9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Арбитражный суд Самарской области

Решение от № А55-242/97-17

  1. Арбитражный суд Самарской области рассмотрел в судебном заседании дело по иску АООТ "Самарский завод синтетического спирта", г. Новокуйбышевск, к ГосНИ по г. Новокуйбышевску, МРО УФСНП по Самарской области в г. Новокуйбышевске о признании решения недействительным.
  2. Истец первоначально просил признать решение ответчиков от 19.11.1997 N 518 частично недействительным. В судебном заседании истец в соответствии со ст. 37 АПК РФ предмет иска уточнил, изменил и окончательно просит оспариваемое постановление ответчиков признать недействительным в части применения финансовых санкций в виде взыскания с истца заниженного налога в сумме 10 256 655,1 тыс. руб., штрафа в размере 100% в сумме 10 118 495,6 тыс. руб., пени в сумме 3 051 929,2 тыс. руб., а всего в сумме 23 427 079,9 тыс. руб.
  3. В части взыскания заниженного налога в сумме 74 700,4 тыс. руб. (20 715,4 тыс. руб.+ 53 985 тыс. руб.), штрафа 100% в сумме 1 680 тыс. руб., пени в сумме 45 648,8 тыс. руб. (302,4 тыс. руб.+ 45 374,4 тыс. руб.) истец решение не оспаривает.
  4. Ответчики иск не признали по основаниям, изложенным в отзывах на иск, указав при этом, что ФЗ N 12-ФЗ от 10.10.1997 вступил в силу со дня опубликования 21.01.1997, в связи с чем истцу обоснованно доначислен акциз в сумме 2 424 556,5 тыс. руб. Акциз в сумме 8 068 083,6 тыс. руб. доначислен истцу в соответствии с положениями ФЗ "Об акцизах" от 06.12.1991 в редакции 10.01.1997 и Инструкции ГНС РФ от 22.07.1996 N 43 "О порядке исчисления и уплаты акцизов".
  5. Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд
  6. Установил:

  7. В сентябре - октябре 1997 г. ГосНИ по г. Новокуйбышевску и МРО УФСНП по Самарской области в г. Новокуйбышевске была проведена документальная проверка АООТ "Самарский завод синтетического спирта" по поводу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет акцизов за период с марта 1996 г. по август 1997 г., по результатам которой был составлен акт от 30 октября 1997 г. На основании акта проверки начальниками ГосНИ по г. Новокуйбышевску и МРО УФСНП в г. Новокуйбышевске 19.11.1997 было принято решение N 518 о применении к АООТ "СЗСС" финансовых санкций в виде взыскания по акцизам заниженного налога в сумме 10 331 355,6 тыс. руб., штрафа в сумме 10 429 062,7 тыс. руб., пени за задержку уплаты налога в сумме 3 767 168 тыс. руб., а всего по акцизам в сумме 24 527 586,2 тыс. руб.
  8. В ходе рассмотрения дела арбитражным судом ответчиками 06.02.1998 были приняты изменения к решению N 518, в соответствии с которыми штрафные санкции были уменьшены на 308 887,7 тыс. руб., а пени - на 669 589 тыс. руб.
  9. Из п. 1 раздела за 1997 г. акта проверки видно, что истцу доначислен акциз в сумме 3 664 575,7 тыс. руб. в связи с занижением ставки акциза против действующего размера (12 тыс. руб. за литр), установленного ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об акцизах" от 10.01.1997. Между тем в соответствии с положениями ст. 5 Закона РФ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.1994 и с учетом постановления КС РФ от 24.10.1996 N 17-П по делу о проверке конституционности части 1 ст. 2 ФЗ от 07.03.1996 "О внесении изменений в Закон "Об акцизах" указанный выше закон вступил в силу не с 21.01.1997, а с 01.02.1997, т.е. по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. В связи с этим оснований для доначисления акциза в сумме 2 188 571,5 тыс. руб., штрафа 100% в сумме 2 050 412 тыс. руб., а также соответствующие пени по счетам N 64 от 21.02.1997, оплата 31.10.1997 N 82 от 29.01.1997, оплата 17.01.1997, N 83 от 29.01.1997, оплата 20.01.1997 N 87 от 29.01.1997, оплата 23.01.1997 N 98 от 30.01.1997, оплата 28.01.1997 N 93, оплата 29.01.1997, у ответчиков не имелось.
  10. Согласно п. 2 данного раздела акта проверки истцу доначислен акциз в сумме 8 068 083,6 тыс. руб. в связи с тем, что истцом неправомерно применена льгота в виде освобождения спирта - сырца от обложения акцизом. В обоснование правомерности доначисления акциза ответчики ссылаются на то, что в соответствии с Законом РФ от 06.12.1991 "Об акцизах" (ст. 1) и Инструкцией ГПС РФ N 43 от 22.07.1998 "О порядке исчисления и уплаты акцизов (р.1 п. 1) спирт - сырец освобожден от уплаты акцизов в случае, если он производился по нормативно - технической документации, утвержденной органами исполнительной власти, а истец выпускал его в соответствии с ТУ 38.302-15-04-97, не утвержденными в Госстандарте России.
  11. Между тем в соответствии с буквальным содержанием ст. 1 Закона РФ "Об акцизах" акцизами облагается спирт этиловый из всех видов сырья за исключением коньячного и спирта - сырца. По смыслу буквального содержания закона не подлежит обложению акцизом спирт - сырец также из всех видов сырья (пищевого и непищевого).
  12. Из материалов дела видно, что указанный в акте проверки спирт - сырец был отгружен истцом в адрес ГПО "Алексинский химический комбинат" по договору N 47 от 02.04.1997 и счетам от 02.04.1997 N 690 и N 1475 от 15.04.1997. В п. 3 договора указано, что спирт этиловый синтетический технический - сырец, производимый АО "СЗСС" в соответствии с ТУ 38302-15-04-97, применяется для технических целей. Указанные технические условия разработаны в соответствии с ГОСТом 2.114-95 ЕСКД "Технические условия", внесенным Госстандартом РФ и принятым Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации 26.04.1995. Технические условия 38302-15-04-97 согласованы с Центром госсанэпиднадзора в Самарской области, имеют гигиенический сертификат N 492 от 14.02.1997, зарегистрированы в СЦСМиС за N 050/002260 14.02.1997 и с этой даты введены в действие.
  13. Согласно ГОСТу 13867-68 "Продукты химические" сырьем является продукт, пригодный для дальнейшей переработки, каковым и является спирт, производимый истцом в соответствии с указанными ТУ. Таким образом, истец правомерно, в полном соответствии с содержанием ст. 1 названного закона не обложил акцизом отгруженный по указанному договору спирт этиловый синтетический - сырец. Ссылки ответчиков на положения п. 1 Инструкции ГНС РФ от 22.07.1996 N 43 "О порядке исчисления и уплаты акцизов" , согласно которым спирт - сырец, не облагаемый акцизом, должен производиться в соответствии с ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции по госстандарту" ТУ, утвержденным уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти, и пройти госрегистрацию в установленном порядке, во внимание принятым быть не могут по следующим основаниям.
  14. Указанные изменения и дополнения были внесены в Инструкцию 12.05.1997, т.е. после отгрузки истцом спирта - сырца по отраженным в акте проверки договору и счетам от 02.04.1997 и 15.04.1997. Следовательно, данные положения Инструкции не могут являться основанием для применения финсанкций к истцу как не имеющие обратной силы. Кроме этого, они содержат отсылку к Постановлению Правительства РФ от 23.07.1998 N 874, которым введена госрегистрация этилового спирта из пищевого сырья, а в отношении этилового спирта из непищевого сырья (синтетического) требований обязательный регистрации не установлено. Согласно отзывам ответчиков такие требования предусмотрены Положением, утвержденным Минэкономики РФ 31.12.1997 и направленным в настоящее время на регистрацию в Минюст РФ.
  15. Таким образом, у ответчиков отсутствовали правовые основания для доначисления по п. 2 раздела за 1997 г. акта проверки акциза в сумме 8 068 083,6 тыс. руб., взыскания штрафа в том же размере 8 068 083,6 тыс. руб., а следовательно, и начисления пени на доначисленную сумму акциза.
  16. Всего оспариваемым решением согласно окончательному расчету истца с учетом изменений, принятых ответчиками, к АООТ "СЗСС" необоснованно применены финансовые санкции в виде взыскания доначисленного налога в сумме 10 256 655,1 тыс. руб., штрафа 100% в размере 10 118 495,5 тыс. руб., пени в сумме 3 051 929,2 тыс. руб., а всего в сумме 23 427 079,9 тыс. руб.
  17. При таких обстоятельствах иск следует удовлетворить.
  18. В силу ст. 95 АПК РФ, п. 33 Инструкции ГНС РФ от 15.05.1998 N 42 "О применении Закона РФ "О государственной пошлине" истцу следует возместить из федерального бюджета расходы по уплате госпошлины в сумме 834 руб. 90 коп.
  19. НА основании изложенного и руководствуясь ст. 95, 124-134 АПК РФ, суд
  20. Решил:

  21. Иск удовлетворить.
  22. Решение ГосНИ по г. Новокуйбышевску и МРО УФСНП по Самарской области в г. Новокуйбышевске от 19.11.1997 N 518 признать недействительным в части применения к АООТ "Самарский завод синтетического спирта" финансовых санкций в виде взыскания заниженного налога в сумме 10 256 655,1 тыс. руб., штрафа в размере 100% в сумме 10 118 495,6 тыс. руб., пени в сумме 3 051 929,2 тыс. руб., а всего 23 427 079,9 тыс. руб.
  23. Возместить истцу из федерального бюджета расходы по уплате госпошлины в сумме 834 руб. 90 коп. Справку выдать.

Печать

Печатать