9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение от

По делу № 2-5119/2014
  1. Судья Сызранского городского суда Самарской области Непопалов Г.Г.,
  2. при секретаре Анцуповой Е.А.,
  3. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5119/14 по иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №00 по Самарской области о перерасчете транспортного налога,
  4. Установил:

  5. ФИО1 обратился в Сызранский городской суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя тем, что ему на праве собственности принадлежат: мотолодка «Прогресс-4» №00, заводской №00; подвесной лодочный мотор «Вихрь 30» мощностью 30 лошадиных сил, заводской № №00; подвесной лодочный мотор «Вихрь» мощностью 25 лошадиных сил, заводской № №00; подвесной лодочный мотор «Москва» мощностью 30 лошадиных сил, заводской № №00; и подвесной лодочный мотор «YAMAHA» мощностью 30 лошадиных сил, заводской № ул. ХХХ2. Все перечисленные выше подвесные лодочные моторы зарегистрированы в установленном законом порядке в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» за мотолодкой «Прогресс-4» г№00, вписаны в судовой билет названного выше маломерного судна с отметкой «использовать попеременно». Одновременная установка двух и более зарегистрированных подвесных лодочных моторов на принадлежащее истцу маломерное судно по его техническим характеристикам запрещена. В августе 2014 года ФИО1 получил налоговое уведомление № 982355, согласно которому транспортный налог за 2013 года на мотолодку «Прогресс-4» г/н Р 92-89 КЦ с подвесным лодочным мотором мощностью 30 лошадиных сил был начислен дважды. Истец обратился к ответчику с претензией о неверном начислении транспортного налога, т.к. налогом облагается не двигатель, а транспортное средство – мотолодка «Прогресс-4», и предъявил судовой билет, в котором указано, что названное выше маломерное судно может эксплуатироваться только с одним зарегистрированным за ним подвесным лодочным мотором. Однако, в перерасчете транспортного налога ФИО4 было отказано, поскольку, согласно разъяснениям ФНС России, при определении налоговой базы в отношении маломерных судов, имеющих несколько подвесных лодочных моторов, мощности всех зарегистрированных за маломерным судном подвесных лодочных моторов следует суммировать. Будучи с этим не согласен, истец обратился в газету «Социальная газета» с просьбой помочь разобраться в правильности начисления ему транспортного налога, после чего получил из Межрайонной ИФНС России №00 по Самарской области новое налоговое уведомление № 538434, в котором ответчик объединил мощности всех подвесных лодочных моторов, которые он приобретал за 50 лет и начислили транспортный налог за три года. Согласно названному выше налоговому уведомлению за ФИО5 зарегистрированы четыре мотолодки «Прогресс-4» под одним бортовым номером. Будучи с этим не согласен, истец направил заявление в прокуратуру, после чего вновь получил налоговое уведомление № 1211787, согласно которому ему начислен транспортный налог за 2013 года на мотолодку «Прогресс-4» г/н №00 с подвесным лодочным мотором мощностью 115 лошадиных сил. Таким образом, при определении налоговой базы в отношении названного выше маломерного судна ответчиком были суммированы мощности всех принадлежащих ФИО4 подвесных лодочных моторов. Истец полагает, что расчет транспортного налога на мотолодку «Прогресс-4» №00 2013 года произведен Межрайонной ИФНС России №00 по Самарской области вновь неверно, поскольку одновременная установка двух и более зарегистрированных подвесных лодочных моторов на принадлежащее ему маломерное судно по его техническим характеристикам запрещена, в судовом билете названного выше маломерного судна в отношении зарегистрированных подвесных лодочных моторов имеется отметка «использовать попеременно», фактически ФИО1 использовал и имел техническую возможность использовать на принадлежащей ему мотолодке только один из принадлежащих ему лодочных моторов попеременно, а потому налог следует исчислять из одного двигателя большей мощностью. На основании изложенного, истец просит суд обязать Межрайонную ИФНС России №00 по Самарской области произвести перерасчет транспортного налога, начисленного ему на транспортное средство – мотолодку «Прогресс-4» №00, по налоговой базе, указанной в технической документации, выданной ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области», а именно за 30 лошадиных сил, с вычетом предусмотренных льгот как пенсионеру – 33 рубля х 30 лошадиных сил : 2 = 495 рублей.
  6. В судебном заседании ФИО1 иск поддержал, сославшись на доводы, изложенные выше.
  7. Представитель Межрайонной ИФНС России №00 по Самарской области ФИО6 иск не признал, полагает, что истцом не соблюден установленный Налоговым кодексом РФ досудебный порядок урегулирования налогового спора, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 138 НК РФ все акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера Федеральной налоговой службы, действий или бездействий ее должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе. Досудебный порядок урегулирования споров по данным категориям жалоб считается соблюденным, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные Кодексом. Срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (п.п. 2 и 3 ст. 138 НК РФ). Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке. Согласно ст. 139 НК РФ жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Вышестоящим налоговым органом в данном случае является Управление ФНС по Самарской области. Таким образом, ФИО5, подавшим жалобу в Сызранский городской суд **.**.**** г., не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования споров по данным категориям жалоб. Также пояснил, что исчисление транспортного налога производится налоговыми органами в соответствии со ст. 362 НК РФ на основании сведений, поступающих из органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. По сведениям ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» на имя истца зарегистрированы: мотолодка «№00 заводской №00; подвесной лодочный мотор «Вихрь 30» мощностью 30 лошадиных сил, заводской № Г1928; подвесной лодочный мотор «Вихрь» мощностью 25 лошадиных сил, заводской №00; подвесной лодочный мотор «Москва» мощностью 30 лошадиных сил, заводской №00 и подвесной лодочный мотор «YAMAHA» мощностью 30 лошадиных сил, заводской № ул. ХХХ2. Налоговой базой для исчисления транспортного налога является мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, т.е. налог взимается по ставкам в зависимости от мощности двигателя. Обязанность по уплате транспортного налога, в том числе по моторным лодкам, также ставится в зависимость от мощности двигателя. Более того, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации объекта налогообложения с указанием мощности всех зарегистрированных на него подвесных моторов, а не от фактического использования одного из них или технических возможностей транспортного средства. В связи с этим, транспортный налог за 2013 год на мотолодку №00 начислен истцу по ставке равной 67 рублей за 1 лошадиную силу, как для катеров, моторных лодок и других водных транспортных средств с мощностью двигателя свыше 100 л.с., согласно Закону Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» в редакции Закона Самарской области от **.**.**** г. № 114-ГД, исходя из суммарной мощности зарегистрированных за налогоплательщиком подвесных лодочных моторов – 115 лошадиных сил. Предусмотренная п. 1 ст. 4 Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» льгота для налогоплательщиков, являющихся пенсионерами, при расчете ФИО4 транспортного налога за 2013 года применена не была, поскольку согласно п. 3 ст. 4 названного выше Закона льгота по транспортному налогу предоставляется в отношении катеров и моторных лодок с мощностью двигателя до 30 л.с. включительно, а суммарная мощность зарегистрированных за истцом подвесных лодочных моторов составляет 115 лошадиных сил.
  8. Представитель привлеченного судом в качестве 3-его лица ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» с надлежаще оформленной доверенностью в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания не просил, в связи с чем суд определил рассмотреть дело без его участия.
  9. Суд, заслушав объяснения истца и представителя ответчика, проверив дело, полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
  10. В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог (далее в настоящей главе – налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
  11. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты налогоплательщиками-организациями.
  12. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
  13. Статьей 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей…
  14. Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  15. В силу ст. 359 НК РФ налоговая база определяется:
  16. 1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;…
  17. …В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству…
  18. В соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
  19. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
  20. Вместе с тем, согласно п.п. 1 и 3 ст. 4 Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» от 6 ноября 2002 года № 86-ГД налогоплательщики, являющиеся пенсионерами, уплачивают транспортный налог по ставке, равной одной второй ставки, установленной статьей 2 настоящего Закона.
  21. Лицам, определенным в пункте 1 и подпунктах «а», «б», «в», «г», «д» и «м» пункта 2 настоящей статьи, льгота по транспортному налогу предоставляется только в отношении одного транспортного средства из каждой определенной ниже категории транспортных средств:
  22. …катера, моторные лодки с мощностью двигателя до 30 л.с. включительно…
  23. В целях единообразного применения налоговыми органами Российской Федерации норм главы 28 части второй Налогового кодекса РФ Министерством российской Федерации по налогам и сборам разработаны «Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса российской Федерации», которые утверждены приказом МНС РФ от 9 апреля 2003 года № БГ-3-21/177.
  24. Из п.п. 18, 20 и 22 «Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса российской Федерации», утвержденных приказом МНС РФ от 9 апреля 2003 года № БГ-3-21/177, следует, что в соответствии со статьей 359 Кодекса налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности — лошадиных силах.
  25. Мощность двигателя определяется, исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство, и указывается в регистрационных документах.
  26. По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством.
  27. В случае расхождения сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство…
  28. Кроме того, согласно письму УМНС России по Самарской области от **.**.**** г. №00 в техническом паспорте на транспортные средства указывается допустимая мощность подвесного мотора. При получении судового билета и при прохождении техосмотра в судовом билете делается отметка о том, сколько на учете двигателей и как они используются:
  29. - если по техническим возможностям допускается использование 2-х или более двигателей, но в судовом билете нет отметки о попеременном использовании двигателей, то налог следует исчислять по суммарной мощности всех двигателей;
  30. - если по техническим причинам допускается использование только одного двигателя или нескольких, но попеременно, о чем имеется соответствующая отметка в судовом билете, то налог следует исчислять с двигателя большей мощности.
  31. Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежат:
  32. - мотолодка «Прогресс-4» г/н Р 92-89 КЦ, заводской № В08063;
  33. - подвесной лодочный мотор «Вихрь 30» мощностью 30 лошадиных сил, заводской № Г1928 (дата регистрации – **.**.**** г., дата снятия с учета – **.**.**** г.);
  34. - подвесной лодочный мотор «Вихрь» мощностью 25 лошадиных сил, заводской № М5В8892 (дата регистрации – **.**.**** г., дата снятия с учета – **.**.**** г.);
  35. - подвесной лодочный мотор «Москва» мощностью 30 лошадиных сил, заводской № Щ318 (дата регистрации – **.**.**** г., дата снятия с учета – **.**.**** г.);
  36. - подвесной лодочный мотор «YAMAHA» мощностью 30 лошадиных сил, заводской № ул. ХХХ2 (дата регистрации – **.**.**** г., стоит на учете до настоящего времени).
  37. Все перечисленные выше подвесные лодочные моторы зарегистрированы в установленном законом порядке в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» за принадлежащей истцу мотолодкой «№00, вписаны в судовой билет названного выше маломерного судна с отметкой «использовать попеременно». Одновременная установка двух и более зарегистрированных подвесных лодочных моторов на принадлежащее ФИО1 маломерное судно по его техническим характеристикам запрещена и невозможна.
  38. Судом также установлено, что согласно налоговому уведомлению №00 ФИО1 начислен транспортный налог за 2013 год на мотолодку «№00 в размере 6 300 рублей 83 копейки, исходя из налоговой базы (мощности подвесного лодочного мотора) – 115 лошадиных сил.
  39. Таким образом, при определении налоговой базы в отношении названного выше маломерного судна ответчиком были суммированы мощности всех принадлежащих истцу в 2013 году подвесных лодочных моторов и не было учтено, что одновременная установка двух и более зарегистрированных подвесных лодочных моторов на принадлежащее ФИО1 маломерное судно по его техническим характеристикам запрещена и невозможна, использоваться данные моторы должны были лишь попеременно, о чем имеется соответствующая отметка в судовом билете.
  40. Вместе с тем, включая в налоговую базу мощность принадлежащего истцу подвесного лодочного мотора «YAMAHA» (30 л.с.) и производя расчет транспортного налога за все 12 месяцев 2013 года, Межрайонной ИФНС России №00 по Самарской области не было учтено, что названный выше подвесной лодочный мотор был приобретен и поставлен на учет в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» лишь **.**.**** г., следовательно, в силу приведенных выше положений закона, налоговый период при расчете транспортного налога за 2013 год в отношении названного выше подвесного лодочного мотора составляет лишь 7 месяцев, а не 12 месяцев, как это указано в налоговом уведомлении № 1211787.
  41. Указанные выше обстоятельства подтверждаются налоговым уведомлением № 1211787, ответом УФНС по Самарской области от **.**.**** г. № 06-34/25304@, ответом Межрайонной ИФНС России №00 по Самарской области от **.**.**** г. № 09-12/17566, справкой ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» от **.**.**** г., ответом ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» от **.**.**** г. № 1401з, копией судового билета маломерного судна, а также объяснениями сторон по делу в судебном заседании.
  42. При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым исковые требования ФИО1 удовлетворить, обязать Межрайонную ИФНС России №00 по Самарской области произвести перерасчет транспортного налога, начисленного истцу за 2013 год на транспортное средство – мотолодку №00, исходя из мощности одного из зарегистрированных в налоговый период подвесных лодочных моторов большей мощностью – 30 лошадиных сил, с применением льготы, установленной п. 1 ст. 4 Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области», для налогоплательщиков, являющихся пенсионерами, поскольку в судебном заседании установлено, что все перечисленные выше подвесные лодочные моторы зарегистрированы в установленном законом порядке в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» за принадлежащей истцу мотолодкой №00, вписаны в судовой билет названного выше маломерного судна с отметкой «использовать попеременно», одновременная установка двух и более зарегистрированных подвесных лодочных моторов на принадлежащее ФИО1 маломерное судно по его техническим характеристикам запрещена и невозможна, а потому налоговым органом необоснованно произведено начисление транспортного налога за 2013 год, исходя из налоговой базы в размере 115 л.с., что в свою очередь повлекло невозможность предоставления истцу названной выше льготы при уплате транспортного налога, как пенсионеру.
  43. Иное толкование приведенных выше положений закона, позволяющее при определении налоговой базы суммировать мощности всех зарегистрированных за маломерным судном подвесных лодочных моторов, даже при условии, что одновременная установка двух и более зарегистрированных подвесных лодочных моторов на маломерное судно по его техническим характеристикам запрещена и невозможна, а в судовом билете маломерного судна имеется отметка «использовать попеременно», противоречит самой правовой природе транспортного налога, который по своему правовому смыслу является обязательным платежом, взимаемым с владельцев за пользование транспортными средствами, в том числе маломерными судами, и использование водных путей, который направляется на их содержание, а также на защиту окружающей среды от воздействия на нее вредных факторов при использовании транспортных средств. Регистрация подвесного лодочного мотора за маломерным судном, по своему содержанию, является административным актом, с которым закон (п. 1 ст. 8 ГК РФ) связывает возможность пользования приобретенным имуществом.
  44. Таким образом, положения ст. 357 НК РФ о том, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, на которые ссылается представитель ответчика в своем отзыве и в судебном заседании, свидетельствуют лишь о том, что налогообложению подлежат владельцы транспортных средств, которые установленным порядком зарегистрированы и допущены к участию в движении, а также фактически принимают в нем участие.
  45. Доводы представителя ответчика о том, что истцом не соблюден установленный Налоговым кодексом РФ досудебный порядок урегулирования налогового спора, суд полагает несостоятельными, поскольку положения главы 19 НК РФ, устанавливающие обязательный досудебный порядок обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц), на которые ссылается Межрайонная ИФНС России №00 по Самарской области, подлежит применению лишь в случае обжалования гражданином актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ (Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих). Однако, ФИО1 обратился в Сызранский городской суд с настоящим исковым заявлением не в указанном выше порядке, а в порядке подраздела II ГПК РФ (Исковое производство), для которого главой 19 НК РФ не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
  46. На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
  47. Решил:

  48. Иск ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №00 по Самарской области о перерасчете транспортного налога удовлетворить.
  49. Обязать Межрайонную ИФНС России №00 по Самарской области произвести перерасчет транспортного налога, начисленного ФИО1 за 2013 год на транспортное средство – мотолодку №00 исходя из мощности одного из зарегистрированных в налоговый период подвесных лодочных моторов большей мощностью – 30 лошадиных сил, с применением льготы, установленной п. 1 ст. 4 Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области», для налогоплательщиков, являющихся пенсионерами.
  50. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
  51. Судья Непопалов Г.Г.

Печать

Печатать