9999
Комментарии
Приложение
к Постановлению от № 417
Программа

Государственная программа «Экономическое развитие республики мордовия до 2018 года» паспорт государственной программы «Экономическое развитие республики мордовия до 2018 года»

  1. Ответственный исполнитель Программы Министерство экономики Республики Мордовия
    Соисполнители Программы Минпромнауки Республики Мордовия; Минстрой Республики Мордовия; Минсельхозпрод Республики Мордовия; Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия
    Подпрограммы Программы отсутствуют
    Программноцелевые инструменты Программы Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы; Комплексная программа развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия на 2011 - 2015 годы; Республиканская целевая программа "Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия" на 2013 2018 годы
    Цели Программы рост жизненного уровня населения через ускорение инвестиционного развития республики, повышающего ее инвестиционную и инновационную привлекательность в конкурентной среде российских регионов; совершенствование предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций; улучшение предпринимательского климата и конкурентной среды; равноправная интеграция Республики Мордовия в мировое экономическое пространство и в систему межрегиональных экономических отношений для эффективного и рационального использования в интересах республики преимуществ международного разделения труда, построения современной инфраструктуры, обеспечивающей высокоэффективную кооперацию в области внешнеэкономических связей
    Задачи Программы обеспечение благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, содействие повышению инвестиционной и инновационной активности организаций; разработка и реализация мер, направленных на стимулирование притока частных инвестиций в экономику республики; реализация мероприятий, направленных на увеличение инвестиций в малое и среднее предпринимательство республики и развитие механизмов государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; формирование позитивного имиджа Республики Мордовия как инвестиционно привлекательной территории, открытой для международного и межрегионального сотрудничества; привлечение дополнительных источников финансирования инвестиционных потребностей; создание условий для развития конкуренции и снятия излишней административной нагрузки на бизнес; формирование и ведение реестров государственных и муниципальных услуг (функций); разработка (внесение изменений) и принятие административных регламентов исполнения государственных и муниципальных функций, предоставления государственных и муниципальных услуг; создание и развитие сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) в муниципальных районах республики, соответствующих установленным требованиям; расширение программно-целевого метода бюджетных расходов; развитие внешнеэкономических и межрегиональных связей для обеспечения дальнейшего роста экономики региона, в т.ч. за счет расширения рынков сбыта и наращивания экспорта продукции; дальнейшее развитие и повышение эффективности выставочно-конгрессной и презентационной деятельности.
    Целевые индикаторы и показатели Программы достижение в 2018 году роста по отношению к 2013 году: валового регионального продукта - 151,1 процента; индекса промышленного производства - 170,0 процентов; валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств - 135,7 процента; инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - 193,8 процентов; экспорта продукции - 144,0 процента; номинальной начисленной среднемесячной заработной платы одного работника - 207,7 процента; достижение в 2018 году: доли оборота розничной торговли розничных торговых сетей в общем обороте розничной торговли - 54,0 процента; доли безработных в общей численности экономически активного населения - 1,0; уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг - не менее 90 процентов; доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг - не менее 90 процентов; доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме - не менее 70 процентов.
    Этапы и сроки реализации Программы Программа реализуется с 2014 по 2018 годы
    Объемы финансирования Программы Общий объем финансирования Программы в 2014 - 2018 годах составляет 96410506,3 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 33071161,2 тыс. рублей; в 2015 году - 29374412,8 тыс. рублей; в 2016 году - 19220248,3 тыс. рублей; в 2017 году - 7360043,0 тыс. рублей; в 2018 году - 7384641,0 тыс. рублей; из них средства: федерального бюджета - 10019844,6 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 3893210,0 тыс. рублей; в 2015 году - 2883234,6 тыс. рублей; в 2016 году - 2036400,0 тыс. рублей; в 2017 году - 603500,0 тыс. рублей; в 2018 году - 603500,0 тыс. рублей; республиканского бюджета Республики Мордовия - 5825469,6 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 2112177,6 тыс. рублей; в 2015 году - 1679579,7 тыс. рублей; в 2016 году - 1361568,3 тыс. рублей; в 2017 году - 328788,0 тыс. рублей; в 2018 году - 343356,0 тыс. рублей; местных бюджетов - 96065,3 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 54267,6 тыс. рублей; в 2015 году - 41797,7 тыс. рублей; внебюджетных источников - 80469126,8 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 27011506,0 тыс. рублей; в 2015 году - 24769800,8 тыс. рублей; в 2016 году - 15822280,0 тыс. рублей; в 2017 году - 6427755,0 тыс. рублей; в 2018 году - 6437785,0 тыс. рублей. Объем финансирования Программы подлежит ежегодному уточнению, исходя из реальных возможностей бюджетов всех уровней.
    Ожидаемые результаты реализации Программы Реализация Программы позволит: создать условия для долгосрочного устойчивого экономического развития, обеспечить повышение инвестиционной и инновационной привлекательности на основе реализации модели государственно-частного партнерства, активизации частных инвестиций, рост конкурентоспособности экономики за счет модернизации базовых отраслей, развития инновационного сектора, высокотехнологичных производств, человеческого потенциала, увеличение производительности труда, развитие малого и среднего предпринимательства во всех секторах экономики на основе снижения административных барьеров, создать благоприятные условия для роста реальных располагаемых денежных доходов населения и на этой основе повысить качество и уровень жизни населения Республики Мордовия
  2. Раздел 1. Общая характеристика экономического развития Республики Мордовия
  3. Экономическое развитие Республики Мордовия в последние годы характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей. Предпринимаемые меры по улучшению предпринимательского климата, стимулированию экономической активности и экономического роста, поддержке инновационного развития, повышению качества государственного и муниципального управления способствуют созданию условий для повышения качества и уровня жизни населения.
  4. Республика располагает значительным производственным и научно-исследовательским потенциалом, в настоящее время характеризуется как регион с хорошей экологией, благоприятной средой для ведения бизнеса.
  5. Мордовия занимает удобное транспортно-географическое положение на пересечении важных железнодорожных и автомагистралей. Эксплуатационная длина железнодорожных путей - 550 км. Протяженность автомобильных дорог составляет 6,7 тыс. км. В столице Мордовии расположен аэропорт, способный принимать самолеты грузоподъемностью до 100 тонн.
  6. Сформирован благоприятный климат для привлечения инвестиций: полный охват территории всеми видами связи, включая Интернет, цифровое телевидение, стопроцентная газификация, развитая социальная, инженерная и транспортная инфраструктура, активная государственная поддержка инвестиционной деятельности, максимально возможные льготы инвесторам.
  7. По результатам субнационального исследования "Ведение бизнеса в России - 2012", проведенного Всемирным Банком, город Саранск занял 2 место в общем рейтинге среди 30 городов - столиц субъектов России.
  8. В рамках Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года завершена реализация Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы, которая позволила за последние пять лет обеспечить рост экономики на 13%, увеличить объемы промышленного производства в 1,5 раза, сельскохозяйственного производства - в 1,2 раза, инвестиций в экономику - в 1,4 раза, собственных доходов республиканского бюджета - в 1,6 раза. Реализовано более 200 инвестиционных проектов с объемом инвестиций более 120 млрд. рублей. Создано и сохранено более 30 тысяч рабочих мест.
  9. По объемам ВРП в расчете на душу населения (по стат. данным за 2011 год) республика заняла 10 место среди регионов Приволжского федерального округа, опережая Чувашскую Республику, Республику Марий Эл, Кировскую и Пензенскую области, и 44 место в России. Объем валового регионального продукта в 2012 году (по оценке) составил более 138 млрд. рублей с темпом роста к предыдущему году 101,5 процента. В 2010 и 2011 годах рост ВРП составлял соответственно 104,8 и 109,4 процента.
  10. Республика относится к регионам с индустриально-аграрным типом экономической специализации. В экономике ведущая роль принадлежит промышленности, доля которой в валовом региональном продукте по оценке в 2012 году составила 29,3 процента. На долю сельскохозяйственного производства, включая лесное хозяйство, охоту и рыболовство, приходится 12,5% валового регионального продукта. В структуре ВРП 13,1% занимает строительство, 11,8% - торговля и общепит, 8,3% - транспорт и связь.
  11. Промышленность республики специализируется на выпуске электротехнической продукции (включая светотехническое производство, электронное, оптическое оборудование), широкого спектра кабельной продукции, продукции транспортного машиностроения (вагоностроения), производстве строительных материалов, а также продукции перерабатывающей промышленности. Важное значение для развития промышленности имеет инновационная активность организаций. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции составляет более 20 процентов.
  12. Наиболее крупными промышленными организациями являются холдинг "Оптикэнерго", ОАО "Электровыпрямитель", ОАО "Саранский завод "Резинотехника", ОАО "Саранский телевизионный завод", ОАО "Орбита", ОАО "Биохимик", ЗАО "Рузаевский стекольный завод", ООО "ВКМ-Сталь". Крупнейшее предприятие транспортного машиностроения - ОАО "Вагоностроительная компания Мордовии". Основная доля в производстве строительных материалов принадлежит ОАО "Мордовцемент", который является одним из крупнейших в России производителей фасованного и нефасованного цемента, сухих строительных смесей, и ОАО "Лато" - производитель шифера, асбестоцементных и хризотилцементных труб, современного импортозамещающего строительного материала - фиброцементных плит. Наиболее крупные организации, производящие пищевые продукты - мясоперерабатывающие комплексы, входящие в состав ЗАО "Талина", ООО "Юбилейное", пивоваренная компания ОАО "САН ИнБев" Саранский филиал, ООО "ЛВЗ "Саранский", ООО "ЛВЗ Кристалл-Лефортово", ОАО "МордовспиртЪ", ОАО "Ламзурь", ОАО "Молочный комбинат "Саранский", ООО "Сыроваренный завод "Сармич", ОАО "Сыродельный комбинат "Ичалковский", ОАО Консервный завод "Саранский".
  13. В 2012 году индекс промышленного производства по полному кругу организаций составил 101,2 процента.
  14. Важным направлением является развитие инноваций и новых технологий. Утверждена государственная программа научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы, предусматривается разработка Стратегия инновационного развития на период до 2020 года.
  15. Одним из основных инновационных проектов является федеральный технопарк в сфере высоких технологий, объединивший существующую инновационную инфраструктуру и инновационно-активные организации республики в единый механизм. В настоящее время введен центр экспериментального производства и начато строительство Инжинирингового центра волоконной оптики и оптоэлектроники. Три инновационных проекта Технопарка в области силовой электроники и оптического волокна стали резидентами инновационного центра "Сколково".
  16. Активно реализуется кластерная политика. Программа развития кластера "Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением" вошла в первую группу инновационных территориальных кластеров, которые будут поддержаны на федеральном уровне. Кластер включает в себя ведущие производственные, научные и инфраструктурные организации республики с ежегодным объемом производства около 5 млрд. рублей, которые выпускают свыше 30% всей производимой в России светотехнической и полупроводниковой продукции и занимают порядка 10% российского рынка в данном сегменте. Предполагается к 2016 году увеличить объемы производства в 4 раза, сократить долю импорта в 2 раза (с 70 до 35%) и создать более 10 тыс. высокопроизводительных рабочих мест.
  17. Развивается кластер по производству кабельных изделий, ежегодный объем производства превышает 10 млрд. рублей. Его доля на рынке кабельной продукции России составляет 8%, а по ряду изделий - 100%. Организации кластера основную ставку делают на выпуск новой, уникальной для России продукции - волоконно-оптического кабеля, встроенного в грозозащитный трос, электрических кабелей для сверхопасных сред, а также высоковольтных проводов повышенной надежности, долговечности и электропроводности, которые являются единственными в России.
  18. Кластер вагоностроения - единственный в стране комплекс, производящий широкий спектр грузовых вагонов. Номенклатурный ряд освоенных в серийном производстве вагонов составляет 48 моделей, в том числе: вагоны-цистерны, полувагоны, вагоны-хопперы, платформы, вагоны-самосвалы и другие. В настоящее время в стадии разработки и освоения находятся до 20 моделей. Организации кластера обеспечивают выпуск продукции на сумму более 20 млрд. рублей. Доля кластера на рынке грузовых вагонов России - около 15 процентов.
  19. Развиваются кластеры: по производству строительных материалов, по производству цемента занимает около 10% российского рынка, ежегодный объем выпуска продукции порядка 20 млрд. рублей; по производству сыров с применением биотехнологий - ежегодный объем производства сыра составляет около 15 тыс. тонн широкого ассортимента, доля на рынке сыров России около 13 процентов.
  20. Реализованы значимые для экономики республики проекты.
Необходимо авторизоваться

Печать

Печатать