9999
Комментарии
Архангельская область
Архангельская область
Закон от № 281-21-ОЗ

О взаимодействии органов государственной власти Архангельской области и некоммерческих организаций

  • В редакциях
  • № 368-25-ОЗ от 24.10.2011,
  • № 423-28-ОЗ от 13.02.2012,
  • № 500-32-ОЗ от 02.07.2012,
  • № 643-38-ОЗ от 18.03.2013,
  • № 713-41-ОЗ от 02.07.2013,
  • № 44-3-ОЗ от 22.11.2013,
  • № 47-3-ОЗ от 22.11.2013,
  • № 13-2-ОЗ от 17.10.2013;
  • c изменениями
  • № 189-11-ОЗ от 24.10.2014.
  1. N 281-21-ОЗ
  2. АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
  3. ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
  4. О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
  5. АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  6. Статья 1.

    Предмет правового регулирования настоящего закона

  7. Настоящий закон:
  8. 1) определяет основные принципы и формы взаимодействия органов государственной власти Архангельской области с негосударственными и немуниципальными некоммерческими организациями, деятельность которых в соответствии с их уставами осуществляется на всей территории Архангельской области или на ее части (далее - некоммерческие организации), постольку, поскольку это не противоречит федеральным законам;
  9. 2) регулирует полномочия органов государственной власти Архангельской области по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Архангельской области.
  10. Статья 2.

    Основные понятия, используемые в настоящем законе

  11. 1. В целях настоящего закона используются следующие основные понятия:
  12. 1) общественная экспертиза - исследование, проводимое с целью оценки качества нормативных правовых актов Архангельской области, проектов нормативных правовых актов Архангельской области и определения возможных последствий их действия (принятия) в соответствии с настоящим законом;
  13. 2) общественные слушания - форма реализации права некоммерческих организаций на участие в процессе принятия решения органами государственной власти Архангельской области (далее - органы государственной власти) посредством проведения собрания для публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов Архангельской области и принятия рекомендаций по социально значимым вопросам;
  14. 3) общественный мониторинг - специально организованное систематическое наблюдение некоммерческих организаций за происходящими в Архангельской области событиями, а также за осуществлением органами государственной власти принятых некоммерческими организациями рекомендаций с целью оценки, прогноза и подготовки предложений;
  15. 4) социально ориентированные некоммерческие организации - некоммерческие организации, созданные в предусмотренных законодательством Российской Федерации формах и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества, а также виды деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и пунктом 1 статьи 11 настоящего закона;
  16. 5) субсидии - финансовые средства, предоставляемые из областного бюджета в целях финансирования (софинансирования) целевых проектов социально ориентированных некоммерческих организаций с обязательным последующим отчетом об их исполнении;
  17. 6) форма взаимодействия - конкретный способ совместных действий органов государственной власти и некоммерческих организаций, направленный на достижение целей взаимодействия, указанных в настоящем законе;
  18. 7) целевой проект социально ориентированной некоммерческой организации - разработанный социально ориентированной некоммерческой организацией комплекс мероприятий (действий), объединенных по функциональным, финансовым и иным признакам, ограниченный периодом времени и направленный на достижение конкретных результатов с целью решения социальных проблем населения Архангельской области.
  19. 2. Иные понятия, используемые в настоящем законе, применяются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.
  20. Статья 3.

    Правовая основа взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций

  21. Правовую основу взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральные законы от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", иные федеральные законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Архангельской области, настоящий закон и иные нормативные правовые акты Архангельской области.
  22. Статья 4.

    Цели взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций

  23. Целями взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций являются:
  24. 1) создание условий для развития и эффективной деятельности некоммерческих организаций, активизации гражданских инициатив на территории Архангельской области;
  25. 2) обеспечение эффективного участия граждан и некоммерческих организаций в формировании и реализации проводимой в Архангельской области государственной политики;
  26. 3) создание условий для обеспечения стабильности, гражданского, межнационального и межконфессионального мира и общественного согласия в Архангельской области на основе сбалансированности интересов и потребностей государственных и общественных институтов;
  27. 4) создание благоприятного социально-экономического климата в Архангельской области;
  28. 5) формирование системы эффективного общественного контроля за деятельностью органов государственной власти;
  29. 6) совершенствование нормативных правовых актов, стимулирующих развитие общественной активности.
  30. Статья 5.

    Основные принципы взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций

  31. Взаимодействие органов государственной власти и некоммерческих организаций строится на основе соблюдения принципов:
  32. 1) партнерского сотрудничества органов государственной власти и некоммерческих организаций;
  33. 2) добровольности во взаимодействии органов государственной власти и некоммерческих организаций;
  34. 3) обеспечения органами государственной власти реализации прав и законных интересов некоммерческих организаций;
  35. 4) государственной поддержки некоммерческих организаций, привлечения их к участию в формировании и реализации проводимой в Архангельской области государственной политики;
  36. 5) гласности;
  37. 6) контроля со стороны органов государственной власти за целевым использованием средств субсидий, предоставленных некоммерческим организациям;
  38. 7) невмешательства участников взаимодействия во внутренние дела друг друга, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
  39. 8) ответственности участников взаимодействия за выполнение принятых на себя обязательств.
  40. Статья 6.

    Формы взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций

  41. Основными формами взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций являются:
  42. 1) информационный обмен;
  43. 2) привлечение представителей некоммерческих организаций к работе в составе совещательных, вспомогательных, консультативных и экспертных органов при органах государственной власти (далее - совещательные органы), а также к участию в работе органов государственной власти в качестве внештатных советников, консультантов, экспертов, разработчиков отдельных проектов и программ в соответствии с законодательством;
  44. 3) организация и проведение совместных мероприятий;
  45. 4) проведение совещаний, "круглых столов", конференций, общественных слушаний, семинаров, смотров, конкурсов некоммерческих организаций, а также иных мероприятий с участием представителей некоммерческих организаций;
  46. 5) участие некоммерческих организаций в разработке проектов областных законов, проектов иных нормативных правовых актов Архангельской области (в том числе проектов нормативных правовых актов Архангельской области об утверждении государственных программ Архангельской области) в порядке, установленном законодательством;
  47. 6) участие некоммерческих организаций в проведении общественной экспертизы и осуществлении общественного контроля в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
  48. 7) осуществление некоммерческими организациями общественного мониторинга, экспертной и аналитической деятельности;
  49. 8) оказание органами государственной власти информационной, методической, консультативной и организационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям;
  50. 9) государственная финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций;
  51. 10) заключение договоров и соглашений;
  52. 11) взаимодействие в иных не запрещенных законодательством формах.
  53. Статья 7.

    Информационный обмен

  54. 1. Органы государственной власти предоставляют некоммерческим организациям имеющуюся в их распоряжении и относящуюся к предмету взаимодействия информацию по собственной инициативе или на основании письменных запросов некоммерческих организаций.
  55. 2. Органы государственной власти вправе отказать в предоставлении некоммерческим организациям информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, в случаях, предусмотренных законодательством.
  56. 3. Некоммерческие организации предоставляют органам государственной власти имеющуюся в их распоряжении и относящуюся к предмету взаимодействия информацию по собственной инициативе или на основании письменных запросов органов государственной власти.
  57. 4. Между органами государственной власти и некоммерческими организациями могут заключаться соглашения, устанавливающие их взаимные права и обязанности по организации информационного обмена.
  58. Статья 8.

    Участие некоммерческих организаций в работе органов государственной власти

  59. Органы государственной власти вправе привлекать по согласованию представителей некоммерческих организаций к работе совещательных органов, а также к участию в работе органов государственной власти в качестве внештатных советников, консультантов, экспертов, разработчиков отдельных проектов и программ.
  60. Статья 9.

    Участие некоммерческих организаций в разработке проектов областных законов и проектов иных нормативных правовых актов Архангельской области

  61. Некоммерческие организации вправе принимать участие в разработке проектов областных законов и проектов иных нормативных правовых актов Архангельской области (в том числе проектов нормативных правовых актов Архангельской области об утверждении государственных программ Архангельской области) в порядке, установленном законодательством, в том числе в:
  62. 1) законотворческом процессе через субъектов права законодательной инициативы, а также в процессе разработки проектов иных нормативных правовых актов Архангельской области;
  63. 2) депутатских (парламентских), публичных, иных общественных слушаниях и в общественном обсуждении проектов областных законов и проектов иных нормативных правовых актов Архангельской области;
  64. 3) проведении общественной экспертизы проектов областных законов и проектов иных нормативных правовых актов Архангельской области;
  65. 4) проведении независимой антикоррупционной экспертизы проектов областных законов и проектов иных нормативных правовых актов Архангельской области в порядке, установленном Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, областным законом от 19 сентября 2001 года N 62-8-ОЗ "О порядке разработки, принятия и вступления в силу законов Архангельской области" и иными нормативными правовыми актами Губернатора Архангельской области и Архангельского областного Собрания депутатов.
  66. Статья 10.

    Общественная экспертиза

  67. 1. Общественная экспертиза организуется и проводится по инициативе органов государственной власти, некоммерческих организаций или Общественной палаты Архангельской области.
  68. 2. Общественная экспертиза проводится Общественной палатой Архангельской области или экспертной комиссией, не менее двух третей состава которой должны составлять представители некоммерческих организаций. Состав экспертной комиссии, в том числе ее руководитель, определяется инициатором (инициаторами) проведения общественной экспертизы.
  69. 3. Члены экспертной комиссии должны иметь высшее образование, а также обладать опытом работы, научными и (или) практическими познаниями по предмету общественной экспертизы.
  70. 4. В качестве членов экспертной комиссии не могут привлекаться организации и лица, принимавшие непосредственное участие в разработке рассматриваемых нормативных правовых актов Архангельской области и (или) проектов нормативных правовых актов Архангельской области, государственные гражданские служащие Архангельской области.
  71. 5. Сроки проведения общественной экспертизы определяются инициатором (инициаторами) проведения общественной экспертизы по согласованию с экспертной комиссией.
  72. 6. По завершении общественной экспертизы экспертная комиссия составляет экспертное заключение, в котором должны быть указаны:
  73. 1) должности, фамилии, имена, отчества членов экспертной комиссии, сроки проведения общественной экспертизы;
  74. 2) основание для проведения общественной экспертизы;
  75. 3) предмет общественной экспертизы;
  76. 4) характер проведенных исследований, вопросы, поставленные перед экспертной комиссией;
  77. 5) выводы экспертной комиссии.
  78. 7. Члены экспертной комиссии, несогласные с выводами, содержащимися в экспертном заключении, имеют право письменно изложить свое особое мнение по предмету общественной экспертизы, которое прилагается к экспертному заключению.
  79. 8. Экспертное заключение подписывается руководителем и членами экспертной комиссии и направляется в органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области. Экспертное заключение, направленное в орган государственной власти, подлежит обязательному рассмотрению указанным органом в течение 30 дней со дня его поступления.
  80. 9. Экспертные заключения могут публиковаться в средствах массовой информации.
  81. 10. Финансирование общественной экспертизы осуществляется за счет средств инициатора (инициаторов) проведения общественной экспертизы.
  82. 11. Порядок проведения общественной экологической экспертизы определяется Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
  83. 12. Порядок проведения общественной экспертизы Общественной палатой Архангельской области определяется областным законом "Об Общественной палате Архангельской области".
  84. Статья 11.

    Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций

  85. 1. Органы государственной власти в порядке, установленном законодательством, могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, зарегистрированным в установленном порядке на территории Архангельской области, при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:
  86. 1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан, в том числе социально-правовая защита и реабилитация лиц, подвергшихся насилию в семье;
  87. 2) развитие институтов гражданского общества и общественного самоуправления, добровольческой деятельности, направленной на решение социальных проблем населения Архангельской области;
  88. 3) содействие предотвращению стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, подготовка населения к преодолению их последствий и к предотвращению несчастных случаев, пропаганда соответствующих знаний, участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
  89. 4) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных и иных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
  90. 5) укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, формирующих чувство патриотизма, способствующих предотвращению проявлений экстремизма и этнического сепаратизма, профилактика экстремизма и ксенофобии, укрепление единства народов, культуры межэтнического общения, сохранения родной культуры, языков представителей народов, проживающих на территории Архангельской области;
  91. 6) охрана окружающей среды и защита животных;
  92. 7) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений, сохранение и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  93. 8) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  94. 9) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
  95. 10) патриотическое и духовно-нравственное воспитание, поддержка молодежных инициатив, детского и молодежного общественного движения, профилактика негативных явлений в подростковой и молодежной среде;
  96. 11) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
  97. 12) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, в том числе профилактики алкоголизма, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
  98. 13) сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, духовно-нравственное развитие населения Архангельской области, популяризация произведений деятелей науки, культуры и искусства, являющихся (являвшихся) жителями Архангельской области;
  99. 14) содействие социально-экономическому развитию Архангельской области;
  100. 15) благоустройство территорий муниципальных образований Архангельской области;
  101. 16) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
  102. 17) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языка и традиций народов Российской Федерации;
  103. 18) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;
  104. 19) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
  105. 20) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
  106. 21) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
  107. 22) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;
  108. 23) увековечение памяти жертв политических репрессий;
  109. 24) иные социально значимые виды деятельности в соответствии с законодательством.
  110. 2. Формами государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций являются формы, установленные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в том числе:
  111. 1) создание условий для свободного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и некоммерческих организаций, за исключением информации, которая согласно законодательству Российской Федерации отнесена к категории ограниченного доступа;
  112. 2) организационно-методическая работа с руководителями социально ориентированных некоммерческих организаций;
  113. 3) проведение обучающих тематических семинаров, методических консультаций и научно-практических конференций по проблемам развития социально ориентированных некоммерческих организаций и гражданского общества;
  114. 4) содействие в проведении конференций, семинаров, консультаций и иных мероприятий социально ориентированных некоммерческих организаций;
  115. 5) проведение социологических исследований по изучению проблем социально ориентированных некоммерческих организаций и развития гражданского общества и доведение до сведения социально ориентированных некоммерческих организаций результатов этих исследований;
  116. 6) издание методических материалов для социально ориентированных некоммерческих организаций и содействие приобретению социально ориентированными некоммерческими организациями методических материалов за счет средств областного бюджета;
  117. 7) предоставление субсидий;
  118. 8) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в областной бюджет, в соответствии с законодательством;
  119. 9) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям помещений, иного имущества, находящегося в государственной собственности Архангельской области, в пользование на льготных условиях, а также льгот по уплате арендных платежей в областной бюджет за землю, иные объекты недвижимости в установленном порядке;
  120. 10) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям иных льгот в формах, предусмотренных законодательством;
  121. 11) организация и содействие в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций по запросам указанных некоммерческих организаций, проведения обучающих, научных и практических мероприятий;
  122. 12) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы поддержки.
  123. 3. Правительство Архангельской области вправе утверждать перечни государственного имущества Архангельской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное имущество Архангельской области, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на срок не менее двух лет (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок формирования, ведения и обязательного опубликования перечней утверждается постановлением Правительства Архангельской области.
  124. 4. Некоммерческие организации - исполнители общественно полезных услуг имеют право на приоритетное получение мер поддержки, предусмотренной настоящей статьей, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 12 настоящего закона.
  125. 5. Органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области в пределах своих полномочий и средств местных бюджетов муниципальных образований Архангельской области могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям.
  126. Статья 12.

    Предоставление субсидий

  127. 1. Субсидии предоставляются социально ориентированным некоммерческим организациям по результатам открытых конкурсов целевых проектов некоммерческих организаций, которые проводятся уполномоченными исполнительными органами государственной власти Архангельской области, осуществляющими функции в сфере взаимодействия с некоммерческими организациями (далее - уполномоченные органы).
  128. 2. Решения о предоставлении субсидий принимаются соответствующим уполномоченным органом на основании решения конкурсной комиссии, сформированной этим уполномоченным органом, по результатам экспертной оценки целевых проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, заявленных на участие в конкурсе.
  129. 3. Уполномоченный орган вправе принимать решения о предоставлении субсидий на реализацию целевых проектов социально ориентированных некоммерческих организаций в пределах средств, предусмотренных на указанные цели областным бюджетом на соответствующий финансовый год.
  130. 4. Объявление о проведении конкурса целевых проектов социально ориентированных некоммерческих организаций и его условиях публикуется в средствах массовой информации и на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса.
  131. 5. Положение о конкурсе целевых проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, порядок его проведения и порядок формирования конкурсной комиссии утверждаются постановлением Правительства Архангельской области.
  132. 6. При предоставлении субсидии заключается договор между соответствующим уполномоченным органом и социально ориентированной некоммерческой организацией, объявленной в установленном порядке победителем конкурса целевых проектов социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - договор), в котором в обязательном порядке предусматриваются взаимные обязательства сторон по его исполнению, а также ответственность за несоблюдение сторонами его условий.
  133. Обязательным условием предоставления субсидии, включаемым в договор, является согласие социально ориентированной некоммерческой организации на осуществление уполномоченным органом и органами государственного финансового контроля Архангельской области проверок соблюдения социально ориентированной некоммерческой организацией условий, целей и порядка предоставления субсидий.
  134. Статья 13.

    Контроль за целевым использованием субсидий

  135. 1. Социально ориентированные некоммерческие организации, получившие субсидии в соответствии с настоящим законом и условиями договора, обязаны использовать их исключительно по целевому назначению.
  136. 2. Уполномоченным органом и органами государственного финансового контроля Архангельской области проводятся обязательные проверки соблюдения социально ориентированными некоммерческими организациями условий, целей и порядка предоставления субсидий.
  137. 3. Социально ориентированные некоммерческие организации обязаны представлять в соответствующий уполномоченный орган отчеты о целевом использовании полученных средств и о результатах реализации проектов в порядке, определяемом постановлением Правительства Архангельской области.
  138. 4. В случаях нецелевого использования или неиспользования средств субсидий в сроки, предусмотренные условиями договора, они подлежат возврату в областной бюджет.
  139. Статья 14.

    Государственный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей государственной поддержки

  140. Формирование и ведение государственного реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, являющихся получателями государственной поддержки, осуществляются соответствующим уполномоченным органом.
  141. Статья 15.

    Вступление в силу настоящего закона

  142. Настоящий закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.
  143. Губернатор
  144. Архангельской области
  145. И.Ф.МИХАЛЬЧУК
  146. г. Архангельск
  147. 27 апреля 2011 года
  148. N 281-21-ОЗ

Печать

Печатать