9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение от

По делу № 2-682/2015,2-7184/2014
  1. В составе:
  2. председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
  3. при секретаре Буниной И.А.
  4. с участием истца Зацепина П.Я., представителя ответчика по доверенности Байбаковой М.А.
  5. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зацепина ФИО5 к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о возложении обязанности включить в трудовой стаж период работы во время Великой Отечественной войны в двойном размере и произвести перерасчет, о компенсации морального вреда,
  6. Установил:

  7. Зацепин П.Я. обратился в суд с настоящим иском, указал, что является ветераном Великой Отечественной войны (ВОВ), тружеником тыла, Ветераном труда, имеет общий трудовой стаж 48 лет 1 месяц 9 дней с учетом льготного стажа в годы Великой Отечественной войны. Согласно ответа Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее УПФР) от ДД.ММ.ГГГГ. № трудовой стаж составляет 45 лет 10 месяцев, и стаж работы в период Великой Отечественной войны включен в одинарном размере. После обращения в прокуратуру истец получил ответ, согласно которого его трудовой стаж составляет 48 лет 1 месяц 9 дней. В трудовой стаж Зацепина П.Я. включены периоды: с 01.02.1943г. по 01.06.1950г.; с 14.06.1950г. по 10.05.1953г.; с 12.08.1953г. по 13.03.1989г., в том числе период работы в во врем ВОВ с 01.02.1943г. по 09.05.1945г.
  8. Не согласившись с расчетом трудового стажа, истец просит обязать ответчика произвести перерасчет трудового стажа с включением периодов работы во время ВОВ с 01.02.1943 г. по 09.05.1945 г. (2 года 3 месяца 9 дней) в двойном размере, взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
  9. Истец Зацепин П.Я. исковые требования поддержал, пояснил изложенное.
  10. Представитель ответчика по доверенности Байбакова М.А. с иском не согласилась, представлены письменные возражения (л.д.24-25).
  11. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
  12. На основании пояснений участвующих в деле лиц, паспорта, удостоверений, сообщений, справок, трудовой книжки, протокола, заявлений, распоряжений, имеющихся в деле, судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ. Зацепину П.Я. установлена пенсия по возрасту в размере <данные изъяты> руб. Общий трудовой стаж на дату назначения пенсии составил 38 лет 3 месяца 26 дней, непрерывный стаж работы 35 лет 4 месяца 29 дней. Средняя заработная плата за период с 01.01.1988г. по 31.12.1988г. составила <данные изъяты> руб. Размер пенсии пересматривался с учетом добавления стажа работы и вновь представленной справки о заработной плате за период с 01.01.1958г. по 31.12.1962г. В трудовой стаж Зацепина П.Я. включены вышеназванные периоды, и с учетом льготного исчисления стажа в годы ВОВ общий трудовой стаж Зацепина П.Я. составил 48 лет 1 месяц 9 дней.
  13. Федеральным законом от 21.07.1997г. № 113-Ф3 «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» с 01.02.1998г. для неработающих пенсионеров был введен дополнительный порядок исчисления пенсии - с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), при котором общий трудовой стаж стал исчисляться в календарном порядке и заработная плата стала учитываться как отношение к заработной плате по стране за учитываемый период. В том случае, если размер пенсии, определялся по этому закону, пенсионеру устанавливается более высокий размер пенсии. При этом порядок расчета пенсии определялся в соответствии с Законом от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (максимальный размер пенсий по которому устанавливается на уровне трех минимальных пенсий по старости).
  14. Рассматривая настоящее дело, суд принимает во внимание представленные ответчиком расчеты с применением различных норм действующего пенсионного законодательства (л.д.31-136), согласно которых с 01.02.1998г. истца было выгодно получать пенсию с учетом индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), так как календарный трудовой стаж истца на эту дату составлял 45 лет 10 месяцев, стажевый коэффициент составляет максимально возможную величину - 0,75); фактическое отношение заработной платы истца к заработной плате по стране за период с 01.01.1958 г. до 31.12.1962 г. составляет 2,513, так как существовало ограничение отношения заработных плат, и на 01.02.1998г. составляет 0,7). С 01.02.1998г. размер пенсии составил 441.10 руб. (0,75 - стажевый коэффициент умножить на 0,7- ограничение заработных плат умножить на 760 руб. - средняя заработная плата по стране, применяемая для расчета пенсии плюс 42.10 руб. - повышение пенсии за работу в тылу в годы Великой Отечественной войны).
  15. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
  16. В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x T, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
  17. В силу п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица, либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи. При этом расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица в порядке пункта 3 данной статьи определяется исходя из стажевого коэффициента и среднемесячного заработка застрахованного лица в соотношении со среднемесячной заработной платой в Российской Федерации и учету подлежит только общий трудовой стаж до 1 января 2002 года, в который включаются только прямо перечисленные в указанном пункте периоды. Указанная норма Федерального закона не предусматривает включение в расчет периодов учебы и работы во время Великой Отечественной войны в двойном размере. Включение таких расчетных условий предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи.
  18. Расчет трудовой пенсии в порядке п. 4 ст. 30 предусматривает только стажевой коэффициент и среднемесячный заработок застрахованного лица и в общий трудовой стаж включаются все периоды работы и иной деятельности, предусмотренные ранее действовавшим законодательством при исчислении пенсии, с применением в необходимых случаях к некоторым периодам льготного порядка подсчета пенсии. Однако, при расчете пенсии в порядке п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ действует механизм ограничения размера пенсии путем установления ее максимального уровня или путем применения индивидуального коэффициента пенсионера.
  19. Так, в указанной правовой норме закреплено, что расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 названного Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона - 648 рублей 62 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.
  20. Пункт 6 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ применяется при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, которым на 31.12.2001г. установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
  21. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ (подп. 6 п. 28) от 11.12.2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, судам
  22. необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона № 173-ФЗ, имея в виду следующее: при выборе гражданином варианта исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Федерального закона следует иметь в виду, что он применим для тех лиц, которым по состоянию на 31.12.2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». По их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.
  23. Таким образом, по действующему пенсионному законодательству застрахованное лицо имеет право на выбор порядка расчета размера трудовой пенсии при оценке его пенсионных прав, при этом способы определения размера трудовой пенсии, установленные п. п. 3, 4 и 6 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», различны, и возможность применения смешанного порядка расчета, установленного разными пунктами статьи, законодательством не предусмотрена.
  24. В пунктах 3-5 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ также разъяснено, что расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом третьим названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом четвертым названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом шестым названной статьи; в случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте. При этом судам следует учитывать следующее: б) продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж для определения права на пенсию, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере). Независимо от фактической продолжительности исчисляются периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которые включаются в общий трудовой стаж как полный год работы; в) отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) по общему правилу учитывается в размере не свыше 1,2. Если гражданин выбрал вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, судам следует иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года. Причем исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов, указанных в этом пункте, исчисляемых в льготном порядке, который был предусмотрен в ранее действовавшем законодательстве (периоды работы в городе Ленинграде в период блокады, которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере; периоды работы во время Великой Отечественной войны, за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере, и в других случаях).
  25. При оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах Федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны, а также определен общий трудовой стаж для застрахованных лиц из числа мужчин - не менее 25 лет.
  26. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона (подп. 1 п. 1, п. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
  27. Если выбран вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, судам следует иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года. Причем исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов, указанных в этом пункте, исчисляемых в льготном порядке, который был предусмотрен в ранее действовавшем законодательстве (периоды работы в городе Ленинграде в период блокады, которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере; периоды работы во время Великой Отечественной войны, за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере, и в других случаях). Кроме того, при исчислении расчетного размера трудовой пенсии по данному варианту установлено его ограничение, равное 555.96 руб. - при наличии общего трудового стажа, равного 25 годам для мужчин и 20 годам для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а также равное 648.62 руб. - для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-Ф3. Кроме того, за каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов (п. 5 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ).
  28. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П установлено, что норма, содержавшаяся в п. 4 (в настоящее время в п. 3) ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в той части, в какой она во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции Российской Федерации.
  29. Пенсия истцу исчислена с применением п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173, согласно которому периоды работы во время Великой Отечественной войны и прохождения военной службы по призыву засчитываются в общий трудовой стаж в календарном исчислении), как наиболее выгодный вариант, в связи с изложенным спорные периоды не могут быть включены в трудовой стаж в двойном размере.
  30. В связи с отказом в иске по существу не подлежат удовлетворению иск о компенсации морального вреда. При этом суд учитывает, что согласно п. 31 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
  31. Руководствуясь ст.ст. 67, 194 - 197 ГПК РФ, суд
  32. Решил:

  33. Отказать в удовлетворении исковых требований Зацепина ФИО6 к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о возложении обязанности включить в трудовой стаж период работы во время Великой Отечественной войны в двойном размере и произвести перерасчет, о компенсации морального вреда.
  34. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
  35. Судья
  36. Решение в окончательной форме составлено к 16 час. ДД.ММ.ГГГГ

Печать

Печатать