9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Арбитражный суд Томской области

Решение от

По делу № А67-1064/2019
  1. М О Т И В И Р О В А Н Н О Е
  2. Решение
  3. г. Томск Дело № А67- 1064/2019
  4. 23 апреля 2019 года
  5. Резолютивная часть решения принята 02 апреля 2019 года.
  6. Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2019 года.
  7. Арбитражный суд Томской области в составе судьи С.Г. Аксиньина, рассмотрев в порядке
  8. упрощенного производства дело по иску Администрации Ленинского района г. Томска
  9. (ИНН 7017131759, ОГРН 1057002654830) к обществу с ограниченной ответственностью
  10. «Армстрой» (ИНН 7017388472, ОГРН 1157017019741)
  11. о взыскании 71 476,14 руб. задолженности, образовавшейся в результате включения в акт
  12. выполненных работ № 01 от 13.11.2017 завышенных объемов работ: по разборке
  13. надземной части тесовых сараев без сохранения годных материалов, планировка
  14. площадей бульдозерами при исполнении муниципального контракта № Ф.2017.366586 от
  15. 28.08.2017 по выполнению работ по благоустройству (капитальному ремонту) зон
  16. рекреации на территории Ленинского района г. Томска по адресу: г. Томск, пр. Ленина,
  17. 200/3, что привело к завышению стоимости выполненных работ и неправомерную оплату
  18. в истребуемой сумме, установленной актом Счетной палаты г. Томска от 14.12.2018,
  19. третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора –
  20. Администрация г. Томска (ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706),
  21. без вызова сторон,
  22. Установил:

  23. Администрация Ленинского района г. Томска обратилась в арбитражный суд с
  24. иском к обществу с ограниченной ответственностью «Армстрой» о взыскании 71 476,14
  25. руб. задолженности, образовавшейся в результате включения в акт выполненных работ
  26. №01 от 13.11.2017 завышенных объемов работ: по разборке надземной части тесовых
  27. сараев без сохранения годных материалов, планировка площадей бульдозерами при
  28. исполнении муниципального контракта № Ф.2017.366586 от 28.08.2017 по выполнению
  29. работ по благоустройству (капитальному ремонту) зон рекреации на территории
  30. Ленинского района г. Томска по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 200/3, что привело к
  31. завышению стоимости выполненных работ и неправомерную оплату в истребуемой
  32. сумме, установленной актом Счетной палаты г. Томска от 14.12.2018.
  33. В обоснование заявленных требований истец указал, что вследствие ненадлежащего
  34. исполнения ответчиком обязательств подрядчика при исполнении муниципального
  35. контракта № Ф.2017.366586 от 28.08.2017 по выполнению работ по благоустройству
  36. (капитальному ремонту) зон рекреации на территории Ленинского района г. Томска по
  37. адресу: г. Томск, пр. Ленина, 200/3 им были необоснованно получены денежные средства
  38. в результате завышения объемов работ, что было установлено в рамках плана проведения
  39. контрольных мероприятий Счетной палатой Города Томска.
  40. Определением суда от 12.02.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке
  41. упрощенного производства.
  42. Согласно положениям части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса
  43. Российской Федерации лица, участвующие в деле, считаются надлежащим образом
  44. извещенными о принятии искового заявления или заявления к производству и
  45. возбуждении производства по делу.
  46. В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса
  47. Российской Федерации судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства
  48. без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления
  49. доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
  50. Ответчик в отзыве на иск от 28.02.2019 требования истца не признал, указал в том
  51. числе, что работы по контракту выполнены качественно и в срок, приняты заказчиком в
  52. полном объеме и оплачены. Акты освидетельствования скрытых работ своевременно
  53. подписаны представителями заказчика, подрядчика и технического надзора. Общий
  54. журнал работ был выдан заказчиком, подписан им, находился у уполномоченного лица на
  55. участке производства работ, отвечающего за проведение капитального ремонта. Но ни
  56. одной записи о выявленных недостатках, которые указаны в акте Счетной палаты, в
  57. общем журнале работ не сделано. Довод Счетной палаты города Томска согласно акту от
  58. 14.12.2018 об отсутствии работ по планировке участка и по разборке надземной части
  59. тесовых сараев является необоснованным, так как без выполнения данных видов работ
  60. невозможно выполнять последующие виды работ по отсыпке основания из песка, щебня,
  61. ГПС, устройство тротуарной плитки и т.д.
  62. Третье лицо в отзыве на исковое заявление, требования истца просило
  63. удовлетворить, указав, что источником финансирования контракта являлся бюджет
  64. муниципального образования «Город Томск», в случае отказа в удовлетворении исковых
  65. требований не возможно будет возвратить в бюджет необоснованно затраченные
  66. денежные средства.
  67. 02.04.2019 принята резолютивная часть решения.
  68. 15.04.2019 от ответчика через канцелярию суда поступило заявление о выдаче
  69. полного текста решения суда.
  70. Определением суда от 19.04.2019 данное заявление возвращено заявителю.
  71. 22.04.2019 от ответчика поступило ходатайство о восстановлении пропущенного
  72. срока для составления мотивированного решения и заявление о составлении
  73. мотивированного решения по делу.
  74. Если срок подачи апелляционной жалобы, представления пропущен, то
  75. мотивированное решение по делу изготавливается только в случае восстановления
  76. указанного срока.
  77. По смыслу части 2 статьи 229 АПК РФ мотивированное решение изготавливается
  78. судом в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле,
  79. соответствующего заявления.
  80. С учетом удовлетворенного ходатайства ответчика о восстановлении пропущенного
  81. срока, судом изготовлено мотивированное решение по делу.
  82. Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими
  83. удовлетворению по следующим основаниям.
  84. Как следует из материалов дела, в рамках мероприятий подпрограммы
  85. «Благоустройство территорий» муниципальной программы «Благоустройство Города
  86. Томска», администрацией Ленинского района Города Томска от имени муниципального
  87. образования «Город Томск» (далее – заказчик) и обществом с ограниченной
  88. ответственностью «Армстрой» (далее – подрядчик) на основании решения Единой
  89. комиссии (протокол от 15.08.2017 № 1061; идентификационный код закупки 17
  90. 37017131759701701001 0088 076 4399 243), заключен муниципальный контракт №
  91. Ф. 2017.366586 от 28.08.2017 (л.д. 14-24), согласно которому подрядчик обязался по заданию заказчика выполнить работы по благоустройству (капитальному ремонту) зон рекреации на территории Ленинского района Города Томска по адресу: г. Томск, пр.
  92. Ленина, 200/3, а заказчик обязался принять и оплатить надлежащим образом выполненные
  93. работы в соответствии с условиями контракта.
  94. Согласно пункту 1.2. контракта объем работ, предусмотренных контрактом,
  95. определяется ведомостью объемов работ по благоустройству (капитальному ремонту) зон
  96. рекреации на территории Ленинского района Города Томска по адресу: г. Томск, пр.
  97. Ленина, 200/3 (приложение № 1), рабочей документацией (приложение № 2 )
  98. являющимися неотъемлемой частью контракта.
  99. Цена контракта составляет 588 768,78 руб. (п. 2.1 контракта). Цена контракта
  100. является твердой и определяется в соответствии со сметными расчетами с учетом
  101. коэффициента снижения сметной стоимости по итогам электронного аукциона (п. 2.3).
  102. Источник финансирования: бюджет муниципального образования «Город Томск» (п.
  103. 2.2).  
  104. Цена контракта является твердой и определяется на весь период исполнения
  105. контракта за исключением случаев, предусмотренных п. 13.7 контракта (п. 2.4).
  106. Оплата производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет
  107. подрядчика в течение 15 рабочих дней на основании подписанных актов о приемке
  108. выполненных работ формы КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат
  109. формы КС-3, счетов и счетов-фактур (п. 2.5).
  110. Как согласовано в пункте 5.2.1 контракта, подрядчик обязан выполнить работы,
  111. указанные в пункте 1.1 контракта, своевременно, качественно, в соответствии с
  112. ведомостью объемов работ, сметными расчетами (локальным, сводным).
  113. Настоящий контракт вступает в силу с момента его заключения сторонами и
  114. действует по 31.12.2017 (п.12.1).
  115. Возникшие между сторонами правоотношения регулируются общими положениями
  116. о подряде (параграф 1 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации),
  117. положениями о строительном подряде (параграф 3 главы 37 Гражданского кодекса
  118. Российской Федерации далее – ГК РФ), положениями о подряде на выполнение работ для
  119. государственных или муниципальных нужд (параграф 5 главы 37 ГК РФ) и Федеральным
  120. законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
  121. услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о
  122. контрактной системе).
  123. В соответствии с актами о приемке выполненных работ формы № КС-2 от
  124. 13.11.2017 № 01 и № 02 работы были выполнены на сумму 567 962,19 руб., которые в
  125. полном объеме были оплачены заказчиком, что подтверждается платежным поручением
  126. № 392621 от 28.11.2017 (л.д. 25-40).
  127. В рамках плана проведения контрольных мероприятий Счетной палатой Города
  128. Томска в 2018 году в отношении администрации Ленинского района Города Томска
  129. проведены контрольные мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования
  130. бюджетных средств, выделенных в 2017 году на реализацию мероприятий подпрограммы
  131. «Благоустройство территорий» муниципальной программы «Благоустройство Города
  132. Томска», в том числе средств, выделенных в рамках реализации государственной
  133. программы «Обеспечение доступности жилья и улучшение качества жилищных условий
  134. населения Томской области». Результаты указанной проверки отражены в акте от
  135. 14.12.2018 (л.д. 41-74).
  136. В ходе проверки установлены нарушения по объекту «Благоустройство
  137. (капитальный ремонт) зон рекреации на территории Ленинского района, Города Томска
  138. по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 200/3» в рамках муниципального контракта от 28.08.2017
  139. № Ф.2017.366586. Завышение объемов работ по разборке надземной части тесовых сараев
  140. и отсутствие работ по планировке участка, что повлекло за собой неправомерную оплату в
  141. размере 71 476,14 руб.
  142. На основании Акта проверки, составленного Счетной палатой города Томска, истец
  143. направил ответчику претензию № 01-16/5/23 от 21.12.2018 с требованием возместить
  144. неправомерно полученные денежные средства в размере 71 476,14 руб., которая получена
  145. ответчиком 31.12.2018 (л.д. 12-13).
  146. Из представленных в дело документов следует, что между сторонами в рамках
  147. контракта сложились отношения по строительному подряду, регулируемые параграфом 3
  148. главы 37 ГК РФ.
  149. Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик)
  150. обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и
  151. сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить
  152. его.
  153. По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный
  154. договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить
  155. иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые
  156. условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену
  157. (пункт 1 статьи 740 ГК РФ).
  158. В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О
  159. контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
  160. государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ) под государственным
  161. или муниципальным контрактом под муниципальным контрактом понимается договор,
  162. заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации
  163. (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт)
  164. государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно
  165. государственных нужд, муниципальных нужд.
  166. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с
  167. условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии
  168. таких условий 7 и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными
  169. обычно предъявляемыми требованиями (статья 309 ГК РФ).
  170. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его
  171. условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310
  172. ГК РФ).
  173. В силу положений статьей 711, 746 ГК РФ основанием для возникновения у
  174. заказчика обязательства по оплате выполненных работ является сдача подрядчиком и
  175. принятие заказчиком результатов работы в установленном законом и договором порядке.
  176. По смыслу пункта 1 статьи 711 и пункта 1 статьи 746 ГК РФ по договору
  177. строительного подряда оплате подлежит фактически выполненный (переданный
  178. заказчику) результат работ.
  179. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом,
  180. подписанным обеими сторонами (пункт 4 статьи 753 ГК РФ).
  181. Согласно пункту 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного
  182. Суда Российской Федерации от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по
  183. договору строительного подряда» основанием для возникновения обязательства заказчика
  184. по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
  185. Согласно статье 753 ГК РФ надлежащим доказательством факта выполнения и
  186. приемки выполненных подрядных работ является акт о приемке выполненных работ.
  187. Предусмотренные контрактом работы выполнены подрядчиком и приняты
  188. заказчиком на общую сумму 567 962,19 руб.
  189. Из материалов дела усматривается, что работы, представленные в актах о приемке
  190. выполненных работ формы КС-2, предусмотренные муниципальным контрактом,
  191. заказчиком приняты без замечаний и возражений относительно объема и качества
  192. выполненных работ.
  193. Однако сам по себе факт подписания актов формы КС-2 без возражений и замечаний
  194. не может рассматриваться в качестве основания для возложения на истца безусловной
  195. обязанности по оплате фактически не выполненных работ.
  196. В пункте 1 статьи 746 ГК РФ предусмотрено, что оплата выполненных подрядчиком
  197. работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке,
  198. которые установлены законом или договором строительного подряда.
  199. При этом, в силу положений статьи 423 ГК РФ предполагается эквивалентность
  200. встречного предоставления сторон по договору подряда, в связи с чем в случае
  201. выполнения подрядчиком работ на сумму меньшую, чем была уплачена заказчиком, у
  202. подрядчика возникает обязательство по возврату излишне полученных денежных средств.
  203. В ходе проведения Счетной палатой Города Томска контрольных мероприятий,
  204. были произведены визуальные осмотры 17.10.2018 и 25.10.2018 (л.д. 63) и выполнены
  205. контрольные обмеры выполненных работ на объекте, о чем составлены соответствующий
  206. акт. Факты ненадлежащего качества выполнения работ в рамках муниципального
  207. контракта более подробно указаны в акте Счетной палаты Города Томска (л.д. 64).
  208. Таким образом, тот факт, что уплата спорной суммы осуществлялась истцом во
  209. исполнение заключенного муниципального контракта, сам по себе не препятствует
  210. признанию этой суммы неосновательным обогащением ответчика в случае
  211. неэквивалентности встречного предоставления по контракту со стороны ответчика, в
  212. частности, при повторной или излишней оплате товара, работ, услуг и т.д.
  213. Согласно пункту 5 статьи 720 ГК РФ при возникновении между заказчиком и
  214. подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по
  215. требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза.
  216. В ходе рассмотрения дела ходатайства о назначении экспертизы не заявлено.
  217. В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
  218. лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или
  219. несовершения ими процессуальных действий.
  220. Таким образом, материалами дела подтверждено несоответствие фактически
  221. выполненных работ, а также отсутствие части объема работ (планировка площадей
  222. бульдозерами) работам, указанным в акте приемки выполненных работ, что, в свою
  223. очередь, свидетельствует об оплате невыполненных работ.
  224. Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской
  225. Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что
  226. поскольку фактически ответчиком работы на сумму 71 476,14 руб. не выполнялись,
  227. спорная сумма получена ответчиком при отсутствии фактических и правовых оснований,
  228. в связи с чем, требования истца являются обоснованными и подлежащими
  229. удовлетворению в полном объеме.
  230. Истец в установленном порядке освобожден от уплаты государственной пошлины.
  231. Государственная пошлина согласно части 1 статьи 110 Арбитражного
  232. процессуального кодекса Российской Федерации относится на ответчика и подлежит
  233. взысканию в доход федерального бюджета в размере 2 859 руб.
  234. Руководствуясь ст. 110, 167-171, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса
  235. Российской Федерации, арбитражный суд
  236. Решил:

  237. взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Армстрой» (ИНН
  238. 7017388472, ОГРН 1157017019741) в пользу муниципального образования «Город Томск»
  239. в лице Администрации Ленинского района г. Томска (ИНН 7017131759, ОГРН
  240. 1057002654830) 71 476,14 руб. задолженности.
  241. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Армстрой» (ИНН
  242. 7017388472, ОГРН 1157017019741) в доход федерального бюджета 2 859 руб.
  243. государственной пошлины.
  244. Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по
  245. истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
  246. Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в
  247. срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.
  248. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Томской области.
  249. Судья С.Г. Аксиньин

Печать

Печатать