9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Арбитражный суд Пермского края

Решение от

По делу № А50-9204/2019
  1. Город Пермь
  2. 22.04.2019 года Дело № А50-9204/19
  3. Резолютивная часть решения объявлена 22.04.2019 года. Полный текст
  4. решения изготовлен 22.04.2019 года.
  5. Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Шаламовой Ю.В.,
  6. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
  7. Скрябиной С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по
  8. заявлению общества с ограниченной ответственностью «Горизонталь»
  9. (ОГРН 1095944000965 ИНН 5944206829)
  10. к Государственному учреждению – Пермскому региональному отделению
  11. Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН
  12. 1025900889002 ИНН 5904100537)
  13. о признании недействительным требования от 15.03.2019 № 44316и о
  14. предоставлении документов,
  15. при участии:
  16. представитель заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;
  17. представителя заинтересованного лица: Деменева Е.П., по доверенности от
  18. 22.10.2018, предъявлено удостоверение.
  19. Установил:

  20. ООО «Горизонталь» обратилось в арбитражный суд с заявлением о
  21. признании недействительным требования Государственного учреждения –
  22. Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от
  23. 15.03.2019 № 44316и о предоставлении документов.
  24. В обоснование заявленных требований общество указывает на
  25. отсутствие у фонда права истребования документов, не относящихся к
  26. предмету проверки.
  27. В представленном отзыве фонд просит отказать в удовлетворении
  28. заявленных требований, поскольку требование выставлено в пределах
  29. компетенции, требование соответствует действующему законодательству, не
  30. нарушает права и законные интересы заявителя.
  31. В связи с тем, что лица участвующие в деле надлежащим образом
  32. извещены о времени и месте проведения предварительного судебного
  33. заседания, а также о возможности завершения предварительного заседания и
  34. открытия судебного заседания в суде первой инстанции, в том числе при их
  35. неявке в предварительное судебное заседание, стороны против продолжения
  36. рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой
  37. инстанции не возразили, судом вынесено протокольное определение о
  38. завершении подготовки по делу и открытии судебного заседания в суде
  39. первой инстанции (часть 4 статьи 137 Арбитражного процессуального
  40. кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), пункт 27 постановления
  41. Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006
  42. № 65).
  43. Представитель фонда в судебном заседании поддержал доводы,
  44. изложенные в отзыве.
  45. Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства,
  46. заслушав объяснения представителя фонда, суд приходит к следующим
  47. выводам.
  48. Как следует из материалов дела, в адрес страхователя направлено
  49. требование от 15.03.2019 № 44316и о представлении документов в срок до
  50. 08.04.2019: штатное расписание за 2018г., должностная инструкция на
  51. Булоусову Н.В., документы, подтверждающие наличие образования, которые
  52. указывают на возможность (невозможность) выполнения тех или иных
  53. трудовых функций в соответствии с имеющимся образованием и опытом
  54. работы на Белоусову Н.В., документы, подтверждающие в том числе
  55. экономическое обоснование приема на работу беременной женщины,
  56. результативности ее работы в определенной должности на Белоусову Н.В.,
  57. документы, подтверждающие ведение организацией хозяйственной
  58. деятельности, наличие прибыли, сведения о застрахованных лицах (форма
  59. СЗВ-М) за 2018г, расчет по страховым взносам за 2018г., расчет суммы
  60. НДФЛ за 2018г, документы, подтверждающие уплату страховых взносов на
  61. ОПС, ОМС, НДФЛ за 2018г., табель учета рабочего времени с января 2018г.
  62. по июль 2018г., правила внутреннего трудового распорядка за 2018г.,
  63. расчетно-платежные ведомости по начислению заработной платы с августа
  64. 2018г. по декабрь 2018г., выписка из банка операций по лицевому счету с
  65. марта 2018г. по февраль 2019г., расчетные листки с апреля по декабрь 2018г.
  66. на Арзютову Г.Г., платежные поручения на перечисления пособий с апреля
  67. 2018г. по декабрь 2018г. на Арзютову Г.Г., Шестакову Н.Н.
  68. Не согласившись с выставленным требованием, общество обратилось в
  69. суд с настоящим заявлением.
  70. Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств,
  71. исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71,
  72. 162 АПК РФ пришел к следующим выводам.
  73. Положения части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200
  74. АПК РФ возлагают на заинтересованное лицо обязанность по доказыванию
  75. факта правонарушения, что предполагает необходимость установления в
  76. ходе проверки конкретных обстоятельств, подтвержденных документально и
  77. свидетельствующих о совершении плательщиком страховых взносов
  78. вменяемого ему нарушения законодательства.
  79. В силу частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об
  80. оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий
  81. (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,
  82. иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании
  83. осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений,
  84. оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их
  85. соответствие закону или иному нормативному правовому акту,
  86. устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли
  87. оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия
  88. (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт,
  89. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в
  90. сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  91. Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4
  92. статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для
  93. признания недействительными ненормативных правовых актов,
  94. незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов,
  95. органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является
  96. наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному
  97. нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица,
  98. обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере
  99. предпринимательской и иной экономической деятельности.
  100. Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса
  101. Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании
  102. ненормативного правового акта государственного органа может быть подано
  103. в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало
  104. известно о нарушении прав и законных интересов, если иное не установлено
  105. федеральным законом.
  106. Учреждение обратилось в суд в установленные сроки.
  107. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ
  108. «Об основах обязательного социального страхования» страховщик имеет
  109. право проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а
  110. также документ, связанные с выплатой страхового обеспечения, в
  111. соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного
  112. социального страхования и не принимать к зачету расходы на обязательное
  113. социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ.
  114. Согласно ч.1 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об
  115. обязательному социальном страховании на случай временной
  116. нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее Закон № 255-ФЗ)
  117. страховщик имеет право: проводить проверки правильности выплаты
  118. страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от
  119. страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам,
  120. возникающим в ходе проверок; запрашивать у страхователей документы,
  121. связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным
  122. лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные
  123. расходы сверх начисленных страховых взносов; запрашивать у страхователя
  124. сведения об остатках денежных средств на счетах страхователя в кредитных
  125. организациях и о недостаточности денежных средств на счетах страхователя
  126. в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам
  127. требований в случае обращения страхователя в территориальный орган
  128. страховщика в соответствии с частью 2 статьи 4.6 настоящего Федерального
  129. закона; не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения
  130. застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением
  131. законодательства Российской Федерации об обязательном социальном
  132. страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с
  133. материнством, не подтвержденные документами, произведенные на
  134. основании неправильно оформленных или выданных с нарушением
  135. установленного порядка документов; осуществлять иные полномочия,
  136. установленные законодательством Российской Федерации об обязательном
  137. социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи
  138. с материнством.
  139. При этом, страхователь в соответствии с положениями ст. 4.1 Закона №
  140. 255-ФЗ обязан предъявлять для проверки в территориальные органы
  141. страховщика документы, связанные с расходами на выплату страхового
  142. обеспечения застрахованным лицам.
  143. Как следует из материалов дела, обществом подан расчет по страховым
  144. взносам за 2018г. с отраженными расходами по обязательному социальному
  145. страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с
  146. материнством.
  147. Территориальный орган страховщика по месту регистрации
  148. страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности
  149. расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке,
  150. аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24 июля
  151. 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от
  152. несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  153. (далее Закон № 125-ФЗ).
  154. На основании поступивших от налогового органа в рамках
  155. межведомственного взаимодействия сведений о расходах на выплату
  156. страхового обеспечения, содержащихся в расчете по страховым взносам,
  157. представленном страхователем в налоговый орган, территориальный орган
  158. страховщика вправе провести камеральную и (или) выездную проверки
  159. страхователя. Формы документов, применяемых при проведении проверок,
  160. утверждаются страховщиком по согласованию с федеральным органом
  161. исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
  162. государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
  163. социального страхования (ч. 1, 1.1 Закона № 255-ФЗ).
  164. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения,
  165. произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской
  166. Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной
  167. нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных
  168. документами, произведенных на основании неправильно оформленных или
  169. выданных с нарушением установленного порядка документов,
  170. территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит
  171. решение о непринятии таких расходов к зачету (ч.4 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ).
  172. Согласно положениям ст. 26.14, 26.15 Закона № 125-ФЗ Страховщик
  173. проводит камеральные и выездные проверки.
  174. Целью камеральной и выездной проверок является контроль за
  175. соблюдением страхователем законодательства Российской Федерации об
  176. обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
  177. производстве и профессиональных заболеваний в части правильности
  178. исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых
  179. взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
  180. производстве и профессиональных заболеваний страховщику, а также
  181. правомерности произведенных страхователем расходов на выплату
  182. страхового обеспечения.
  183. Камеральная проверка проводится по месту нахождения страховщика
  184. на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и
  185. документов (информации), представленных страхователем, а также других
  186. документов (информации) о деятельности страхователя, имеющихся у
  187. страховщика.
  188. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными
  189. лицами страховщика в соответствии с их должностными обязанностями без
  190. какого-либо специального решения руководителя территориального органа
  191. страховщика в течение трех месяцев со дня представления страхователем
  192. расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
  193. С учетом поступления расчета по страховым взносам за 2018г. фондом
  194. начата камеральная проверка расчета в части расходов по обязательному
  195. социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в
  196. связи с материнством.
  197. Судом рассмотрены и отклонены доводы страхователя на положения
  198. Приказа Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н «Об
  199. утверждении перечня документов, которые должны быть представлены
  200. страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда
  201. социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых
  202. средств на выплату страхового обеспечения», поскольку как указывает
  203. заявитель за выделением средств он не обращался.
  204. Судом принято во внимание, что фондом проводится камеральная
  205. проверка, и именно в связи с проводимой камеральной проверкой расчета на
  206. основании положений ст. 26.18 Закона № 125-ФЗ в адрес страхователя
  207. направлены требования от 06.03.2019 № 44300 и 15.03.2019 № 44316и о
  208. предоставлении документов.
  209. Конкретный перечень документов, которые фонд вправе истребовать
  210. для проверки обоснованности расходов не установлен законом № 125-ФЗ не
  211. установлен.
  212. При этом, по документами, необходимыми для осуществления
  213. контроля за правильностью расходов на выплату страхового обеспечения по
  214. обязательному социальному страхованию на случай временной
  215. нетрудоспособности и в связи с материнством следует понимать документы,
  216. непредставление которых не позволяет фонду осуществить такой контроль.
  217. Из анализа положений ст. 1, 5, 2.2 Закона № 255-ФЗ, ст. 9
  218. Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях
  219. гражданам, имеющим детей» следует, что применительно к вопросу о
  220. признании расходов, связанных с выплатой соответствующих пособий лицу,
  221. работающему по трудовому договору, правовым основанием для возмещения
  222. выплаченных сумм за счет фонда является наличие реальных трудовых
  223. отношений с работником в период предоставления отпуска по беременности
  224. и родам, наличие документов, подтверждающих факт наступления
  225. страхового случая и факт выплаты страхового обеспечения работодателем.
  226. Согласно п. 7 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для
  227. определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по
  228. беременности и родам страховой стаж определяется при назначении пособия
  229. работодателем (а в случаях, предусмотренных Законом № 255-ФЗ, -
  230. территориальным органом ФСС) на день наступления соответствующего
  231. страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности
  232. и родам). Пунктом 8 этих Правил установлено, что основным документом,
  233. подтверждающим периоды работы по трудовому договору, периоды
  234. государственной гражданской или муниципальной службы, периоды
  235. исполнения полномочий членом Совета Федерации, депутатом
  236. Государственной Думы, периоды замещения других государственных
  237. должностей РФ, государственных должностей субъектов РФ, а также
  238. муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, является
  239. трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки,
  240. а также в случае, когда в ней содержатся неправильные и неточные сведения
  241. либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение
  242. периодов работы принимаются письменные трудовые договоры,
  243. оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим
  244. на день возникновения соответствующих правоотношений, справки,
  245. выдаваемые работодателями или соответствующими государственными
  246. (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и
  247. ведомости на выдачу заработной платы.
  248. Все иные запрошенные документы имеют отношение к проводимой
  249. проверке, поскольку позволяют установить (подтвердить) реальность
  250. взаимоотношений между страхователем и работником, наличие или
  251. отсутствие злоупотребления правом при отражении соответствующих
  252. расходов страхователем.
  253. Таким образом, истребование фондом документов в подтверждение
  254. факта правомерности понесенных расходов не нарушает прав страхователя.
  255. С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии у фонда
  256. законных оснований для выставления оспариваемого требования.
  257. В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины
  258. относятся на заявителя.
  259. Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного
  260. процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
  261. Пермского края
  262. Решил:

  263. Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью
  264. «Горизонталь» (ОГРН 1095944000965 ИНН 5944206829) оставить без
  265. удовлетворения.
  266. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного
  267. производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение
  268. месяца со дня его изготовления в полном объеме через Арбитражный суд
  269. Пермского края.
  270. Судья Ю.В. Шаламова

Печать

Печатать