9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение ВАС РФ от

По делу № 15182/06
  1. Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2007 г.
  2. Решение изготовлено в полном объеме 6 марта 2007 г.
  3. Именем Российской Федерации
  4. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Тумаркина В.М., судей Зориной М.Г. и Наумова О.А. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Чепецкий механический завод" о признании недействующим письма Министерства финансов Российской Федерации от 16.01.2006 N 03-04-15/01 "О порядке определения после 1 января 2006 года налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления и вычетов этого налога по товарам (работам, услугам), приобретенным в 2005 году для выполнения данных работ после 1 января 2006 года".
  5. В заседании приняли участие:
  6. от заявителя - открытого акционерного общества "Чепецкий механический завод" - Лапин С.В. (доверенность от 09.08.2004 N 160-02/066);
  7. от Министерства финансов Российской Федерации (ответчика) - Ковпак С.В. (доверенность от 11.12.2006 N 01-06-08/136), Чехарина З.А. (доверенность от 23.01.2007 N 01-06-08/1).
  8. Протокол судебного заседания вела помощник судьи Никитина Л.В.
  9. Суд установил следующее:

  10. Открытое акционерное общество "Чепецкий механический завод" (далее - общество) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим письма Министерства финансов Российской Федерации от 16.01.2006 N 03-04-15/01 (далее - письмо Минфина России от 16.01.2006 N 03-04-15/01), размещенного на сайте справочной правовой системы "Консультант Плюс" с названием "О порядке определения после 1 января 2006 года налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления и вычетов этого налога по товарам (работам, услугам), приобретенным в 2005 году для выполнения данных работ после 1 января 2006 года".
  11. В судебном заседании общество уточнило заявленные требования и просит признать недействующим письмо Минфина России от 16.01.2006 N 03-04-15/01 в части понуждения налогоплательщиков в случае выполнения ими строительно-монтажных работ для собственного потребления увеличивать налоговую базу по налогу на добавленную стоимость на стоимость работ, выполненных привлеченными подрядными организациями.
  12. Министерством финансов Российской Федерации заявлено ходатайство о прекращении производства по делу.
  13. Рассмотрев доводы, изложенные в ходатайстве о прекращении производства по делу и возражениях общества, в заявлении о признании недействующим письма Минфина России от 16.01.2006 N 03-04-15/01 и отзыве на него, исследовав представленные доказательства и заслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что в удовлетворении ходатайства Министерства финансов Российской Федерации о прекращении производства по делу следует отказать, заявление общества о признании недействующим указанного письма Минфина России в оспариваемой части подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
  14. В ходатайстве о прекращении производства по делу и устных пояснениях представитель Министерства финансов Российской Федерации ссылается на часть 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, полагает, что письмо Минфина России от 16.01.2006 N 03-04-15/01 является письменным разъяснением, не относится к нормативным правовым актам федерального органа исполнительной власти, рассмотрение которых в соответствии с частью 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнесено к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, и просит на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекратить производство по данному делу.
  15. В отзыве на заявление Министерство финансов Российской Федерации просит обществу в признании недействующим письма Минфина России от 16.01.2006 N 03-04-15/01 отказать. По мнению Министерства финансов Российской Федерации, в случае если при строительстве объекта для собственного потребления часть строительно-монтажных работ выполняется собственными силами налогоплательщика, а часть - привлеченными подрядными организациями, то стоимость строительно-монтажных работ, выполненных подрядными организациями, должна включаться в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, что следует из содержания пункта 2 статьи 159 и пункта 10 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации .
  16. В зависимости от того, ведется ли строительство собственными силами застройщика или для этого им привлекаются сторонние специализированные строительные, монтажные и другие организации строительного профиля, различают три способа строительства: подрядный способ, когда строительство осуществляется исключительно специализированными организациями; хозяйственный способ, когда строительство осуществляется собственными силами застройщика без привлечения подрядных организаций; смешанный способ, когда одна часть работ осуществляется собственными силами застройщика, а другая часть - силами сторонних специализированных организаций.
  17. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в период, когда оно осуществляло нормативное регулирование правоотношений в сфере налогообложения, в целях определения понятия "строительно-монтажные работы для собственного потребления" рекомендовало руководствоваться определениями, содержащимися в нормативных актах Государственного комитета Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) (письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 24.03.2004 N 03-1-08/819/16 и от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@, направленные для сведения и учета в работе налоговых органов). Такими нормативными актами, в частности, являются Постановление Госкомстата России от 31.12.2003 N 117 и Постановления Федеральной службы государственной статистики от 03.11.2004 N 50, от 16.12.2005 N 101, от 20.11.2006 N 69, от 17.01.2007 N 6. Согласно названным актам к строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организаций, включая работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства, а также работы, выполненные подрядными организациями по собственному строительству (не в рамках договоров строительного подряда, а, например, при реконструкции административно-хозяйственного здания, строительстве собственной производственной базы и т.п.).
  18. При осуществлении строительно-монтажных работ подрядным способом для налогоплательщика, являющегося заказчиком, возникают налоговые последствия в виде налоговых вычетов, предусмотренные пунктом 6 статьи 171 Кодекса, уменьшающих общую сумму налогу на добавленную стоимость, исчисленную применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения. Объекта налогообложения в виде стоимости работ, оплаченных подрядным организациям, не возникает.
  19. При осуществлении строительно-монтажных работ хозяйственным способом у налогоплательщика, являющегося одновременно заказчиком и исполнителем работ, возникает объект налогообложения, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, в виде операций, связанных с выполнением налогоплательщиком строительно-монтажных работ для собственного потребления. Налоговая база в отношении данных работ определяется в порядке, установленном пунктом 2 статьи 159 Кодекса: при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение, включая расходы реорганизованной (реорганизуемой) организации. Исчисленный с налоговой базы налог на добавленную стоимость уменьшается на налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 6 статьи 171 Кодекса: суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств; суммы налога, предъявление налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ; суммы налога, исчисленные налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.
  20. В главе 21 Кодекса норм, устанавливающих специальный порядок определения налоговой базы при смешанном способе строительства, когда одна часть работ осуществляется собственными силами застройщика, а другая часть - силами сторонних организаций, не имеется. Поэтому при таком способе строительства налогоплательщик-застройщик в целях налогообложения применяет нормы, предусмотренные пунктом 6 статьи 171 Кодекса в отношении работ, выполненных подрядным способом, и подпункт 3 пункта 1 статьи 146, пункт 2 статьи 159, пункт 6 статьи 171 Кодекса в отношении работ, выполненных хозяйственным способом.
  21. Указанное исключает увеличение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость на стоимость строительных работ, выполненных подрядчиками.
  22. Иное означало бы, что объектом обложения налогом на добавленную стоимость является возведенный (построенный как силами застройщика, так и силами подрядчиков) объект основных производственных средств, а не строительно-монтажные работы, выполненные налогоплательщиком для собственного потребления, что входит в противоречие с определением объекта налогообложения, содержащимся в подпункте 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса.
  23. Основанием для направления Федеральной налоговой службой запроса от 07.12.2005 в Министерство финансов Российской Федерации и издания им письма Минфина России от 16.01.2006 N 03-04-15/01 послужили изменения, внесенные в главы 21 Кодекса Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ, касающиеся, в частности, момента определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления (последний день месяца каждого налогового периода); налоговых вычетов сумм налога, предъявленных налогоплательщику подрядными организациями и исчисленных налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.
  24. Каких-либо изменений в пункт 2 статьи 159 Кодекса (порядок определения налоговой базы при совершении операций по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления) Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ не внес.
  25. Ссылка Министерства финансов Российской Федерации на пункт 10 статьи 167 Кодекса в обоснование включения с 01.01.2006 в налоговую базу налогоплательщика, выполняющего строительно-монтажные работы для собственного потребления, сумм расходов на оплату работ (услуг) подрядных организаций является недостоверной. Указанной нормой установлен момент определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления как последнее число месяца каждого налогового периода. Момент определения налоговой базы не влияет на порядок ее определения, установленный пунктом 2 статьи 159 Кодекса.
  26. Министерство финансов Российской Федерации, полагая, что разъясняет пункт 2 статьи 159 Кодекса, в действительности создало норму права, не соответствующую содержанию положений главы 21 Кодекса, относящихся к порядку определения налогоплательщиком налоговой базы, осуществляющим строительство объектов основных средств собственными силами.
  27. Следовательно, у Министерства финансов Российской Федерации не было оснований устанавливать с 01.01.2006 порядок определения налоговой базы, который включал бы в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость помимо стоимости строительно-монтажных работ, выполненных непосредственно собственными силами налогоплательщика, еще и стоимость работ, выполненных привлеченными организациями по договорам подряда, заключенным налогоплательщиком со специализированными организациями.
  28. Таким образом, письмо Минфина России от 16.01.2006 N 03-04-15/01 в оспариваемой части подлежит признанию не соответствующим статье 6 и статье 159 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно изменяет определенное Кодексом содержание обязанностей, оснований и порядка действий налогоплательщиков, установленных главой 21 Кодекса, по определению налоговой базы при выполнении ими строительно-монтажных работ для собственного потребления.
  29. Руководствуясь статьями 159, 167, 169, 170, 176, 194 и 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
  30. Решил:

  31. ходатайство Министерства финансов Российской Федерации о прекращении производства по делу оставить без удовлетворения.
  32. Признать положение письма Министерства финансов Российской Федерации от 16.01.2006 N 03-04-15/01 о том, что при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется исходя из полной стоимости произведенных строительных работ, включая работы, выполненные собственными силами налогоплательщика, и работы, выполненные привлеченными подрядными организациями, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации и не действующим в части включения в налоговую базу стоимости работ, выполненных привлеченными подрядными организациями.
  33. Возвратить открытому акционерному обществу "Чепецкий механический завод" из федерального бюджета 2 000 (две тысячи) рублей государственной пошлины, уплаченной платежными поручениями от 23.10.2006 N 4039 и от 26.10.2006 N 4166.
  34. Председательствующий
  35. В.М.ТУМАРКИН
  36. Судья
  37. М.Г.ЗОРИНА
  38. Судья
  39. О.А.НАУМОВ

Печать

Печатать