9999
Комментарии
Воронежская область
Воронежская область
Приказ от № 36

Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие мясного скотоводства Воронежской области на 2011 — 2013 годы»

  1. В целях создания экономических и технологических условий устойчивого развития мясного скотоводства региона, увеличения объемов производства мяса, привлечения дополнительных средств федерального бюджета (на условиях софинансирования) приказываю:
  2. 1. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие мясного скотоводства Воронежской области на 2011 - 2013 годы".
  3. 2. Финансирование мероприятий программы производить в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субсидий на возмещение части затрат по мероприятиям программы.
  4. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
  5. Руководитель департамента аграрной политики
  6. А.А.СПИВАКОВ
  7. ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
  8. "РАЗВИТИЕ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
  9. НА 2011 - 2013 ГОДЫ"
  10. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
  11. Наименование программы Ведомственная целевая программа "Развитие мясного скотоводства Воронежской области на 2011 - 2013 годы"
    Должностное лицо, утвердившее программу, (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта Заместитель председателя правительства Воронежской области - руководитель департамента аграрной политики Воронежской области Спиваков А.А.
    Заказчик областной целевой программы Департамент аграрной политики Воронежской области
    Основные разработчики Департамент аграрной политики Воронежской области
    Основная цель и задачи программы Цель: создание стартовых технологических условий формирования и устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства и увеличения производства высококачественной говядины. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: - формирование мясных стад; - увеличение производства конкурентоспособной говядины в рамках программы развития мясного скотоводства
    Основные мероприятия программы Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли специализированного мясного скотоводства, направленных на достижение поставленной цели: субсидии: на голову реализованного помесного и мясного скота-молодняка после отъема при реализации на откормочные предприятия; на приобретение племенного молодняка специализированных мясных пород; на приобретение биоматериала; на приобретение технологического оборудования для заготовки, приготовления и раздачи кормов, генераторов для автономного электроснабжения, электроизгородей; на увеличение маточного поголовья по системе "корова с теленком"; на подключение к электрическим и газовым сетям, на строительство дорог и другие меры по обеспечению инфраструктуры
    Сроки реализации программы 2011 - 2013 годы
    Объем и источники финансирования Объем финансирования на реализацию программы на период 2011 - 2013 годов составляет в ценах соответствующих лет 691,8 млн. рублей: - за счет регионального бюджета - 691,8 млн. рублей, из них по годам: 2011 - 140,9 млн. рублей, 2012 - 236,0 млн. рублей, 2013 год - 314,9 млн. рублей
    Целевые индикаторы и показатели программы Показатели программы: - увеличение численности скота специализированных и помесных мясных пород с 6,0 (в 2010 году) до 70,0 тыс. голов, в том числе коров - с 3,0 до 30,0 тыс. голов в 2013 году, из них коров специализированных мясных пород с 1,3 тыс. гол. до 20,0 тыс. гол. в 2013 году; - увеличение покупок племенного молодняка интенсивных мясных пород с 3,0 гол. в 2010 году до до 7,0 тыс. гол. в 2013 году и до 17,0 тыс. голов за 2011 - 2013 годы; - увеличение производства высококачественной говядины от мясного и помесного скота в живом весе с 0 до 3,8 тыс. тонн в 2013 году
    Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социальной и экономической эффективности Увеличение производства высококачественной говядины от мясного и помесного скота в живом весе с 0 тонн в 2010 году до 3800 тонн в 2013 году. Повышение занятости населения, создание 1280 дополнительных рабочих мест. Поступление дополнительных платежей в бюджеты всех уровней за период реализации программы составит 55,6 млн. рублей, в том числе: - федеральный бюджет - 9,3 млн. рублей; - областной бюджет - 8,1 млн. рублей; - бюджет муниципальных районов - 20,5 млн. рублей; - бюджет поселений - 9,6 млн. рублей; - внебюджетные фонды - 8,1 млн. рублей
  12. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
  13. Ведомственная целевая программа "Развитие мясного скотоводства Воронежской области на 2011 - 2013 годы" направлена на формирование племенной базы мясного скотоводства, увеличение производства высококачественной говядины ("мраморного" мяса).
  14. Разработка программы необходима для создания стартовых условий эффективного развития мясного скотоводства Воронежской области, насыщения рынка качественной мясной продукцией Воронежских предприятий, удовлетворения потребностей населения в мясных продуктах за счет собственного производства как основы продовольственной безопасности региона, повышения уровня жизни населения за счет создания новых рабочих мест со стабильной оплатой труда. Одним из наиболее социально важных моментов программы будет являться возможность задействования ЛПХ в общей схеме создания мясного подкомплекса региона.
  15. Программа разработана в развитие областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы", которая утверждена постановлением Воронежской областной Думы от 27 ноября 2007 года N 1107-IV-ОД.
  16. 3. Анализ состояния мясного скотоводства
  17. Воронежской области
  18. Специализированное мясное скотоводство в Воронежской области до 2010 года отсутствовало. Производство говядины в области было представлено предприятиями, специализирующимися в основном на производстве молока, говядина являлась второстепенной продукцией, что зачастую и являлось первопричиной низкой или отрицательной рентабельности ее производства.
  19. Одним из главных условий эффективной работы сельскохозяйственных организаций является использование не только передовых технологий в производстве сельскохозяйственной продукции на базе современной прогрессивной техники, но и экстенсивных методов, но с наименьшими затратами. Данный метод (экстенсивный подход/минимум затрат/максимальная экономическая эффективность) наиболее распространен в странах Западной Европы и Северной Америки, когда поголовье животных практически круглогодично находится на пастбище с применением метода подсосного содержания телят 5 - 8 месяцев, а следовательно, потребляет максимальное количество пастбищных кормов с минимальными трудовыми затратами фермеров и заготовкой кормов только на период глубокого снежного покрова.
  20. Мясное скотоводство монопродуктивно, оно производит лишь один вид товарной продукции - говядину, производство в значительной мере является биотехнологическим, поскольку в технологии мясного скотоводства широко используются природные инстинкты животных, что позволяет переложить осуществление многих хозяйственно необходимых технологических операций на самих животных. Поэтому в отличие от многих других отраслей животноводства мясное скотоводство менее трудоемко. Его технология не включает использование сложных машин и оборудования, требующих квалифицированного обслуживания. В силу этого мясное скотоводство отличается невысокой энерготребовательностью.
  21. Основные показатели производства говядины за 2006 - 2010 годы представлены в таблице 1.
  22. Таблица 1
  23. Основные показатели развития мясной отрасли
  24. в сельскохозяйственных предприятиях
  25. Воронежской области
  26. N п/п Показатели Ед. изм. 2006 2007 2008 2009 2010 2010 год в % к 2006 году
    1. Поголовье крупного рогатого скота, всего тыс. гол. 211,1 193,5 195,6 199,1 206,4 98
    2. Поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях тыс. гол. 0 0 0 0,1 6,0 *
    в том числе КРС специализированных мясных пород тыс. гол. 0 0 0 0,1 2,7 *
    из них коровы мясных пород тыс. гол. 0 0 0 0 1,3 *
    3. Производство мяса КРС (реализовано на убой) тыс. тонн 27,3 24,4 24,2 23,1 27,8 102
    4. Среднесуточные привесы КРС грамм 418 458 490 483 495 118
    5. Производство мяса говядины на душу населения кг 10,7 9,9 10,6 10,5 12,4 116
    6. Покупка молодняка интенсивных мясных пород гол. 0 0 0 100 2500 *
    7. Рентабельность производства мяса % -3,1 -6,8 -4,0 0,8 1,0 -
  27. В 2010 году всеми категориями хозяйств Воронежской области реализовано на убой в живом весе мяса КРС 45 тыс. тонн. Сельскохозяйственные организации и КФХ реализовали около 30 тыс. тонн. Однако весь данный объем говядины получен от коров молочного направления продуктивности.
  28. До 2007 года в Воронежской области наблюдалась тенденция сокращения поголовья КРС и, как следствие, производства говядины. Снижение объемов производства мяса в сельскохозяйственных организациях Воронежской области повлекло за собой и уменьшение объемов потребления населением мясных продуктов питания. Кроме того, говядина является одним из основных источников полноценного сбалансированного белка, крайне необходимого для нормального функционирования организма человека, особенно матерей и детей. Дефицит качественного белка "красного" мяса приводит к нарушению обмена веществ, развитию многих заболеваний и сокращению продолжительности жизни всех слоев населения.
  29. Воронежская область располагала мощным потенциалом и большими возможностями по производству и переработке мяса и занимала в Российской Федерации по данному направлению одно из ведущих мест. В области функционировали 29 комплексов по откорму крупного рогатого скота. В настоящий момент осталось 3 специализированных комплекса (ОАО "Маяк", СПК "Лискинский" Лискинского, ОАО "Юбилейное" Хохольского районов).
  30. Убыточность производства мяса КРС не позволяла своевременно проводить обновление технологического оборудования, обеспечивать полноценное кормление животных, особенно комбикормами, что негативно отразилось на продуктивности животных.
  31. Низкий уровень технической оснащенности сельскохозяйственных организаций приводит к сокращению производства продукции, увеличению потерь и снижению качества производимой продукции.
  32. Низкая продуктивность естественных угодий и слабая база производства основных кормов для откормочного контингента приводит к увеличению стоимости кормов, что непосредственно сказывается на издержках производства говядины.
  33. Отсутствие отрасли мясного скотоводства повлекло за собой полное отсутствие грамотных зооветеринарных специалистов, имеющих опыт работы в данной сфере, научные разработки практически не осуществлялись.
  34. Поэтому создание и развитие специализированного мясного скотоводства в области на современном этапе актуально, социально и экономически необходимо и своевременно.
  35. Главными преимуществами и предпосылками следует считать:
  36. - инвестиционная привлекательность Воронежской области;
  37. - наличие в области около 1 млн. га естественных лугов, пастбищ и сенокосов, из которых около 0,5 млн. га можно использовать под круглогодичный выпас поголовья;
  38. - ежегодно восполняемые ресурсы маточного поголовья телок и низкопродуктивных коров молочного скотоводства в количестве до 10 - 15 тыс. гол. для использования в виде скрещивания с быками специализированных мясных пород и получения эффекта гетерозиса;
  39. - создание в 2010 году в Бобровском районе племенного селекционного центра по абердин - ангусской и герефордской породам, который в 2011 году начнет производство чистопородной племенной продукции: нетелей, быков, спермопродукции и эмбрионов;
  40. - изучение опыта мясного скотоводства специалистами департамента в странах Северной Америки и Западной Европы;
  41. - получение первого опыта технологии кормления и содержания мясного и помесного поголовья непосредственно в области, путем реализации 20 пилотных проектов по данному направлению;
  42. - возможность задействования ЛПХ и КФХ в общей схеме создания мясного подкомплекса региона, что особенно актуально в виде замещения производства мяса свинины на сельских подворьях, ввиду сохраняющейся угрозы возникновения АЧС и повышения занятости и доходности населения.
  43. Как показывает мировой опыт развитых стран, при интенсификации молочного животноводства происходит постепенное сокращение поголовья молочных коров при значительном росте продуктивности поголовья. Одновременно с этим, параллельно, происходит другой процесс - создание мясных стад. Оптимальным соотношением можно считать 1 - 1,2 - 1,5 (молочные/мясные коровы). Таким образом, в Воронежской области на имеющихся площадях вполне реально содержать 150 - 200 тыс. голов коров мясных и помесных пород, способных производить до 80 - 100 тыс. т высококачественного мяса (в живом весе) в год. Это позволит утроить производство говядины в целом по региону к 2018 - 2020 годах.
  44. 4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
  45. Цель программы: создание стартовых технологических условий для устойчивого и эффективного производства продукции специализированного мясного скотоводства на территории Воронежской области, насыщение продовольственного рынка качественной мясной продукцией отечественных производителей, обеспечение занятости населения в сельской местности, коренное преобразование образа жизни на селе, новая культура питания населения в целом, создание новых рабочих мест со стабильной оплатой труда, обеспечение продовольственной безопасности Воронежской области, получение конкурентоспособной продукции мясного скотоводства и увеличение поступления финансовых средств в бюджеты всех уровней.
  46. Для достижения цели предлагается решить задачу по общим логистическим принципам построения мясного подкомплекса Воронежской области.
  47. Развитие специализированного мясного скотоводства в Воронежской области будет базироваться по принципу пирамиды: где 1-й этап - это строительство селекционно-гибридного центра, 2-й этап - создание товарных (симментальские телки + быки специализированных мясных пород) и чистопородных стад, 3-й этап - строительство открытой откормочной площадки (фидлот), 4-й этап - строительство завода по убою и мясопереработке и 5-й этап - реализация мяса и мясной продукции (рис. 1).
  48.                                     /\\
                                       /  \\
                                      /    \\
                                     / СГЦ  \\
    / ────── \
                                   /           \\
                                  / Товарные и  \\
                                 / чистопородные \\
                                /      стада      \\
                               /                   \\
    / ─────────────────── \
                             /                       \\
                            /  Открытая откормочная   \\
                           /         площадка          \\
                          /          (фидлот)           \\
                         /                               \\
    / ─────────────────────────────── \
                       /                                   \\
                      /  Завод по убою и мясопереработке    \\
                     /                                       \\
    / ─────────────────────────────────────── \
                   /                                           \\
                  /      Реализация мяса и мясопродуктов        \\
                 /                                               \\
    ─────────────────────────────────────────────────
  49. 1. Безусловно, высокий уровень генетики является одним из главенствующих факторов и залогом дальнейшего успеха в становлении и развитии мясного скотоводства. Именно поэтому в Бобровском районе в 2010 году реализован инвестиционный российско-американский проект по созданию генетического центра по разведению абердин-ангусской и герефордской пород скота. В ноябре - декабре на площадку из штата Монтана (США) завезено "работающее" стадо общим поголовье 1300 голов коров, коров-доноров, нетелей, телок и быков. Основными видами производимой племенной продукции предприятия будут являться: нетели, телки, быки-производители и биоматериал (сперма, эмбрионы). В первую очередь предполагается реализация данной продукции предприятиям, осуществляющим развитие мясного скотоводства на территории области, однако поставки возможны и в другие регионы. Таким образом, значение центра межрегиональное. В среднесрочной перспективе возможно создание племенных репродукторов по данным и другим специализированным мясным породам.
  50. 2. Процесс создания товарных (коммерческих) стад в регионе активно начат в 2010 году, когда всего за год начата реализация 20 пилотных проектов, с маточным поголовьем 6 тыс. голов. В данном процессе предполагается развитие по нескольким вариациям:
  51. а) чистопородное разведение специализированных мясных пород. Наиболее предпочтительными и приоритетными породами в области определены: абердин-ангусская, герефордская, шаролезская и лимузинская. Также планируется разведение мясной симментальской, галловейской, казахской белоголовой, калмыцкой и других пород.
  52. б) в Воронежской области немаловажным фактором является то, что в регионе порядка 30% от маточного поголовья коров представлено симментальской породой, являющейся комбинированной, то есть двойного направления: молочно-мясная или мясо-молочная в зависимости от генотипа, условий кормления и содержания.
  53. Симментальская порода обладает высокими откормочными качествами, энергией роста, убойным выходом и оплатой корма продукцией, зачастую не уступающими специализированным мясным породам. Данный фактор является не только важным преимуществом Воронежской области перед другими регионами, но и способом получения помесного поголовья и использования эффекта гетерозиса. Кроме того, заслуживают внимания и опыты 2010 года в регионе по скрещиванию молочных пород скота: красно-пестрой, черно-пестрой с быками специализированных мясных пород. Чистопородное мясное скотоводство специализированных мясных пород необходимо рассматривать не только для товарного производства мяса, а, в первую очередь, для создания племенных стад, репродукторов и заводов.
  54. Поэтому вторым, не менее важным направлением в области должно стать скрещивание местного малопродуктивного скота, в первую очередь телок с быками специализированных мясных пород, преимущественно абердин-ангусской и герефордской. Данный второй вариант, в свою очередь, в дальнейшем также может подразделяться на подварианты:
  55. - поглотительное скрещивание местного скота;
  56. - разведение помесей "в себе";
  57. - возвратное скрещивание по материнской породе.
  58. И в первом и во втором варианте большие перспективы открываются не только в секторе крупнотоварного производства и КФХ, но и в малых семейных фермах и личных подсобных хозяйствах населения. Где возможно, при определенной поддержке государства и применении ряда инструментов экономической мотивации создать совершенно новую модель семейного бизнеса на селе, способную создать новые рабочие места, обеспечить достойный заработок и включить данную модель в общую структуру создания товарных (коммерческих) стад. Одним из возможных вариантов использования фермерских (семейных) ферм является предложение им небольших (20 - 50 голов) стад уже слученных телок с приобретением за собственные средства (частично) с привлечением кредитных ресурсов под различные гарантии: региональные и муниципальные бюджеты и залоговое обеспечение, поручительство фидлотов, ходатайства администраций сельских поселений и т.д и т.п.. Первые опыты по созданию фермерских (семейных) ферм уже проведены в Рамонском и Хохольском районах. Начиная с 2011 года департаментом аграрной политики будут предприняты подобные более крупномасштабные шаги в отношении Ольховатского и Поворинского районов, где таким образом, к данному бизнесу и образу жизни планируется привлечь до 20 семей. Необходимым условием станет обеспечение их поголовьем (в том числе через систему "скотных дворов"), кредитными ресурсами для приобретения скота и техники (банки), кормами (муниципалитеты, сельские поселения, крупные сельхозпредприятия и кооперативы), выстроенной системой ветеринарного обслуживания и осеменения (ветеринарная служба, приложение 4).
  59. 3. Третьей структурой, создание которой, возможно, потребуется уже к концу 2011-го - началу 2012 года (первый блок), должно стать строительство открытой откормочной площадки (фидлота). На фидлотах по современной общемировой технологии происходит заключительный откорм молодняка в возрасте свыше 8 - 10 месяцев высокоэнергетическими кормами для получения кондиционного мяса массой животного свыше 500 кг с получением "мраморного" мяса. На фидлоты будет поставляться поголовье бычков и сверхремонтных телок из крупных товарных предприятий, а также фермерских (семейных) ферм. При желании все эти предприятия будут осуществлять заключительный откорм непосредственно у себя в хозяйствах.
  60. 4. Четвертым звеном структуры станет мясокомбинат по убою животных. Совершенно очевидно, что два существующих вида откорма животных до убойных кондиций: высокоэнергетический на фидлотах и травяной - влекут за собой получение мяса разного качества. Качество также зависит от породы животных, их пола, возраста, условий содержания. Однако самое важное, что конечному потребителю необходимы разные части туши и отрубов: от мяса для стейков и до мяса на кости.
  61. Поэтому на первом этапе предполагается использовать мощности имеющихся мясокомбинатов области, а в дальнейшем, через 2 - 3 года, возвести новый современный мясокомбинат, непосредственно ориентированный на глубокую переработку говядины, возможно с привязкой к фидлоту.
  62. В свою очередь, перед сельхозпроизводителями через несколько лет встанет вопрос обеспечения равномерной круглогодовой загрузки как фидлотов, так и мясокомбината.
  63. 5. Заключительной структурой, непосредственно поставляющей мясо и мясопродукты до конечного потребителя, помимо мясокомбинатов станут торговые сети, кафе и рестораны.
  64. Рис. 2. География
  65. расположения пилотных проектов по развитию
  66. мясного скотоводства на территории Воронежской области
  67. Рисунок не приводится.
  68. Поскольку отрасль специализированного мясного скотоводства до 2010 года в регионе отсутствовала, большое внимание необходимо уделить процессу теоретического и практического обучения специалистов-технологов. Для этой цели планируется привлечь ученых ВГАУ им. К.Д. Глинки, ВНИИПФиТ (заключение хозяйственных договоров, сопровождение проектов), консультационные службы (в т.ч. российско-германского кооперационного проекта по скотоводству), максимальное изучение имеющегося российского опыта в действующих предприятиях (Ленинградская, Калужская области), а также проведение практических семинаров и конференций на действующих пилотных проектах Воронежской области. Также для максимального тиражирования накопленного опыта необходимо задействовать имеющуюся структуру информационно-консультационных центров области и муниципальных районов (ИКЦ).
  69. Задачи программы
  70. 1. Формирование мясных стад.
  71. 2. Увеличение производства конкурентоспособной говядины в рамках программы развития мясного скотоводства.
  72. 5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
  73. Достижение программной цели позволит довести поголовье помесных и специализированных мясных пород в 2013 году до 70 тысяч голов, в том числе коров до 30,0 тыс. гол. Весь полученный молодняк телок (за исключением выбраковки) будет использован для увеличения поголовья в сельскохозяйственных предприятиях области, а бычки будут направлены на откорм и при достижении массы свыше 500 - 550 кг реализованы на убой.
  74. В перспективе до 2015 года за счет расширенного воспроизводства, реализации инвестиционных проектов и вовлечения в процесс создания отрасли новых участников планируется достичь поголовья коров не менее 100 тыс. голов, а к 2020 году - 150 - 200 тыс. голов.
  75. Диаграмма 1
  76. Поголовье КРС, в том числе коров в помесных и мясных стадах,
  77. всего (тыс. гол.)
  78. Диаграмма не приводится.
  79. Производство высококачественного мяса, полученного от помесного и специализированного мясного скота, к 2012 году составит до 1,1 тыс. тонн.
  80. Соответственно, к 2020 году производство говядины в убойном весе должно достичь 60 - 75 тыс. тонн, а в живом весе - до 100 тыс. тонн.
  81. Диаграмма 2
  82. Прогноз производства говядины в живом весе (на убой)
  83. от помесей и мясных стад (тыс. тонн)
  84. Диаграмма не приводится.
  85. Таблица 2
  86. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
  87. Наименование Ед. изм. 2010 год, факт Плановый период - значение индикаторов (показателей)
    2011 год 2012 год 2013 год 2015 год 2020 год
    1. Поголовье специализированного мясного и помесного скота в сельскохозяйственных предприятиях всего тыс. голов 6,0 20,0 40,0 70,0 170,0 350,0
    в т.ч. коров тыс. голов 3,0 5,0 15,0 30,0 100,0 200,0
    в том числе поголовье КРС специализированных мясных пород всего тыс. голов 2,7 10,0 25,0 40,0 120,0 300,0
    в т.ч. коров тыс. голов 1,3 3,0 7,0 20,0 70,0 170,0
    2. Выход телят специализированных мясных пород на 100 коров гол. 0 85 85 85 85 85
    3. Валовое производство говядины от помесей и мясных стад на убой в живом весе тыс. тонн 0 0,1 1,5 3,8 20,0 75,0
    в т.ч. высококачественной говядины от мясного скота в живом весе тыс. тонн 0 0,1 0,7 1,9 15,0 60,0
    4. Средняя живая масса 1 головы скота при реализации кг 0 550 550 550 550 550
  88. 6. ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
  89. Производство высококачественной говядины в Воронежской области будет осуществлено за счет реализации новых крупных инвестиционных проектов, работы действующих сельхозпредприятий, а также задействования малых форм хозяйствования по различным схемам скрещивания (описанным выше) и чистопородного разведения.
  90. Без создания условий экономической мотивации реализаторам проектов планируемый, достаточно амбициозный рост поголовья и процесс создания отрасли мясного скотоводства невозможен.
  91. Поэтому решение основных задач Программы будет обеспечено комплексом программных мероприятий.
  92. Механизм и виды субсидирования
  93. 1. Субсидии, направленные на голову реализованного помесного и мясного скота-молодняка после отъема, при реализации на откормочные предприятия по ставке 10 рублей за 1 кг. живой массы или в среднем на голову 3000 рублей. Объемы финансирования для субсидий на телят-отъемышей представлены в таблице 3.
  94. Таблица 3
  95. Потребность в финансировании из областного бюджета
  96. по годам для субсидий на телят-отъемышей
  97. Годы Реализация молодняка с живой массой 300 кг Субсидии, млн. рублей
    поголовье, гол. живая масса, тонн
    2010, факт 0 0 0
    2011 1000 300 3,0
    2012 3000 900 9,0
    2013 10000 3000 30,0
    2011 - 2013 14000 4200 42,0
  98. 2. Субсидии на приобретение племенного молодняка специализированных мясных пород по ставке 65 рублей/кг живого веса. Объемы финансирования для субсидий на приобретение племенной представлены в таблице 4.
  99. Таблица 4
  100. Потребность в финансировании из областного бюджета
  101. по годам для субсидий на приобретение племенного молодняка
  102. Годы Приобретение молодняка с живой массой 400 кг Субсидии, млн. рублей
    поголовье, гол. живая масса, тонн
    2010, факт 3000 1200 78,0
    2011 4000 1600 104,0
    2012 6000 2400 156,0
    2013 7000 2800 182,0
    2011 - 2013 20000 8000 520,0
  103. 3. Субсидии на приобретение биоматериала (семени быков-производителей по ставке 50 рублей/доза и эмбрионов по ставке 6000 рублей/шт). Объемы финансирования для субсидий на приобретение биоматериала представлены в таблице 5.
  104. Таблица 5
  105. Потребность в финансировании из областного бюджета
  106. по годам для субсидий на приобретение биоматериала
  107. Годы Приобретение биоматериала Субсидии, млн. рублей
    Семядозы, доз Эмбрионы, шт.
    2010, база 200 0 0,01
    2011 2000 1600 9,7
    2012 4000 2400 14,6
    2013 6000 3000 18,3
    2011 - 2013 10000 7000 42,6
  108. 4. Субсидии на приобретение технологического оборудования для заготовки, приготовления и раздачи кормов, генераторов для автономного электроснабжения, электроизгородей по ставке 20% от стоимости (без НДС). Объемы финансирования для субсидий на приобретение технологического оборудования представлены в таблице 6.
  109. Таблица 6
  110. Потребность в финансировании из областного бюджета
  111. по годам для субсидий на приобретение
  112. технологического оборудования
  113. Годы Приобретение технологического оборудования, стоимость, млн. рублей Субсидии, млн. рублей
    2010, база 10,0 1,64
    2011 50,0 8,2
    2012 100,0 16,4
    2013 150,0 24,6
    2011 - 2013 300,0 49,2
  114. 5. Субсидии на увеличение маточного поголовья по системе "корова с теленком" по ставке 4000 рублей/гол/год. Объемы финансирования для субсидий на увеличение маточного поголовья представлены в таблице 7.
  115. Таблица 7
  116. Потребность в финансировании из областного бюджета
  117. по годам для субсидий на увеличение маточного поголовья
  118. Годы Увеличение маточного поголовья, гол. Субсидии, млн. рублей
    2010, база 1,0 4,0
    2011 4,0 16,0
    2012 10,0 40,0
    2013 15,0 60,0
    2011 - 2013 29,0 116,0
  119. 6. Меры по поддержке инвестиционной деятельности осуществляются в рамках Закона Воронежской области N 67-ОЗ от 07.06.2008 "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 29 июня 2006 года) (с изменениями от 20 ноября 2007 года, 3 апреля, 10 октября, 14 ноября 2008 года, 29 декабря 2009 года, 2, 30 июня 2010 года) в форме:
  120. - установления для инвесторов, реализующих особо значимые инвестиционные проекты, включенные в реестр и программу экономического и социального развития Воронежской области, в соответствии с действующим законодательством льгот по налогу на имущество организаций, налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, а также изменения сроков их уплаты в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита;
  121. - предоставления инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих федеральному законодательству;
  122. - реструктуризации задолженности по платежам в областной бюджет, в том числе по предоставленным ранее кредитам и займам;
  123. - обеспечения информационного сопровождения инвестиционной деятельности;
  124. - участия в разработке инвестиционных проектов;
  125. - участия в финансировании инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством;
  126. - предоставления государственных (областных) гарантий по инвестиционным проектам за счет средств областного бюджета и обеспечения обязательств инвестора залогом областного имущества в соответствии с действующим законодательством;
  127. - предоставления инвесторам субсидий из областного бюджета на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, привлекаемых для реализации инвестиционных проектов в рамках программы экономического и социального развития Воронежской области, областных целевых и ведомственных программ;
  128. - софинансирования за счет средств областного бюджета строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры (до 10% от стоимости проектов);
  129. - субсидий на возмещение расходов по оплате услуг за технологическое присоединение к электрическим сетям;
  130. - содействия инвесторам в размещении производства на территории индустриального парка в соответствии с действующим законодательством;
  131. - содействия в разработке программ замены изношенного и технологически устаревшего оборудования: оптимизации распределения электрических и тепловых нагрузок по энергоисточникам и оборудованию;
  132. - содействия в создании производств, удовлетворяющих требованиям высокой ресурсоэффективности: наукоемких материало-, энергосберегающих и экологически чистых технологий, обеспечивающих высокую степень переработки используемого сырья;
  133. - изменения сроков уплаты налогов осуществляется в соответствии с действующим законодательством;
  134. - получения государственных (областных) гарантий инвесторам, реализующим инвестиционные проекты в рамках программы экономического и социального развития Воронежской области, областных целевых программ, на конкурсной основе.
  135. 7. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ.
  136. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
  137. Реализации программы развития мясного скотоводства в Воронежской области позволит создать стартовые условия для развития специализированного мясного скота в области.
  138. Рост производства говядины от мясного и помесного скота составит 3,8 тыс. тонн в 2013 году. Поголовье специализированного и помесного скота мясных пород составит 70,0 тыс. голов, что выше уровня 2010 года в 11,7 раза.
  139. Расчет социально-экономической эффективности реализации программы приведен в таблице 8.
  140. Таблица 8
  141. Показатели 2010 2011 2012 2013 2013 год к 2010 году
    1. Объем производства говядины от мясного скота, тыс. тонн в живой массе 0 0,1 1,5 3,8 Х
    2. Поголовье мясного и помесного скота, тыс. голов 6 20 40 70 В 11,7 раза
    3. Валовой продукт отрасли, млн. рублей 0 18,0 286,2,8 976,6 Х
    4. Валовой доход отрасли, млн. рублей 0 10,8 171,7 684,4 Х
    5. Чистая прибыль отрасли, млн. рублей 0 9,0 143,1 611,8 Х
    6. Рабочие места, чел. 120 280 400 600 В 5,0 раза
  142. Расчет эффективности расходования бюджетных средств представлен в таблице 9.
  143. Таблица 9
  144. Показатели Ед. изм. Годы Всего за 4 года
    2010 2011 2012 2014
    Ежегодный прирост валового производства говядины от мясных и помесных пород тыс. тонн 0 0,1 1,4 2,3 3,8
    то же в стоимостном выражении (ВП) млн. рублей 0,0 18,0 267,1 591,1 876,2
    Финансирование мясного скотоводства из областного бюджета по СХП (О) млн. рублей 83,7 140,9 236,0 314,9 775,5
    Коэффициент эффективности использования бюджетных средств - Эб % 0,0 12,8 113,2 187,7 113
  145. Планируемая эффективность расходования бюджетных средств по программе по годам рассчитана по формуле:
  146. Эб = ВП / О x 100, где:
  147. Эб - планируемая эффективность расходования бюджетных средств по программе;
  148. ВП - дополнительная валовая прибыль, полученная по программе;
  149. О - расходы областного бюджета по программе.
  150. Среднее значение коэффициента Эб за период реализации программы составляет 69,6%. Оценку эффективности реализации программы целесообразно проводить на основе использования целевых индикаторов, которые обеспечат мониторинг динамики изменения показателей производства высококачественной говядины, численности мясного скота и качественных показателей развития отрасли специализированного мясного скотоводства, приведенных в табл. 1 (средняя живая масса молодняка, реализованного на мясо, и производство говядины в убойной массе на голову скота). Эти индикаторы предлагается сопоставлять с объемами финансирования из федерального бюджета.
  151. Анализ динамики целевых индикаторов и объемов финансирования программы предлагается проводить по годам.
  152. Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утвержденной Росстатом, а также ведомственной отчетности.
  153. 8. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ
  154. Количественный метод:
  155. Оценка проводится на основе анализа государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности:
  156. Форма 8-АПК "Затраты по элементам на основное производство".
  157. Форма 10-АПК "Отчет о средствах целевого финансирования сводного годового бухгалтерского отчета".
  158. Форма 13-АПК "Отчет о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства".
  159. Форма 15-АПК "Отчет о наличии животных".
  160. Форма 16-АПК "Баланс продукции" по годам.
  161. Форма (код 0503160) из приложения к пояснительной записке квартальной бухгалтерской отчетности: "Сведения о мерах по повышению эффективности расходования федеральных средств" (таблица 3), "Сведения об эффективности бюджетных расходов" (ф. 0503165), "Сведения об использовании целевых программ" (ф. 0503166).
  162. Форма П-1-СХ "Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции" (ежемесячная).
  163. Форма П-2 "Сведения об инвестиционной деятельности" (квартальная, годовая).
  164. Федеральная программа статистических работ Росстата России "Поголовье, продуктивность мясного скота в Российской Федерации" (форма 29-СХ годовая).
  165. 9. ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РЕСУРСАХ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ
  166. Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет собственных и заемных средств участников программы, а также бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых департаменту аграрной политики Воронежской области в областном бюджете на указанные цели.
  167. Объем средств, необходимых на реализацию запланированных мероприятий по программе, рассчитан: а) с учетом в среднем по России расходов на содержание мясных коров и стоимости каждого теленка к отъему (с учетом выхода телят); б) средних по России производственных издержек на откорм молодняка крупного рогатого скота.
  168. Расчеты и источники объемов бюджетных ассигнований всех мероприятий программы приведены в табл. 10.
  169. Таблица 10
  170. Показатели Средства областного бюджета, млн. рублей
    2010 год (факт) 2011 год 2012 год 2013 год 2011 2013 годы
    Субсидирование телят отъемышей 0 3 9 30 42
    Субсидии на приобретение племенного молодняка специализированных мясных пород 78 104 156 182 442
    Субсидии на приобретение биоматериала 0,01 9,7 14,6 18,3 42,6
    Субсидии на приобретение технологического оборудования для заготовки, приготовления и раздачи кормов, генераторов для автономного электроснабжения, электроизгородей 1,64 8,2 16,4 24,6 49,2
    Субсидии за увеличение маточного поголовья 4 16 40 60 116
    ИТОГО 83,7 140,9 236,0 314,9 691,8
  171. Субсидирование мероприятий, приведенных в таблице, будет способствовать привлечению сельскохозяйственных предприятий Воронежской области для развития специализированного мясного скотоводства.
  172. 10. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
  173. Комплексное управление программой и распоряжение бюджетными средствами осуществляет субъект бюджетного планирования - департамент аграрной политики Воронежской области.
  174. Система управления реализацией программы:
  175. - ответственными за реализацию программы в целом, достижение целей, задач программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в программе, является департамент аграрной политики Воронежской области;
  176. - координацию деятельности отделов департамента аграрной политики Воронежской области, учреждений и организаций, участвующих в реализации программы и их согласованные действия по реализации программных мероприятий, осуществляет отдел развития животноводства;
  177. - реализацию каждого мероприятия программы и соответственно реализацию программы в целом осуществляет отдел развития животноводства;
  178. - финансирование программных мероприятий осуществляет отдел государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей;
  179. - мониторинг реализации программы осуществляют отдел развития животноводства и отдел прогнозирования и выработки политики развития АПК;
  180. - ответственными за формирование отчетности о ходе реализации программы являются отдел развития животноводства и отдел прогнозирования и выработки политики развития АПК.
  181. Финансирование предусмотренных программой мероприятий будет осуществляться в пределах средств областного бюджета.
  182. 11. ОЦЕНКА РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  183. К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
  184. а) внешние риски:
  185. недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии частно-государственного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
  186. неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения и т.д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию мяса и трудностям с его реализацией.
  187. б) внутренние риски:
  188. организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
  189. производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
  190. Управление рисками в рамках реализации программы предусматривается в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
  191. При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов говядины из-за невыхода на прогнозируемые показатели средней живой массы молодняка, реализованного на мясо, производства говядины на голову скота и поголовья скота специализированных мясных пород и полукровных мясных помесей. В качестве критериев невыхода на плановые показатели приняли в качестве базового уровень предыдущего года по производству говядины и выполнение только на 90% (минус 10% к плану).
  192. Расчеты показали, что риски от невыхода на плановые показатели по интенсивности использования скота для получения говядины и численности поголовья мясного скота чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.
  193. Таблица 11
  194. Оценка рисков недополучения
  195. ожидаемого экономического эффекта реализации программы
  196. в части объемов производства говядины
  197. Виды рисков 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
    От невыхода на плановое производство мяса говядины, тонн 0 10 150 380
    Оценка рисков млн. рублей от невыхода на плановое производство мяса 0 1,2 19,1 45,6
  198. 12. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  199. Программа реализуется в сроки - 2011 - 2013 годы.
  200. Базовым годом принимается 2010 год.

Печать

Печатать