9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение от

По делу № 2а-117/2019
  1. 21 марта 2019 года село Яльчики
  2. Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:
  3. председательствующего судьи Викторов А.А.,
  4. при секретаре судебного заседания Казаковой Т.Д.,
  5. с участием помощника прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Михайлова Д.Ю.,
  6. представителя ответчика Симендеевой С.А., по доверенности от ДД.ММ.ГГ и диплому о высшем юридическом образовании,
  7. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, созданию и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, об обязании установить специальные места (площадки),
  8. Установил:

  9. Прокурор Яльчикского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.39 КАС РФ обратился в суд с иском к администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики (далее Сельское поселение) о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, созданию и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, об обязании установить специальные места (площадки), указывая, что прокуратурой Яльчикского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГ проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего порядок обращения с отходами производства и потребления на территории администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики.
  10. Согласно ст.13.4 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее Закон №89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1).
  11. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей, статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п.3).
  12. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон №7-ФЗ), п.18 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закона №131-ФЗ), п.19 ст.8 Закона Чувашской Республики №19 от 18.10.2004 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» (далее Закон ЧР №19) к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
  13. Согласно СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта (п.8.2.5.).
  14. В силу п.4 ст. 13.4 Закона №89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммуналь-ных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
  15. Проведенной проверкой установлено, что администрацией сельского поселения длительное время меры по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, созданию и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации не принимаются. Также в нарушение вышеназванных норм, на территории сельского поселения специализированные контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов отсутствуют, что создает угрозу неблагоприятного воздействия на окружающую среду и среду жизнедеятельности граждан, является нарушением требований санитарно- эпидемиологического законодательства.
  16. Прокурор в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на ст.45 ГПК РФ, ч.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», нормы Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления» просил признать незаконным бездействие администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики выразившееся в непринятии мер по определению схемы размещения мест (площадо) накопления твердых коммунальных отходов, созданию и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и обязать администрацию Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу установить специальные площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющие подъездной путь для автотранспорта.
  17. В судебном заседании помощник прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Михайлов Д.Ю. иск прокурора поддержал по изложенным в нем мотивам, и вновь приведя их суду, просил удовлетворить, уточняя при этом в части установления срока исполнения решения суда в течение пяти месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
  18. Представитель административного ответчика Симендеева С.А. в судебном заседании показала, что в целях исполнения Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра сельским поселением было издано постановление №226/1 от 12.12.2018 «Об упорядочении обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики». В настоящее время завершается работа по формированию предварительного реестра мест (площади) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения. И в начале апреля 2019 вопрос по утверждению данного реестра будет рассматриваться на собрании депутатов сельского поселения. Поскольку велась работа по составлению реестра ежедневно, считает, что в действиях сельского поселения отсутствует бездействие в непринятии мер по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
  19. Третье лицо территориальный отдел Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике -Чувашии в Батыревском районе извещенный о месте и времени судебного разбирательства в назначенное время участия своего представителя в судебном заседании не обеспечило. Согласно принятой телефонограмме просил рассмотреть дело без участия их представителя.
  20. С учетом положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд признает возможным рассмотреть дело при данной явке, по имеющимся в деле доказательствам.
  21. Выслушав объяснения административного истца-помощника прокурора, представителя административного ответчика и исследовав следующие доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, суд приходит к следующему.
  22. В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
  23. В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
  24. Частью 1 ст.39 КАС РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
  25. Согласно ст.17 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
  26. В соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального Закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
  27. Таким образом, административное исковое заявление прокурора Яльчикского района Чувашской Республики подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.
  28. В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
  29. Согласно ст.21 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон №52-ФЗ) содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
  30. В силу ч.1 ст.22 Закона №52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  31. В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.10 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов является компетенцией органов местного самоуправления.
  32. Согласно ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 21, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается. Содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
  33. В соответствии со ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  34. Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям действующих в настоящее время «Санитарных правил содержания территорий населения мест» СанПиН 42-128-4690-88 (утверждены Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88) (далее - СанПиН 42128-4690-88).
  35. Пунктом 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
  36. В силу п.8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
  37. В силу п.4 ст.13.4 Закона №7-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
  38. Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 (далее Правила) установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
  39. Как видно из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридического лиц от ДД.ММ.ГГ Яльчикское сельское поселение Яльчикского района Чувашской Республики создано в качестве юридического лица 24.11.2005 и Устава сельского поселения, утвержденного решением Собрания депутатов сельского поселения в состав сельского поселения входят населенные пункты: с.Яльчики; с. Байдеряково; дер. Новое Булаево; дер. Апанасово Темящи; дер. Тоскаево; дер. Новое Тойдеряково (абз2 п.2 ст.3) и к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п.19 ст.6).
  40. Постановлением №226/1 от 12.12.2018 «Об упорядочении обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики» утверждены формы заявок о согласовании с сельским поселением создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения и формы реестра.
  41. Составлен предварительный реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения, согласно которого планируется создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в: с.Яльчики- 11 площадок; с. Байдеряково -5; дер. Новое Булаево - 2; дер. Апанасово Темящи - 2; дер. Тоскаево - 4; дер. Новое Тойдеряково – 2.
  42. Однако соответствующее решение сельским поселением об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения к настоящему времени не принято, что не оспаривается представителем ответчика в судебном заседании.
  43. Согласно справке о проверке в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГ, проведенной прокуратурой Яльчикского района Чувашской Республики установлено, что сельским поселением длительное время меры по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, созданию и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации не принимаются. Также в нарушение вышеназванных норм, на территории сельского поселения специализированные контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов отсутствуют, что создает угрозу неблагоприятного воздействия на окружающую среду и среду жизнедеятельности граждан, является нарушением требований санитарно- эпидемиологического законодательства.
  44. Выявленные нарушения действующего законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами могут привести к неблагоприятной эпизоотической ситуации по возникновению ряда особо опасных и карантинных болезней животных, в том числе общих для человека и животных.
  45. Согласно ст.12 ГПК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
  46. Невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения здоровью граждан и окружающей среде в будущем, что в силу частей 1 и 2 ст.1065 ГК РФ, ст.80 ФЗ «Об охране окружающей среды» является основанием для прекращения вышеуказанной вредной деятельности в судебном порядке.
  47. Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного прокурором требования о том, что непринятие организационных мер по обустройству мест (контейнерных площадок) для сбора и накопления твердых коммунальных отходов по адресам, указанным в приложении к постановлению, что создает угрозу неблагоприятного воздействия на окружающую среду и среду жизнедеятельности граждан, что является нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательств, а также препятствует реализации гражданами своих конституцион-ных прав и свобод.
  48. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в порядке ст.39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц к сельскому поселению о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, созданию и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, об обязании установить специальные места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, обоснованны и подлежат удовлетворению.
  49. Установленный судом срок для исполнения решения должен являться разумным и обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
  50. В данном случае с учетом реальных возможностей ответчика по устранению нарушений и мнения помощника прокурора, суд считает возможным установить срок исполнения судебного решения в течении 5 месяцев, со дня вступления его в законную силу.
  51. В силу положений ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (ч.1). Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ч.2).
  52. Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административ-ного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
  53. В соответствии с п. 9 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
  54. Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
  55. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
  56. Решил:

  57. Признать незаконным бездействие администрации яльчикского сельского поселения яльчикского района чувашской республики выразившееся в непринятии мер по определению (утверждению) схемы размещения (реестра) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах, расположенных на территории сельского поселения.
  58. Обязать администрацию Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики установить специальные площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющие подъездной путь для автотранспорта согласно предварительного реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения, расположенных в населенных пунктах: дер. Апанасово-Темящи – 2 площадки; дер. Тоскаево - 4; с. Байдеряково – 5; дер. Новое Тойдеряково - 2; дер. Новое Булаево - 2; с. Яльчики - 11 в течение пяти месяцев, со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
  59. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики, в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.
  60. Судья А.А. Викторов
  61. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 21.03.2019

Печать

Печатать