9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Решение от

Сведения об указанной кадастровой стоимости объектов внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

По делу № 2а-117/2019
  1. 25GV0004-01-2019-000182-76
  2. 28 мая 2019 года город Петропавловск-Камчатский
  3. 35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - Абдулхалимова И.А., при секретаре судебного заседания Шкляревской О.С., с участием представителя административного истца Астряниной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-117/2019 по административному исковому заявлению Астряниной М.А. в интересах военнослужащего войсковой части № <...> Шибаева Василия Станиславовича об оспаривании действий командира войсковой части №, начальника ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и 3 отдела этого учреждения, руководителей ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Министерства обороны Российской Федерации и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, министра обороны Российской Федерации, связанных с начислением денежных средств на именной накопительный счёт участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих,
  4. Установил:

  5. Астрянина М.А. в интересах Шибаева В.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
  6. - обязать руководителя ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Росвоенипотека») произвести расчёт и определить величину инвестиционного дохода, который должен был быть начислен на именной накопительный счёт Шибаева В.С. при условии его своевременного включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - реестр);
  7. - обязать руководителя ФГКУ «Росвоенипотека» истребовать в установленном порядке от Министерства обороны Российской Федерации сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), сумму инвестиционного дохода, которая должна была быть начислена на именной накопительный счёт Шибаева В.С. при условии его своевременного включения в реестр;
  8. - обязать Министерство обороны Российской Федерации перечислить на именной накопительный счёт Шибаева В.С. денежные средства в размере не начисленного ему инвестиционного дохода, определённого ФГКУ «Росвоенипотека».
  9. Обосновывая заявленные требования, представитель административного истца как в своём заявлении, так и в судебном заседании указала, что её доверитель с 31 октября 2008 года непрерывно проходит военную службу по контракту, при этом второй контракт им был заключен в октябре 2011 года. В связи с заключением второго контракта о прохождении военной службы после 1 января 2005 года и наличием необходимой выслуги лет, он 19 ноября 2011 года обратился к командиру воинской части с рапортом, в котором просил включить его в реестр. Вместе с тем он в установленном порядке в реестр включён не был, что было сделано лишь в декабре 2018 года на основании решения 35 гарнизонного военного суда от 15 января того же года. Поскольку основание для участия её доверителя в НИС возникло в ноябре 2011 года, а именной накопительный счёт участника НИС в связи с ненадлежащим исполнением должностными лицами своих обязанностей был открыт лишь в декабре 2018 года, тогда как военная служба её доверителя не прерывалась, законных оснований для его невключения в реестр не имелось. Считает, что её доверитель незаконно не являлся участником НИС в указанный период, в течение которого ему инвестиционный доход не начислялся и, соответственно, сумма денежных средств на именном накопительном счёте участника НИС не увеличивалась, что нарушает его право на жилищное обеспечение.
  10. Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания административные истец и ответчики в суд не прибыли, при этом административный истец, командир войсковой части №, представители начальника ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Востокрегионжильё») и руководителя ФГКУ «Росвоенипотека» ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
  11. В представленных в суд возражениях представитель руководителя ФГКУ «Росвоенипотека» заявленные требования не признал и просил отказать в их удовлетворении, при этом указал, что функция по формированию и ведению реестра возложена на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ), а включение военнослужащего в реестр является основанием для открытия именного накопительно счёта участника НИС, что в свою очередь подтверждается соответствующим уведомлением, при этом накопительный счёт открывается и ведётся ФГКУ «Росвоенипотека».
  12. Именной накопительный счёт административного истца открыт 28 декабря 2018 года с датой возникновения основания для включения в реестр - 19 ноября 2011 года. Учёт накоплений и их передача в доверительное управление производилось лишь с 1 января 2019 года, инвестиционный доход начисляется на именной накопительный счёт с 1 квартала 2019 года. Считает невозможным начисление инвестиционного дохода на именной накопительный счёт административного истца, поскольку соответствующие доходы фактически получены не были, тогда как его начисление приведёт к дополнительным расходам федерального бюджета. Также считает, что его доверителем права административного истца не нарушались, поскольку все доходы на его именной накопительный счёт начислялись в полном соответствии со сведениями, представленными регистрирующим органом, то есть ДЖО МО РФ.
  13. Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав представленные доказательства в их совокупности, военный суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
  14. Вступившим в законную силу решением 35 гарнизонного военного суда от 15 января 2018 года установлено, что административный истец имел право с 19 ноября 2011 года быть участником НИС, так как в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» он относится к добровольным участникам НИС - матросам, заключившим второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года и изъявившим желание стать участниками НИС.
  15. В этой связи на командира войсковой части № возложена обязанность в установленном законом порядке оформить и представить в уполномоченный орган документы для включения административного истца в реестр, а на начальника ФГКУ «Востокрегионжильё» возложена обязанность включить административного истца в сводный список военнослужащих для включения в реестр и направить его в ДЖО МО РФ для внесения в реестр соответствующей записи.
  16. Из копии уведомления от 17 декабря 2018 года следует, что административный истец включён в реестр с указанием 19 ноября 2011 года как даты возникновения основания для включения в этот реестр (категория участника «04»).
  17. Как усматривается из возражений представителя руководителя ФГКУ «Росвоенипотека» от 20 мая 2019 года № НИС-Ф-15/44 и справки заместителя начальника отдела (по ведению именных накопительных счетов) ФГКУ «Росвоенипотека» от 17 мая того же года, на именном накопительный счёте административного истца учтены денежные средства в размере <...> и инвестиционный доход за первый квартал 2019 года в размере <...>.
  18. Таким образом, в судебном заседании установлено, что именной накопительный счёт участнику реестра - административному истцу длительное время не открывался, с 19 ноября 2011 года по 2018 год инвестиционный доход ему не начислялся и, соответственно, сумма денежных средств на именном накопительном счёте участника НИС не увеличивалась.
  19. В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
  20. Как установлено ч. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Закон).
  21. Как предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона, к участникам НИС относятся сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками НИС.
  22. При этом ч. 3 ст. 9 Закона определено, что основанием для исключения военнослужащего из реестра является: увольнение его с военной службы; исключение его из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим; исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента РФ способом за счёт средств федерального бюджета.
  23. В судебном заседании установлено, что административный истец с 31 октября 2008 года по настоящее время непрерывно проходит военную службу в Вооружённых Силах Российской Федерации, и жилым помещением государством не обеспечивался. При этом второй контракт о прохождении военной службы заключил после 1 января 2005 года и в ноябре 2011 года изъявил желания стать участником НИС.
  24. Как определено п. 1 и 2 ч. 1 ст. 4 Закона, реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений либо предоставления целевого жилищного займа.
  25. Как указано в ст. 6 Закона, субъектами отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения являются федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, уполномоченный федеральный орган, специализированный депозитарий, управляющие компании, кредитные организации и брокеры.
  26. В силу п. 1 и 6 ч. 1 ст. 7 Закона к функциям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, относятся формирование и ведение реестра, представление в уполномоченный федеральный орган сведений об участниках НИС, необходимых для ведения их именных накопительных счетов; информирование участников НИС о включении их в реестр и исключении из него. При этом в силу п. 1 и 2 ч. 2 ст. 7 Закона уполномоченный федеральный орган оформляет получение в установленном порядке бюджетных ассигнований для накопления средств на именных накопительных счетах участников и проводит учёт накоплений для жилищного обеспечения, в том числе на именных накопительных счетах участников.
  27. Как усматривается из п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 года № 449, функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование НИС, возложены на Министерство обороны Российской Федерации.
  28. Как видно из п. 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 года № 245, на ДЖО МО РФ возложены функции по формированию и ведению реестра.
  29. Как следует из п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года № 800, для обеспечения функционирования НИС и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование НИС, в ведении этого министерства создано ФГКУ «Росвоенипотека».
  30. Таким образом, в отношении военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и уполномоченным федеральным органом, осуществляющим учёт накоплений на именных накопительных счетах участников НИС для их жилищного обеспечения.
  31. Как закреплено в ч. 1 ст. 5 Закона, накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт: учитываемых на именных накопительных счетах участников НИС накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета; доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения; иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
  32. Как явствует из ч. 4 и 6 ст. 5 Закона, учёт накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; учёт доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
  33. Как установлено ч. 1 ст. 14 Закона, каждый участник НИС не менее чем через три года его участия в НИС имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях приобретения жилого помещения.
  34. Как предусмотрено п. 4 и 6 ст. 14 Закона, предельный размер целевого жилищного займа не может превышать общую сумму расчётного суммарного взноса и учтённых на именном накопительном счете доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на день предоставления целевого жилищного займа. Источником предоставления участнику НИС целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтённые на именном накопительном счёте участника.
  35. Таким образом, доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения учитываются при определении размера целевого жилищного займа.
  36. Поскольку в судебном заседании не установлены обстоятельства, которые могли бы послужить основанием для не включения административного истца в реестр в период с 19 ноября 2011 года по 17 декабря 2018 года, военный суд приходит к выводу о том, что в связи с его несвоевременным включением в реестр в указанный период на его именном накопительном счёте учтены накопления в меньшем размере, что нарушает его права, установленные ч. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона, на жилищное обеспечение.
  37. Ненадлежащая работа должностных лиц и органов военного управления не является законным основанием для нарушения прав военнослужащего, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, тогда как в соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причинённые гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, подлежат возмещению государством. В этой связи военный суд приходит к выводу о том, что накопления для жилищного обеспечения на именном накопительном счёте административного истца должны быть дополнены денежной суммой, эквивалентной сумме инвестиционного дохода, который был бы зачислен на указанный счёт при надлежащем выполнении должностными лицами своих обязанностей.
  38. Принимая такое решение, военный суд также учитывает следующее.
  39. Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в котором административный истец проходит военную службу и на который Законом возложены функции по ведению реестра.
  40. В соответствии с пп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 (далее - Положение), министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации и реализацию возложенных на него полномочий.
  41. Согласно п. 13 Положения Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчётные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства.
  42. В то же время Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Росвоенипотека» является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование НИС и непосредственно осуществляющим учёт доходов от инвестирования накоплений.
  43. В этой связи военный суд считает необходимым обязать руководителя ФГКУ «Росвоенипотека» определить величину инвестиционного дохода, который был бы начислен административному истцу при условии его своевременного включения реестр, а Министерство обороны Российской Федерации - перечислить на именной накопительный счёт истца определённую названным руководителем денежную сумму.
  44. Такой решение военного суда соответствует ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти создают условия для осуществления права на жилище, а также п. 4 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», устанавливающему, что реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является обязанностью командира воинской части.
  45. Поскольку представление денежных средств Министерством обороны Российской Федерации сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели НИС, может занять длительное время, военный суд, руководствуясь п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, считает необходимым установить для ФГКУ «Росвоенипотека» месячный срок на исполнение решения суда со дня его вступления в законную силу, а для названного министерства - трёхмесячный срок.
  46. На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ,
  47. Решил:

  48. Административное исковое заявление Астряниной М.А. в интересах военнослужащего войсковой части № <...> Шибаева Василия Станиславовича об оспаривании действий командира войсковой части №, начальника ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и 3 отдела этого учреждения, руководителей ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Министерства обороны Российской Федерации и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, министра обороны Российской Федерации, связанных с начислением денежных средств на именной накопительный счёт участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, - удовлетворить.
  49. Обязать руководителя ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Министерства обороны Российской Федерации произвести расчёт и определить величину инвестиционного дохода, который должен был быть начислен на именной накопительный счёт Шибаева Василия Станиславовича при условии его своевременного включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
  50. Обязать руководителя ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Министерства обороны Российской Федерации истребовать в установленном порядке от Министерства обороны Российской Федерации сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, сумму инвестиционного дохода, который должен был быть начислен на именной накопительный счёт Шибаева Василия Станиславовича при условии его своевременного включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
  51. Обязать Министерство обороны Российской Федерации перечислить на именной накопительный счёт Шибаева Василия Станиславовича денежные средства в размере не начисленного ему инвестиционного дохода, определённого руководителем ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Министерства обороны Российской Федерации.
  52. Об исполнении решения руководителю ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Министерства обороны Российской Федерации в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу надлежит сообщить в суд и административному истцу, а Министерству обороны Российской Федерации - в течение трёх месяцев.
  53. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через 35 гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
  54. Верно:
  55. Судья 35 гарнизонного военного суда И.А. Абдулхалимов
  56. Секретарь судебного заседания О.С. Шкляревская

Печать

Печатать