9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение от

По делу № 2а-475/2019
  1. И М Е Н Е М Р О С С И Й К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
  2. 23 апреля 2019г. г. Шебекино
  3. Шебекинский районный суд Белгородской области в составе председательствующего судьи Ткаченко С.А.,
  4. рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №7 по Белгородской области к Вязовой ФИО3 о взыскании задолженности,
  5. Установил:

  6. Вязова Н.П. являлась индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов вплоть до 28.08.2012. В результате невыполнения обязанности по уплате страховых взносов в срок, установленный законодательством, образовалась задолженность.
  7. Дело инициировано иском МИФНС России №7 по Белгородской области, в котором истец просит взыскать пени на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии прочие начисления в сумме 450,69 руб.; пени на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС до 01.01.2017 прочие начисления в сумме 2972,68 руб.
  8. Определением судьи от 16.04.2019 постановлено рассмотреть дело в порядке упрощенного судопроизводства на основании ст.ст. 291, 292 КАС РФ.
  9. В установленный срок возражений ни по существу, ни по применению упрощенного порядка от лиц, участвующих в деле, не поступило.
  10. Исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
  11. В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
  12. Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 48), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
  13. Порядок уплаты страховых взносов до 01 января 2017 года был урегулирован положениями Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
  14. Порядок уплаты страховых взносов с 01 января 2017 года урегулирован положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
  15. В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017 года, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные налоговым кодексом Российской Федерации.
  16. Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
  17. В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налогового кодекса Российской Федерации.
  18. Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
  19. В соответствии с пунктами 1, 2 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
  20. Согласно п.п. 3,5 ст. 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
  21. Из изложенных норм права следует, что пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При этом основанием для прекращения начисления пеней является уплата налога.
  22. Таким образом, при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней надлежит учитывать положения п. 5 ст. 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
  23. Судом установлено, что ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов вплоть до 28.08.2012. Поскольку в установленный срок недоимка оплачена не была, начислена пеня на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии прочие начисления в сумме 450,69 руб.; пеня на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС до 01.01.2017 прочие начисления в сумме 2972,68 руб.
  24. Из требования налогового органа № следует, что Вязовой Н.П. необходимо уплатить пени в общей сумме 20601,61 руб. в срок до 19.01.2018.
  25. В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
  26. Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
  27. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).
  28. С учетом вышеуказанных положений НК РФ, КАС РФ, принимая во внимание, что срок исполнения требования, срок уплаты которого определен до 19.01.2018, срок для обращения в суд с соответствующим иском начал течь с 20.01.2018 и истекал - 20.07.2018.
  29. Мировым судьей судебного участка №4 Шебекинского района и г. Шебекино 23.07.2018 вынесен судебный приказ о взыскании с Вязовой пени по страховым взносам, который впоследствии определением от 17.08.2018 отменен.
  30. Следовательно срок на обращение в суд необходимо рассчитывать с даты отмены судебного приказа, т.е. с 18.08.2018. Последним днем подачи является 18.02.2019.
  31. Вместе с тем, налоговая инспекция обратилась в суд 22.03.2019, каких– либо ходатайств о восстановлении срока не заявлено.
  32. Анализ взаимосвязанных положений п.п. 1-3 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафа.
  33. Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
  34. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
  35. Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате страховых взносов, срока обращения в суд, при отсутствии сведений о фактическом направлении налогового требования является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
  36. Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286, 290, 293 КАС РФ, суд
  37. Решил:

  38. в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №7 по Белгородской области к Вязовой ФИО4 о взыскании задолженности – отказать.
  39. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда путем подачи жалобы через Шебекинский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
  40. Судья С.А. Ткаченко

Печать

Печатать