9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение ВАС РФ от

По делу № 7979/06
  1. Именем Российской Федерации
  2. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе:
  3.     председательствующего судьи                   Сейнароева Б.М.
        судей                                            Наумова О.А.
                                                       Слесарева В.Л.
  4. при ведении протокола судебного заседания консультантом Назаровой И.А. рассмотрел в судебном заседании дело N 7979/06 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по исковому заявлению Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом к субъекту Российской Федерации - Республике Саха (Якутия) в лице Правительства Республики Саха (Якутия) - о признании недействительным распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.12.2002 N 1512-р "Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия "Якутуголь".
  5. В судебном заседании приняли участие представители лиц, участвующих в деле:
  6. от истца - Зеленский Е.В. по доверенности от 06.10.2006 N ВН-04/23678; Пличко А.И. по доверенности от 05.09.2005 N ВН-04/19863;
  7. от ответчика - Федоров М.М. по доверенности от 29.09.2006 N 759 ЕБ.
  8. В судебном заседании от истца и ответчика поступили дополнительные документы, которые описаны в протоколе судебного заседания. С указанными документами ознакомились представители участвующих в деле лиц, и суд определил: представленные документы приобщить к материалам дела.
  9. Исковые требования мотивированы следующими доводами.
  10. Правительство Республики Саха (Якутия) издало распоряжение от 18.12.2002 N 1512-р о приватизации ГУП "Якутуголь" путем преобразования его в ОАО "Якутуголь".
  11. Указанное распоряжение основано на Соглашении от 28.06.1995 N 9 "О сотрудничестве в области топливно-энергетического комплекса", заключенном между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) и предусматривающем создание на базе государственного предприятия "Якутуголь" акционерного общества "Якутуголь" с распределением доли акций в следующем порядке: 40% - собственность коллектива, 30% - собственность Российской Федерации, 30% - собственность Республики Саха (Якутия).
  12. Однако условия указанного Соглашения Республикой Саха (Якутия) не выполнены, решение о приватизации ГУП "Якутуголь" принято единолично субъектом Российской Федерации без участия Российской Федерации.
  13. Затем истец указывает, что названное Соглашение от 28.06.1995 N 9 не подлежит применению, поскольку не соответствует нормам Конституции Российской Федерации.
  14. Истец ссылается, что согласно приложению N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты и предприятия добывающей промышленности относятся исключительно к федеральной собственности без права их передачи субъектам Российской Федерации. ГУП "Якутуголь" являлось предприятием по добыче угля.
  15. Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, сослался на следующие обстоятельства.
  16. Истцом пропущен трехмесячный срок на обжалование ненормативного правового акта - оспариваемого распоряжения ответчика, установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  17. Вывод истца о том, что право собственности Российской Федерации в отношении ГУП "Якутуголь" возникло в силу прямого указания закона, несостоятелен. Истец указывает, что ГУП "Якутуголь" относится к предприятиям добывающей промышленности и полагает, что согласно пункту 1 раздела 4 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 относится к исключительной федеральной собственности. Однако, в соответствии с пунктом 2 "Основных положений формирования и использования государственных информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2002 N 663, - "организации топливно-энергетического комплекса - это организации нефтедобывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности независимо от организационно-правовой формы, местонахождения и региона осуществления деятельности".
  18. Более того, в Соглашении от 28 июня 1995 года N 9 Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Саха (Якутия) признают, что ГУП "Якутуголь" относится к предприятиям топливно-энергетического комплекса, не относящимся исключительно к федеральной собственности.
  19. Ответчик также ссылается, что постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.09.1993 N 15-П (л.д. 75-78) пункты 2 и 3 раздела IV приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса и предприятий и объектов электроэнергетики признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
  20. Изучив материалы дела, исследовав представленные сторонами доказательства, выслушав доводы участвующих в деле лиц, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
  21. Как видно из материалов дела, между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации - Республикой Саха (Якутия) - заключен ряд соглашений: Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия)" от 29 июня 1995 года (л.д. 93-95), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) "О сотрудничестве в области топливно-энергетического комплекса" от 28 июня 1995 года N 9 (далее - Соглашение N 9) (л.д. 12-13), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) "О разграничении государственной собственности между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия) от 25 ноября 1992 года (далее - Соглашение о разграничении государственной собственности).
  22. Довод истца о неприменимости Соглашения N 9 судом отклонен исходя из следующего.
  23. Правомерность разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вытекает из норм действующей Конституции Российской Федерации.
  24. Согласно пункту 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
  25. В соответствии с пунктами "в", "г", "м" статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
  26. вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
  27. Как установлено постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2005 N 10163/05 (л.д. 110), которым данное дело передано в суд первой инстанции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в основе оспариваемого ненормативного правового акта лежит заключенное Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) Соглашение от 28.06.1995 N 9, определяющее условия приватизации ГУП "Якутуголь" и степень участия сторон соглашения в созданном на его базе акционерном обществе. Спор, вытекающий из Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия), является экономическим спором между названными публично-правовыми образованиями. Поэтому суд отклонил довод ответчика об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском указанного выше трехмесячного срока на обжалование в суд оспариваемого ненормативного акта.
  28. В судебном заседании представитель истца заявил, что предприятие "Якутуголь" является, во-первых, добывающим, а во-вторых, энергетическим, так как производству кокса предшествует добыча угля.
  29. Ссылки истца о том, что ГУП "Якутуголь" относится к предприятиям добывающей промышленности, не подтверждены доказательствами. Представитель ответчика в судебном заседании заявил, что ОАО "Якутуголь" относится к предприятиям топливно-энергетического комплекса, поскольку не только добывает уголь, но и производит кокс. Относимость ГУП "Якутуголь" к топливно-энергетическому комплексу подтверждена пунктом 2 "Основных положений формирования и использования государственных информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2002 N 663, а также вытекает из Соглашения N 9.
  30. В соответствии со статьей 5 Соглашения N 9 стороны согласились создать на базе государственного предприятия "Якутуголь" акционерное общество "Якутуголь" с распределением долей акций в следующем порядке: 40% - собственность коллектива, 30% - собственность Российской Федерации, 30% - собственность Республики Саха (Якутия).
  31. В нарушение Соглашения N 9 Правительство Республики Саха (Якутия) без участия Российской Федерации и без его поручения своим распоряжением от 18.12.2002 N 1512-р приватизировало ГУП "Якутуголь", указав в плане приватизации (л.д. 83), что 100% его акций находятся в государственной собственности Республики Саха (Якутия).
  32. Суд считает, что доводы ответчика о принадлежности Республике Саха (Якутия) на праве собственности всего имущественного комплекса ГУП "Якутуголь" не подтверждены надлежащими доказательствами, в связи с чем эти доводы отклонены.
  33. В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  34. Суд считает, что оспариваемый ненормативный акт противоречит закону, нарушает права и законные интересы Российской Федерации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Издав данное распоряжение, ответчик распорядился частью имущественного комплекса - ГУП "Якутуголь", ему не принадлежащей, что противоречит нормам статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 10 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ. Согласно пункту 4 статьи 42 указанного закона о приватизации сделки приватизации государственного или муниципального имущества, совершенные лицами, не уполномоченными на совершение указанных сделок, признаются ничтожными.
  35. При изложенных обстоятельствах суд считает, что оспариваемый ненормативный правовой акт принят Правительством Республики Саха (Якутия) с превышением полномочий, противоречит вышеуказанным законодательным актам, нарушает имущественные права и законные интересы Российской Федерации в сфере экономической деятельности и в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействительным.
  36. Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
  37. Решил:

  38. признать недействительным распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.12.2002 N 1512-р "Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия "Якутуголь".
  39. Председательствующий судья
  40. Б.М.СЕЙНАРОЕВ
  41. Судья
  42. О.А.НАУМОВ
  43. Судья
  44. В.Л.СЛЕСАРЕВ

Печать

Печатать