9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Постановление Пленума ВС СССР от № 17

О рассмотрении судами дел, связанных с преступлениями, совершенными в условиях стихийного или иного общественного бедствия

  1. Рассмотрев представление Генерального прокурора СССР, Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что в чрезвычайной обстановке, создавшейся в результате землетрясения на территории Армянской ССР, исключительно важное значение приобретает обеспечение организованности и дисциплины, строжайшего соблюдения всеми гражданами и должностными лицами законности и правопорядка.
  2. Особенно нетерпимыми являются преступные посягательства отдельных антиобщественных элементов на жизнь и здоровье граждан, общественный порядок и общественную безопасность, социалистическую собственность, личные и имущественные права граждан. Всеобщее негодование вызывают факты завладения имуществом, находившимся непосредственно при погибших и раненых.
  3. В сложившейся обстановке определенные националистически настроенные круги в Армянской ССР и Азербайджанской ССР стремятся обострить межнациональные отношения. В этих целях распространяются провокационные измышления и слухи, направленные на разжигание национальной вражды и розни, нередки призывы к неисполнению законов и к неповиновению власти.
  4. В этих условиях важнейшей задачей судов является обеспечение надежной защиты государственных интересов, прав и законных интересов граждан, назначение виновным справедливого наказания, принятие всех необходимых мер для полного возмещения причиненного преступлениями материального ущерба.
  5. Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
  6. 1. Учитывая повышенную общественную опасность преступлений, совершаемых в условиях стихийного бедствия, необходимость незамедлительного реагирования на них, судам надлежит обеспечивать оперативное разрешение дел о преступлениях, посягающих на жизнь и здоровье граждан, общественный порядок и общественную безопасность, социалистическую собственность, личные и имущественные права граждан, при точном соблюдении всех требований материальных и процессуальных норм.
  7. Рекомендовать судам широко информировать общественность о принятых решениях по таким делам. В необходимых случаях проводить судебное разбирательство с участием представителей общественных организаций и трудовых коллективов.
  8. 2. При назначении наказания судам следует учитывать, что в соответствии с п. 8 ст. 34 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик совершение преступления с использованием условий общественного бедствия является обстоятельством, отягчающим ответственность.
  9. 3. Действия лиц, совершивших в условиях стихийного или иного общественного бедствия хищение государственного, общественного либо личного имущества граждан путем изъятия его из помещений организаций, предприятий и учреждений, жилищ или иных построек, независимо от того, подверглись они разрушению или нет, следует квалифицировать в зависимости от умысла и обстоятельств преступления как кражу, грабеж или разбой.
  10. Таким же образом должны квалифицироваться посягательства на имущество, имевшееся при раненых либо погибших гражданах. Хищение имущества у лиц, находившихся в беспомощном состоянии, в соответствии с п. 5 ст. 34 Основ уголовного законодательства должно рассматриваться в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность виновного.
  11. 4. Незаконное обращение в свою собственность денежных средств, промышленных и продовольственных товаров, иных материальных ценностей, поступивших в распоряжение государственных и общественных организаций для распределения в качестве безвозмездной помощи пострадавшим, следует квалифицировать как хищение государственного или общественного имущества.
  12. Похищение материальных ценностей, переданных пострадавшим, должно квалифицироваться как преступление против личной собственности граждан.
  13. 5. Под пропагандой и агитацией с целью возбуждения расовой или национальной вражды или розни, предусмотренных ст. 11 Закона об уголовной ответственности за государственные преступления, следует понимать распространение злонамеренных слухов и измышлений, подрывающих доверие и уважение к другой национальности, вызывающих чувство неприязни к ней. Действия, совершенные с этой целью, могут выражаться в публичных выступлениях и призывах, в том числе в печати и иных средствах массовой информации, в изготовлении, распространении листовок, плакатов, лозунгов и т.п., а также в организации собраний, митингов, демонстраций и активном в них участии в вышеуказанных целях.
  14. Под прямым или косвенным ограничением прав или установлением преимуществ граждан в зависимости от их национальной принадлежности следует понимать действия, выражающиеся в отказах в приеме на работу или незаконных увольнениях граждан, в нарушении их избирательных прав, в ущемлении жилищных, земельных и иных гражданских прав и свобод, а также в предоставлении незаконных льгот по признаку принадлежности к той или другой нации.

Печать

Печатать