9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение от

По делу № 2-799/2015
  1. ИМЕНЕМ РООСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  2. 26 июня 2015 г. г.***
  3. *** районный суда *** области в составе:
  4. Председательствующего судьи Радаевой О.И.
  5. при секретаре Костюк Е.П.
  6. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № по иску *** межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к администрации муниципального района *** *** области об обязании организовать утилизацию промышленных отходов в виде корпуса (остатков)бесхозяйного судна
  7. Установил:

  8. *** межрайонный природоохранный прокурор выступая в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц, ссылаясь на ст.3,56 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 3, 56, ст.ст.1, 3,13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", п. 9, 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обратился в суд с иском обязать Администрацию муниципального района *** *** области (<адрес>) организовать утилизацию промышленных отходов в виде бесхозяйного затопленного плавсредства - баржи водоизмещением *** тонн, находящегося на акватории <адрес> расположенной в районе <адрес>, имеющего примерные габариты - длина *** м, ширина *** м, высота корпуса в носовой части *** м, высота корпуса в кормовой части *** м, в течении *** года с момента вступления решения суда в законную силу.
  9. Определением *** районного суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация городского округа *** *** области.
  10. В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверки информации о загрязнении акваторий водных объектов от вышедших из эксплуатации плавсредств установлен факт несоблюдения законодательства об отходах производства и потребления, в части невыполнения администрацией муниципального района *** обязанности по организации и утилизации промышленных отходов в виде остатков корпуса бесхозяйного судна. При обследовании акватории реки <адрес> в районе <адрес> установлено, что в указанном месте находится самоходная баржа водоизмещением *** тонн (длина *** м, ширина *** м, высота корпуса в носовой части *** м, высота корпуса в кормовой части ***).
  11. Объект является промышленным отходом в виде металлических остатков бесхозяйного судна, которые представляют собой металлический лом со следами значительной коррозии, судно не подлежит эксплуатации и использованию.
  12. Согласно информации *** РВП и ФБУ «Администрация *** бассейна внутренних водных путей» баржа расположена за пределами судового хода, вне внутренних водных путей, внесено в реестр затопленных и бесхозяйных судов.
  13. В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № №-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов, Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях и др.
  14. Согласно ч. 1 ст. 56 Закона № №-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, а также поверхностные и подземные воды.
  15. Частью 1 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет на сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов).
  16. В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления это вещества или предметы, которые образованны в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления; отходами от использования товаров признаются товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства, брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от прав собственника на них.
  17. Также указанной статьей определено, что лом, отходы цветных и (или) черных металлов это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов.
  18. Согласно ст. 10 Закона № №-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
  19. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  20. В силу п. 9, 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
  21. Вышеизложенное свидетельствует о том, что обязанность по организации утилизации затонувшего бесхозяйного плавсредства как отхода законодательством возлагается на орган местного самоуправления.
  22. Аналогичная позиция изложена в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда № от ДД.ММ.ГГГГ г.
  23. Согласно ст. 1 Закона № №-ФЗ экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
  24. Таким образом, непринятие мер по организации утилизации промышленных отходов (вышедшего из эксплуатации плавсредства) в акватории <адрес> с учетом принципа презумпции экологической опасности закрепленного в ст. 3 Закона № №ФЗ создает угрозу экологической безопасности населения и тем самым нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Поскольку водный объект - река <адрес> находится в федеральной собственности -нарушаются права Российской Федерации.
  25. В соответствии со ст. 12 ГК РФ в качестве способов защиты гражданских прав предусматривается присуждение к исполнению обязанности в натуре и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
  26. Согласно п. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов возникающим из экологических правоотношений.
  27. Впоследствии прокурор исковые требования поддержал только в отношении ответчика администрации городского округа ***, так как участок реки <адрес> в районе размещения затопленного плавсредства входит в границы городского округа *** *** области, что подтверждается ответом МУП «*** центр недвижимости», на заявленных требованиях настаивал по основаниям изложенным в иске.
  28. Представители администрации городского округа *** и м.р. *** против удовлетворения иска возражали, находя из того, что Администрация муниципального района *** является ненадлежащим ответчиком.
  29. Администрация городского округа *** возражая против удовлетворения требований, поскольку полномочиями по утилизации промышленных отходов муниципальное образование не наделено, указав также, что в соответствии с Законом *** области от ДД.ММ.ГГГГ № №-ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями в части осуществления государственного экологического надзора в области охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору.
  30. В соответствии со ст.8 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Обособленный водный объект (замкнутый водоем) -это небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объ­ектами.
  31. Река <адрес> расположена на территории двух и более субъектов РФ и находится в федеральной собственности. В соответствии со ст. 26 Водного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия:
  32. - по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях
  33. субъектов Российской Федерации;
  34. - по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и
  35. ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в
  36. федеральной собственности и полностью расположенных на территориях
  37. субъектов Российской Федерации.
  38. Согласно ст. 19 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что выявление бесхозяйных судов является обязанностью бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте.
  39. Кроме того, положениями статьи 49 Водного кодекса Российской Федерации на администрацию бассейна внутренних водных путей возложены полномочия по поднятию затонувшего судна и при необходимости утилизировать его, если владелец затонувшего судна не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 настоящего Кодекса, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам. Также, на государственные бассейновые управления водных путей возложены полномочия по выявлению и визуальному осмотру затонувших и брошенных судов, которые направляют в органы местного самоуправления анкету с краткими характеристиками бесхозяйных объектов:
  40. место расположения объекта; *
  41. состояние судна (затоплено, полузатоплено, на берегу);
  42. тип и назначение объекта;
  43. номер или название;
  44. материал корпуса (металл, железобетон, дерево и др., буксировка к
  45. месту разработки на металлолом);
  46. -способность к буксировке (возможна, необходимы дополнительные
  47. работы).
  48. Однако, истцом не предоставлено доказательств непосредственной угрозы безопасности судоходства или непосредственной угрозы причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительным препятствием осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам.
  49. Также, следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. № №-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование может иметь в собственности только имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, однако, суда внутреннего водного транспорта в этот перечень не входят.
  50. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица- Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования *** области, которое предоставило отзыв, что исковые требования *** межрайонного природоохранного прокурора поддерживают, полномочия по организации утилизации и переработки промышленных отходов относятся к полномочиям местного значения муниципального района, предоставлен мотивированный отзыв по заявленным требованиям.
  51. Выслушав стороны, изучив материалы дела суд приходит к следующему.
  52. Согласно отчета об обследовании подводного объекта на реке <адрес> выполненного поисково -спасательным отрядом специального назначения ГУ «Поисково -спасательная служба *** области» в ДД.ММ.ГГГГ было проведено водолазное обследование подводного объекта, местонахождение которого - правый берег р. <адрес> *** м ниже по течению от автомобильного моста <адрес>, указан тип объекта - колесное судно, переоборудованное под несамоходный причал, регистрационный номер судна не просматривается из-за коррозии и обрастания корпуса. В отчете сделан вывод, что подъем и утилизация данного судна возможна при условии разделки корпуса на несколько частей.
  53. В материалах дела содержится письмо главы администрации г.о. *** на имя Министра - Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования *** области, датированного ДД.ММ.ГГГГ река <адрес> протекает по территории нескольких муниципальных образований, она относится к федеральному объекту, поэтому полномочия по подъему и утилизации баржи расположенной в <адрес> относятся к федеральному уровню.
  54. Согласно ответа ФБУ «Администрация *** бассейна внутренних водных путей » в соответствии со ст.45.1 Кодекса внутреннего транспорта РФ ими проводятся мероприятия по работе с затонувшими судами в пределах внутренних водных путей. При этом ответ содержит сведения о том, что река <адрес> не относится к Внутренним водным путям РФ, поэтому информацией о собственнике, регистрационном номере и прочей информацией по данному судну не располагают.
  55. Из ответа поисково -спасательной службы *** области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате проведенного исследования затопленного плавсредства в реке <адрес> в районе автомобильного моста <адрес> какие-либо отличительные знаки, названия, регистрационные номера на борту и отдельных частях вышеуказанного затопленного плавсредства выявлены не были.
  56. Часть 1 статьи 56 Водного кодекса РФ устанавливает запрет сброса в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов).
  57. Из содержания положений части 2 статьи 8 ФЗ РФ "Об отходах производства и потребления" следует, что утилизация бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
  58. Аналогичные нормы содержатся в пункте 14 части 1 статьи 15 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также в части 2 статьи 7 ФЗ РФ "Об охране окружающей среды".
  59. Поскольку указанные остатки корпуса судна находятся на территории муниципального образования городского округа ***, на классификационном учете судно не состоит, утратило свои потребительские свойства, использованию и эксплуатации не подлежит, собственник не известен, организация его утилизации и переработки должна осуществляться администрацией городского округа ***.
  60. В отношении остатков металлического корпуса судна, расположенного на участке берега реки <адрес> не могут быть приняты нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие режим недвижимости.
  61. Действительно, согласно статье 130 ГК РФ к недвижимым вещам отнесены суда внутреннего плавания.
  62. В статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации приведено определение судна как самоходного или несамоходного плавучего сооружения, используемого в целях судоходства, в том числе судна смешанного (река - море) плавания, парома, дноуглубительного и дноочистительного снаряда, плавучего крана и других технических сооружений подобного рода.
  63. Как установлено судом, в обозначенном координатами месте располагается не само судно в том его понимании, которое содержится в статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, а лишь остатки его корпуса, переоборудованное под самоходный причал Поэтому суд, разрешая данный спор, применяет нормы, регулирующие порядок обращения с отходами.
  64. В силу 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту Закон N №-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
  65. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  66. Как следует из материалов фрагмент плавсредства, в силу своего состояния и по смыслу ст. 1 Закона N №-ФЗ являющегося ломом черного метала, т.е. промышленными отходами, находится на территории муниципального образования городского округа *** (что лицами, участвующими в деле не оспаривается).
  67. Администрация городского округа *** является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городского округа *** к полномочиям которого в области обращения с отходами ч. 2 ст. 8 Закона N №-ФЗ отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
  68. Аналогичные положения содержатся и в п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ "Об охране окружающей среды".
  69. В соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны ми для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
  70. Согласно ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  71. Частью 1 ст. 55 Федерального закона "Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления, в частности, обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
  72. Находящиеся длительное время остатки и части металлического корпуса судна, их детали и механизмы со следами коррозии являются источником загрязнения природной среды, что является общеизвестным фактом и в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ доказыванию не подлежит.
  73. Спорный фрагмент плавсредства является бесхозяйным, участок вместе затопления плавсредства расположен в границах г.о. *** и плавсредство находится там более *** лет, что следует из пояснений представителя ответчика.
  74. Таким образом вышеозначенное плавсредство, размером длина *** м, ширина *** м, высота корпуса в носовой части *** м, высота корпуса в кормовой части *** м, принадлежность которого кому-либо не установлена, со следами значительной коррозии утратил свои потребительские свойства, эксплуатации и использованию не подлежит, а потому представляет собой металлический лом.
  75. Мер по его утилизации администрацией городского округа *** не предпринимается.
  76. Законодатель определяет отходы, как остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.
  77. Под определенной деятельностью понимается производственная, исследовательская и другая деятельности, в том числе потребление продукции. Соответственно различают отходы производства и отходы потребления. В силу ст.1 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с указанным Федеральным законом.
  78. На основании ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
  79. Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
  80. Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
  81. В силу ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
  82. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
  83. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  84. Согласно ст. 15. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
  85. В соответствии со ст. 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнение таких расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
  86. При таких обстоятельствах Администрация городского округа *** обязана организовать утилизацию и переработку спорного и бесхозяйного, непригодного для эксплуатации фрагмента плавсредства.
  87. При этом, в силу п. 4 ст. 4 Закона N №-ФЗ вправе обратить его в муниципальную собственность как бесхозяйный лом черных металлов.
  88. По смыслу ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
  89. Заявленный прокурором срок, в течение которого администрация городского округа *** должна совершить действия по организации утилизации и переработки фрагмента плавсредства- один год после вступления решения в законную силу, суд находит разумным и достаточным для исполнения настоящего судебного постановления.
  90. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
  91. Решил:

  92. Исковые требования *** межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к администрации городского округа *** *** области удовлетворить.
  93. Обязать Администрацию городского округа ****** области организовать утилизацию промышленных отходов в виде бесхозяйного затопленного плавсредства -баржи водоизмещением *** тонн, находящегося на акватории <адрес> расположенной в районе <адрес>, имеющего примерные габариты - длина *** м, ширина *** м, высота корпуса в носовой части *** м, высота корпуса в кормовой части *** м, установить срок для исполнения обязательств -в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
  94. Решение может быть обжаловано в *** областной суд через *** районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
  95. Мотивированное решение будет составлено ДД.ММ.ГГГГ.
  96. Председательствующий подпись
  97. ***
  98. ***
  99. ***

Печать

Печатать