9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Арбитражный суд Смоленской области

Решение от

По делу № А62-3512/2010
  1. Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2010 года
  2. Решение изготовлено в полном объеме 11 октября 2010 года
  3. Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Алмаева Р.Н.,
  4. при ведении протокола судебного заседания судьей Алмаевым Р.Н.
  5. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
  6. Общества с ограниченной ответственностью «Альфа»
  7. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области
  8. о признании незаконными действий (бездействия),
  9. при участии в судебном заседании:
  10. от заявителя: Емельяненкова Ю.А. – представитель (паспорт, доверенность),
  11. от ответчика: Головко О.В. – главный специалист (доверенность, удостоверение),
  12. Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
  13. Установил:

  14. Общество с ограниченной ответственностью «Альфа» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило:
  15. - признать незаконными бездействия Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, (далее – Департамент, ответчик) выразившиеся в отказе в совершении выбора земельного участка в г. Смоленске по улице Дохтурова, площадью 12000 кв.м. и предварительном согласовании места размещения объекта строительства для предоставления данного участка в аренду для целей строительства, при условии заключения протекающего по дну Чуриловского оврага в закрытый коллектор;
  16. - обязать Департамент вернуться к рассмотрению поданного Обществом заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства, продолжив процедуру выбора земельного участка при условии наличия обязательства заявителя заключить протекающий по дну Чуриловского оврага ручей в закрытый коллектор.
  17. До рассмотрения заявленных требований по существу заявитель уточнил свои требования, которые в окончательном виде заключаются в следующем:
  18. - признать незаконными действия Департамента по отказу в предварительном согласовании места размещения объекта строительства и утверждении акта о выборе земельного участка в г. Смоленске по ул. Дохтурова площадью 12000 кв.м.;
  19. - обязать Департамент принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта строительства и утвердить акт о выборе земельного участка в г. Смоленске по ул. Дохтурова площадью 12000 кв.м.;
  20. - обязать Департамент вернуться к рассмотрению поданного Обществом заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства, при условии заключения ручья протекающего по дну Чуриловского оврага в закрытый коллектор.
  21. Судом уточнение требований принято, так как это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
  22. Из материалов дела следует, что Общество 10.02.2009 (вх. № 1867) и от 21.10.2009 (вх. № 18582/з) обратилось в Департамент с заявлениями об осуществлении выбора земельного участка в городе Смоленске, по улице Дохтурова, площадью 12000 кв. метров и предварительном согласовании геста размещения на нем объекта капитального строительства – развлекательного центра.
  23. Письмом от 22.01.2010 № 997/08 Департамент отказал в удовлетворении заявления Общества, указав, что испрашиваемый земельный участок расположен на отвершке Чуриловского оврага, по дну которого протекает ручей. Согласно сведениям, полученным из Отдела водных ресурсов по Смоленской области Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, (письма от 25.11.2009 вх. № 20935/з, от 21.12.2009 вх. № 22860/з) ручей без названия, протекающий по дну отвершка оврага Чуриловский в городе Смоленске, относится к водотоку, который имеет временное наполнение в период осеннего половодья и летне-осеннего паводка. В остальные периоды ручей отводит поверхностные, грунтовые воды и сточные воды со сбросных коллекторов. Также Департаментом указано, что согласно статей 5, 6 Водного кодекса Российской Федерации водотоки (реки, ручьи, каналы) относятся к поверхностным водным объектам, которые являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. В соответствии со статьей 102 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 14 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введение в действие Водного кодекса Российской Федерации» на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков, а в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые в том числе, водными объектами, не подлежат приватизации.
  24. В дальнейшем Общество, получив ответ из Отдела водных ресурсов по Смоленской области Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 07.04.2010 г. № 185 в котором указано, что в случае помещения вышеназванного ручья в закрытый коллектор – водоохранная зона не устанавливается, 19.05.2010 (вх. № 3020) обратилось в Департамент с заявлением с просьбой вернутся к вопросу рассмотрения заявления об осуществлении выбора земельного участка в городе Смоленске, по улице Дохтурова, площадью 12000 кв.м. и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства – развлекательного центра. Также Общество указало, что в случае предоставления в пользование вышеназванного земельного участка Общество готово выполнить обязательства по заключению протекающего по дну Чуриловского оврага ручья в закрытый коллектор.
  25. Письмом от 01.06.2010 № 12013/08 Департамент отказал в удовлетворении указанного выше заявления Общества, указав, что на обращения от 10.02.2009 вх. № 1867 и от 21.10.2009 вх. № 18582/3 об осуществлении выбора испрашиваемого земельного участка и предварительном согласовании места размещения на нем развлекательного центра Департаментом был дан ответ от 26.01.2010 исх. № 997/08 о невозможности предварительно согласовать размещение объекта на испрашиваемом земельном участке. Данный ответ был дан на основании сведений, полученных из Отдела водных ресурсов по Смоленской области Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (письма от 25.11.2009 вх. № 20935/з, от 21.12.2009 вх. № 22860/з), согласно которым на испрашиваемом земельном участке расположен ручей без названия, протекающий по дну отвертка оврага Чуриловский в городе Смоленске. Также ответчиком указано, что согласно пункту 10 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранные зоны рек, их частей, размещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются. Отсутствие установленных водоохранных зон и, соответственно, их прибрежных защитных полос означает лишь, что вблизи таких водных объектов не действуют установленные подпунктами 15-17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ограничения использования водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, а не то, что данный объект утрачивает статус водного объекта. В соответствии со статьей 102 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 14 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введение в действие Водного кодекса Российской Федерации» на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков. А в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, заняты в том числе, водными объектами, не подлежат приватизации.
  26. Считая указанный выше отказ незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
  27. В судебном заседании представитель Заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
  28. Ответчик представил отзыв на заявление, с доводами Заявителя не согласен по указанным в нем основаниям.
  29. Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
  30. В соответствии со статьей 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (часть 2) производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
  31. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
  32. В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации целью градостроительного развития территорий является их застройка.
  33. Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
  34. Орган местного самоуправления по заявлению юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. При этом в силу совокупности положений Земельного Кодекса РФ испрашиваемый и предоставляемый земельный участок должен быть свободен от прав третьих лиц.
  35. Согласно Закону Смоленской области от 08.02.2007г. № 1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области – городе-герое Смоленске» полномочия по распоряжению земельными участками переданы Администрации Смоленской области.
  36. Статьей 102 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, относятся к землям водного фонда. Формирование земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется.
  37. В силу пункта 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
  38. Пункт 2 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам относит водотоки (реки, ручьи, каналы).
  39. В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
  40. Ширина водоохраной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
  41. до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
  42. от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
  43. от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
  44. В силу пункта 6 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
  45. Согласно пункту 10 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.
  46. Из материалов дела следует, что согласно информации Отдела водных ресурсов по Смоленской области Московско Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов ручей без названия, протекающий по дну отвершка оврага Чуриловский в г. Смоленске относится к водотоку, который имеет временное наполнение в период весеннего половодья и летне-осеннего паводка. В остальные периоды ручей отводит поверхностные, грунтовые воды и сточные воды со сбросных коллекторов. Протяженностью ручья менее 10 км. Ширина водоохраной зоны – 50 м., ширина прибрежной защитной полосы – 50 м., ширина береговой полосы – 5 м.
  47. Поскольку испрашиваемый Обществом в аренду (для размещения объекта строительства торгово-развлекательного центра) земельный участок площадью 12000 кв.м. расположен на отвершке оврага Чуриловский по дну которого протекает ручей, без названия, суд пришел к выводу о том, что оснований для формирования испрашиваемого заявителем земельного участка для размещения на нем объекта капитального строительства – развлекательного центра не представляется возможным.
  48. Ссылка заявителя на то, что в случае предоставления в пользование вышеназванного земельного участка Общество готово выполнить обязательства по заключению протекающего по дну Чуриловского оврага ручья в закрытый коллектор, отклоняется, поскольку до помещения в закрытый коллектор ручья спорный земельный участок включает водоохранную зону ручья в связи, с чем предварительное согласование места размещения объекта строительства и утверждение акта о выборе земельного участка в г. Смоленске по ул. Дохтурова площадью 12000 кв.м. не допустимо.
  49. С учетом изложенного, отказ Обществу в предварительном согласовании места размещения объекта строительства и утверждении акта о выборе земельного участка в г. Смоленске по ул. Дохтурова площадью 12000 кв.м. произведен Департаментом обоснованно.
  50. Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
  51. Решил:

  52. 1. В удовлетворении предъявленных Обществом с ограниченной ответственностью «Альфа» требований отказать.
  53. 2. Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.
  54. 3. Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение одного месяца после его принятия в апелляционную инстанцию, и в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск), кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Смоленской области.
  55. Судья Р.Н. Алмаев

Печать

Печатать