СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
О ходе выполнения судами постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 1988 г. № 1 «О практике назначения судами Российской Федерации наказания в виде лишения свободы»
Комментарии

О ходе выполнения судами постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 1988 г. № 1 «О практике назначения судами Российской Федерации наказания в виде лишения свободы»
- Принято
- Пленумом Верховного Суда РСФСР
- постановление
- ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА
- РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- №
- г. Москва " " октября 1996 г.
- О ходе выполнения судами постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 1988 г. №1 "О практике назначения судами Российской Федерации наказания в виде лишения свободы"
- Обсудив ход выполнения судами постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 1988г. №1 "О практике назначения судами Российской Федерации наказания в виде лишения свободы", Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что на протяжении последних пяти лет доля лишения свободы в структуре мер наказания остается стабильной, составляя 35,0% - 37,0%. При этом за совершение тяжких преступлений, отличающихся повышенной общественной опасностью, доля лишения свободы значительно выше. Так, в 1995г. к лишению свободы было приговорено 97,7% лиц, осужденных за бандитизм, 96,6% - за умышленное убийство, 87,3% - за изнасилование, 89,7% - за разбой, 75,3% - за получение взятки при отягчающих обстоятельствах.
- Проведенное обобщение судебной практики показало, что суды, выполняя требование закона о дифференцированном подходе к назначению осужденным видов, сроков и размеров наказаний и применяя постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 1988г. №1 "О практике назначения судами Российской Федерации наказания в виде лишения свободы", в основном правильно назначают за совершенные преступления такую меру наказания как лишение свободы.
- Вместе с тем в деятельности судов продолжают иметь место недостатки.
- Вопреки разъяснению, содержащемуся в п.1 названного постановления, судами не по всем делам тщательно исследовались и учитывались в полной мере обстоятельства, имеющие значение для правильного определения виновным наказания - характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности виновного, смягчающие и отягчающие обстоятельства, что влекло назначение осужденным как необоснованно мягких, так и чрезмерно суровых мер наказания.
- Одним из основных условий назначения подсудимому справедливого наказания является правильная юридическая оценка содеянного. Между тем по ряду дел действия виновных ошибочно квалифицировались по закону о более тяжком либо, наооборот, менее тяжком преступлении.
- В обстановке роста преступности и судимости некоторыми судами недооценивается повышенная общественная опасность преступлений, направленных против жизни, здоровья и свободы граждан, преступлений, сочетающих насильственный характер и корыстную направленность, злостного и особо злостного хулиганства, тяжких корыстных преступлений, совершенных с использованием служебного положения. При назначении виновным наказания иногда не учитывались в полной мере такие отягчающие обстоятельства, как общеопасный способ совершения преступления, в том числе с использованием взрывных устройств, боевых припасов, огнестрельного оружия, и совершение преступлений организованной группой. В результате лицам, совершившим указанные преступления, а также организаторам и активным участникам преступных группировок по отдельным делам назначались меры наказания явно несправедливые вследствие их мягкости.
- По-прежнему встречаются факты назначения мягкого наказания лицам, неоднократно судимым, и вновь совершившим умышленные преступления.
- Наряду с необоснованным назначением мягких мер наказания продолжают иметь место случаи, когда вопреки требованию ст.314 УПК РСФСР и разъяснению, содержащемуся в п.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 1988г. №1 "О практике назначения судами Российской Федерации наказания в виде лишения свободы", за преступления, не представляющие большой общественной опасности, назначается лишение свободы без приведения мотивов принятого решения, хотя санкция закона предусматривает наряду с лишением свободы и другие наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества.
- Распространенным недостатком в практике назначения наказания продолжает оставаться нарушение требований закона при назначении виновным наказания с применением ст.43 УК РСФСР. Определяя срок лишения свободы ниже низшего предела, предусмотренного санкцией уголовного закона, или переходя к другому, более мягкому виду наказания, суды в ряде случаев не указывали мотивы принятого решения, не раскрывали содержание исключительных обстоятельств, послуживших основанием для смягчения наказания.
- Суды кассационной и надзорной инстанций не всегда своевременно выявляли и устраняли ошибки, допущенные судами первой инстанции при назначении наказания.
- Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:
- 1. Судам, рассматривающим уголовные дела по первой инстанции, а также судам кассационной и надзорной инстанций принять меры к устранению отмеченных недостатков в назначении лишения свободы.
- Определяя подсудимым срок лишения свободы или переходя к другому, более мягкому виду наказания, суды должны иметь в виду, что только справедливое наказание, учитывающее характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, все смягчающие и отягчающие обстоятельства, может способствовать достижению предусмотренных уголовным законом цели наказания.
- При учете характера и степени общественной опасности преступления надлежит исходить из того, что характер общественной опасности преступления зависит от установленных судом объекта посягательства и формы вины и отнесения Уголовным кодексом преступного деяния к категории более тяжких или менее тяжких преступлений, а степень общественной опасности преступления определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий, ролью подсудимого при совершении преступления в соучастии) и данными, характеризующими степень общественной опасности личности виновного (наличие или отсутствие судимости, поведение в быту, отношение к учебе и т.п.). Предусмотренные законом смягчающие и отягчающие обстоятельства также могут влиять на степень общественной опасности преступления.
- 2. Обратить внимание судов на то, что одним из важных условий назначения справедливого наказания является правильная юридическая оценка содеянного. Вмененное подсудимому преступление должно быть квалифицировано в точном соответствии со статьей (частью статьи) Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за совершение этого деяния.
- 3. С учетом требований закона назначенное судом наказание должно соответствовать тяжести преступления и личности осужденного.
- Исходя из этого, лицам, совершившим тяжкие преступления, организаторам и активным участникам организованных групп, лицам, совершившим преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывных устройств и других специально изготовленных технических средств, а также лицам, ранее судимым и вновь совершившим умышленные преступления, как правило должны назначаться предусмотренные законом строгие меры наказания.
- Наряду с этим к лицам, совершившим преступления, непредставляющие значительной общественной опасности и способным исправиться без изоляции от общества, должны применяться наказания, не связанные с лишением свободы.
- 4. Рекомендовать судам кассационной и надзорной инстанций систематически изучать практику назначения наказания в виде лишения свободы и доводить до сведения нижестоящих судов обзоры по результатам такового изучения с анализом допущенных ошибок и недостатков.
- 5. Внести в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 1988г. №1 "О практике назначения судами Российской Федерации наказания в виде лишения свободы" следующие изменения и дополнения:
- а). Пункт пятый постановления изложить в следующей редакции:
-
"5. Суды не должны допускать случаев необоснованного назначения мягких мер наказания лицам, совершившим тяжкие преступления, либо ранее совершившим умышленные преступления.
При назначении наказания лицам, ранее судимым, наряду с характером и степенью общественной опасности вновь совершенных преступлений следует учитывать число, характер и степень общественной опасности ранее совершенных преступлений." - б). Дополнить постановление пунктом 5-1 следующего содержания:
- "5-1. Назначение наказания ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей (частью статьи) Особенной части Уголовного кодекса, или переход к другому, более мягкому виду наказания возможны в соответствии с законом лишь при наличии исключительных обстоятельств, то есть таких обстоятельств, которые существенно уменьшают степень общественной опасности преступления. К ним, в частности, могут относиться обстоятельства, связанные с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления.
- Исключительными также могут быть признаны как отдельные смягчающие обстоятельства (например, явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления), так и совокупность смягчающих обстоятельств.
- Во всех случаях суд обязан привести в приговоре мотивы смягчения наказания."