрации морских портов. Обязательным требованием к руководителю администрации морских портов является наличие стажа работы не менее чем три года в должности капитана морского порта либо при условии выполнения требований, предъявляемых к капитану морского порта, в должности заместителя капитана морского порта. Иные требования к руководителю администрации морских портов (его знаниям и навыкам, профессиональному обучению, дополнительному профессиональному образованию, порядку его назначения на должность) устанавливаются положением об администрации морских портов, указанным в части 1 настоящей статьи.
- 3. Администрация морских портов осуществляет организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение исполнения капитанами морских портов функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также оказывает услуги в морском порту пользователям в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Перечень услуг в морских портах, оказываемых администрацией морских портов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
- 4. Руководитель администрации морских портов не вправе вмешиваться в деятельность капитана морского порта и должностных лиц службы капитана морского порта при осуществлении ими функций капитана морского порта.
-
Статья 13.
Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах и на подходах к ним
- Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах и на подходах к ним (далее - общие правила) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и содержат:
- 1) общие положения;
- 2) правила плавания судов и управления движением судов в акваториях морских портов и на подходах к ним, в том числе в зонах действия систем управления движением судов;
- 3) правила захода судов в морские порты и выхода судов из морских портов;
- 4) правила стоянки судов в морских портах и на подходах к ним;
- 5) правила обеспечения безопасности и сохранности портовых гидротехнических сооружений;
- 6) правила обеспечения экологической безопасности, включающие установление видов отходов с судов, подлежащих сбору в морском порту, правила обеспечения соблюдения карантина в морских портах;
- 7) правила выполнения маневров, связанных с прохождением судов относительно морских дноуглубительных судов при встречном плавании;
- 8) правила ледокольной проводки судов;
- 9) - 11) утратили силу
- 12) иную предусмотренную законодательством Российской Федерации в области торгового мореплавания информацию.
-
Статья 14.
Обязательные постановления в морском порту
- 1. Обязательные постановления в морском порту разрабатываются на основании общих правил и отражают особенности определенного морского порта.
- 2. Обязательные постановления в морском порту утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и после их официального опубликования издаются администрацией морских портов на русском и английском языках.
- 3. В случае, если морской порт и военно-морская база или пункт базирования военных кораблей, кораблей и катеров береговой охраны либо судов, используемых в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны, имеют смежные акватории, обязательные постановления в морском порту согласовываются соответственно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны.
- 3.1. В случае, если в акватории морского порта или на подходах к нему сформированы рыбопромысловые участки, обязательные постановления в морском порту согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
- 4. Обязательные постановления в морском порту содержат:
- 1) описание морского порта, сведения о рыбопромысловых участках (при их наличии) в акватории морского порта и на подходах к нему;
- 2) правила захода судов в морской порт и выхода судов из морского порта, в том числе меры обеспечения безопасности мореплавания для захода судов в морской порт, выхода судов из морского порта;
- 3) правила плавания судов в акватории морского порта и на подходах к нему;
- 4) описание зоны действия систем управления движением судов и правила плавания судов в этих зонах;
- 5) правила стоянки судов в морском порту и указание мест их стоянки;
- 6) правила обеспечения экологической безопасности, включающие установление видов отходов с судов, подлежащих сбору в морском порту, правила обеспечения соблюдения карантина в морском порту;
- 7) правила пользования специальными средствами связи на территории морского порта;
- 8) сведения о границах территории морского порта;
- 9) сведения о подходах к морскому порту;
- 10) сведения о границах морских районов А1 и А2 Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности;
- 11) сведения о технических возможностях морского порта в части приема судов;
- 12) сведения о периоде навигации;
- 13) сведения о районах обязательной и необязательной лоцманской проводки судов;
- 14) сведения о глубинах акватории морского порта и подходов к нему;
- 15) сведения о переработке опасных грузов;
- 16) сведения об организации плавания судов во льдах в морском порту и на подходах к нему;
- 17) сведения о передаче информации капитанами судов, находящихся в морском порту, при возникновении угрозы актов незаконного вмешательства в морском порту;
- 18) сведения о передаче навигационной и гидрометеорологической информации капитанам судов, находящихся в порту;
- 19) иную предусмотренную нормативными правовыми актами Российской Федерации в области торгового мореплавания информацию.
-
Статья 15.
Обеспечение безопасности в морском порту и на подходах к нему
- 1. В целях обеспечения безопасности деятельности, осуществляемой в морских портах и на подходах к ним, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта устанавливаются требования к радиолокационным системам управления движением судов, объектам инфраструктуры морского порта, необходимым для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, объектам и средствам автоматической информационной системы, службе контроля судоходства и управления судоходством.
- 2. Операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны:
- 1) незамедлительно информировать капитана морского порта о возникновении ситуаций, создающих угрозу безопасности мореплавания и (или) осуществлению деятельности в морском порту, а также об угрозе совершения и (или) о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту и на подходах к нему в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности;
- 2) выполнять требования безопасности мореплавания, транспортной безопасности морских терминалов, акваторий морских портов;
- 3) обеспечивать меры по предотвращению загрязнения территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами;
- 4) способствовать проведению объективного, полного и всестороннего расследования причин возникновения происшествий в морском порту.
- 3. Капитан морского порта обязан:
- 1) при получении информации о возникновении ситуаций, создающих угрозу безопасности деятельности, осуществляемой в морском порту, о загрязнении территории морского порта, других подобных происшествиях своевременно сообщать о них в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для принятия соответствующих мер;
- 2) оказывать содействие уполномоченным федеральным органам исполнительной власти в обеспечении безопасности мореплавания и защиты от актов незаконного вмешательства в морском порту, а также в проведении объективного, полного и всестороннего расследования причин возникновения происшествий в морском порту.
- 4. Утратил силу
- 5. Защита морских терминалов и акваторий морских портов от актов незаконного вмешательства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности.
- 6. Утратил силу
-
Статья 16.
Основные требования к владельцам объектов инфраструктуры морского порта
- 1. Наряду с выполнением требований, установленных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны:
- 1) осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов;
- 2) осуществлять мероприятия, связанные с обеспечением защиты объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства в морском порту;
- 3) обеспечить равный доступ к услугам в морских портах, открытость сведений о таких услугах;
- 4) не допускать действий (бездействия), признанных в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией.
- 2. Операторы морских терминалов и иные владельцы технологически взаимосвязанных объектов инфраструктуры морского порта обязаны заключать между собой соглашения, существенными условиями которых являются организация и обеспечение непрерывности технологического процесса оказания соответствующих услуг в морском порту, установление порядка технического обслуживания и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, ответственность сторон, в том числе ответственность по обязательствам, вытекающим из договоров оказания соответствующих услуг в морском порту, перед пользователями.