9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Постановление от

Сведения об указанной кадастровой стоимости объектов внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

По делу № 05-0886/2019
  1. № 5-886/2019
  2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ
  3. по делу об административном правонарушении
  4. 16 мая 2019 года г. Москва
  5. Судья Мещанского районного суда города Москвы Данильчик Ю.С.,
  6. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении:
  7. ГУП города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени метрополитен имени В.И. Ленина» (далее – ГУП «Московский метрополитен»), ИНН *, ОГРН *, дата регистрации *, место нахождения: * ранее привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
  8. Установил:

  9. Как следует из протокола об административном правонарушении, ГУП «Московский метрополитен» не выполнило в установленный срок до * пункты 1, 2, 3, 5 законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, при этом указанное правонарушение совершено повторно, то есть совершило правонарушение, предусмотренное ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
  10. В судебном заседании представитель ГУП «Московский метрополитен» Бочаров И.В. вину предприятия в совершении административного правонарушения не признал, не согласился с обстоятельствами, изложенными в протоколе об административном правонарушении, просил производство по делу прекратить. Указал, что оснований для привлечения ГУП «Московский метрополитен» к административной ответственности по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ в данном случае не имеется, поскольку ОДиГС УНПР ГУ МЧС России по г. Москве выдано незаконное предписание. Здание станции метро «*» построено и введено в эксплуатацию в *году, что подтверждается копией технического паспорта, однако область применения документов, невыполнение которых вменяется предприятию в пунктах предписания, не распространяется на проверенный объект, поскольку такие СНиП введены в действие после строительства объекта предприятия, при этом капитальный ремонт или реконструкция также не выполнялся, то есть требования приведенных СНиП 32-02-2003, СП 32-105-2004 не распространяются на здания старой постройки в силу п. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». По указанным основаниям просил проверить законность вынесенного должностным лицом предписания. Также отметил, что предприятием ряд пунктов предписания исполнен. На вопросы суда пояснил, что указанное предписание не обжаловалось, непосредственно к должностному лицу, вынесшему предписание от * № *, с ходатайством о продлении срока его исполнения предприятие не обращалось.
  11. Изучив представленные материалы, выслушав законного представителя ГУП «Московский метрополитен» Бочарова И.В., прихожу к следующему.
  12. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
  13. Статьей 37 названного Федерального закона установлена обязанность руководителей организации соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
  14. На основании ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
  15. Статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
  16. Исходя из положений того же Федерального закона, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности и пожарный риск не превышает допустимых значений.
  17. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
  18. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, выражается в повторном совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи.
  19. Объективную сторону правонарушения по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ необходимо рассматривать во взаимосвязи со ст. 4.6 КоАП РФ, устанавливающей, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
  20. Ввиду изложенного, квалификации по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ подлежат действия лица, которое в течение установленного в ст. 4.6 КоАП РФ срока уже было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или частью 13 ст. 19.5 КоАП РФ.
  21. Как усматривается из материалов дела, в период с * по * на объекте ГУП «Московский метрополитен» по адресу: * на основании распоряжения заместителя Главного государственного инспектора субъекта РФ (города Москвы) по пожарному надзору – Врио начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Москве от * № *проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за исполнением предписания указанного органа от * № 191/1/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до *.
  22. В рамках данной проверки * выявлено невыполнение ГУП «Московский метрополитен» до * пунктов 1, 2, 3, 5 упомянутого предписания, а именно не устранены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности:
  23. - в противопожарной перегородке помещений № * установлены не противопожарные двери, не имеющие требуемого предела огнестойкости (нарушение ст.4, 46 ФЗ № 184-ФЗ от 27.12.2002, ст.151 ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 32-02-2003 п. 5.16.8, СП 32-105-2004 п.5.3.24);
  24. - на станции «*» отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (нарушение ст.4, 46 ФЗ № 184-ФЗ от 27.12.2002, ст.151 ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 32-02-2003 п. 5.16.31, СП 32-105-2004 п.5.16.4.5);
  25. - на станции «*» отсутствует система пожаротушения в кабельных коллекторах станции (нарушение ст.4, 46 ФЗ № 184-ФЗ от 27.12.2002, ст.151 ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 32-02-2003 п. 5.16.29);
  26. - на станции «*» кабельный коллектор машинного зала эскалаторов не защищен автоматической системой противопожарной защиты (нарушение ст.4, 46 ФЗ № 184-ФЗ от 27.12.2002, ст.151 ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008, СНиП 32-02-2003 п. 5.16.29).
  27. Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от * № *
  28. При этом ранее вступившим в законную силу * постановлением мирового судьи судебного участка № * Мещанского района г. Москвы от * № * (№ *, № *) ГУП «Московский метрополитен» привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 70 000 рублей.
  29. Факт повторного невыполнения предписания послужил основанием для составления должностным лицом отдела надзора на транспорте Управления надзорной деятельности и профилактической рабаты ГУ МЧС России по г. Москве в отношении ГУП «Московский метрополитен» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
  30. Неисполнение ГУП «Московский метрополитен» вышеуказанного предписания подтверждается представленными письменными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
  31. - протоколом об административном правонарушении от * № *, в котором изложено существо правонарушения;
  32. - предписанием от * № * об устранении нарушений требований пожарной безопасности со сроком устранения нарушений до *;
  33. - распоряжением № *от * о проведении внеплановой выездной проверки в целях контроля исполнения предписания от * № *
  34. - актом проверки от * № *;
  35. - копией постановления мирового судьи судебного участка № 410 Мещанского района города Москвы по делу № 5-215/2018 (№ 5-216/2018, № 5-217/2018) об административном правонарушении от *, согласно которому ГУП «Московский метрополитен» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 руб.
  36. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, и доказанности вины ГУП «Московский метрополитен» за несоблюдение требований пожарной безопасности и в повторном невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, в его совершении.
  37. В материалах дела отсутствуют сведения об обжаловании предписания от * № * в установленном законом порядке либо о переносе срока его выполнения в связи с наличием уважительных причин, свидетельствующих о невозможности исполнения в установленный срок.
  38. Поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, связано с исполнением обязанности по государственному пожарному надзору, оно является обязательным для исполнения в установленный срок и за повторное нарушение данного предписания наступает административная ответственность по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
  39. Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ, содержит данные, прямо перечисленные в части 2 этой статьи. Вопреки утверждению законного представителя предприятия, событие административного правонарушения, совершение которого вменено ГУП «Московский метрополитен», описано в протоколе должным образом в соответствии с диспозицией ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
  40. Довод защитника о том, что вынесенное предписание от * № * является незаконным, в связи с чем не подлежит исполнению, не могут быть приняты судом во внимание.
  41. Исходя из диспозиции ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, является законность предписания, выданного органом государственного надзора, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
  42. Исполнимость предписания является требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
  43. Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке; не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
  44. В данном случае вышеназванное предписание вынесено уполномоченным на то должностным лицом – дознавателем ОДиГС УНПР ГУ МЧС России по г. Москве, в пределах его компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, которое в установленном законом порядке не обжаловалось, незаконным судом не признавалось и не отменялось, содержит конкретные и однозначные требования об устранении нарушений требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях и сооружениях станции «*» ГУП «Московский метрополитен», и достаточный срок их выполнения - до * час. *, является доступным для понимания и исполнимым, получено заблаговременно, в связи с чем обязательно для исполнения лицом, которому оно выдано.
  45. Доводы законного представителя предприятия о том, что станция метро «*» введена в эксплуатацию в * году, капитальный ремонт / реконструкция сооружений не производилась, в связи с чем указанные в предписании нормы и своды правил не подлежат применению, суд находит несостоятельными.
  46. ГУП «Московский метрополитен» в силу вышеназванных норм обязано соблюдать требования пожарной безопасности на станциях метро, поскольку владеет указанными объектами на законных основаниях.
  47. Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
  48. 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с данным Федеральным законом, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
  49. 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с данным Федеральным законом, и нормативными документами по пожарной безопасности.
  50. В соответствии с положениями статей 53, 83, 89 названного Федерального закона каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
  51. В соответствии со статьей 4 указанного закона техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (части 1-3).
  52. В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (часть 4).
  53. На основании ст. 144 закона оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится в формах: 1) аккредитации; 2) независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности); 3) федерального государственного пожарного надзора; 4) декларирования пожарной безопасности; 5) исследований (испытаний); 6) подтверждения соответствия объектов защиты (продукции); 7) приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности; 8) производственного контроля; 9) экспертизы.
  54. Таким образом, у ГУП «Московский метрополитен» как у правообладателя спорного объекта имеется общая обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, которая может быть обеспечена одним из вышеприведенных способов. Указанное предполагает соблюдение требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с данным Федеральным законом, и нормативными документами по пожарной безопасности.
  55. Кроме того, суд отмечает, что довод о том, что поскольку здание станции метро «*» построено в 1990 году, до введения в действие вышеприведенных СНиП, требования которых не распространяются на здания старой постройки в силу п. 4 ст. 4 Закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», не являются основанием для освобождения предприятия от выполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, так как выявленные в ходе проверки и включенные в предписание нарушения требований пожарной безопасности и их устранение не требовало изменения конструктивных, инженерно-технических и иных характеристик, реконструкции или капитального ремонта здания, а было направлено на соблюдение противопожарного режима эксплуатируемого объекта, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении данного предписания.
  56. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
  57. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ГУП «Московский метрополитен», будучи подвергнутым * административному наказанию по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, * повторно не выполнило в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, в связи с чем действия предприятия подлежат квалификации по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
  58. Доказательств того, что вышеназванное юридическое лицо предпринимало все меры для выполнения предписания, в том числе, уведомило орган государственного пожарного надзора о невозможности выполнения предписания в указанный в нем срок, обращалось с ходатайством о продлении срока исполнения требований, содержащихся в предписании, в материалах дела не имеется, тогда как по ходатайству лица, в отношении которого вынесено предписание, управление государственного пожарного надзора вправе продлить срок исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
  59. Обстоятельств, освобождающих ГУП «Московский метрополитен» от административной ответственности или влекущих безусловное прекращение производства по настоящему делу - не установлено, срок давности привлечения лица, к административной ответственности за совершенное правонарушение - не истек, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку допущенное нарушение существенно нарушает охраняемые общественные отношения.
  60. При назначении наказания ГУП «Московский метрополитен» в соответствии со ст. ст. 4.1.-4.3. КоАП РФ, учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, и считает необходимым назначить ГУП «Московский метрополитен» административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.
  61. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд
  62. Постановил:

  63. Признать ГУП «Московский метрополитен» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (Ста пятидесяти тысяч) рублей.
  64. Документ, подтверждающий оплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано представить в Мещанский районный суд г. Москвы (г. Москва, ул. Каланчевская, д. 43А).
  65. Копию данного постановления направить в Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Москве для сведения.
  66. Копию постановления вручить ГУП «Московский метрополитен», разъяснив, в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
  67. Согласно ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
  68. Постановление может быть обжаловано в Московский городской суд через Мещанский районный суд г. Москвы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
  69. Штраф подлежит перечислению на следующие реквизиты:
  70. УФК по г. Москве (Главное управление МЧС России по г. Москве, л/с 04731784320)
  71. р/сч 40101810045250010041, ИНН 7710566322, КПП 771001001
  72. ГУ Банка России по ЦФО, г .Москва 35
  73. БИК 044525000, КБК 177 1 16 07000 01 6000 140,
  74. ОКТМО 45383000, ОКПО 08929557, ОКОГУ 1311500, ОКФС 12, ОКОПФ 20904
  75. УИН *
  76. Судья Ю.С. Данильчик

Печать

Печатать