9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Решение ФАС от

Решение от 12.07.2011 по делу № 1 11/178-10

  1. по списку
  2. Резолютивная часть решения оглашена 1 июля 2011 г.
  3. В полном объеме решение изготовлено 12 июля 2011 г.
  4. Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
  5. Председателя Комиссии — Голомолзина А.Н. – заместителя руководителя ФАС России,
  6. членов Комиссии: Кудрявцева В.Ю. – начальника Управления информационных технологий ФАС России, Карташова Н.Н. – начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России, Гусарова Г.В. – заместителя начальника Аналитического управления ФАС России, Кузнецовой Е.А. – заместителя начальника Правового управления ФАС России, Самолысова П.В. – заместителя начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России, Романенковой И.И. – начальника отдела судебной работы Правового управления ФАС России, Гриднева Е.И. – начальника отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России, Луцкого А.Г. – заместителя начальника отдела информационной безопасности Управления информационных технологий ФАС России, Пустарнаковой Е.В. – ведущего специалиста-эксперта отдела информационной безопасности Управления информационных технологий ФАС России (далее - Комиссия),
  7. рассмотрев дело № 1 11/178-10 по признакам нарушения ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» (123308, Москва, 3-я Хорошевская, д.2, стр.1), АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр» (123308, Москва, 3-я Хорошевская, д.2, стр.1), ООО «РЕЛКОМ.ДЕЛОВАЯ СЕТЬ» (123592, Москва, ул. Кулакова, д.20), ЗАО «Демос-Интернет» (105066, Москва, Нижняя Красносельская, д.35, корп.50), ЗАО «Регистратор» (105120, Москва, Нижняя Сыромятническая ул., д.10, стр.9), ЗАО «Элвис-Телеком» (125319, Москва, 4-я ул. 8 Марта, д.3), ОАО «РТКомм.РУ» (123022, Москва, 2-я Звенигородская ул., д. 13, стр.43) пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), ЗАО «Региональный Сетевой Информационных Центр» (123308, Москва, 3-я Хорошевская, д.2, стр.1) абзаца первого части 1 статьи 14, части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» (123308, Москва, 3-я Хорошевская, д.2, стр.1) и АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр» (123308, Москва, 3-я Хорошевская, д.2, стр.1) пункта 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции,
  8. Установила:

  9. Основанием для возбуждения дела №1 11/178-10 послужили заявления физических и юридических лиц о нарушении антимонопольного законодательства при проведении открытой регистрации доменных имен в доменной зоне РФ, поступившие в ФАС России.
  10. В заявлениях указывалось, что значительное число из существующих в настоящее время доменных имен в доменной зоне «.РФ» оформлены на регистратора RU-Center (ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр»), а также, что регистрация доменных имен на ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» осуществлялась совместно ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» и рядом компаний-регистраторов (АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр», ООО «РЕЛКОМ.ДЕЛОВАЯ СЕТЬ», ЗАО «Демос-Интернет», ЗАО «Регистратор», ЗАО «Элвис-Телеком»), что может привести к разделу рынка услуг обеспечения регистрации доменных имен в доменной зоне «.РФ» с одной стороны, по объему продажи данных услуг, а с другой - по составу продавцов данных услуг.
  11. Согласно пункту 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие действия приводят или могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков).
  12. На основании данных заявлений приказом ФАС России от 19.11.2010 № 654 возбуждено дело № 1 11/178-10 по признакам нарушения ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр», АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр», ООО «РЕЛКОМ.ДЕЛОВАЯ СЕТЬ», ЗАО «Демос-Интернет», ЗАО «Регистратор», ЗАО «Элвис-Телеком» пункта 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившимся в согласованных действиях указанных компаний, обеспечивающих регистрацию доменных имен в доменной зоне «.РФ», следствием которых явился раздел рынка услуг обеспечения регистрации доменных имен в доменной зоне «.РФ» с одной стороны, по объему продажи данных услуг, а с другой - по составу продавцов данных услуг.
  13. В ходе рассмотрения дела № 1 11/178-10 Комиссия установила, что открытая регистрация доменных имен второго уровня в национальном кириллическом домене «.РФ» была объявлена решением Совета АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» от 30.09.2010. Дата и время начала открытой регистрации - 11.11.2010 в 12:00. С этого момента получить доменное имя в кириллической зоне мог любой желающий.
  14. Регистрация доменных имен в доменной зоне «.РФ» осуществляется в соответствии с Правилами регистрации доменных имен в домене .РФ, принятыми Советом АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» (далее – Правила), соблюдение которых обязательно как для самих регистраторов, так и для пользователей, пожелавших зарегистрировать доменное имя.
  15. Регистрация доменного имени в доменной зоне «.РФ» (внесение в Реестр доменных имен «.РФ» (далее – Реестр) информации о доменном имени и его администраторе) происходит следующим образом. Пользователь заключает договор об оказании услуг (далее – Договор) с любым из выбранных им аккредитованных регистраторов доменных имен в доменной зоне «.РФ» (юридическое лицо, аккредитованное АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет») и подает в установленном этим регистратором порядке заявку на регистрацию доменного имени.
  16. Получив заявку от пользователя, регистратор, при выполнении пользователем условий Договора и соблюдении при выборе доменного имени Правил, формирует в формате, установленным держателем Реестра доменных имен «.РФ» – ЗАО Технический Центр Интернет, запрос и в электронном виде направляет его в Реестр. В этом запросе регистратор обязан передать в Реестр следующую информацию:
  17. - доменное имя;
  18. - ФИО администратора на русском языке, если администратор – физическое лицо или наименование организации на русском языке, если администратор – юридическое лицо;
  19. - ФИО или наименование организации на английском языке;
  20. - ИНН (для юридического лица);
  21. - сведения о документе, удостоверяющем личность физического лица;
  22. - юридический адрес;
  23. - почтовый адрес;
  24. - электронный адрес для связи с администратором доменного имени;
  25. - контактный телефон и номер факса (последний - при наличии);
  26. - список серверов DNS (Domain Name System - компьютерная распределённая система для получения информации о доменах), если одновременно с регистрацией доменного имени выполняется и его делегирование;
  27. - уникальный идентификатор регистратора.
  28. В случае если запрос составлен корректно и доменное имя не занято, в реестр вносится поступившая в запросе информация и пользователю присваивается статус администратора доменного имени.
  29. Если в запросе, направленном в Реестр, нет данных о серверах DNS, доменное имя регистрируется, но остается не делегированным.
  30. Для последующего делегирования доменного имени пользователю, которому присвоен статус администратора доменного имени, достаточно сообщить о своем намерении регистратору и сообщить ему имена серверов DNS, после чего регистратор направляет в Реестр соответствующий запрос с указанием списка серверов DNS.
  31. Заявки на регистрацию доменных имен в доменной зоне «.РФ» принимали 20 компаний-регистраторов, аккредитованных АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет». Согласно пункту 6.4 Правил право администрирования доменного имени, зарегистрированного в период с 11.11.2010 по 10.11.2011, не может быть передано другому лицу в течение года.
  32. АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» было установлено техническое ограничение, на количество обращений одним регистратором к Реестру в час (не более 4800).
  33. На ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» регистрация доменных имен второго уровня в доменной зоне «.РФ», в соответствии с клиентскими договорами на оказание услуги регистрации доменных имен в доменной зоне «.РФ», в том числе выполнялась 6 компаниями-регистраторами из 20, что дало возможность ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» зарегистрировать на себя в качестве администратора значительное количество доменных имен второго уровня в доменной зоне «.РФ».
  34. Сбор заявок на регистрацию доменных имен второго уровня в доменной зоне «.РФ» ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» и АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр» проводили в том числе с использованием сети Интернет. Причем заявки в адрес обеих компаний-регистраторов принимались через соответствующий раздел официального Интернет-сайта ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр».
  35. В соответствии с определением о назначении дела № 1 11/178-10 от 22.11.2010 № АГ/40872 письмом ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» вх. ФАС России от 10.12.2010 № 629830 представлены копии договоров, заключенных ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» с другими регистраторами на оказание услуг, в том числе по регистрации доменных имен в доменной зоне «.РФ»:
  36. - договор от 01.08.2010 № 16267 между ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» (Заказчик) и ЗАО «Элвис-Телеком» (Исполнитель);
  37. - договор от 01.11.2010 № CL61593-ORG-DMS между ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» (Заказчик) и ЗАО «Регистратор» (Исполнитель);
  38. - договор от 01.12.2008 № 18/NIC-L между ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» (Заказчик) и АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр» (Исполнитель), услуги по регистрации доменных имен в доменной зоне «.РФ» не предусматривались;
  39. - договор от 01.10.2010 № 1-2010/РДП между ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» (Заказчик) и «РЕЛКОМ.ДЕЛОВАЯ СЕТЬ» (Провайдер);
  40. - договор от 01.11.2010 № 56069-10/РЛ между ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» (Заказчик) и ЗАО «ДЕМОС-ИНТЕРНЕТ» (Провайдер).
  41. Согласно справке АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» от 19.01.2011 № 500/36 о почасовых объемах регистрации доменных имен, за период с 12:00:00 11.11.2010 по 00:00:00 12.11.2010 года в доменной зоне «.РФ» регистраторами ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр», АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр», ЗАО «Демос-Интернет», ЗАО «Регистратор», ООО «РЕЛКОМ.ДЕЛОВАЯ СЕТЬ», ЗАО «Элвис-Телеком» всего зарегистрировано 115 450 доменных имен второго уровня из которых 70 914 доменных имен зарегистрировано на ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» как администратора.
  42. Наименование регистратора Всего зарегистрировано доменов На администратора ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр»
    ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» 28 697 12 626
    АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр» 28 035 3 659
    ЗАО «Демос-Интернет» 6 917 6 549
    ЗАО «Регистратор» 12 914 11 434
    ООО «РЕЛКОМ.ДЕЛОВАЯ СЕТЬ» 27 314 25 563
    ЗАО «Элвис- Телеком» 11 395 11 082
    ОАО «РТКомм.РУ» 178 1
    Итого 115 450 70 914
  43. Определением об отложении рассмотрения дела №1 11/178-10 от 20.12.2010 №АГ/45668 Комиссия приняла решение рассматривать данное дело также по признакам нарушения ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» абзаца первого части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
  44. В ходе рассмотрения дела установлено, что на ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» в качестве администратора зарегистрированы доменные имена, которые в частности, представляют собой общеупотребимые слова (вода.рф, шапка.рф, кафе.рф, и т.п.), наименования сетей общественного питания (стардог.рф, стардогс.рф, ростикс.рф и т.п.), наименования бытовой техники (пылесос-рейнбоу.рф, пылесос-кирби.рф и т.п.), наименования эстрадных коллективов (дискотека-авария.рф, линкин-парк.рф и т.п.), а также наименования органов государственной власти и государственных учреждений (генпрокуратура.рф., фас-мо.рф, госзнак.рф и т.п.).
  45. Также на ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» зарегистрированы доменные имена, содержащие наименования административно и уголовно наказуемых деяний (детское-порно.рф, голые-дети.рф, подростковое-порно.рф, изнасилование.рф, педофилия-видео.рф, педофилия-фото.рф, насилие-видео.рф, насилие-онлайн.рф, торговля-людьми.рф, порно-инцест.рф, детская-порнография.рф, детский-секс.рф, порно-малолетки.рф, анаша-купить.рф, фото-изнасилование.рф, проститутки.рф, героин-купить.рф, кокаин-купить.рф, гашиш-купить.рф и т.д.), наименования наркотических средств (героин.рф, кокаин.рф, фенобарбитал.рф, анаша.рф), а также иных общественно-опасных деяний и выражений (экстремизм.рф, хочу-умереть.рф, форум-извращенцев.рф, умереть-молодым.рф, трупы-фото.рф, продам-девственность.рф, продам-почку.рф, террористы.рф, смерть-черным.рф, смерть-шпионам.рф, некрофилия.рф, некрофилы.рф, менты-козлы.рф, зоопорно-онлайн.рф, некрофил.рф).
  46. В ходе рассмотрения дела ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» указывало, что в законодательстве Российской Федерации отсутствуют специальные нормы, посвященные вопросам функционирования рынка регистрации доменных имен в сети Интернет, а АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» возложил на себя роль регулятора данного рынка, утверждает требования к участникам рынка и требует исполнения этих требований, так же как требования нормативно-правового акта, контролируя соблюдение этих правил. В связи с чем, ставится под сомнение правомочность АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» создавать и устанавливать правила аккредитации, осуществлять аккредитацию, плановые и внеплановые проверки по результатам, которых хозяйствующий субъект может быть лишен аккредитации.
  47. Данные доводы были мотивированны тем, что ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» не смогло установить из публичных источников, наличие нормативно-правовых актов наделяющих АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» указанными полномочиями, которые, по мнению ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр», являются полномочиями властного характера.
  48. Как было пояснено представителем АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет», все необходимые документы есть в свободном доступе в сети Интернет (на официальном интернет-сайте АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» по адресу http://cctld.ru/ru/), кроме соглашения с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 07.04.2010 (размещено позднее на Интернет-сайте АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет»), в том числе было обращено внимание, что предметом дела является не нарушение правил, установленных АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет», а признаки нарушения антимонопольного законодательства.
  49. Вместе с тем, как указало АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет», в Правилах распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2004 № 350, установлено, что распределение ресурса нумерации российского сегмента сети Интернет осуществляется с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Если органы глобальной координации сети Интернет выделяют ресурсы нумерации по согласованию с национальными администрациями связи, такое согласование осуществляет Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» заключено 07.04.2010 соглашение о взаимодействии между ним и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и соглашение с ICANN.
  50. По мнению ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр», аукционы - это единственный способ дать всем желающим (независимо от очередности подачи заявки) получить выбранное доменное имя. Учитывая, что Правилами установлены ограничения на смену администратора доменного имени, им была введена услуга владения доменным именем.
  51. Исходя из этого, все доменные имена, на которые был подано более одной заявки ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» регистрировало на себя, в качестве администратора и выставляло на аукционы, в которых мог участвовать любой желающий, предварительно заключивший клиентский договор с ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр».
  52. Однако, как установлено Комиссией, хозяйствующие субъекты - конкуренты ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» не предпринимали действий по регистрации на свое имя значительного числа доменных имен в зоне «.РФ», а регистрировали на себя только те доменные имена, регистрация которых обусловлена собственными нуждами данных хозяйствующих субъектов.
  53. По результатам проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр», проведенной 08.04.2011 в соответствии с приказом ФАС России 05.04.2011 № 237 «О поведении внеплановой выездной проверки» выявлены следующие обстоятельства, подтверждаемые материалами проверки, приобщенными к материалам дела № 1 11/178-10 под грифом «Коммерческая тайна»:
  54. - ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» провело совещание по вопросу начала открытой регистрации в доменной зоне «.РФ», по итогам которого приняты решения «захватить» максимальную долю рынка (как можно меньше потерять в доле рынка), увеличить количество регистраций, заработать на продлении услуг в следующем году (встреча 04.10.2010 директора ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» - Алексея Лесникова с сотрудниками ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр»);
  55. - реализация клиентских договоров заключенных ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» с АНО «Региональный сетевой Информационный Центр», ООО «РЕЛКОМ.ДЕЛОВАЯ СЕТЬ», ЗАО «Демос-Интернет», ЗАО «Регистратор», ЗАО «Элвис-Телеком», ОАО «РТКомм.РУ», позволила ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» приобретать доменные имена на более выгодных условиях, чем другим участникам рынка, а также дало возможность обойти ограничения, установленные правилами регулирующей доменную зону «.РФ» организации - АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет»;
  56. - значительное количество доменных имен, на которые клиентами ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» были поданы предварительные заявки, ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» зарегистрировало на себя и впоследствии выставило на закрытые аукционы. Круг возможных участников данных аукционов был ограничен только клиентами ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр»;
  57. - доменные имена второго уровня в доменной зоне «.РФ», зарегистрированные на ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» в качестве администратора, выставлялись на закрытые торги по доменам «.РФ» как самим ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр», так и АНО «Региональный сетевой Информационный Центр». Причем данные хозяйствующие субъекты не могут быть признаны группой лиц в соответствии с требованиями статьи 9 Закона о защите конкуренции;
  58. - наличие договора от 09.11.2010 № 4-РД/11/10 между ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» (Пользователь) и ОАО «РТКомм.РУ» (Оператор).
  59. На основании материалов и документов, имеющихся в деле и полученных по результатам проведенной проверки, Комиссия приняла решение (определение об отложении рассмотрения дела от 15.04.2011 № АГ/14109) рассматривать данное дело в отношении ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр также по признакам нарушения части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции и о привлечении к участию в деле в качестве ответчика компании-регистратора ОАО «РТКомм.РУ». Письмом ОАО «РТКомм.РУ» от 29.04.2011 № 1776/100 представлена копия договора.
  60. Как установлено Комиссией, ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» присваивало победителям аукционов статус «владелец» доменного имени. Информация о владельцах доменных имен, в том числе разыгранных на закрытых торгах по доменам «.РФ» имелась только у ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр», в Реестр данная информация не поступала и не содержится. Кроме того, согласно определению, содержащемуся в пункте 1.2, Правил, всеми правами по администрированию домена (определение администратором порядка использования доменного имени, осуществление администратором организационной и технической поддержки функционирования домена) обладает администратор доменного имени, а именно ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр».
  61. Таким образом, лица желающие приобрести доменное имя второго уровня в доменной зоне «.РФ», которое было зарегистрировано на ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» в качестве администратора, были вынуждены подписывать клиентские договоры с ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» на невыгодных для себя условиях, соглашаться на получение статуса владельца, а не администратора (ограничение на смену администратора доменного имени в течение одного года с момента регистрации такого доменного имени установлено пунктом 6.4 Правил), участвовать в закрытых торгах по доменам «.РФ», не имея понятия о возможной конечной стоимости доменного имени.
  62. Так в ноябре 2010 года ЗАО «Банк Русский стандарт» был признан победителем по результатам участия в аукционах по 24 доменам. По результатам торгов была произведена оплата за выигранные доменные имена в полном объеме в размере 5 826 889 руб. 21 коп., однако, полноправным обладателем (администратором) этих доменных имен Банк не стал.
  63. Согласно материалам внеплановой проверки на предмет соответствия деятельности ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» действующим требованиям и правилам регистрации доменных имен в доменной зоне «.РФ», проведенной АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет», в действия ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» выявлены многочисленные нарушения Правил, Соглашения об аккредитации (далее - Соглашение) и действующего законодательства при проведении аукционов при старте открытой регистрации в доменной зоне «.РФ», Положения о приоритетной регистрации доменных имен в доменной зоне «.РФ» (письмо АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» от 14.06.2011 № 500/245), в том числе установлено:
  64. - ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» нарушило запрет на передачу прав администрирования доменных имен и осуществляло смену администраторов доменных имен на различных юридических и физических лиц, являющихся правообладателями соответствующих товарных знаков;
  65. - по заявкам граждан и юридических лиц на регистрацию доменных имен в доменной зоне «.РФ» ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» направлял запросы на регистрацию значительного количества из указанных в заявках доменных имен в реестр домена «.РФ» от имени самого регистратора ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр»;
  66. - значительную часть зарегистрированных на себя доменных имен ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» выставило на проводимые ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» торги;
  67. - для обхода технических ограничений (не более 4800 запросов к реестру в час для одного регистратора), установленных для обеспечения равенства всех аккредитованных регистраторов и их пользователей, ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» в нарушение пункта 3.5 Соглашения заключило договора с компаниями-регистраторами ООО «РЕЛКОМ.ДЕЛОВАЯ СЕТЬ», ЗАО «Демос-Интернет», ЗАО «Регистратор», ЗАО «Элвис-Телеком.
  68. Также Комиссией установлено, что сумма дохода, полученного ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» от проведения закрытых торгов по доменам «.РФ» по доменным именам второго уровня в доменной зоне «.РФ», администратором (т.е. лицом обладающим в соответствии с пунктом 1.2 Правил всеми правами в отношении доменного имени) которых являлся ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» составила 239 360 213 (Двести тридцать девять миллионов триста шестьдесят тысяч двести тринадцать) рублей (справка ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» письмо от 30.06.2011 б/н).
  69. Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения лиц участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
  70. I. В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
  71. Абзацем первым части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция.
  72. В момент начала открытой регистрации доменных имен второго уровня в национальном кириллическом домене «.РФ», а именно в период с 12:00:00, 11.11.2010 по 00:00:00 12.11.2010 ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» приобрело право администрирования 70 914 (семидесяти тысяч) доменных имен в зоне «.РФ» в целях их дальнейшего возмездного отчуждения, из них 12 626 доменных имен самостоятельно, 58 288 путем подачи заявок в другие компании-регистраторы (АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр», ООО «РЕЛКОМ.ДЕЛОВАЯ СЕТЬ», ЗАО «Демос-Интернет», ЗАО «Регистратор», ЗАО «Элвис-Телеком», ОАО «РТКомм.РУ»).
  73. Данные доменные имена как было ранее указано, представляют собой, в частности общеупотребимые слова, наименования сетей общественного питания, наименования бытовой техники, наименования эстрадных коллективов, наименования органов государственной власти и государственных учреждений, наименования уголовно и административно наказуемых деяний, наименования наркотических средств, а также иных общественно-опасных деяний.
  74. Таким образом, ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» получило возможность повысить спрос на оказываемые им услуги по регистрации доменных имен в доменной зоне «.РФ», проводить закрытые торги по доменам «.РФ» по передаче прав владения данными доменными именами среди пользователей, что позволило увеличить получаемую прибыль, которая в результате совершения указанных действий на момент рассмотрения дела № 1 11/178-10 составила 239 360 213 (двести тридцать девять миллионов триста шестьдесят тысяч двести тринадцать) рублей, а также создавая для участников (пользователей) невыгодные условия, поскольку право на администрирование данных доменных имен не переходило к победителю аукциона и продолжало принадлежать ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр», в силу введенного пунктом 6.4 Правил запрета на смену администратора доменного имени в течение одного года с момента регистрации такого доменного имени.
  75. Действия ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» по регистрации на свое имя 70 914 указанных доменных имен в зоне «.РФ», в целях их дальнейшего возмездного отчуждения противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и обычаям делового оборота, так как все хозяйствующие субъекты – конкуренты ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» не предпринимали действий по регистрации на свое имя значительного числа доменных имен в зоне «.РФ», а регистрировали на себя только те доменные имена, регистрация которых обусловлена собственными нуждами данных хозяйствующих субъектов, что является злоупотреблением правом по обеспечению регистрации доменных имен в зоне «.РФ», а также нарушением положений Соглашения и Правил.
  76. Действия ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» по регистрации на свое имя 70 914 доменных имен в зоне «.РФ» в целях их дальнейшего возмездного отчуждения способны причинить убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам, поскольку могут повлечь отток потребителей от услуг по регистрации доменных имен в зоне «.РФ», предоставляемых хозяйствующими субъектами-конкурентами, к услугам, предоставляемым ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр», что может не позволить хозяйствующим субъектам-конкурентам ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» получить то, на что они были вправе рассчитывать при обычных условиях осуществления ими деятельности по оказанию услуг регистрации доменных имен в доменной зоне «.РФ», что в свою очередь, не может не сказаться на прибыли данных хозяйствующих субъектов.
  77. Таким образом, все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, присутствуют в действиях ЗАО«Региональный Сетевой Информационный Центр»:
  78. 1) направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности над конкурентом выразилась в том, что в ходе открытой регистрации ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» было зарегистрировано на себя 70 914 доменных имен второго уровня в доменной зоне «.РФ», тем самым оно получило возможность повысить спрос на оказываемые им услуги по регистрации доменных имен в доменной зоне «.РФ», проводить закрытые торги по доменам «.РФ» по передаче прав владения данными доменными именами среди пользователей, что позволило увеличить получаемую прибыль, которая в результате совершения указанных действий на момент рассмотрения дела № 1 11/178-10 составила 239 360 213 (двести тридцать девять миллионов триста шестьдесят тысяч двести тринадцать) рублей
  79. 2) противоречие обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости выразилась в том, что все хозяйствующие субъекты – конкуренты ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» не предпринимали действия по регистрации на свое имя значительного числа доменных имен в зоне «.РФ», а регистрировали на себя только те доменные имена, регистрация которых обусловлена собственными нуждами данных хозяйствующих субъектов;
  80. 3) способность причинения убытков конкурентам выразилась в том, что регистрация на ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» 70 914 доменных имен второго уровня в доменной зоне «.РФ» может повлечь отток потребителей от услуг по регистрации доменных имен в зоне «.РФ», предоставляемых хозяйствующими субъектами-конкурентами;
  81. Учитывая изложенное, действия ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр», выразившиеся в регистрации на свое имя 70 914 доменных имен в доменной зоне «.РФ», направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр».
  82. II. В соответствии с определением, данным в пункте 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции, координацией экономической деятельности признается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов, за исключением координации экономической деятельности, осуществляемой в соответствии с федеральными законами саморегулируемой организацией по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка.
  83. В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 данной статьи.
  84. После начала открытой регистрации в доменной зоне «РФ» в 12 часов 00 минут 11.11.2010 компании АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр», ООО «РЕЛКОМ.ДЕЛОВАЯ СЕТЬ», ЗАО «Демос-Интернет», ЗАО «Регистратор», ЗАО «Элвис-Телеком», ОАО «РТКомм.РУ» начали направлять на регистрацию доменные имена в соответствии с поступившими предварительными заявками от юридических и физических лиц, в том числе, по спискам, полученным из ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр».
  85. В первые часы после начала открытой регистрации в доменной зоне «.РФ» с 12-00 до 13-00 11.11.2010, осуществлено максимальное количество запросов на регистрацию доменных имен – 71 900 и только 2 796 запросов в период с 21-00 до 22-00 в этот же день. В это же время наблюдался наибольший процент отказов в регистрации доменного имени в связи с тем, что оно уже зарегистрировано - 49,1% отказов от общего числа полученных запросов на регистрацию в период с 12-00 до 13-00 11.11.2010 и только 12,2% отказов в период с 21-00 до 22-00 в этот же день.
  86. Исходя из статистических данных о проценте отказов, подготовленные регистраторами доменной зоны «.РФ» списки доменных имен, которые, начиная с 12 часов 00 минут 11.11.2010 направлялись на регистрацию, имеют большую степень сходства.
  87. Тем не менее, процент отказа в регистрации доменных имен, которые направляли ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр», АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр», ООО «РЕЛКОМ.ДЕЛОВАЯ СЕТЬ», ЗАО «Демос-Интернет», ЗАО Регистратор», ЗАО «Элвис-Телеком», ОАО «РТКомм.РУ» по спискам ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» был значительно меньше. В соответствии с материалами, представленными в ФАС России в рамках проверки, проведенной ФАС России 08.04.2011, в период с 12-00 до 13-00 на ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» было зарегистрировано 88% доменов от числа направленных заявок на регистрацию, с 13-00 до 14-00 - 98%, с 14-00 до 15-00 - 95%.
  88. Исходя из указанных обстоятельств Комиссия пришла к выводу, что ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» был составлен список доменных имен, подлежащих регистрации на ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» как администратора, после чего данный список был разделен на 7 частей и менее чем за сутки до начала свободной регистрации в доменной зоне «РФ» данные части были направлены АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр», ООО «РЕЛКОМ.ДЕЛОВАЯ СЕТЬ», ЗАО «Демос-Интернет», ЗАО «Регистратор», ЗАО «Элвис-Телеком», ОАО «РТКомм.РУ».
  89. Таким образом, действия по координации ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» действий компаний-регистраторов АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр», ООО «РЕЛКОМ.ДЕЛОВАЯ СЕТЬ», ЗАО «Демос-Интернет», ЗАО «Регистратор», ЗАО «Элвис-Телеком», ОАО «РТКомм.РУ» в процессе открытой регистрации доменных имен второго уровня в доменной зоне «.РФ», привели к последствиям указанным в пункте 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно навязыванию хозяйствующим субъектам и физическим лицам, желающим стать владельцем доменного имени в доменной зоне «.РФ» невыгодных условий договора и подпадают под запрет в соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
  90. III. В ходе рассмотрения дела № 1 11/178-10 Комиссия приняла решения рассматривать действия ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» и АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр» по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
  91. Согласно части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие действия приводят или могут привести к последствиям, указанным в данной части, в том числе как установлено пунктом 5 данной части к навязыванию хозяйствующим субъектам и физическим лицам, невыгодных условий договора.
  92. В соответствии с определением, данным в пункте 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
  93. Как установлено из материалов дела, АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр», выступая в качестве регистратора доменных имен, проводило закрытые торги по доменам «.РФ» в части доменов, зарегистрированных на ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр», в качестве администратора. Вместе с тем, из пояснений представителей ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» и материалов дела, следует, что документов, которыми бы подтверждались права АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр» по выставлению на закрытые торги по доменам «.РФ», доменных имен зарегистрированных в качестве администратора на ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» не существует. Причем данные хозяйствующие субъекты не могут быть признаны группой лиц в соответствии с требованиями статьи 9 Закона о защите конкуренции.
  94. Также как установлено, лица (юридические и физические) желающие приобрести доменное имя второго уровня в доменной зоне «.РФ», которые было зарегистрировано на ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» в качестве администратора, подписывали клиентские договора с ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» на невыгодных для себя условиях, соглашались на получение статуса владельца, а не администратора (ограничение на смену администратора доменного имени в течение одного года с момента регистрации такого доменного имени, установленного пунктом 6.4 Правил) и соглашались участвовать в закрытых торгах по доменам «.РФ», не имея понятия о возможной конечной стоимости доменного имени.
  95. Таким образом, проанализировав суть и основания для совместных действий ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» и АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр» Комиссия сделала вывод, о наличии между АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр» и ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» соглашения в устной форме, что привело к навязыванию хозяйствующим субъектам и физическим лицам, желающим получить выбранное доменное имя в доменной зоне «.РФ» невыгодных условий договора, что запрещено согласно пункту 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
  96. IV. Закон о защите конкуренции не содержит понятия вины соответствующего лица в нарушении антимонопольного законодательства. Вместе с тем Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 24.06.2009 № 11-П указал, что требования о необходимости доказательства вины юридического лица, в полной мере применимы и к механизму взыскания с хозяйствующего субъекта в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
  97. Понятие вины юридического лица установлено в части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). Поэтому, применяя норму части 2 статьи 2.1 КоАП по аналогии к нарушениям антимонопольного законодательства можно сделать вывод, что вина юридического лица в нарушении антимонопольного законодательства признается, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм антимонопольного законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
  98. Из материалов дела № 1 11/178-10 Комиссия установила, что у ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» имелась возможность соблюсти требования и запреты, установленные статьями 11 и 14 Закона о защите конкуренции, однако, им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, таким образом наличествует вина ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» в нарушении пункта 5 части 1, части 3 статьи 11 и абзаца первого статьи 14 Закона о защите конкуренции.
  99. V. В силу статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента заключения договора, он вступает в силу и становится обязательным для исполнения.
  100. Как установлено комиссией, в соответствии с требованиями, закрепленными в пункте 2.1.2 главы 2 Правил, компания-регистратор обязана заключить договор об оказании услуг по регистрации доменных имен с любым обратившимся лицом, а согласно статье 425 Гражданского кодекса Российской Федерации должна исполнить заключенный договор, в связи с чем, у компаний-ответчиков: АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр», ООО «РЕЛКОМ.ДЕЛОВАЯ СЕТЬ», ЗАО «Демос-Интернет», ЗАО «Регистратор», ЗАО «Элвис-Телеком», ОАО «РТКомм.РУ» не было оснований для отказа ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» в заключении клиентских договоров.
  101. Таким образом, действия АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр», ООО «РЕЛКОМ.ДЕЛОВАЯ СЕТЬ», ЗАО «Демос-Интернет», ЗАО «Регистратор», ЗАО «Элвис-Телеком», ОАО «РТКомм.РУ» были обусловлены требованиями установленными нормами действующего законодательства, а также Правил и не нарушают пункт 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
  102. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
  103. Решила:

  104. 1. Признать ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» нарушившим часть 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, путем координации экономической деятельности компаний АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр», ООО «РЕЛКОМ.ДЕЛОВАЯ СЕТЬ», ЗАО «Демос-Интернет», ЗАО «Регистратор», ЗАО «Элвис-Телеком», ОАО «РТКомм.РУ», что привело к последствиям указанным в пункте 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
  105. 2. Признать ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» и АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр» нарушившими пункт 5 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, путем заключения и участия (реализации) в устном соглашении, которое привело к навязыванию хозяйствующим субъектам и физическим лицам, желающим получить выбранное доменное имя в доменной зоне «.РФ», невыгодных условий договора, а именно обязательное согласие на участие в аукционах и получения статуса владельца доменного имени, а не администратора.
  106. 3. Признать действия ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» по регистрации на себя 70 914 доменных имен противоречащим абзацу первому части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
  107. 4. В связи с отсутствием нарушения пункта 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр», АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр», ООО «РЕЛКОМ.ДЕЛОВАЯ СЕТЬ», ЗАО «Демос-Интернет», ЗАО «Регистратор», ЗАО «Элвис-Телеком», ОАО «РТКомм.РУ», на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 1 11/178-10 в указанной части, в отношении ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр», АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр», ООО «РЕЛКОМ.ДЕЛОВАЯ СЕТЬ», ЗАО «Демос-Интернет», ЗАО «Регистратор», ЗАО «Элвис-Телеком», ОАО «РТКомм.РУ» прекратить.
  108. 5. Выдать предписание ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» о перечислении в федеральный бюджет 239 360 213 рублей дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
  109. 6. Передать материалы дела № 1 11/178-10 в Управление информационных технологий ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
  110. 7. Передать материалы дела № 1 11/178-10 в правоохранительные органы.
  111. Председатель Комиссии
  112. А.Н. Голомолзин
  113. Члены Комиссии:
  114. В.Ю. Кудрявцев
  115. Н.Н. Карташов
  116. Е.А. Кузнецова
  117. П.В. Самолысов
  118. Г.В. Гусаров
  119. И.И. Романенкова
  120. Е.И. Гриднев
  121. А.Г. Луцкий
  122. Е.В. Пустарнакова
  123. Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

  124. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
    Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Печать

Печатать