9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Седьмой арбитражный апелляционный суд

Постановление от

По делу № А27-26794/2018
  1. Город Томск Дело № А27-26794/2018
  2. 19 апреля 2019 года
  3. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кривошеиной С. В.,
  4. рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской
  5. Федерации апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской
  6. Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе
  7. Кемеровской области (межрайонное) (№ 07АП-1341/2019) на решение от 21.01.2019
  8. (резолютивная часть) Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-
  9. 26794/2018 (судья И.А. Конарева) (рассмотрено в порядке упрощенного производства) по
  10. заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное
  11. учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное)
  12. (650000, г. Кемерово, проспект Советский, д. 74 корпус А ГСП-1, ОГРН 1084205020965,
  13. ИНН 4205168040) к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению
  14. «Средняя общеобразовательная школа № 26» (650023, г. Кемерово, ул. Волгоградская,
  15. д.9А, ОГРН 1024200703064, ИНН4207058325) о взыскании штрафа в размере 1000 руб.,
  16. Установил:

  17. Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в
  18. г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее – Управ-
  19. ление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявле-
  20. нием к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя об-
  21. щеобразовательная школа № 26» (далее – учреждение, должник, страхователь) о взыска-
  22. нии штрафа в размере 1000 руб.
  23. На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Фе-
  24. дерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощен-
  25. ного производства с особенностями, установленными главой 29 АПК РФ.
  26. Решением от 21.01.2019 (резолютивная часть) Арбитражного суда Кемеровской об-
  27. ласти в удовлетворении заявленных требований отказано.
  28. Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился
  29. в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит
  30. отменить решение Арбитражного суда Кемеровской и принять новый судебный акт.
  31. В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 8.1, 15, 17
  32. Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицирован-
  33. ном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный за-
  34. кон 27-ФЗ), пункты 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифи-
  35. цированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Мин-
  36. здравсоцразвития России от 21.12.2016 № 766н (далее –Инструкция № 766н), указывает на
  37. то, что представление сведений на 2 застрахованных лиц, сведения о которых не были
  38. указаны в отчете от 02.05.2017 не может квалифицироваться в качестве уточнения (до-
  39. полнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены
  40. в отношении 2 застрахованных лиц впервые и с нарушением срока.
  41. Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступал.
  42. На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Рос-
  43. сийской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Фе-
  44. дерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений
  45. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процес-
  46. суального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные
  47. жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного
  48. производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без
  49. проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и
  50. месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письмен-
  51. ной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказатель-
  52. ствам.
  53. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив за-
  54. конность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями
  55. 268, 271.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению
  56. или отмене по следующим основаниям.
  57. Из материалов дела следует, 02.05.2017 учреждение по телекоммуникационным
  58. каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М типа «исход-
  59. ная» за апрель 2017 года на 41 застрахованное лицо, что подтверждается извещением о
  60. доставке от 02.05.2017, унифицированным протоколом проверки отчетности от 02.05.2017
  61. со статусом «Документ принят».
  62. По результатам проведенной предварительной проверки, в том числе, сверки форм
  63. СЗВ-СТАЖ за 2017 год и СЗВ-М тип «исходная» за апрель 2017 года Пенсионным фон-
  64. дом были выявлены расхождения в отчетах, а именно: в сведениях СЗВ М тип «исходная»
  65. за апрель 2017 года отсутствовали данные в отношении 2 застрахованных лиц, в связи с
  66. чем 15.02.2018 Пенсионным фондом в адрес учреждения по телекоммуникационным ка-
  67. налам передано уведомление об устранении ошибок и несоответствий в сведениях со сро-
  68. ком исполнения в течение пяти рабочих дней с даты получения.
  69. 21.02.2018 учреждение представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-
  70. М тип «дополняющая» за апрель 2017 года на 2 застрахованных лиц, сведения о которых
  71. отсутствовали в форме СЗВ-М «исходная» за апрель 2017 года, что подтверждается изве-
  72. щением о доставке от 21.02.2018, унифицированным протоколом проверки отчетности от
  73. 21.02.2018 со статусом «Документ принят».
  74. Пенсионным фондом 09.04.2018 составлен Акт об обнаружении фактов, свидетель-
  75. ствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном
  76. (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №
  77. 052S18180007856.
  78. По результатам рассмотрения указанного акта и материалов проверки,
  79. Пенсионным фондом вынесено решение от 21.05.2018 № 052S19180008984 о привлечении
  80. учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона
  81. № 27-ФЗ, в виде финансовой санкции в сумме 1000 рублей.
  82. Учреждению выставлено требование от 18.06.2018 № 052S01180033274 об уплате
  83. финансовых санкций в срок до 13.07.2018.
  84. Поскольку в установленный требованием срок задолженность не уплачена, Пенси-
  85. онный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санк-
  86. ции.
  87. Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об
  88. отказе в удовлетворении заявления Пенсионного фонда о взыскании штрафа по требова-
  89. нию от 21.05.2018 № 052S19180008984, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной
  90. жалобы, при этом исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
  91. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обя-
  92. зательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный за-
  93. кон № 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона № 27-ФЗ, учреждение является страхова-
  94. телем в сфере обязательного пенсионного страхования.
  95. В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи
  96. обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые
  97. для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения
  98. (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
  99. В соответствии с преамбулой Федерального закона № 27-ФЗ данный закон уста-
  100. навливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифициро-
  101. ванного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законода-
  102. тельства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же зако-
  103. ном определены обязанность (статья 15 Федерального закона № 27-ФЗ), объем и сроки
  104. (статья 11 Федерального закона № 27-ФЗ) представления таких сведений.
  105. Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ
  106. (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го
  107. числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом рабо-
  108. тающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-
  109. правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг,
  110. договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произве-
  111. дения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные
  112. договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искус-
  113. ства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные
  114. с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
  115. 1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
  116. 2) фамилию, имя и отчество;
  117. 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя
  118. данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
  119. Статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пен-
  120. сионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью пред-
  121. ставления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в
  122. том числе по их учетным данным.
  123. Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной
  124. постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 №
  125. 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» (далее - Постановление
  126. № 83п).
  127. Согласно Постановлению № 83п в разделе 3 «Тип формы» указывается один из
  128. предлагаемых кодов: «исходная», «дополняющая», «отменяющая».
  129. В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ
  130. за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им непол-
  131. ных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего
  132. Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в разме-
  133. ре 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
  134. Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь имеет
  135. право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласо-
  136. ванию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
  137. В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, при обнаруже-
  138. нии в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между
  139. представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Россий-
  140. ской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся
  141. расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказ-
  142. ным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам
  143. связи.
  144. Согласно пункту 37 Инструкции № 766н, при обнаружении в представленных
  145. страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивиду-
  146. альным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также
  147. несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской
  148. Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих
  149. дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку,
  150. или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном
  151. виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения
  152. об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индиви-
  153. дуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоот-
  154. ветствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федера-
  155. ции (протокол проверки).
  156. В абзаце 2 пункта 39 Инструкции № 766н указано, что в случае представления
  157. страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти ра-
  158. бочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к та-
  159. кому страхователю финансовые санкции не применяются.
  160. Из материалов дела следует, что основанием для привлечения учреждения к ответ-
  161. ственности в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ послужил
  162. вывод Пенсионного фонда непредставлении страхователем в установленный срок сведе-
  163. ний, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, за апрель
  164. 2017 года в отношении 2 застрахованных лиц.
  165. С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ срок представления
  166. сведений о застрахованных лицах за отчетный период – апрель 2017 года - не позднее 15
  167. мая 2017 года.
  168. Судом установлено и материалами дела подтверждено, что учреждение первона-
  169. чально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип «исходная» за
  170. апрель 2017 года в установленный законом срок.
  171. Пенсионным фондом не отрицается тот факт, что форма СЗВ-М тип «дополняю-
  172. щая» за апрель 2017 года, содержащая сведения в отношении 2 застрахованных лиц, пред-
  173. ставлена учреждением 21.02.2018, следовательно, уточненные сведения индивидуального
  174. учета о застрахованных лицах за апрель 2017 года представлены учреждением в установ-
  175. ленный Пенсионным фондом пятидневный срок.
  176. Доказательства того, что скорректированные учреждением сведения о застрахо-
  177. ванных лицах по форме СЗВ-М» тип «дополняющая» за апрель 2017 года являются не-
  178. полными и (или) содержат недостоверные сведения, не представлены.
  179. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о
  180. том, что после получения уведомления об обнаружении ошибки в представленных сведе-
  181. ниях, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных
  182. сведений за указанный отчетный период (апрель 2017 года), откорректировав их путем
  183. представления в пятидневный срок в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений
  184. о застрахованных лицах («дополняющей формы») за этот период, что допускает не при-
  185. менять к учреждению финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Феде-
  186. рального закона № 27-ФЗ.
  187. Доводы апелляционной жалобы о том, что представление сведений на 2 застрахо-
  188. ванных лиц, сведения о которых не были указаны в отчете от 02.05.2017 не может квали-
  189. фицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактиче-
  190. ски были не дополнены, а представлены в отношении 2 застрахованных лиц впервые и с
  191. нарушением срока, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании ука-
  192. занных норм права, учреждение внесло исправления в представленные сведения о застра-
  193. хованных лицах в установленный для этого срок, ввиду чего основания для привлечения
  194. страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального зако-
  195. на № 27-ФЗ, отсутствуют, соответственно оснований для удовлетворения заявленных
  196. Пенсионным фондом требований о взыскании с учреждения финансовой санкции не име-
  197. ется.
  198. В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связан-
  199. ное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о
  200. застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к от-
  201. ветственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
  202. Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к от-
  203. ветственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является не-
  204. допустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и
  205. противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
  206. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность
  207. страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, бо-
  208. лее оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета
  209. органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и
  210. интересов застрахованных лиц.
  211. Данная позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской
  212. Федерации, изложенной в определениях от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 по делу № А73-
  213. 910/2017, от 01.08.2018 № 306-КГ18-10349, от 01.08.2018 № 309-КГ18-10386, от
  214. 05.09.2018 № 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5702, от 23.10.2018 № 306-КГ18-
  215. 16433.
  216. Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным
  217. в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 № 6-П, в
  218. соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают про-
  219. порциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности
  220. в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других су-
  221. щественных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фис-
  222. кальных правоотношениях.
  223. Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная
  224. оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или наруше-
  225. нии судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
  226. В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции,
  227. установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера-
  228. ции, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не име-
  229. ется.
  230. Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной
  231. пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федера-
  232. ции, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуально-
  233. го кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом
  234. апелляционной инстанции не рассматривается.
  235. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процес-
  236. суального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
  237. Постановил:

  238. решение от 21.01.2019 (резолютивная часть) Арбитражного суда Кемеровской по делу №
  239. А27-26794/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсион-
  240. ного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кеме-
  241. ровском районе Кемеровской области (межрайонное) - без удовлетворения.
  242. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
  243. в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
  244. со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбит-
  245. ражный суд Кемеровской области, только по основаниям, предусмотренным частью 4 ста-
  246. тьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  247. Судья С. В. Кривошеина

Печать

Печатать