9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение АС Челябинской области от

  1. Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2014 г.
  2. Решение в полном объеме изготовлено 04 декабря 2014 г.
  3. Судья Арбитражного суда Челябинской области Шумакова С.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бессмертным Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Суходоева Александра Сергеевича, (ОГРН 314745305600042), г. Челябинск, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области, (ОГРН 1027700485757), г. Челябинск, при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, (г. Челябинск), при участии в судебном заседании представителей: истца - Брунгардт О.В. (по доверенности от 05.08.2014), ответчика - Кузиной И.А. (доверенность от 12.03.2014)
  4. Установил:

  5. Индивидуальный предприниматель Суходоев Александр Сергеевич, (ОГРН 314745305600042), г. Челябинск (далее – истец), обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Челябинской области, г. Челябинск (далее – ответчик), об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 137559 кв.м., с кадастровым номером 74:19:0701001:141, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, оздоровительный лагерь «Юбилейный», озеро Касарги, равной его рыночной стоимости в размере 4 043 500 руб., определенной по состоянию на 01.01.2010.
  6. Определением суда от 08.08.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, (г. Челябинск); общество с ограниченной ответственностью «Профит Лайн», (г. Челябинск).
  7. Истец в судебном заседании представил ходатайство об уточнении исковых требований (т.2 л.д.30), в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 137559 кв.м., с кадастровым номером 74:19:0701001:141, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, оздоровительный лагерь «Юбилейный», озеро Касарги, равной его рыночной стоимости в размере 5 422 277 руб., определенной по состоянию на 01.01.2009.
  8. В соответствии с ч.1 ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
  9. Судом, в порядке ст. 49 АПК РФ, уточнение исковых требований принято.
  10. Истец заявленные требования поддержал, на иске настаивал, сослался, что определенная и внесенная в государственный кадастр недвижимости стоимость земельного участка не соответствует и значительно превышает рыночную стоимость участка, что нарушает права истца как плательщика налога, заявил ходатайство об отнесении на него судебных расходов по уплате государственной пошлины.
  11. Ответчик изложил доводы в рамках отзыва на исковое заявление (т.1 л.д.111-113) и письменных пояснений относительно даты, на которую определена кадастровая стоимость спорного земельного участка (т.1 л.д.115-117).
  12. Третьи лица в судебное заседание не явились, об арбитражном процессе по делу, а также о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ (т.1 л.д.137,140). Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ч.ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ.
  13. От третьего лица (Росреестра) поступило мнение на исковое заявление (т.1 л.д.107-109), ходатайствует о рассмотрении дела без участия представителя.
  14. Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
  15. Из материалов дела следует, что истец является собственником земельного участка общей площадью 137559 кв.м., с кадастровым номером 74:19:0701001:141, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, оздоровительный лагерь «Юбилейный», озеро Касарги.
  16. Кадастровая стоимость указанного земельного участка, включенная в ГКН, была рассчитана на основании кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области № 189-П, проведенной по состоянию на 01.01.2009.
  17. Истцом в материалы дела представлен отчет об оценке № 100-О-2014, согласно которому по заявлению истца проведена оценка рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2009, которая составила 5 422 277 руб.
  18. С учетом сопоставления с данными ГКН (23 807 336 руб. 13 коп.) установлено значительное расхождение в стоимости земельного участка, установленной кадастровой оценкой земель и определенной рыночной на основании отчета истца.
  19. В подтверждение достоверности отчета об определении рыночной стоимости в материалы дела истцом представлено экспертное заключение № 03-14-11-10 от 20.11.2014, в соответствии с которым установлено соответствие отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.
  20. Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом ВАС РФ в постановлении № 913/11 от 28.06.2011, требование об изменении внесенной в ГКН кадастровой стоимости на рыночную стоимость земельного участка должно быть обращено к органу кадастрового учета, и не является требованием об оспаривании действий данного органа, подлежащим рассмотрению в порядке главы 24 АПК РФ.
  21. В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
  22. В силу п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
  23. Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
  24. Согласно п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета», федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
  25. Таким образом, надлежащим ответчиком по рассматриваемой категории споров является кадастровая палата, наделенная функциями органа кадастрового учета.
  26. Истец ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка их рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу, согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), является нарушение прав общества как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога.
  27. В силу пункта 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
  28. При этом права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка их рыночной стоимости, могут быть защищены, в том числе посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
  29. Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
  30. При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
  31. Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
  32. В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
  33. Доводы ответчика о необходимости определения даты, по состоянию на которую определяется кадастровая стоимость исходя из даты фактического внесения органом кадастрового учета кадастровой стоимости, а не применительно к дате массовой оценки судом отклоняется по следующим основаниям.
  34. Специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения предусмотрены в главе III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
  35. В постановлении от 28.06.2011 № 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
  36. Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
  37. Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
  38. Учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости»).
  39. На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
  40. Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 167-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности.
  41. Согласно ст. 5 Федерального закона № 167-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок.
  42. Кадастровая стоимость указанного земельного участка была рассчитана в соответствии с нормами Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222, а именно с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположены земельные участки. Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель утверждено постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 № 284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области».
  43. Государственный контракт № 169Д на выполнение работ по теме: «Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов в субъектах Российской Федерации» заключен Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии 25.12.2009, то есть до официального опубликования Федерального закона № 167-ФЗ.
  44. Таким образом, для определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:19:0701001:141 были применены результаты оценки, полученной в соответствии с Государственным контрактом, заключенным до официального опубликования Федерального закона № 167-ФЗ.
  45. С учетом изложенного, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, определенной до вступления в силу Федерального закона № 167-ФЗ, не могут быть оспорены в Комиссии.
  46. В соответствии с Правилами государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 (с последующими изменениями) организация проведения государственной кадастровой оценки земель возложена в настоящее время на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы. Проведение указанных работ осуществляется оценщиками или юридическими лицами, имеющими право на заключение договора об оценке. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
  47. Поскольку в силу названных положений, установлено, что кадастровая стоимость земельного участка, включенная в реестр, была рассчитана на основании кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области № 189-П, соответственно, требования об установлении в судебном порядке кадастровой стоимости участка равной рыночной стоимости подлежат удовлетворению в редакции резолютивной части, а не на дату, предшествующую вступлению решения суда в законную силу.
  48. При этом судом отмечается, что данная рыночная стоимость может быть внесена в ГКН только после вступления в законную силу решения суда, соответственно, дата новой рыночной стоимости земельного участка, вносимая в ГКН, фактически распространяет свое действие исключительно на будущее время и не имеет ретроспективного основания для применения, поскольку не является и не аналогична последствиям исправлением кадастровой ошибки.
  49. В соответствии со ст. 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов, разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.
  50. Согласно п.п.4 п.1 ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при подаче исковых заявлений неимущественного характера подлежит уплате государственная пошлина в размере 4 000 руб.
  51. Истцом при подаче искового заявления платежным поручением № 1255 от 01.08.2014 уплачена государственная пошлина в размере 4 000 руб. (л.д.10).
  52. Оснований для отнесения на ответчика судебных расходов по оплате госпошлины в силу ст. 110 АПК РФ не имеется, поскольку истцом заявлено ходатайство об отнесении на него судебных расходов по оплате государственной пошлины.
  53. Руководствуясь ст.ст. 167-170 АПК РФ, арбитражный суд,
  54. Решил:

  55. Исковые требования удовлетворить.
  56. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:19:0701001:141, общей площадью 137 559 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, оздоровительный лагерь «Юбилейный», озеро Касарги, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2009 - 5 422 277 руб. 00 коп.
  57. Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
  58. Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
  59. Судья подпись С.М. Шумакова

Печать

Печатать