9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Определение Конституционного Суда РФ от № 1838-О

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «Юрэнерго» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5, 6 и 10 статьи 71 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

  1. Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского,А.И.Бойцова,Н.С.Бондаря,Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева,М.И.Клеандрова,С.Д.Князева,А.Н.Кокотова,Л.О.Красавчиковой,С.П.Маврина,Н.В.Мельникова,Ю.Д.Рудкина,О.С.Хохряковой,В.Г.Ярославцева,заслушав заключение судьи Г.А.Гаджиева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы ЗАО «Юрэнерго»,
  2. Установил:

  3. 1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ЗАО «Юрэнерго» оспаривает конституционность следующих положений статьи 7Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:
  4. абзаца первого пункта 5, согласно которому лицо, осуществляющее в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти внесение сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, подписывает информацию в электронной форме,включающую в себя соответствующие сведения, электронной подписью, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
  5. абзаца первого пункта 6, согласно которому размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений, внесенных в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, юридическим лицом, на которого возложена обязанность по внесению соответствующих сведений, осуществляется за плату;
  6. пункта 10, предусматривающего, что оператор Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц отказывает субъекту,осуществляющему внесение сведений, указанных в пункте 7 данной статьи, в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, во внесении соответствующих сведений в указанный реестр и (или) в размещении их в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» при наличии следующих оснований: а) информация в электронной форме,включающая в себя соответствующие сведения, не подписана электронной подписью установленного вида субъекта, осуществляющего внесение сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц; б) субъект, внесший сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, не произвел оплату размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений, внесенных в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
  7. Как следует из представленных материалов, решением Арбитражного суда города Москвы от 20 января 2014 года, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, было отказано в удовлетворении исковых требований ЗАО «Юрэнерго» к ЗАО «Интерфакс» об обязании внести сведения о чистых активах истца в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. При этом суды,
  8. руководствуясь положениями статьи 7Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», исходили из того, что истцом, в частности, не выполнены требования о направлении соответствующих сведений в электронной форме и подписанных электронной подписью, о внесении платы за размещение таких сведений, а также не представлены доказательства несоразмерности и произвольности установления платы за оказываемые услуги (на момент возникновения спорных правоотношений – 640 рублей).
  9. По мнению заявителя, примененные в его деле законоположения, как не допускающие предоставления юридическим лицом оператору Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц сведений, указанных в статье 7Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», на бумажном носителе и заверенных собственноручной подписью его руководителя, и предполагающие внесение платы за совершение указанных действий, притом что размер этой платы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке не определен,противоречат статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 1), 13 (часть 4), 18, 35 (части 1–3),53, 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации.
  10. 2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
  11. 2.1. Согласно Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством внесения в него предусмотренных данным Федеральным законом сведений, которые являются открытыми и общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации); указанные сведения подлежат размещению в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 2 статьи 7).
  12. Размещение сведений о фактах деятельности юридических лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется оператором Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц в соответствии с положениями названного Федерального закона, а также Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве (утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 апреля 2013 года № 178).
  13. По смыслу подпункта «а» пункта 10 статьи 7названного Федерального закона, необходимая информация представляется субъектом внесения сведений в электронной форме и подписывается его электронной подписью установленного вида; в противном случае оператор отказывает субъекту во внесении сведений в Реестр. При этом в пункте 1.2 Порядка прямо закреплено,что ведение Реестра производится исключительно в электронном виде, а в его пункте 2.5 поясняется, что внесение (включение) пользователями сведений в информационный ресурс осуществляется посредством формирования электронного сообщения с помощью средств, предусмотренных программноаппаратным комплексом сайта в сети «Интернет».
  14. В то же время действующее законодательство предоставляет юридическим лицам альтернативную возможность внесения данных (в том числе о чистых активах) в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, не требующую использования электронной (цифровой) подписи. Так, согласно части 4, дополнившей статью 86 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате с целью исключить повышенные расходы для субъектов хозяйственной деятельности, в том числе субъектов малого и среднего бизнеса, сведения, которые содержатся в заявлениях физических лиц и юридических лиц об их внесении в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц,передаются нотариусу на бумажных носителях, вносятся в указанный реестр путем переноса этих сведений на бумажных носителях и подписываются квалифицированной электронной подписью нотариуса (пункт 44 статьи 1Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,вступивший в силу с 1 июля 2015 года).
  15. С учетом изложенного, а также принимая во внимание существующую общую тенденцию к переходу на электронный документооборот, современный уровень доступности и развития компьютерных технологий, упрощающих и ускоряющих обработку информации, поступающую в электронном виде, и ее публикацию в сети «Интернет», сама по себе установленная федеральным законодателем обязанность по предоставлению информации для ее размещения в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц именно в электронной форме с использованием электронной подписи не может рассматриваться как чрезмерное обременение и нарушение конституционных прав заявителя.
  16. 2.2. По смыслу статьи 7Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,внесение юридическими лицами необходимых сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, в частности о стоимости чистых активов юридического лица, является публичной обязанностью, установленной императивной законодательной нормой,представляет собой публикацию этих сведений в сети «Интернет»,осуществляемую средствами оператора, отобранного по результатам открытого конкурса и являющегося коммерческой организацией, преследующей в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли (статья 50 ГК Российской Федерации).
  17. Поскольку обязанность по размещению сведений устанавливается государством, размер платы за публикацию этих сведений должен носить экономически обоснованный характер, с тем чтобы исключить чрезмерное материальное обременение юридических лиц. В этих целях в пункте 3 статьи 7названного Федерального закона предусмотрено, что размер платы за размещение сведений, который может увеличиваться не чаще чем один раз в год на индекс роста потребительских цен за прошедший год и который не должен быть препятствием для быстрого и свободного доступа любого заинтересованного лица к содержащимся в этом реестре сведениям,устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с пунктом 5.2.28(93) Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 437, таким органом является указанное министерство.
  18. Следовательно, сами по себе оспариваемые положения статьи 7Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», как прямо указывающие на необходимость определения компетентными государственными органами размера платы за размещение сведений о фактах деятельности юридических лиц и устанавливающие минимальные требования к такой плате, направлены не на ограничение, а на гарантирование прав собственности и экономических свобод плательщиков – хозяйствующих субъектов и не могут рассматриваться как недостаточно определенные. При этом с указанных уполномоченных государственных органов не снимается обязанность по осуществлению необходимого подзаконного нормативно-правового регулирования, с тем чтобы воля, выраженная федеральным законодателем, не ставилась под сомнение и учитывался переходный, временный характер действующего порядка установления размера платы (как это предусмотрено частью 3 статьи 10Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 457-ФЗ).
  19. Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации
  20. Определил:

  21. 1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «Юрэнерго», поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
  22. 2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
  23. 3. Настоящее Определение подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».
  24. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д.Зорькин № 1838-О

Печать

Печатать