9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Решение АС Самарской области от

Сведения об указанной кадастровой стоимости объектов внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

  1. Резолютивная часть решения объявлена 06 мая 2019 года
  2. Решение в полном объеме изготовлено 14 мая 2019 года
  3. Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Некрасовой Е.Н.,
  4. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кремневой А.А.,
  5. рассмотрев в судебном заседании 06.05.2019 дело по исковому заявлению
  6. Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области,
  7. г.Самара,
  8. к открытому акционерному обществу «Санаторий им. В.П.Чкалова» (ИНН 6319015789,
  9. ОГРН 1026301708520), г.Самара,
  10. о взыскании денежных средств,
  11. при участии в заседании:
  12. от истца – Сомова А.Б. (доверенность от 09.01.2019),
  13. от ответчика – Джансуевой Е.В. (доверенность от 09.01.2019), Востриковой О.П.
  14. (доверенность от 25.01.2019),
  15. Установил:

  16. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области
  17. (далее – Фонд) обратился в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о
  18. взыскании с открытого акционерного общества «Санаторий им. В.П.Чкалова» (далее –
  19. ОАО «Санаторий им. В.П.Чкалова», санаторий) денежных средств в сумме 1 212 400 руб.,
  20. в том числе: 1 102 200 руб. - средства, использованные не по целевому назначению,
  21. 110 200 руб. – штраф за использование не по целевому назначению средств,
  22. перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному
  23. медицинскому страхованию.
  24. От Фонда поступили письменные пояснения по иску.
  25. ОАО «Санаторий им. В.П.Чкалова» представило отзыв на исковое заявление.
  26. В судебном заседании представитель Фонда исковое заявление поддержал.
  27. Представители санатория просили в удовлетворении исковых требований отказать.
  28. Рассмотрев материалы дела, изучив доводы, изложенные в исковом заявлении,
  29. письменных пояснениях, отзыве, заслушав представителей сторон в судебном заседании,
  30. Суд
  31. Установил:

  32. В силу ч.6 ст.215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей
  33. и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания
  34. для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о
  35. взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
  36. Согласно ст.13 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном
  37. медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №326-ФЗ)
  38. территориальные фонды созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с
  39. настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере
  40. обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской
  41. Федерации.
  42. А55-1183/2019 2
  43. Территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного
  44. медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации,
  45. предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным
  46. лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования
  47. и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования
  48. на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач,
  49. установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде,
  50. законом о бюджете территориального фонда (ч.2 ст.34 Закона №326-ФЗ).
  51. В соответствии с ст.34 Закона №326-ФЗ территориальный фонд осуществляет
  52. полномочия страховщика, в частности, осуществляет контроль за использованием средств
  53. обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и
  54. медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (п.12).
  55. Как видно из материалов дела, приказом от 23.03.2018 №126 назначено проведение
  56. плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств
  57. обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) в ОАО «Санаторий им.
  58. В.П. Чкалова».
  59. По результатам проверки Фонд составил акт от 28.04.2018, в котором содержалось
  60. требование о возврате в течение 10 рабочих дней со дня подписания акта проверки в
  61. бюджет Фонда средств, использованных по нецелевому назначению, в сумме 2 501 931
  62. руб., а также штрафа за использование по нецелевому назначению средств ОМС в сумме
  63. 250 193 руб. (10% от суммы нецелевого использования).
  64. ОАО «Санаторий им. В.П.Чкалова» представило в Фонд возражения от 11.05.2018
  65. №1-03/62 (т.1, л.д.32), согласно которым денежные средства в сумме 2 450 877 руб.
  66. потрачены на оплату коммунальных услуг, а не на продукты питания, как указано в акте
  67. проверки. Фактически расходы ОМС в 2017 году на коммунальные услуги составили
  68. 17 776 358 руб., на продукты питания – 15 550 615 руб.
  69. Оплата за коммунальные услуги (тепловая энергия) производится согласно
  70. занимаемым площадям. Пациенты, приехавшие на реабилитацию после стационаров,
  71. размещаются в лечебных корпусах №2, 3, 5, 6. Общая площадь помещений, необходимая
  72. для оказания услуг пациентам в системе ОМС, составляет 13 726,28 кв.м на сумму
  73. 1 179 797 руб. в месяц (14 157 564 руб. в год).
  74. Расчет за услуги по водоотведению и электроснабжению за счет ОМС производится
  75. пропорционально проведенным пациентами койко-дням. В 2017 году пациентами ОМС
  76. было проведено 44 269 койко-дня, что составляет 75% от заполняемости санатория.
  77. По результатам рассмотрения указанных возражений ОАО «Санаторий им.
  78. В.П. Чкалова» Фонд письмом от 17.05.2018 №1444 направил санаторию сообщение о том, что при рассмотрении объяснительной записки главного бухгалтера от 24.04.2018 принят факт некорректного заполнения сотрудниками санатория номенклатурных групп и статей при переходе на программу «1С Предприятие версия 8», в связи с чем указанное в акте проверки завышение суммы списания продуктов питания в 2017 году, приобретенных за счет ОМС, на сумму 2 450 877 руб. исключается и относится на увеличение фактических расходов по полученным коммунальным услугам за указанный период.
  79. Вместе с тем, при распределении общехозяйственных расходов за 2017 год, с учетом
  80. увеличения суммы оплаченных коммунальных услуг средствами ОМС на 2 450 877 руб.
  81. (уточненная 18 848 299 руб., первоначальная 16 397 398 руб.), допущено превышение
  82. установленного процента оплаты средствами ОМС при распределении по источникам
  83. финансирования на 4,43% (предельный размер 75%, фактически сложившийся – 79,43%) и
  84. допущено необоснованное завышение оплаты коммунальных услуг средствами ОМС в
  85. сумме 1 051 100 руб. (23 726 990 руб.*4,43%).
  86. В связи с изложенным Фонд предложил ОАО «Санаторий им. В.П.Чкалова»
  87. возвратить в Фонд средства ОМС, использованные не по целевому назначению, в общей
  88. сумме 1 102 200 руб. и уплатить штраф в сумме 110 200 руб.
  89. А55-1183/2019 3
  90. Поскольку ОАО «Санаторий им. В.П.Чкалова» указанные денежные средства в Фонд
  91. не перечислило, Фонд обратился в суд с настоящим иском.
  92. В ходе проверки (с учетом возражений санатория по акту проверки) Фонд выявил
  93. факт использования ОАО «Санаторий им. В.П.Чкалова» средств ОМС не по целевому
  94. назначению в сумме 1 051 100 руб. (коммунальные услуги).
  95. Согласно ч.6 ст.15 Закона №326-ФЗ медицинские организации ведут раздельный учет
  96. по операциям со средствами обязательного медицинского страхования.
  97. ОАО «Санаторий им. В.П.Чкалова» не отрицает, что в проверяемом периоде учетной
  98. политикой санатория порядок учета и расходов по средствам ОМС и порядок
  99. распределения прямых и общехозяйственных расходов по источникам финансирования не
  100. определен.
  101. В нарушение ч.6 ст.15 Закона №326-ФЗ санаторий не обеспечил ведение раздельного
  102. учета по операциям со средствами ОМС.
  103. Согласно п.1 ст.272 Налогового кодекса Российской Федерации расходы
  104. налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по
  105. конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле
  106. соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
  107. Фонд указывает, что для организаций, проводящих долечивание пациентов, наиболее
  108. приемлемым способом распределения общехозяйственных расходов является –
  109. пропорционально сложившемуся удельному весу количества койко-дней по пациентам,
  110. проходившим долечивание за счет средств ОМС, и отдыхающим по платной деятельности
  111. к их общему количеству. На этом способе распределения общехозяйственных расходов
  112. настаивала и главный бухгалтер ОАО «Санаторий им. В.П.Чкалова» Вострикова О.П.
  113. Суд соглашается с доводом Фонда о том, что предлагаемый санаторием метод
  114. распределения общехозяйственных расходов (пропорционально площади, используемой
  115. для оказания каждого вида медицинской услуги) в данном случае не может быть
  116. применен, поскольку разделить площадь зданий (клуб-столовая, продуктовый склад,
  117. климатопавильон), используемых как для пациентов, проходящих долечивание по ОМС,
  118. так и отдыхающих по приносящей доход деятельности, не представляется возможным.
  119. Исходя из показателя сложившегося в 2017 году удельного веса количества койко-
  120. дней по пациентам, проходившим долечивание за счет средств ОМС, и отдыхающим по
  121. платной деятельности, наполняемость санатория пациентами по ОМС составила 75%
  122. (44 269 койко-дня) от общего количества койко-дней – 59 013.
  123. Таким образом, отнесение санаторием оказанных ему коммунальных услуг за счет
  124. ОМС в 2017 году допустимо в сумме 17 795 240 руб. (23 726 990 руб. * 75%).
  125. В ходе проверки Фонд установил, что оплата коммунальных услуг за счет средств
  126. ОМС составила 16 397 398 руб. (л.д.15).
  127. Между тем в возражениях на акт проверки санаторий указал, что денежные средства
  128. в сумме 2 450 877 руб., квалифицированные Фондом в акте проверки как нецелевое
  129. использование средств ОМС при оплате продуктов питания (л.д.21), в действительности
  130. были потрачены на оплату коммунальных услуг (л.д.32).
  131. Фонд принял пояснения ОАО «Санаторий им. В.П.Чкалова», в результате чего размер
  132. расходов на оплату коммунальных услуг за счет средств ОМС составил 18 848 299 руб.
  133. (что составляет 79,43% от общей суммы расходов на оплату коммунальных услуг –
  134. 23 726 990 руб.). Таким образом, санаторий завысил предельно допустимый размер
  135. расходов на оплату коммунальных услуг за счет средств ОМС на 4,43% (79,43% - 75%).
  136. При таких обстоятельствах санаторием допущено нецелевое использование средств
  137. ОМС в сумме 1 051 100 руб. (23 726 990 руб. * 4,43%).
  138. Довод санатория о том, что из 18 848 299 руб. часть суммы (1 430 208 руб.)
  139. направлена на погашение кредиторской задолженности за 2016 год, подлежит отклонению.
  140. Средства ОМС могут быть израсходованы исключительно на исполнение текущих
  141. обязательств перед поставщиками коммунальных услуг.
  142. А55-1183/2019 4
  143. Фонд указывает на то, что в 2016-2017 годах и 1 квартале 2018 года ОАО «Санаторий
  144. им. В.П.Чкалова» по двум автомобилям (ВАЗ 217030 «Лада Приора» с государственными
  145. номерами А249ВМ/63 и У857ОХ/163) допустило завышение базовой нормы расхода
  146. топлива на 3,8 л на 100 км пробега (норма – 8,2 л, факт – 12 л), что привело к излишнему
  147. списанию бензина в количестве 1 473 л. на общую сумму 51 100 руб.
  148. Произведенным Фондом перерасчетом за период с 01.10.2016 по 31.12.2016
  149. установлено излишнее списание бензина в количестве 267 л. на сумму 8 844 руб.: ВАЗ
  150. 217030 (А249ВМ/63) – 205 л. на сумму 6 765 руб., ВАЗ 217030 (У857ОХ/163) – 63 л. на
  151. сумму 2 079 руб.
  152. Перерасчетом за 2017 год установлено излишнее списание бензина в количестве 989
  153. л. на сумму 34 615 руб.: ВАЗ 217030 (А249ВМ/63) – 674 л. на сумму 23 590 руб., ВАЗ
  154. 217030 (У857ОХ/163) – 315 л. на сумму 11 025 руб.
  155. В 1 квартале 2018 года излишнее списание бензина составило 217 л. на сумму 7 595
  156. руб.: ВАЗ 217030 (А249ВМ/63) – 134 л. на сумму 4 690 руб., ВАЗ 217030 (У857ОХ/163) –
  157. 83 л. на сумму 2 905 руб.
  158. В силу п.2 ст.20 Закона №326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать
  159. средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную
  160. медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского
  161. страхования.
  162. Цели, на которые могут расходоваться средства ОМС, определены Тарифными
  163. соглашениями, заключаемыми ежегодно между министерством здравоохранения
  164. Самарской области, ТФОМС Самарской областной, Ассоциацией страховых медицинских
  165. компаний Самарской области, Ассоциацией врачей Самарской областной и Самарской
  166. областной организацией профсоюза работников здравоохранения РФ (ч.2 ст.30 Закона
  167. №326-ФЗ).
  168. В соответствии с п.5.10 договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС
  169. (типовая форма договора утверждена Приказом Минздрава России от 24.12.2012 №1355н)
  170. медицинская организация обязана использовать средства ОМС, полученные за оказанную
  171. медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой ОМС.
  172. Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания
  173. населению Самарской области медицинской помощи на 2016-2018 годы утверждены
  174. Постановлениями Правительства Самарской области от 24.12.2015 №880, от 27.12.2016
  175. №827 и от 27.12.2017 №900.
  176. Данные территориальные программы содержат перечень расходов, которые
  177. включены в структуру тарифов по ОМС, в том числе: расходы на заработную плату,
  178. начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств,
  179. расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского
  180. инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату
  181. стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других
  182. учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и
  183. диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного
  184. питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг,
  185. коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную
  186. плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг,
  187. социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное
  188. законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение
  189. основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь)
  190. стоимостью до 100,0 тыс.рублей за единицу.
  191. В соответствии с п.3.2 и 3.5 Тарифных соглашений в системе ОМС населения
  192. Самарской области на 2016-2018 годы медицинские организации направляют средства,
  193. полученные от СМО за организацию медицинской помощи, на оплату расходов, связанных
  194. с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, и не используют для
  195. А55-1183/2019 5
  196. иных целей, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней или других
  197. источников, а также за счет предпринимательской деятельности.
  198. Из изложенного следует, что структура тарифов на ОМС, содержащаяся в
  199. Территориальных программах на 2016-2018 годы, не предусматривает использование
  200. средств ОМС на оплату расходов, не связанных с предоставлением бесплатной
  201. медицинской помощи в системе ОМС.
  202. При таких обстоятельствах Фонд обоснованно посчитал, что расходы на
  203. приобретение автомобильного топлива сверх нормативов должны оплачиваться за счет
  204. предпринимательской деятельности, так как они не связаны с предоставлением бесплатной
  205. медицинской помощи в системе ОМС.
  206. Таким образом, денежные средства в сумме 51 100 руб. в нарушение Закона №326-
  207. ФЗ, Территориальных программ ОМС на 2016-2018 годы, Тарифных планов на 2016-2018
  208. годы, договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС были использованы
  209. санаторием на оплату автомобильного топлива сверх нормативов, которые должны
  210. оплачиваться за счет предпринимательской деятельности. Данные расходы не связаны с
  211. оказанием бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, следовательно, являются
  212. нецелевым использованием средств ОМС.
  213. В соответствии с ч.1 ст.9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном процессе
  214. осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск
  215. наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
  216. В силу ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать
  217. обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и
  218. возражений.
  219. ОАО «Санаторий им. В.П.Чкалова» вопреки требованиям ст.65 АПК РФ какие-либо
  220. доводы и доказательства, опровергающие указанные доводы Фонда, в ходе рассмотрения
  221. дела в арбитражном суде не представило.
  222. В соответствии с п.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК
  223. РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств
  224. бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в
  225. целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом
  226. (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной
  227. сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым
  228. основанием предоставления указанных средств.
  229. В силу ст.10 БК РФ бюджет ТФОМС относится к бюджету бюджетной системы
  230. Российской Федерации.
  231. Между Фондом и страховыми медицинскими организациями заключается договор о
  232. финансовом обеспечении ОМС, по которому Фонд принимает на себя обязательства по
  233. финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере
  234. ОМС, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь,
  235. оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в
  236. территориальной программе ОМС, за счет целевых средств (типовая форма утверждена
  237. Приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 №1030н).
  238. Санаторий получает средства ОМС от страховых медицинских организаций,
  239. работающих в системе ОМС Самарской области, на основании заключенных между
  240. санаторием и страховыми медицинскими организациями договоров на оказание и оплату
  241. медицинской помощи по ОМС (типовая форма утверждена Приказом Минздрава России
  242. от 24.12.2012 №1355н).
  243. Направление санаторием средств ОМС в сумме 1 102 200 руб. (1 051 100 + 51 100) на
  244. цели, не соответствующие целям, установленным Территориальными программами
  245. государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области
  246. медицинской помощи на соответствующий год, является нецелевым использованием
  247. средств ОМС.
  248. А55-1183/2019 6
  249. Ч. 9 ст.39 Закона №326-ФЗ установлено, что за использование не по целевому
  250. назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на
  251. оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию,
  252. медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере
  253. 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной
  254. трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации,
  255. действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования
  256. указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому
  257. назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в
  258. течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом
  259. соответствующего требования.
  260. По расчету Фонда сумма штрафа в данном случае составляет 110 200 руб.
  261. С учетом изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела
  262. доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, приняв во внимание, что доказательств
  263. перечисления ОАО «Санаторий им. В.П.Чкалова» в Фонд указанных сумм не
  264. представлено, суд удовлетворяет требования Фонда в полном объеме.
  265. На основании ст.110 АПК РФ суд взыскивает с ОАО «Санаторий им. В.П.Чкалова» в
  266. доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 25 124 руб.
  267. Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального
  268. кодекса Российской Федерации, суд
  269. Решил:

  270. исковые требования удовлетворить.
  271. Взыскать с открытого акционерного общества «Санаторий им. В.П.Чкалова» в пользу
  272. Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области
  273. средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 1 102 200 руб., штраф в
  274. сумме 110 200 руб.
  275. Взыскать с открытого акционерного общества «Санаторий им. В.П.Чкалова» в доход
  276. федерального бюджета государственную пошлину в сумме 25 124 руб.
  277. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в
  278. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара) с направлением
  279. апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
  280. Судья Е.Н. Некрасова

Печать

Печатать