9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение АС Самарской области от

  1. Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Филатова М.В.
  2. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Храменковой А.А.,
  3. рассмотрев в судебном заседании 16 апреля 2019 года дело по заявлению общества с
  4. ограниченной ответственностью НПО «Авангард», ОГРН 1126376000409, ИНН
  5. 6376022366
  6. к восточному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора
  7. ЦФО федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Восточное МУГАДН ЦФО
  8. ФСНСТ), г. Рязань
  9. третье лицо: Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление
  10. автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства»
  11. об оспаривании постановления
  12. при участии в заседании:
  13. от заявителя – Вахтин А.А., доверенность от 05.04.2019,
  14. от иных лиц – не явились, извещены,
  15. Установил:

  16. Общество обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать
  17. незаконным и отменить полностью постановление № 1194 по делу об
  18. административном правонарушении от 31.10.2018, вынесенное старшим
  19. государственным инспектором Восточного МУГАДН ЦФО ФСНСТ, о привлечении
  20. общества к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.43 КоАП РФ
  21. и назначении наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
  22. Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.
  23. Заинтересованным лицом представлены возражения на заявленные требования.
  24. Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 121-124, 156 АПК РФ в отсутствие
  25. представителей лиц, участвующих в деле, не обеспечивших явку своих представителей
  26. в судебное заседание, надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного
  27. заседания.
  28. Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы
  29. представителей сторон, в совокупности и в соответствии со ст. 71 АПК РФ оценив
  30. А55-33855/2018 2
  31. обстоятельства дела
  32. Суд
  33. Установил:

  34. Как усматривается из материалов дела, сотрудником Восточного МУГАДН ЦФО
  35. ФСНСТ 18.09.2018 в соответствии с Приказом Восточного МУГАДН ЦФО ФСНСТ от
  36. 01.08.2018 за №178/орг, в ходе проведения внеплановой документарной проверки
  37. юридического лица ООО НПО «Авангард» осуществляющей капитальный ремонт
  38. участка федеральной автомобильной дороги М-5 «Урал» (Москва-Челябинск) км
  39. 360+000 - 367+000 был выявлен факт нарушения требований п.14.5 ст.3, п.п. 24.1, 24.5,
  40. 24.10, ст.5 Тех. Регламента. №827 а именно:
  41. 1. Декларация о соответствии ТС № Д-RU.АГ85.В.24572 на Битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 60/90 - отсутствуют сведения в Едином Реестре соответствия размещённого в общем доступе на сайте Федеральной службы по
  42. аккредитации (htt://fsa.gov.ru);
  43. 2. Сертификат соответствия ТС № RA.BY.AB06.H00050 на Геоволокна нетканые
  44. полиэфирные Dacron Geo - отсутствуют сведения в Едином Реестре соответствия
  45. размещённого в общем доступе на сайте Федеральной службы по аккредитации
  46. (htt://fsa.gov.ru).
  47. Указанные строительные, по мнению управления, материалы применялись с
  48. нарушением требований установленных п.14.5 ст.3, п.п. 24.1, 24.5, 24.10, ст.5 Тех.
  49. Регламента №827. Данные обстоятельства были отражены административным органом в
  50. Акте № 012-ПС от 18.09.2018 проведения внеплановой документарной проверки.
  51. Из материалов дела следует, что ООО НПО «Авангард» приняло на себя
  52. обязательства по оказанию услуг по капитальному ремонту участка федеральной
  53. автомобильной дороги М-5 «Урал» (Москва-Челябинск) на участках км 360+000 - км
  54. 367+000 (на основании государственного контракта № 7/36-17 от 08.12.2017
  55. подписанного с «Заказчиком» Федеральным казенным учреждением «Федеральное
  56. управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного
  57. агентства» (ФКУ «Поволжуправтодор»).
  58. Подрядчик - ООО НПО «Авангард» имеет право провести полный перечень
  59. испытаний поступающих материалов и изделий на соответствие требованиям проектной
  60. документации и не использовать в ходе осуществления работ материалы и
  61. оборудование, если это может привести к нарушению требований, обязательных для
  62. сторон по охране окружающей среды и безопасности работ по капитальному ремонту в
  63. соответствии с требуемыми нормами, установленными законами Российской
  64. Федерации.
  65. Поэтому юридическое лицо ООО НПО «Авангард», обязано проводить входной
  66. контроль строительных материалов и прилагаемых документов к ним, применяемые при
  67. А55-33855/2018 3
  68. капитальном ремонте участка федеральной автомобильной дороги М-5 «Урал» (Москва-
  69. Челябинск) на участке км 360+000 - км 367+000 и применять дорожно-строительные
  70. материалы с подтверждением декларации о соответствии.
  71. На основании данных обстоятельств 31 октября 2018 года старшим
  72. государственным инспектором Восточного МУГАДН ЦФО ФСНСТ Плодухиным
  73. Станиславом Евгеньевичем было вынесено постановление № 1194 (далее
  74. Постановление) по делу об административном правонарушении в отношении Общества
  75. с ограниченной ответственностью «НПО «Авангард». Постановлением ООО "НПО
  76. Авангард" признано виновным в совершении административного правонарушения, за
  77. которое ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного
  78. штрафа в размере 100 000 рублей.
  79. Общество, считая постановление незаконным и необоснованным, обратилось в
  80. арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
  81. В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об
  82. оспаривании решения административного органа о привлечении к административной
  83. ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и
  84. обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих
  85. полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение,
  86. устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной
  87. ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности,
  88. не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а
  89. также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
  90. Установленный законом порядок реализации административной ответственности
  91. является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об
  92. административном правонарушении и назначающих административные наказания.
  93. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что административное наказание
  94. применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к
  95. административной ответственности, административное правонарушение.
  96. Право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, как
  97. основной принцип института административной ответственности, направлено на
  98. обеспечение справедливого и правильного установления всех обстоятельств
  99. предполагаемого административного правонарушения в состязательной форме в целях
  100. реализации задач производства по делам об административных правонарушениях.
  101. Согласно статье 26.2 КоАП доказательствами по делу об административном
  102. правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,
  103. орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают
  104. А55-33855/2018 4
  105. наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица,
  106. привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства,
  107. имеющие значение для правильного разрешения дела.
  108. Эти данные устанавливаются протоколом об административном
  109. правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом,
  110. объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об
  111. административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей,
  112. заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных
  113. технических средств, вещественными доказательствами.
  114. Не допускается использование доказательств по делу об административном
  115. правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления
  116. государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные
  117. доказательства получены с нарушением закона.
  118. Как следует из протокола об административном правонарушении и
  119. оспариваемого постановления, основанием возбуждения дела об административном
  120. правонарушении в отношении Общества «НПО Авангард» в рассматриваемом случае
  121. послужили результаты проведенной МУГАНД административной проверки.
  122. В ходе рассмотрения дела судом установлено и материалами дела
  123. подтверждается, что в рассматриваемом случае наличие нарушений зафиксировано в
  124. рамках производства по делу об административном правонарушении, а именно в
  125. протоколе об административном правонарушении от 08.10.2018.
  126. Вопросы возбуждения дела об административном правонарушения, порядка
  127. рассмотрения дела об административном правонарушении регулируются нормами
  128. КоАП РФ.
  129. В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об
  130. административном правонарушении является непосредственное обнаружение
  131. должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных
  132. правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события
  133. административного правонарушения.
  134. Таким образом, независимо от оснований и порядка проведения проверки,
  135. непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять
  136. протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных,
  137. указывающих на наличие события административного правонарушения, является
  138. основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по
  139. соответствующей статье.
  140. КоАП РФ не содержит норм, не позволяющих использовать результаты
  141. А55-33855/2018 5
  142. плановых выездных проверок, следовательно, поступление полученной в результате
  143. таких проверок информации о нарушении поднадзорным лицом установленных правил
  144. и норм является самостоятельным поводом к возбуждению дела об административном
  145. правонарушении в порядке статьи 28.1 КоАП РФ.
  146. Непосредственное выявление административным органом факта совершения
  147. административного правонарушения не противоречит нормам КоАП РФ.
  148. Обнаружение факта совершения административного правонарушения влечет
  149. осуществление административным органом всех последующих действий в ходе
  150. производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном
  151. КоАП РФ. Производство по делу об административном правонарушении представляет
  152. собой самостоятельную процедуру, регламентируемую КоАП РФ.
  153. Согласно части 2 статьи 28.1 КоАП РФ событие административного
  154. правонарушения фиксируется в протоколе, который в соответствии со статьей 26.2
  155. КоАП РФ является основной формой фиксации доказательств по делам об
  156. административных правонарушениях.
  157. В данном случае поводом для возбуждения дела об административном
  158. правонарушении по факту выявленных нарушений послужило непосредственное
  159. обнаружение административным органом факта (события) административного
  160. правонарушения, в связи с чем был составлен протокол об административном
  161. правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4.2
  162. КоАП РФ.
  163. Заявитель в обоснование своей позиции ссылается на следующие обстоятельства.
  164. ООО НПО «Авангард» заключило договор с ООО «АБЗ №1» о поставке готовой
  165. продукции №2 от 28.04.2016 года, в соответствии с которым ООО НПО «Авангард»
  166. закупает у ООО «АБЗ №1» готовую продукцию (битум нефтяной дорожный вязкий
  167. марки БНД 60/90).
  168. В свою очередь, ООО «АБЗ №1» (по запросу ООО НПО «Авангард»)
  169. предоставило договор купли-продажи нефтепродуктов №966/16 от 01.06.2016 года,
  170. заключенный между ООО «АБЗ №1» и ООО «ТК-Виктория», согласно условиям
  171. которого ООО «ТК-Виктория» обязуется поставлять, а ООО «АБЗ №1» - принимать и
  172. оплачивать нефтепродукты. Согласно п.п. 1.3, 3.1 указанного договора качество
  173. поставляемого товара должно соответствовать стандартам (ГОСТ и ТУ) на данный вид
  174. товара.
  175. ООО НПО «Авангард» заключило договор поставки №16/2018 от 06.03.2018 года
  176. с ООО «ПТК Объединенные ресурсы» на поставку материалов (геоволокна нетканные
  177. полиэфирные Dacron Geo), используемых для дорожного строительства. Согласно п.
  178. А55-33855/2018 6
  179. 2.13 указанного договора, поставляемый товар должен соответствовать действующим
  180. требованиям ГОСТ и ТУ РФ.
  181. Вышеуказанными поставщиками вместе с товаром были предоставлены
  182. Сертификаты качества на товар, которые и были представлены по запросу
  183. контролирующего органа.
  184. Законодательство Российской Федерации не содержит положений, возлагающих
  185. на Покупателя обязанность по проверке подлинности предоставляемых
  186. деклараций/сертификатов соответствия качества.
  187. Принимая товар с документацией, подтверждающей надлежащее качество, ООО
  188. НПО «Авангард» исходило из добросовестности Поставщиков.
  189. Также Заявитель отмечает, что в соответствии с нормами действующего
  190. законодательства и соответствующими перечнями такая продукция как битум нефтяной
  191. дорожный вязкий марки БНД 60/90, геоволокна нетканные полиэфирные Dacron Geo,
  192. обязательной сертификации не подлежат. Соответственно, сведения о них в реестр не
  193. вносятся.
  194. Кроме того, в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза
  195. «Безопасность автомобильных дорог» TP ТС 014/2011 (приложение 1 и 2) битум
  196. нефтяной дорожный вязкий марки БНД 60/90, геоволокна нетканные полиэфирные
  197. Dacron Geo не подлежат обязательному подтверждению соответствия в форме
  198. сертификации или декларирования.
  199. Таким образом, отсутствие в Едином реестре соответствия, размещенном на
  200. сайте Федеральной службы по аккредитации (http://fsa.gov.ru), сертификатов на
  201. указанные выше материалы не свидетельствует о том, что данные материалы не
  202. соответствуют требованиям по качеству.
  203. А также заявитель сослался на возможность применения положений ст.4.1 КоАП
  204. РФ.
  205. Между тем, при исследовании процедуры составления протокола об
  206. административном правонарушении, суд первой инстанции установил следующее.
  207. Согласно требованиям частей 2, 3 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об
  208. административном правонарушении указываются дата и место его составления,
  209. должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в
  210. отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии,
  211. имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются
  212. свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного
  213. правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской
  214. Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное
  215. А55-33855/2018 7
  216. административное правонарушение, объяснение физического лица или законного
  217. представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные
  218. сведения, необходимые для разрешения дела.
  219. При составлении протокола об административном правонарушении физическому
  220. лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых
  221. возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам
  222. производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные
  223. настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
  224. Исходя из положений части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки
  225. физического лица, или законного представителя физического лица, или законного
  226. представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу
  227. об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке,
  228. протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия
  229. протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении
  230. которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
  231. Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется
  232. при непосредственном участии в его составлении физического лица, или законного
  233. представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в
  234. отношении которых ведется производство по делу об административном
  235. правонарушении. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в
  236. случаях, если имеются данные о надлежащем извещении их о месте и времени
  237. составления протокола об административном правонарушении.
  238. Цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется
  239. протокол, должно иметь точное представление о времени и месте его составления.
  240. Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте
  241. составления протокола входит в задачу органов, уполномоченных составлять
  242. протоколы.
  243. Согласно пункту 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
  244. Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в
  245. судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при
  246. рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов
  247. о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли
  248. приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения
  249. лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,
  250. либо его законного представителя о составлении протокола об административном
  251. правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами,
  252. А55-33855/2018 8
  253. предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
  254. Данные требования закона в рассматриваемом случае не были соблюдены, что
  255. подтверждается следующими обстоятельствами.
  256. Исходя из материалов дела, протокол об административном правонарушении от
  257. 08.10.2018 составлен в отсутствие представителя ООО НПО «Авангард».
  258. В качестве доказательства надлежащего извещения общества о месте и времени
  259. составления протокола об административном правонарушении, назначенном на
  260. 08.10.2018 на 10 час. 00 мин., представлена копия повестки Восточного МУГАДН ЦФО
  261. ФСНСТ от 18.09.2018 (л.д.16-17) об извещении лица о составлении протокола об
  262. административном правонарушении. Вместе с тем, как установлено судом, данное
  263. извещение направлено Обществу «Авангард» в г. Тамбов (л.д.20-21).
  264. Обратного суду не представлено.
  265. Вместе с тем, согласно сведениям из Единого государственного реестра
  266. юридических лиц, ООО «НПО Авангард» находится по адресу: 443067, г. Самара, ул.
  267. Карбышева, д. 65Б, кабинет 306.
  268. Таким образом, юридическое лицо не было извещено по надлежащему адресу
  269. составления протокола об административном правонарушении.
  270. С учетом данных обстоятельств суд считает, что протокол от 08.10.2018 об
  271. административном правонарушении составлен в отсутствие доказательств надлежащего
  272. извещения ООО «НПО Авангард» о месте его составления, что является существенным
  273. нарушением, так как в данном случае лицо, привлекаемое к административной
  274. ответственности, было лишено предоставленных ему частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ
  275. гарантий защиты прав и не могло воспользоваться своими процессуальными правами.
  276. Возможность устранения допущенных недостатков отсутствует.
  277. Как указано судом выше, факт не извещения лица, привлекаемого к
  278. административной ответственности о месте составления протокола, административным
  279. органом не опровергнут надлежащими доказательствами.
  280. Таким образом, нарушение порядка составления протокола об
  281. административном правонарушении следует рассматривать как нарушение порядка
  282. привлечения к административной ответственности. В связи с чем такой протокол,
  283. оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, в силу статьи 26.2 КоАП
  284. РФ не может быть признан доказательством по делу, следовательно, не может
  285. подтверждать наличие события и состава вменяемого предпринимателю
  286. административного правонарушения и служить основанием для привлечения к
  287. административной ответственности.
  288. Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
  289. А55-33855/2018 9
  290. Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в
  291. судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях",
  292. нарушение административным органом при производстве по делу об административном
  293. правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской
  294. Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в
  295. удовлетворении требования административного органа о привлечении к
  296. административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального
  297. кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены
  298. оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211
  299. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если
  300. указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили
  301. всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
  302. Поскольку указанное процессуальное нарушение носит существенный характер,
  303. возможность его устранения в судебном порядке отсутствует, оспариваемое
  304. постановление Восточного межрегионального управления государственного
  305. автодорожного надзора Центрального федерального округа № 1194 от 31.10.2018 суд
  306. признает незаконным и отменяет.
  307. Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 208-211 Арбитражного процессуального
  308. кодекса Российской Федерации,
  309. Решил:

  310. Заявление удовлетворить. Признать незаконным и отменить полностью
  311. постановление, вынесенное 31.10.2018, Восточного межрегионального управления
  312. государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа № 1194 о
  313. привлечении ООО НПО «Авангард» к административной ответственности,
  314. предусмотренной ч.1 ст.14.43 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в
  315. размере 100 000 руб.
  316. Решение может быть обжаловано в течение в течение десяти дней со дня
  317. принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением
  318. апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
  319. Судья / М.В. Филатов

Печать

Печатать