9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Определение ВАС РФ от

По делу № ВАС-11187/2012
  1. Резолютивная часть определения объявлена 14 января 2013 г.
  2. Полный текст определения изготовлен 18 января 2013 г.
  3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Борисовой Е.Е.,
  4. судей: Попова В.В, Поповой Г.Г.
  5. при ведении протокола помощником судьи Тихоновым А.А. рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью «Ферум» и открытого акционерного общества «Машиностроительный завод им. И.С. Черных» к Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации о признании недействующими положений Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 № 215: пункта 4 в части слов «проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации», пункта 9.8 и пункта 5 приложения № 7 указанного акта в части слов «должности сотрудника (ов) Роснедвижимости, его (их) фамилия, имя, отчество».
  6. В заседании приняли участие представители:
  7. от Министерства экономического развития Российской Федерации – Афанасьева И.В. по доверенности от 25.09.2012;
  8. от Министерства юстиции Российской Федерации – Костецкая М.В. по доверенности от 27.12.2012.
  9. Суд
  10. Установил:

  11. общество с ограниченной ответственностью «Ферум» и открытое акционерное общество «Машиностроительный завод им. И.С. Черных» (далее – заявители) обратились в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с совместным заявлением к Министерству экономического развития Российской Федерации (далее – Минэкономразвития), Министерству юстиции Российской Федерации (далее – Минюст) о признании недействующим положений нормативного правового акта - Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 № 215 (далее – Административный регламент), а именно - пункта 4 в части слов «проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации», пункта 9.8 и пункта 5 приложения № 7 указанного акта в части слов «должности сотрудника (ов) Роснедвижимости, его (их) фамилия, имя, отчество».
  12. До принятия судебного акта по существу спора заявители в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подали ходатайство об изменении одного из заявленного требования ( о признании недействующим пункта 5 приложения № 7 Административного регламента), а также об уточнении другого требования ( о признании частично недействующим пункта 4 Административного регламента).
  13. В удовлетворении ходатайства судом было отказано, поскольку заявители по существу одновременно изменили предмет и основание иска, а под уточнением требования заявили новые требования, что не соответствует требованиям статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  14. Определением суда также отказано в привлечении к участию в деле в качестве соответчика Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра), поскольку было отказано в удовлетворении связанного с этим другого ходатайства - об изменении предмета требования.
  15. Требования заявителей рассмотрены судом в первоначально заявленной редакции.
  16. Заявители в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, заявили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
  17. В обоснование своих требований заявители указывают, что обжалуемые ими положения Административного регламента не соответствуют статье 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктам 1, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316), пункту 9 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679, пункту 1 Административного регламента.
  18. Ответчик в лице Минэкономразвития в представленном суду отзыве на рассматриваемое заявление изложил свои возражения, указав по существу заявленных требований на соответствие Административного регламента вышестоящим нормативным правовым актам, а также на то, что данный нормативный акт принят в пределах, предоставленных Минэкономразвитию полномочий. Также Минэкономразвитие просило суд прекратить производство по настоящему делу, ссылаясь на решение Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2009 по делу № ГКПИ09-1495, по которому проверялся на соответствие вышестоящим нормативным актам пункт 5 Приложения № 7 Административного регламента.
  19. Ответчик в лице Минюста в представленном суду отзыве на заявление поддержал правовую позицию Минэкономразвития, также указывая на соответствие закону оспариваемых пунктов Административного регламента и на проверку этих положений Верховным Судом Российской Федерации.
  20. Исследовав доводы, приведенные в обоснование заявленных по делу требований, изучив представленные по делу материалы, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия пришла к выводу о том, что производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 7 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  21. В соответствии с пунктом 7 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд прекращает производство по делу.
  22. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2012 было принято к производству заявление индивидуальных предпринимателей Тарасова С.М. и Боровкова А.А. о признании тех же положений Административного регламента, что и по настоящему делу, не соответствующими закону и недействующими по тем же основаниям.
  23. Определением от 05.07.2012 производство по делу было прекращено.
  24. Прекращая производство по указанному делу, суд, руководствуясь частью 7 статьи 294 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указал, что решением Верховного Суда Российской Федерации 02.12.2009 № ГКПИ09-1495, отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 5 Приложения № 7 к Административному регламенту.
  25. Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2012 № 10141/12 по делу № ВАС-6330/12 определение от 05.07.2012 оставлено без изменения.
  26. Президиум при рассмотрении дела принял во внимание, что согласно пункту 4 Административного регламента исполнение Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает административную процедуру по проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель.
  27. Пункт 9.8 регламента предписывает Роснедвижимости проводить проверку отчета оценщика об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие методическим указаниям.
  28. Приложение № 7 к регламенту определяет форму акта проверки названного отчета, пункт 5 которого требует указать сведения о должностных лицах, проводящих проверку отчета.
  29. Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2009 № ГКПИ09-1495, отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 5 приложения № 7 к Административному регламенту.
  30. Верховный Суд Российской Федерации в своем решении дал общую оценку содержанию пункта 5 приложения № 7 к Административному регламенту, указав на то, что смысл данного пункта является ясным и определенным, не вызывающим никаких сомнений при его толковании правоприменителями, из его буквального толкования однозначно следует, что проверку отчета должны производить должностные лица Роснедвижимости, а не представители оценщика. По мнению Верховного Суда Российской Федерации, этот пункт также не предусматривает возможность передачи полномочий по проверке отчета исполнителю работ по государственной кадастровой оценке земель.
  31. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 06.11.2012 № 10141/12 также, признавая обоснованным прекращение производства по вышеуказанному делу в части пунктов 4 и 9.8 Административного регламента, пришел к выводу, что они взаимосвязаны с пунктом 5 приложения № 7 и не имеют самостоятельного значения.
  32. Таким образом, поскольку уже имеются вступившие в законную силу судебные акты суда общей юрисдикции и арбитражного суда, по которым производилась проверка соответствия оспариваемых по настоящему делу положений Административного регламента, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для прекращения производство по настоящему делу.
  33. Руководствуясь частью 7 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
  34. Определил:

  35. производство по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ферум» и открытого акционерного общества «Машиностроительный завод им. И.С. Черных» к Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации о признании недействующими положений Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 № 215: пункта 4 в части слов «проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации», пункта 9.8 и пункта 5 приложения № 7 указанного акта в части слов «должности сотрудника (ов) Роснедвижимости, его (их) фамилия, имя, отчество» прекратить.
  36. Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано.
  37. Председательствующий судья Е.Е. Борисова
  38. Судьи В.В. Попов
  39. Г.Г.Попова

Печать

Печатать