9999
Внимание! Данный документ утратил силу с 22.04.1992 .
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Постановление Пленума ВС РСФСР от № 23

Об улучшении работы судов по рассмотрению гражданских колхозных дел

  • c изменениями
  • № 44 от 11.12.1968,
  • № 60 от 10.08.1971.
  1. 18 июня 1975г. N4 и от220 декабря 1983г. N11 ).
  2. У Т Р А Т И Л О С И Л У постановлением Пленума
  3. от 22 апреля 1992 г. N9
  4. Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют огромное внимание дальнейшему подъему социалистического сельского хозяйства, укреплению экономической мощи колхозов и повышению благосостояния колхозников.
  5. Успешное выполнение задач по интенсификации сельского хозяйства и дальнейшему резкому увеличению производства зерна, мяса, молока и других сельскохозяйственных продуктов требует улучшения организационно-хозяйственной деятельности колхозов, всемерного укрепления и развития социалистической колхозной собственности.
  6. Всей своей деятельностью судебные органы должны обеспечить надлежащую охрану имущественных прав и интересов колхозов и колхозников, вести решительную борьбу с фактами бесхозяйственности, нарушение законности и Примерного Устава колхоза.
  7. Народные суды в последнее время улучшили качество рассмотрения гражданских колхозных дел.
  8. Многие Верховные Суды АССР, краевые, областные суды, автономных областей и автономных округов стали больше оказывать помощи народным судам в их работе по рассмотрению таких дел.
  9. Вместе с тем в деятельности судов республики имеются серьезные недостатки.
  10. Абзац седьмой исключен (постановление Пленума от 20 декабря 1983г. N11). Отдельные суды вопреки требованиям закона не
  11. принимают всех зависящих от них мер к ограждению имущественных прав и интересов колхозов и колхозников, не выясняют с достаточной полнотой обстоятельства, имеющие существенное значение и для правильного разрешения дела, не проявляют инициативы в собрании необходимых доказательств, в результате чего иногда необоснованно отказывают колхозам в исках.
  12. Суды нередко допускают волокиту в рассмотрении гражданских колхозам гибелью и хищением скота, суды вопреки постановлению Совета Министров СССР от 17 февраля 1954г."О материальной ответственности лиц, виновных в гибели или хищении скота, принадлежащего колхозам и совхозам" определяют размер возмещения за ущерб не по закупочным ценам на скот, а по балансовой, страховой, а иногда и по произвольной оценке.
  13. Некоторые суды ошибочно считают неподведомственными им споры по искам колхозов к различным организациям о возмещении ущерба, причиненного колхозам к различным организациям о возмещении ущерба, причиненная колхозам при прокладке через их земельные массивы дорог, трубопроводов, производстве изыскательских, буровых, строительных и иных работ.
  14. Суды при рассмотрении споров, вытекающих из договорных отношений колхозов, зачастую не проверяют соответствие договора закону и Примерному Уставу колхоза и в ряде случаев неправильно определяют правовые последствия признания договора недействительным.
  15. Разрешая такие дела, суды не всегда проверяют правильность расчетов по закупкам у колхозов сельскохозяйственной продукции и продаже им машин, запасных частей, минеральных удобрений и других товаров, а также за выполненные работы по договорам с колхозами.
  16. Нередко суды проходят мимо фактов заключения отдельными колхозами незаконных договоров с разного рода дельцами, которые, занимаясь частнопредпринимательской деятельностью и коммерческим посредничеством, наживаются за счет колхозов.
  17. Не все суды учитывают большую важность своевременного исполнения судебных решений о взыскании присужденных в пользу колхозов денежных сумм и имущества и не принимают всех необходимых мер к реальному исполнению вынесенных решений. Особенно неблагополучно обстоит дело с исполнением решений о взыскании в пользу колхозов дебиторской задолженности.
  18. Мало внимания уделяется многими судами работе по предупреждению нарушений закона и Примерного Устава колхоза, способствующих возникновению гражданских колхозных споров. Не во всех необходимых случаях такие дела рассматриваются с участием представителей общественных организаций непосредственно в колхозах. Суды слабо реагируют на вскрытые недостатки в организационно-хозяйственной деятельности отдельных колхозов, случаи нарушения закона, Примерного Устава колхоза, на факты очковтирательства и обмана государства, бесхозяйственности, разбазаривания колхозных земель и общественной собственности, нарушения имущественных прав и интересов колхозов и колхозников.
  19. В целях устранения отмеченных недостатков, повышения уровня работы судов республики по рассмотрению гражданских колхозных дел и установления единства в судебной практике Пленума Верховного Суда РСФСР постановляет:
  20. 1. Обратить внимание судов на то, что правильное и своевременное рассмотрение гражданских колхозных дел имеет большое значение для усиления охраны социалистической колхозной собственности, дальнейшего укрепления экономики колхозов, улучшения их организационно-хозяйственной деятельности, защиты имущественных прав и интересов колхозов и колхозников.
  21. Решительная борьба с бесхозяйственностью, разбазариванием колхозных земель, хищением, гибелью и порчей колхозного имущества является одной из важнейших задач судебных органов.
  22. 2. При рассмотрении гражданских колхозных дел судам в соответствии с законом принимать активные меры к выяснению всех существенных обстоятельств и собиранию необходимых для правильного разрешения дела доказательств.
  23. Если из материалов дела по искам к колхозам усматривается, что колхоз имеет встречные требования к истцу, суд должен разъяснить колхозу право предъявить встречный иск.
  24. 3. Судам больше внимания уделять рассмотрению дел о взыскании в пользу колхозов дебиторской задолженности и возмещении причиненного им имущественного ущерба.
  25. При подготовке к рассмотрению дел по искам колхозов к отдельным гражданам о взыскании сумм дебиторской задолженности и возмещении имущественного ущерба судам обсуждать вопрос о принятии мер к обеспечению иска.
  26. 3а.Разъяснить судам, что ст.446 ГК устанавливает ответственность государственных учреждений на общих основаниях за вред, причиненный гражданам неправильными действиями должностных лиц этих учреждений в области административного управления, и не может применяться к случаям причинения вреда действиями должностных лиц колхозов, являющихся его членами, ответственность которых наступает в соответствии со ст.444 ГК ( в ред. постановления Пленума от 11 декабря 1986г. N44).
  27. 4. При рассмотрении споров о возмещении ущерба, причиненного гибелью или хищением скота в колхозах, судам следует иметь в виду, что постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1954г."О материальной ответственности лиц, виновных в гибели или хищении скота, принадлежащего колхозам и совхозам" установлен специальный порядок определения суммы убытков, подлежащих взысканию с виновного. При гибели крупного рогатого скота, свиней, овец и коз сумма убыток должна определяться исходя из однократной стоимости скота по закупочным ценам, а при гибели племенного и местного улучшенного скота- по ценам на племенной и местный улучшенный скот; при гибели лошадей- исходя из однократной стоимости лошадей по ценам, установленным исполнительными комитетами областных, краевых Советов народных депутатов и Советами Министров республик, а при гибели племенных лошадей- по ценам на племенных лошадей. При этом должны учитываться установленные надбавки к указанным ценам (в ред. постановления Пленума от 20 декабря 1983г. N11).
  28. При недостаче лошадей, крупного рогатого скота, свиней и коз, возникшей по халатности виновных лиц, сумма убытков должна определяться по тем же правилам, что и при гибели скота.
  29. При этом лица, виновные в гибели или недостаче скота, могут возместить причиненный ущерб путем сдачи колхозу в натуре равноценного скота.
  30. При хищении лошадей, крупного рогатого скота, свиней, овец и коз сумма убытков должна устанавливаться в размере полуторной стоимости животного по приведенным выше ценам.
  31. 5. Разъяснить судам, что при определении размера возмещения за ущерб, причиненный колхозу хищением, гибелью или недостачей домашней птицы, кроликов и других животных, не предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1954г."О материальной ответственности лиц, виновных в гибели или хищении скота, принадлежащего колхозам и совхозам", следует исходить из действительного ущерба, установленного правлением колхоза по правилам, изложенным в п.13 Примерного Устава колхоза ( в ред. постановлений Пленума от 18 июня 1975г. N4 от 20 декабря 1983г. N11).
  32. 6. Иски колхозов о возмещении ущерба, причиненного прочней посевов и насаждений при прокладке дорог, трубопроводов, производстве изыскательских, буровых, строительных и других работ, подлежат судебному рассмотрению как споры о праве гражданском.
  33. Размер возмещения за ущерб в этих случаях устанавливается на основе норм гражданского законодательства исходя из стоимости понесенных колхозом затрат ( стоимости семян, средств и труда, вложенных в обработку земли и посевов), а если урожай созрел,- исходя из стоимости данной культуры с учетом ее средней урожайности данной культуры с учетом ее средней урожайности в этом колхозе.
  34. При правомерном изъятии земли для государственных или общественных нужд размер возмещения за ущерб должен определяться исходя из причиненных колхозу убытков, в порядке, установленном подп."б", "в" и "г" п.3 постановления Совета Министров СССР от 9 августа 1974г. N636 "О возмещении убытков землепользователям и потерь сельскохозяйственного производства при отводе земель для государственных или общественных нужд" ( в ред. постановления Пленума от18 июня 1975г. N4).
  35. 7. В тех случаях, когда судья при подготовке к судебному разбирательству дела по иску колхоза к колхознику о возмещении ущерба или суд при рассмотрении дела по существу придут к выводу о том, что ущерб причинен не только по вине ответчика, но и в результате незаконных действий, бесхозяйственности, нерадивого отношения отдельных должностных лиц колхоза к выполнению своих обязанностей, эти лица должны привлекаться к делу в качестве соответчиков ( в ред. постановления Пленума от 20 декабря 1983г. N11).
  36. При разрешении вопроса о взыскании с должностных лиц колхоза возмещения за причиненный ущерб судам следует выяснить, кто конкретно из должностных лиц колхоза отвечает за данный участок работы и в чем именно состоит его вина.
  37. При определении размера возмещения, подлежащего взысканию с каждого из ответчиков, должна учитываться степень их вины.
  38. 8. Решая вопрос о размере возмещения за причиненный колхозу ущерб, судам надлежит тщательно исследовать конкретные условия, при которых он был причинен; в необходимых случаях учитывать материальное и семейное положение лиц, виновных в причинении ущерба.
  39. Если суд, исходя из обстоятельств дела, материального и семейного положения виновного, придет к выводу о необходимости уменьшить размер возмещения причиненного колхозу ущерба, он должен привести в решении соответствующие мотивы.
  40. По делам о взыскании дебиторской задолженности, а также ущерба, причиненного хищением колхозного имущества и другими преступными действиями, совершенными в корыстных целях, сумма долга, подлежащая взысканию в пользу колхоза, уменьшению в зависимости от имущественного и семейного положения должника не подлежит ( в ред. постановления Пленума от 18 июня 1975г.N4).
  41. 9. Судам усилить борьбу с самовольным захватом колхозных земель, взыскивая с виновных лиц возмещение за ущерб, причиненный колхозам этими действиями, и обсуждая в необходимых случаях вопрос о привлечении виновных к уголовной ответственности ( в ред. постановление Пленума от 20 декабря 1983г. N11 ).
  42. Если при рассмотрении дела по иску колхоза о возмещении ущерба, причиненного снятия урожая с изъятого приусадебного участка, будет установлено, что уменьшение участка произведено колхозом с нарушением закона, суд, отказав по этим основаниям в иске, должен частным определением поставить перед исполкомом районного Совета народных депутатов вопрос о пересмотре решения колхоза об уменьшении приусадебного участка.
  43. 10. ПРи рассмотрении дел, возникающих из договорных отношений колхозов, межколхозных и других межхозяйственных предприятий, организаций с участием колхозов, суды должны проверять соответствие договоров закону, Примерному Уставу колхоза и Уставу (Положению) межколхозного и другого межхозяйственного предприятия, организации с участием колхоза. Наряду с этим необходимо проверять правильность расчетов заготовительных и других организаций с колхозами по закупкам сельскохозяйственной продукции у колхозов и продаже им машин, запасных частей, минеральных удобрений и других товаров.
  44. По договорам, связанным с выполнением строительных, ремонтных и других подрядных работ, суды должны входить в обсуждение вопроса о правильности определения подрядными организациями объема, качества и стоимости выполненных работ.
  45. 11. Если суд установит, что сделка, одной из сторон в которой является колхоз, совершена с целью, заведомо противной интересам государства, он должен признать ее недействительной интересам государства, он должен признать ее недействительной с последствиями, предусмотренными ст.49 ГК ( в ред. постановления Пленума от11 декабря 1968г. N44).
  46. В случае когда будет установлено, что сделка направлена на обман государства, суду следует обсудить вопрос о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в заключении такой сделки.
  47. 12. Обратить внимание судов на необходимость тщательной проверки законности договоров, заключенных отдельными колхозами с частными лицами на строительство хозяйственных и жилых построек или выполнение для колхозов иных работ. как по содержанию. так и по размерам и формам оплаты.
  48. При разрешении таких споров следует также проверять соблюдение этими лицами условий в части объема и качества выполненных работ.
  49. 13. Судам следует иметь в виду, что если договоры, заключенные колхозами с частными лицами по своему содержанию носят характер частнопредпринимательской деятельности или коммерческого посредничества, они должны признаваться недействительными как противоречащие действующему законодательству.
  50. Если будет установлено, что в действиях этих лиц имеются признаки состава преступления, суду необходимо обсуждать вопрос о привлечении их к уголовной ответственности.
  51. 14. Последствия признания сделки недействительной, как противоречащей уставным целям колхоза ( сделки колхоза, не связанные с сельскохозяйственным производством и обслуживанием культурно-бытовых потребностей колхозников ), зависят от содержания сделки.
  52. Если сделка по своему содержанию не нарушает интересов государства, суд, признав ее недействительной, обязывает каждую из сторон возвратить другой стороне все полученное по сделке, а при невозможности возвратить в натуре- возместить стоимость полученного в деньгах.
  53. Суд с учетом конкретных обстоятельств дела вправе признать такую сделку недействительной не с момента ее заключения, а на будущее время.
  54. В тех случаях, когда внеуставная сделка совершена с целью, противной интересам государства, наступают последствия, предусмотренные ст.49 ГК ( в ред. постановления Пленума от 11 декабря 1968г. N44).
  55. 15. При рассмотрении споров, вытекающих из договоров, суды должны проверять, заключены ли они компетентным органом управления колхоза. Вопрос о компетенции органа управления колхоза, заключавшего договор, разрешается судом в соответствии с уставом данного колхоза.
  56. В случае признания недействительным договора, заключенного с нарушением компетенции органа управления колхоза, суд вправе в соответствии со ст.48 ГК привести стороны в первоначальное положение ( в ред. постановления Пленума от 11декабря 1968г. N44).
  57. В зависимости от конкретных обстоятельств дела такие договоры могут быть расторгнуты судом лишь на будущее время.
  58. Если суд установит, что договор, заключенный с нарушением компетенции органа управления колхоза, не содержит в себе ничего противозаконного или убыточного для колхоза, фактически целиком или в большей части выполнен сторонами, он может признать его обязательным для сторон.
  59. 16. Исключен ( постановления Пленума от 11 декабря 1968г. N44).
  60. 17. Обратить внимание судов на необходимость улучшения работы по устранению причин, порождающих гражданские колхозные споры, усилить оказание колхозам юридической помощи.
  61. Судам по материалам рассмотренных дел и обобщений судебной практики принимать меры к устранению вскрытых недостатков, нарушений закона, Примерного Устава колхоза в деятельности колхозов, межколхозных и других межхозяйственных предприятий, организаций с участием колхозов им привлечению в необходимых случаях виновных лиц к ответственности.Особое внимание обращать на случаи противоречия отдельных положений уставов колхозов закону, факты разбазаривания колхозных земель, бесхозяйственного отношения к хранению и использованию сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений и другого имущества сельскохозяйственной артели, невыполнения колхозами своих обязательств перед государством, случаи нарушения прав и интересов колхозников.
  62. Дела, имеющие большое общественное значение, рассматривать с участием представителей общественных организаций непосредственно в колхозах и в максимально короткие сроки.
  63. 18. Обязать Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РСФСР, Верховные Суды АССР, краевые, областные суды, суды автономных областей и автономных округов усилить надзор и контроль за работой нижестоящих судов по рассмотрению гражданских колхозных дел.
  64. Постоянно изучать и распространять положительный опыт работы отдельных народных судов по рассмотрению дел указанной категории, исполнению судебных решений и оказанию колхозам юридической помощи.
  65. 19. Народным судам принять меры к своевременному исполнению судебных решений по делам о взыскании в пользу колхозов дебиторской задолженности, возмещении имущественного ущерба и по другим гражданским колхозным делам , обеспечив их реальное исполнение.
  66. Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РСФСР, Верховного суда АССР, краевым, областным судам, судам автономных областей и автономных округов постоянно оказывать помощь нижестоящим судам в организации работы по исполнению судебных решений.

Печать

Печатать