9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Постановление ВАС РФ от

По делу № А40-66210/2013
  1. 3 июня 2014 г.
  2. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
  3. председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
  4. членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Разумова И.В., Юхнея М.Ф. –
  5. рассмотрел заявление государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 7 по городу Москве и Московской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 23.07.2013 по делу № А40-66210/13 и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 по тому же делу.
  6. Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., Президиум установил следующее.
  7. Индивидуальный предприниматель Нефедова Ирина Витальевна (далее – предприниматель) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
  8. В нарушение требований статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) предприниматель не представил в установленный срок в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальные сведения о застрахованных лицах за периоды с 01.04.2011 по 30.06.2011, с 30.10.2011 по 31.12.2011, с 01.01.2012 по 31.03.2012, с 01.04.2012 по 30.06.2012; эти сведения были представлены 16.11.2012.
  9. Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 7 по городу Москве и Московской области (далее – фонд) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о взыскании с предпринимателя штрафа в размере 16 981 рубля за непредставление в установленный срок сведений о каждом работающем у него застрахованном лице за указанные периоды.
  10. Дело рассматривалось в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  11. Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.07.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
  12. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
  13. В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции фонд просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и удовлетворить заявленное требование.
  14. Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело – направлению в Арбитражный суд города Москвы на новое рассмотрение по следующим основаниям.
  15. Суды, отказывая в удовлетворении заявленного фондом требования, полагали, что с 01.01.2012 отменена обязанность индивидуальных предпринимателей представлять отчетность в контролирующие органы. При этом они руководствовались пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2011 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» (далее – Закон № 379-ФЗ), согласно которому пункты 5 и 6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, устанавливающие обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом из стоимости страхового года, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисленные в названных нормах сведения, утратили силу.
  16. Однако суды не учли следующее.
  17. Законом № 379-ФЗ отменена обязанность плательщиков страховых взносов, самостоятельно уплачивающих страховые взносы и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
  18. Между тем статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) установлено, что страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
  19. 1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:
  20. организации;
  21. индивидуальные предприниматели;
  22. физические лица;
  23. 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
  24. Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 названного пункта, исчисление и уплата страховых взносов производится им по каждому основанию.
  25. Также статьей 1 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователями являются как индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, так и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, в том числе и индивидуальные предприниматели.
  26. Согласно статье 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются как лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели, так и индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
  27. Пункт 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ предусматривает, что страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
  28. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные данным Законом.
  29. Аналогичная правовая норма содержалась и в пункте 1 части 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период).
  30. Судами установлено, что Нефедова И.В. является предпринимателем, осуществляющим выплаты наемным работникам, то есть подпадает под определение «страхователь», содержащееся в абзацах четвертом и пятом статьи 1 Закона № 27-ФЗ, и как страхователь обязана представлять индивидуальные сведения о каждом работающем у нее застрахованном лице на основании части 1 статьи 8, частей 1, 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
  31. Статьей 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
  32. Вместе с тем следует учесть, что согласно изменениям, внесенным в часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», смягчена ответственность страхователя за непредставление либо представление неполных и (или) недостоверных сведений персонифицированного учета. Размер санкций с 01.01.2014 составляет 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленных к уплате в фонд за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены (представлены неполные или недостоверные) сведения.
  33. Принимая во внимание, что в данном случае предприниматель был привлечен к ответственности не как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы и не производящее выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а как страхователь-работодатель, у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований фонда о взыскании с предпринимателя штрафных санкций в связи с исключением ответственности в отношении индивидуальных предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
  34. При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
  35. Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
  36. Постановил:

  37. решение Арбитражного суда города Москвы от 23.07.2013 по делу № А40-66210/13 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 по тому же делу отменить.
  38. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
  39. Председательствующий
  40. А.А. Иванов

Печать

Печатать