9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение АС Иркутской области от

  1. Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2019 г.
  2. Решение в полном объеме изготовлено 17 апреля 2019 г.
  3. Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Пугачёва А.А., при ведении
  4. протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каланда О.В., рассмотрев
  5. в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Оруджова
  6. Азиза Аббас оглы (Иркутская область, Иркутский район)
  7. к Иркутской таможне (ОГРН 1023801543908, ИНН 3800000703, место нахождения:
  8. 664046, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Александра Невского, д. 78)
  9. о признании незаконными и отмене постановления от 04.04.2018 № 10607000-291/2018.
  10. при участии в заседании
  11. от заявителя: не явились, извещены,
  12. от ответчика: Порошина О.В. – представитель по доверенности (паспорт), Колобова С.В. -
  13. представитель по доверенности (удостоверение), Петрушенко И.К. - представитель по
  14. доверенности (удостоверение)
  15. В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской
  16. Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 11.04.2019 до 09 час. 30 мин.
  17. 17.04.2019.
  18. Установил:

  19. Индивидуальный предприниматель Оруджов Азиз Аббас оглы (далее – заявитель,
  20. предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Иркутской таможне
  21. (далее – ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене
  22. постановления о назначении административного наказания по делу об административном
  23. правонарушении от 04.04.2018 № 10607000-291/2018.
  24. Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в
  25. судебное заседание не явился.
  26. Представители ответчика заявленные требования не признали, дав пояснения в
  27. соответствии с доводами, изложенными в отзыве.
  28. Исследовав материалы дела, заслушав представителей ответчика
  29. Суд
  30. Установил:

  31. следующее.
  32. Оруджов А.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за
  33. основным государственным регистрационным номером 115385000024911.
  34. Отделом валютного контроля Иркутской таможни проведена проверка соблюдения
  35. валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного
  36. регулирования по контракту от 07.12.2015 № 12 000 1 (акт проверки №
  37. 10607000/210218/0000016), в результате которой установлено следующее.
  38. Резидент - индивидуальный предприниматель Оруджов А.А. (продавец) и
  39. нерезидент деревообрабатывающая фабрика «Фан Юань», Китай (покупатель) заключили
  40. контракт от 07.12.2015 № 12 000 1 на поставку пиломатериалов хвойных пород,
  41. классифицируемых в товарной субпозиции 4403 99 ТН ВЭД ЕАЭС.
  42. Сумма контракта составляет 116 000 000,00 рублей, срок действия контракта до
  43. 31.12.2017. Условия поставки DAF Забайкальск (в редакции дополнительного соглашения
  44. от 25.04.2017 к контракту).
  45. На основании требований Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О
  46. порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам
  47. документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке
  48. оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками
  49. валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция № 138-И) в
  50. Иркутском отделении №8586 ПАО Сбербанк на контракт от 07.12.2015 №12000 1
  51. оформлен паспорт сделки (далее - ПС) № 15120045/1481/1945/1/2 от 11.12.2015.
  52. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона РФ от 10.12.2003
  53. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный
  54. закон № 173-ФЗ) резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми
  55. контрактами, обеспечить получение на свои банковские счета в уполномоченных банках
  56. иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающиеся за переданные
  57. нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им
  58. информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные
  59. права на них.
  60. В соответствии с пунктом 5 «Сроки и условия оплаты» контракта от 07.12.2015 № 12
  61. 000 1 «Оплата за поставляемый товар производится в форме банковского перевода в
  62. течение 180 дней с даты выпуска товара, возможна предоплата...».
  63. Индивидуальный предприниматель Оруджов А.А. в счет исполнения указанного
  64. контракта в регионе деятельности Иркутской таможни по декларации на товары (далее-
  65. ДТ) № 10607052/150216/0000763 (сумма по счету 448776, 71 рублей) продекларирован
  66. товар - «пиловочник л/п (береза бородавчатая... » (товарная субпозиция ТН ВЭД ЕАЭС
  67. 4403 99), объемом 68,34 м3, дата выпуска 15.02.2016).
  68. Стоимость переданного 15.02.2016 в адрес инопартнера товара по ДТ №
  69. 10607052/150216/0000763 (сумма по счету 448776, 71 рублей) подлежала оплате в срок по
  70. 13.08.2016 включительно.
  71. Валютная выручка за переданный по ДТ № 10607052/150216/0000763 товар в сумме
  72. 448776,71 рублей перечислена 16.05.2017 , т.е. с нарушением установленного контрактом
  73. от 07.12.2015 № 12 000 1 срока на 274 дней. Следовательно, Оруджовым А.А. не
  74. исполнена обязанность по обеспечению зачисления в срок до 15.08.2016 включительно
  75. денежных средств за переданные нерезиденту товары в сумме 448776,71 руб.
  76. По данным фактам несоблюдения Оруджовым А.А. обязанности, предусмотренной
  77. пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ, таможенным органом
  78. 21.02.2018 составлен протокол об административном правонарушении № 10607000-
  79. 291/2018 по части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных
  80. правонарушениях (далее - КоАП РФ).
  81. Постановлением Иркутской таможни от 04.04.2018 № 10607000-291/2018
  82. предприниматель Оруджов А.А. привлечен к административной ответственности за
  83. указанные правонарушения по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в
  84. виде штрафа в размере 82103,71 руб. (1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от размера
  85. денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением
  86. установленного срока за каждый день просрочки зачисления денежных средств).
  87. Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель Оруджов А.А.
  88. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
  89. Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему выводу.
  90. В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса
  91. Российской Федерации (АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных
  92. органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания
  93. обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной
  94. ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое
  95. решение.
  96. На основании части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании
  97. решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  98. арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность
  99. оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий
  100. административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись
  101. ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден
  102. ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности
  103. привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства,
  104. имеющие значение для дела.
  105. В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения
  106. административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в
  107. заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
  108. Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном
  109. правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события
  110. административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия
  111. (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской
  112. Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в
  113. совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и
  114. отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного
  115. административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по
  116. делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для
  117. правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения
  118. административного правонарушения.
  119. В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об
  120. административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании
  121. которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело,
  122. устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения,
  123. виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные
  124. обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
  125. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении,
  126. иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в
  127. отношении которого ведется производство по делу об административном
  128. правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными
  129. документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными
  130. доказательствами.
  131. Не допускается использование доказательств по делу об административном
  132. правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств,
  133. полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля
  134. (надзора) и муниципального контроля.
  135. Как установлено судом и следует из материалов дела, протокол об
  136. административном правонарушении от 21.02.2018 № 10607000-291/2018 составлен
  137. главным государственным таможенным инспектором отдела валютного контроля
  138. Иркутской таможни в отсутствие индивидуального предпринимателя.
  139. В силу части 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право
  140. составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями
  141. 1, 2, 3 и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными
  142. федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами
  143. исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии
  144. с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным
  145. законодательством. На основании Перечня должностных лиц таможенных органов
  146. Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных
  147. правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ и осуществлять административное
  148. задержание, утвержденного Приказом Федеральной таможенной службы Российской
  149. Федерации от 02.12.2014 № 2344, к числу должностных лиц таможенных органов,
  150. уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях,
  151. относятся, в том числе главные государственные таможенные инспекторы.
  152. Из этого следует, что главный государственный таможенный инспектор отдела
  153. валютного контроля Иркутской таможни уполномочен составлять протоколы об
  154. административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ.
  155. О дате, времени и месте рассмотрения дел об административных правонарушениях
  156. предприниматель извещен.
  157. Постановление от 04.04.2018 № 10607000-291/2018 вынесено и.о. заместителя
  158. начальника Иркутской таможни в отсутствие предпринимателя.
  159. Частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение
  160. резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в
  161. уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации,
  162. причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов
  163. работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию
  164. или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на
  165. них, включая случаи, когда резидент не обеспечил получение причитающихся по
  166. внешнеторговому договору (контракту) иностранной валюты или валюты Российской
  167. Федерации в сроки, предусмотренные соответствующим внешнеторговым договором
  168. (контрактом), заключенным между резидентом и нерезидентом, на банковский счет
  169. финансового агента (фактора) - резидента в уполномоченном банке, если финансовый
  170. агент (фактор) - резидент не является уполномоченным банком, либо на
  171. корреспондентский счет соответствующего уполномоченного банка, если финансовый
  172. агент (фактор) - резидент является уполномоченным банком, в случае, если такому
  173. финансовому агенту (фактору) - резиденту было уступлено денежное требование
  174. иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся резиденту в
  175. соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) за переданные
  176. нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги либо за
  177. переданные ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том
  178. числе исключительные права на них, либо невыполнение резидентом в установленный
  179. срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках
  180. иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся от нерезидента
  181. в соответствии с условиями договора займа, в виде наложения административного штрафа
  182. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
  183. юридического лица, и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки
  184. Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на
  185. счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день
  186. просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до
  187. одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных
  188. банках; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
  189. Объектом правонарушения являются отношения в области валютного
  190. законодательства.
  191. Объективная сторона правонарушения выражается в невыполнении резидентом в
  192. установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в
  193. уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации,
  194. причитающихся за переданные нерезидентам товары.
  195. Иными словами объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4
  196. статьи 15.25 КоАП РФ, образует противоправное бездействие, заключающееся в
  197. невыполнении резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои
  198. банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской
  199. Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары
  200. Из материалов дела об административном правонарушении № 10607000-291/2018
  201. следует, что резидент индивидуальный предприниматель Оруджов А.А. (продавец)
  202. заключил с нерезидентом деревообрабатывающей фабрикой «Фан Юань», Китай,
  203. (покупатель) контракт от 07.12.2015 на поставку пиломатериалов хвойных пород,
  204. классифицируемых в товарной субпозиции 4403 99 ТН ВЭД ЕАЭС.
  205. Проверкой установлено, что выручка, причитающаяся за переданный нерезиденту
  206. товар по ДТ № 10607052/150216/0000763 в сумме 448776, 71 руб. поступила на счет в
  207. уполномоченном банке с нарушением срока, предусмотренного контрактом от 07.12.2015
  208. № 12 000 1, на 274 дня.
  209. В рассматриваемом случае, противоправное бездействие выразилось в
  210. невыполнении резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои
  211. банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской
  212. Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары.
  213. Субъектом правонарушения является лицо, на которое в силу действующего
  214. законодательства возложена обязанность по получению в установленный срок на свои
  215. банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской
  216. Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары.
  217. Пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что при
  218. осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено
  219. настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми
  220. договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские
  221. счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации,
  222. причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за
  223. переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги,
  224. переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе
  225. исключительные права на них.
  226. Таким образом, обязанность по получению в установленный срок на свои
  227. банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской
  228. Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары возлагается на
  229. резидентов.
  230. В рассматриваемом случае, резидентом, и соответственно, субъектом
  231. ответственности является индивидуальный предприниматель Оруджов А.А.
  232. Довод предпринимателя о том, что в его действиях отсутствует вина в совершении
  233. административного правонарушения, суд находит необоснованным на основании
  234. следующего.
  235. На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной
  236. ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых
  237. установлена его вина.
  238. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным
  239. правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие)
  240. физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов
  241. Российской Федерации об административных правонарушениях установлена
  242. административная ответственность.
  243. В силу пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ при
  244. осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено
  245. данным Законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами
  246. (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в
  247. уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации,
  248. причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за
  249. переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги,
  250. переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе
  251. исключительные права на них.
  252. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои
  253. банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской
  254. Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары является основанием для
  255. привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ.
  256. Системный анализ названных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что
  257. получение резидентом валютной выручки с превышением срока, предусмотренного
  258. контрактом, по причине несвоевременной оплаты нерезидентом при отсутствии фактов
  259. противоправного поведения резидента, препятствующего получению валютной выручки
  260. на свои банковские счета в уполномоченных банках, а также в случае принятия
  261. резидентом зависящих от него мер для получения этой выручки не образует состава
  262. правонарушения, установленного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ.
  263. Такая правовая позиция выражена в постановлениях Президиума Высшего
  264. Арбитражного суда Российской Федерации от 28.04.2009 № 15714/08 и от 30.03.2010 №
  265. 15970/09.
  266. В обоснование доводов о принятии соответствующих мер заявитель указывает, что в
  267. соответствии с пунктом 5.3 внешнеэкономического контракта была предусмотрена
  268. ответственность покупателя за нарушения сроков оплаты в виде неустойки в размере 0.1
  269. % от неоплаченной суммы задолженности за каждый день просрочки платежа, а также
  270. 25.04.2017 было подписано дополнительное соглашение к внешнеэкономическому
  271. контракту, продлевающее его действие.
  272. Так, из материалов дела следует, что Оруджов А.А. заключил с
  273. деревообрабатывающей фабрикой «Фан Юань» (Китай) внешнеэкономический контракт
  274. от 07.12.2015 № 12 000 1 сроком действия с 07.12.2015 по 31.12.2016 (подпункт 7.1 пункта
  275. 7 контракта) и с оплатой за поставленный по контракту товар в форме банковского
  276. перевода в течении 180 дней с даты выпуска товара, возможна предоплата (подпункт 5.1
  277. пункта 5 контракта). Дополнительным соглашением от 25.04.2017 к указному контракту
  278. продлен срок действия контракта до 31.12.2017.
  279. Поскольку публично-правовая обязанность, установленная частью 1 статьи 19
  280. Федерального закона № 173-ФЗ, не может быть подменена гражданско-правовым
  281. волеизъявлением сторон, то есть правоотношения, возникающие между резидентом и
  282. государством в части исполнения обязанности по обеспечению требования о репатриации
  283. (получению) иностранной валюты и валюты Российской Федерации от внешнеторговой
  284. деятельности, не регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, и
  285. подлежит исполнению в том порядке, который установлен валютным законодательством,
  286. продление контрактных сроков получения денежных средств, причитающихся за
  287. переданные нерезиденту товары путем заключения дополнения к внешнеторговому
  288. контракту может свидетельствовать об отсутствии нарушения требования части 1 статьи
  289. 19 Федерального закона № 173-ФЗ о репатриации (получении) иностранной валюты и валюты Российской Федерации от внешнеторговой деятельности в случае, если указанное дополнение заключено до истечения данных сроков.
  290. Из дополнительного соглашения от 25.04.2017 к внешнеторговому контракту от
  291. 07.12.2015 № 12 000 1 следует, что стороны согласовали продление действия контракта до
  292. 31.12.2017, продлены сроки отгрузки товара до 31.12.2017. Указанным дополнительным
  293. соглашением сроки оплаты уже отгруженного товара не продлялись. По спорным
  294. декларациям на товары к моменту заключения данного дополнительного соглашения
  295. сроки оплаты уже истекли.
  296. Заявителем не представлено доказательств принятия мер, направленных на
  297. взыскание неустойки, предусмотренной пунктом 5.1 внешнеэкономического контракта, за
  298. нарушение сроков оплаты, по истечении 180 дней с даты выпуска товара, либо принятия
  299. иных мер в целях побуждения контрагента к осуществлению оплаты по контракту.
  300. При таких обстоятельствах, неустойка, предусмотренная внешнеэкономическим
  301. контрактом за нарушения сроков оплаты по контракту, а также заключение
  302. дополнительного соглашения после истечения срока исполнения обязательств не могут
  303. быть приняты в качестве необходимых, разумных и достаточных мер для обеспечения
  304. репатриации валютной выручки заявителем.
  305. Таким образом, побуждением к исполнению заявителем установленной законом
  306. обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках
  307. иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные
  308. нерезидентам товары, явилась начатая таможенным органом проверка по соблюдению
  309. актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного
  310. регулирования.
  311. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 02.04.2009 № 486-0-
  312. О указал, что положения пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ во
  313. взаимосвязи с другими нормами законодательства об административных
  314. правонарушениях предполагают наличие вины юридического лица для привлечения его к
  315. административной ответственности за нарушение правил валютного регулирования,
  316. выразившейся в непринятии необходимых, разумных и достаточных мер для обеспечения
  317. репатриации валютной выручки на каждой стадии (подготовки, заключения, исполнения)
  318. договора и взыскания задолженности.
  319. В случае поставки товара, оказания услуг нерезиденту, резидент в целях исполнения
  320. публично-правовой обязанности по репатриации валютной выручки должен как на стадии
  321. заключения контракта, так и на стадии его исполнения с учетом установленных
  322. контрактом сроков оплаты поставляемого товара предпринять все необходимые,
  323. разумные и достаточные меры для обеспечения репатриации валютной выручки на
  324. каждой стадии (подготовки, заключения, исполнения) договора и взыскания
  325. задолженности.
  326. Доказательств того, что до заключения внешнеэкономического контракта от
  327. 07.12.2015 № 12 000 1 заявителем выяснялось финансовое положение, надежность и
  328. деловая репутация деревообрабатывающей фабрики «Фан Юань», индивидуальным
  329. предпринимателем не представлено.
  330. В ходе исполнения внешнеэкономического контракта от 07.12.2015 № 12 000 1
  331. Оруджов А.А. не воспользовался:
  332. - предусмотренной подпунктом 5.1 пункта 5 контракта возможностью получения от
  333. контрагента предоплаты;
  334. - предусмотренной подпунктом 5.3 пункта 5 контракта возможностью начисления
  335. неустойки, за нарушение сроков оплаты по контракту;
  336. - предусмотренной подпунктом 8.1 пункта 8 контракта возможностью вести
  337. переговоры с контрагентом (ведение претензионной работы):
  338. Надлежащих доказательств ведения с деревообрабатывающей фабрикой «Фан
  339. Юань» претензионной работы предпринимателем в материалы дела не представлено.
  340. Также заявителем не предпринималось каких-либо мер по изменению условий
  341. контракта, направленных на соблюдение условий, обеспечивающих своевременное
  342. поступление валютной выручки, в части изменения сроков оплаты по контракту.
  343. Таким образом, материалами административного дела достоверно установлено, что
  344. у индивидуального предпринимателя Оруджова А.А. имелась возможность для
  345. соблюдения положений валютного законодательства Российской Федерации, однако,
  346. всех зависящих (необходимых, разумных и достаточных) от него мер по исполнению
  347. установленной законом обязанности, предпринято не было.
  348. Указанная позиция подтверждается Постановлениями Четвертого арбитражного
  349. апелляционного суда от 13.12.2018 по делу № А19-11438/2018, от 01.03.2013 по делу №
  350. А78-9077/2012, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от
  351. 02.02.2015 и постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от
  352. 08.10.2014 по делу № А44-3204/2014.
  353. Процессуальных нарушений, не позволивших объективно, полно и всесторонне
  354. рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять
  355. правильное решение, административным органом не допущено.
  356. Протокол об административном правонарушении составлен 21.02.2018 в отсутствие
  357. лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенного надлежащим
  358. образом о данном процессуальном действии. Уведомление таможенного органа о
  359. составлении протокола получено индивидуальным предпринимателем Оруджовым А.А.
  360. 16.02.2018. Также Оруджов А.А. извещался о дате, времени и мете составления протокола
  361. об административном правонарушении по месту регистрации (Иркутская область, с.
  362. Смоленщина, ул. Терешковой, 15-1) телеграммой от 13.02.2018, которая не была
  363. доставлена по причине отсутствия адресата.
  364. Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
  365. пункте 24 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в
  366. судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при
  367. рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о
  368. привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли
  369. приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения
  370. лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,
  371. либо его законного представителя о составлении протокола об административном
  372. правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами,
  373. предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
  374. В силу абзаца третьего пункта 24.1 названного Постановления Пленума ВАС РФ
  375. также отмечено, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от
  376. получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на
  377. почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
  378. Частью 4 статьи 25.15 КоАП РФ установлено, что если лицо, участвующее в
  379. производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о
  380. направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в
  381. производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В
  382. этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу
  383. об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким
  384. лицом адресу.
  385. Таким образом, таможенным органом приняты все необходимые и достаточные
  386. меры для извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и
  387. времени рассмотрения дел об административном правонарушении.
  388. Доказательствами того, что индивидуальный предприниматель уведомлен о месте и
  389. времени рассмотрения дел об административном правонарушении, является
  390. представление Оруджовым А.А.о. в Иркутскую таможню документов, подтверждающих
  391. имущественное и финансовое положение лица, до рассмотрения дела (письмо от
  392. 02.04.2018 об отсутствии на балансе организации имущества, выписка операций по
  393. лицевому счету о наличии денежных средств, налоговая декларация, которые
  394. обозревались при рассмотрении дел об административном правонарушении и
  395. учитывались при назначении административного наказания).
  396. Таким образом, нарушений процедуры привлечения лица к административной
  397. ответственности не установлено и на наличие таковых заявитель не ссылается.
  398. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном
  399. правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих
  400. неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной
  401. ответственности, арбитражным судом не установлено.
  402. Обстоятельств, смягчающих административную ответственность,
  403. административным органом не установлено, предпринимателем не заявлено.
  404. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, административным
  405. органом не установлено.
  406. Индивидуальный предприниматель Оруджов А.А.о., не оспаривая факт
  407. совершенных правонарушений, указал на возможность применения положений статьи
  408. 4.1.1 КоАП РФ и замены наказаний в виде административных штрафов на
  409. предупреждение, поскольку он является субъектом малого предпринимательства.
  410. Рассматривая данный довод заявителя
  411. Суд
  412. Установил:

  413. В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП при назначении административного
  414. наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им
  415. административного правонарушения, имущественное и финансовое положение
  416. юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и
  417. обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
  418. В соответствии с частью 1 статьи 3.4 КоАП предупреждением является мера
  419. административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или
  420. юридического лица.
  421. По части 2 статьи 3.4 КоАП предупреждение устанавливается за впервые
  422. совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или
  423. возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и
  424. растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам
  425. истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы
  426. чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии
  427. имущественного ущерба.
  428. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не
  429. предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона
  430. субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях,
  431. административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено
  432. являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу,
  433. осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического
  434. лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии
  435. со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 3.4 Кодекса).
  436. Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего
  437. предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без
  438. образования юридического лица, и юридическим лицам за впервые совершенное
  439. административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного
  440. контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение
  441. административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено
  442. соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской
  443. Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде
  444. административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии
  445. обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.
  446. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене
  447. на предупреждение в случае совершения административного правонарушения,
  448. предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23,
  449. частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ (часть 2 статьи
  450. 4.1.1 КоАП РФ).
  451. Санкция части 4 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает назначение штрафа,
  452. возможность назначения административного наказания в виде предупреждения не
  453. устанавливает.
  454. По настоящему делу установлено, что Оруджов А.А.о. включен 01.08.2016 в Единый
  455. реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с категорией
  456. «Микропредприятие». Представитель заявителя пояснил, что предпринимателем
  457. правонарушения совершены впервые, доказательства причинения вреда или
  458. возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного
  459. или растительного мира, окружающей среде, причинения имущественного ущерба в
  460. материалах дела отсутствуют.
  461. Между тем, одним из условий назначения наказания в виде предупреждения
  462. применительно к части 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса является отсутствие причинения
  463. вреда безопасности государства (либо угрозы его причинения) в результате совершения
  464. административного правонарушения.
  465. Согласно преамбуле, целью принятия Федерального закона № 173-ФЗ является
  466. обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также
  467. устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного
  468. рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной
  469. экономики и международного экономического сотрудничества.
  470. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О
  471. порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие
  472. стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»
  473. определено, что угроза обороне страны и безопасности государства - это совокупность
  474. условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности,
  475. общества и (или) государства.
  476. Статьей 4 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»
  477. установлено, что государственная политика в области обеспечения безопасности является
  478. частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой
  479. совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических,
  480. организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных,
  481. специальных и иных мер.
  482. Основные направления государственной политики в области обеспечения
  483. безопасности определяет Президент Российской Федерации.
  484. Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется
  485. федеральными органами государственной власти, органами государственной власти
  486. субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе
  487. стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и
  488. доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых
  489. Президентом Российской Федерации.
  490. Пунктом 63 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020
  491. года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537,
  492. пунктами 55, 58, 59, 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации,
  493. утвержденной указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683,
  494. установлено, что валютная политика является частью мер национальной безопасности,
  495. направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, одним
  496. из направлений которой является преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией,
  497. теневой и криминальной экономикой.
  498. Данный вывод изложен в Определении Верховного Суда РФ от 20.07.2018 № 302-
  499. АД18-9839 по делу № А33-4036/2017, Постановлении Арбитражного суда Восточно-
  500. Сибирского округа от 26.09.2017 № Ф02-4334/2017 по делу № А33-1388/2017.
  501. Таким образом, суд полагает, что вмененные предпринимателю противоправные
  502. действия (бездействие) по неисполнению обязанности по обеспечению зачисления в
  503. установленные сроки денежных средств за переданные нерезиденту товары, длительность
  504. неисполнения этой обязанности, в рассматриваемом случае создают угрозу причинения
  505. вреда безопасности государства (часть 2 статьи 3.4, часть 1 статьи 4.1.1 КоАП).
  506. Кроме того, судебным актом по делу № А19-11434/2018 в отношении
  507. предпринимателя Оруджова А.А.о., совершившего аналогичное правонарушение, уже
  508. была осуществлена замена административного штрафа на предупреждение.
  509. Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии
  510. совокупности обстоятельств, позволяющих заменить административный штраф на
  511. предупреждение в порядке, установленном статьей 4.1.1 КоАП РФ.
  512. Таким образом, постановление Иркутской таможни от 04.04.2018 № 10607000-
  513. 291/2018, о привлечении индивидуального предпринимателя Оруджова А.А.о. к
  514. административной ответственности за административные правонарушения по части 4
  515. статьи 15.25 КоАП РФ в порядке, установленном статьями 29.9, 29.10 Кодекса РФ об
  516. административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 82103,71 руб.
  517. является правомерным.
  518. В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении
  519. заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к
  520. административной ответственности арбитражный суд установит, что решение
  521. административного органа о привлечении к административной ответственности является
  522. законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении
  523. требования заявителя.
  524. При таких обстоятельствах, заявленные требования Оруджова А.А.о. о признании
  525. незаконным и отмене постановления Иркутской таможни от 04.04.2018 № 10607000-
  526. 291/2018 удовлетворению не подлежат.
  527. На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного
  528. процессуального кодекса Российской Федерации,
  529. Решил:

  530. В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене
  531. постановления Иркутской таможни о назначении административного наказания по делу
  532. об административном правонарушении от 04.04.2018 № 10607000-291/2018 отказать
  533. полностью.
  534. Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в
  535. течение десяти дней со дня его принятия.
  536. Судья А.А. Пугачёв

Печать

Печатать